непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: " По пути к добру"
Автор: Примаченко Евдокия Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Центр развития ребенка-детский сад "Классика" Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха (Якутия) Наименование материала: конспект Тема: непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: " По пути к добру" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –
детский сад «Классика»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:
« По пути к добру»
для детей старшего дошкольного возраста.
Примаченко Евдокия Алексеевна
Воспитатель
общеразвивающей
группы в возрасте от 5 до 6 лет №12
г. Нерюнгри
Саха (Якутия)
2017г.
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи : Овладение речью как средством общения. Обогащение активного словаря,
развитие звуковой и интонационной культуры речи. Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи, развитие общей моторики.
Воспитание звуковой культуры речи. Воспитание в детях доброты, чуткости,
коллективизма, умения придти товарищу на помощь, прививать любовь к Родине.
Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное, художественно-
эстетическое , физическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказки «Айога», дидактические и словесные игры,
обыгрывание сказок, разгадывание загадок, подвижные игры.
Материалы и оборудование: сундучок, маски и атрибуты для обыгрывания сказки
«Айога», листочки с буквами, клубок, зеркало, ведерко, варежка, лепёшка, мялка.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются.
Воспитатель: « Ребята, посмотрите, какой-то сундучок стоит. Давайте попробуем открыть
его (не открывается). Я знаю, как открыть. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику
«Замок»:
«На двери висит замок,
Никто открыть его не смог.
Мы замочком повертели,
Мы замочком постучали,
Мы замочек потянули - и открыли»
( сундучок открывается.)
Воспитатель: «Ребята, в одной из сказок случилась беда, грусть и печаль там поселилась
навсегда. Давайте узнаем в какой сказке это произошло (воспитатель достаёт предметы:
зеркало, ведерко, варежка, лепёшка, мялка; дети называют их)
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки эти предметы?
Дети : «Из сказки «Айога» ( следить за правильным построением предложений).
Воспитатель: «Правильно, а вот и гусыня Айога.»
Айога: «Здравствуйте, ребята, меня заколдовала злая Снежная королева. Помогите мне
превратиться в добрую девочку».
Воспитатель: А что же с тобой произошло?
Айога: «Сейчас узнаете».
(дети обыгрывают отрывок из сказки «Айога»)
Воспитатель: «Ребята, какой была девочка Айога?»
Ответ детей: «Айога была ленивой, дерзкой, грубой, невоспитанной и т.д.».
Воспитатель: «Верно. Айога была ленивая, а соседская девочка ? (трудолюбивая),
Айога была жадная, а девочка? (щедрая), Айога была грубая, а девочка ? (ласковая)».
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы гусыня превратилась в
девочку?»
Ответы детей: «Нужно её расколдовать, воспитать, сделать ей много хороших дел и т.д.
Воспитатель: «Ну, что же, поможем Айоге? Необходимо идти к Снежной королеве. Кто же
нам покажет дорогу?»
(на «полянке» разбросаны листочки с буквами разные по величине .
Воспитатель: «Нужно собрать слово по возрастающим буквам. Начнем с самой большой
буквы». (Дети собирают слово «Гном»).
Воспитатель: « Сколько, ребята в этом слове букв? А сколько звуков? Какой первый звук?
Второй? Третий? Четвертый? Сколько гласных? Согласных? А где живут гномы?
Дети: « Гномы живут в лесу».
Воспитатель: Ведь это и есть подсказка! Нам необходимо идти в лес.(дети подходят к лесу
перешагивая брёвна, прыгая по кочкам, идя след в след и находят листочек, на котором
написано : « Попадёте в королевство Снежной королевы только после выполнения
следующих заданий. Гном»
Воспитатель: «Ребята, справимся с заданиями?»
Ответ детей: « Да, справимся».
Воспитатель: « И так, первое задание.
Если в лесу растут только березы (сосны, ели, дубы и разные деревья), как назвать
такой лес? (березовый , сосновый, еловый, дубовый, смешанный)
Придумайте родственные слова к слову «лес» (ответы детей)
ТРИЗ. « Лес хорошо – лес плохо».
(обращают внимание на листочек от Гномика )
Воспитатель читает : « Ребята, вы с заданиями справились, поэтому дарю вам клубочек,
который и приведет к Снежной королеве».
Дети: «Спасибо, Гномик».
Воспитатель: «Ребята, путь долгий, давайте отдохнем и поиграем в игру «Мы по лугу шли,
шли….».
Воспитатель бросает клубочек и говорит: « Клубочек, клубочек, ты нас проведи, пойдем за
тобою, а ты впереди».
(подходим к снежной горе)
Воспитатель: « Ребята, какой холод! Чтобы не замёрзнуть ,нам нужно назвать «теплые»
или «горячие» слова».
Дети: « Кипяток, солнце, жара, огонь и т.д.».
(Вдруг появляется Снежная королева)
Снежная королева: « Хватит, прекратите!... прошу вас, от таких слов я могу растаять. Чего
вы хотите?»
Дети просят расколдовать гусыню Айогу и превратить её в добрую девочку.
Снежная королева: « Хорошо, ей поможет то, что лежит в этом сундучке. Только прежде
отгадайте загадку:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук».
Дети: «Это сердце».
(Снежная королева отдает сердце ( игрушку) и уходит)
Воспитатель: «Ребята, что это ?»
Дети: «Это сердце».
Воспитатель: Какое оно?
Ребенок составляет описательный рассказ , после этого отдают «сердце» Айоге и она
превращается в девочку.
Айога: « Спасибо, ребята за помощь. Можно я буду с вами дружить?»
Дети: «Да, конечно».
Воспитатель: « Ребята, как вы думаете, почему Айога превратилась в девочку?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Что помогло нам победить Снежную королеву?»
Ответы детей.
Воспитатель: « Смогла бы Айога одна справиться с колдовством?»
Ответы детей.
Воспитатель: « Правильно, только человек с горячим, чистым, добрым, чутким сердцем
сможет победить зло, колдовство и трудности. А сейчас я предлагаю вырезать сердечки и
подарить друзьям и гостям».
Дети вырезают по контуру сердечки и дарят друг другу и гостям.
Используемая литература:
1.«Сказки народов Севера» А.А.Афанасьев., Д.Р.Кириллов.
2.Программа государственного образовательного стандарта дошкольного образования
3. «Словесные игры в д/саду» А.К.Бондаренко, «Учите играя» Максакова А.И., Тумакова
Г.А.
4. «Аппликация. Простые поделки» Е.Румянцева
.