Автор: Назаренко Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС "Золотой ключик" г.Певек Населённый пункт: Чукотский АО г. Певек Наименование материала: Исследовательский проект Тема: "Человек и море" Раздел: дошкольное образование
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности
мышления,
быстрой
ориентировки,
творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной
важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не
только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно - инициативным, думающим, способным на
творческий подход к любому делу.
Поэтому
на
современном
этапе
все
больше
внимания
уделяется
практической
поисково-
исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там,
где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в
соответствии с содержанием знания.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый
интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского
экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность,
проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
В работах ряда авторов (И. Я. Лернер, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова) подчеркивается особая роль
проблемного
обучения
в
развитии
мыслительной
деятельности
детей,
их
творческих
сил.
С.
Л.
Рубинштейн
писал:
«Мышление
обычно
начинается
с
проблемы
или
вопроса,
с
удивления
или
недоумения,
с
противоречия.
Этой
проблемной
ситуацией
определяется
вовлечение
личности
в
мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на
его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не
сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить
которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом
новыми знаниями и умениями.
Поэтому в своей практике, активно использую проектный метод обучения, проблемные ситуации,
вопросы поискового характера.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Мировой океан из-за протекавших в нем биохимических процессов часто называют колыбелью жизни
на Земле. Океаническая вода - неиссякаемое хранилище разнообразного химического минерального
сырья. В ней растворены все химические элементы периодической системы Менделеева, даже золото и
радиоактивные элементы. Океаны и моря населяет богатый, разнообразный животный и растительный
мир. Море - арена трудовой деятельности для миллионов человек. С древнейших времен океаны и моря -
это дорога, связывающая разные страны. И в наши дни морской транспорт играет огромную роль в
хозяйственной
и
культурной
жизни
народов.
Более
65%
мирового
транспортного
грузооборота
приходится на морской флот. Океан служит сферой мореплавания. Все это делает океаны и моря нашей
планеты
жизненно
необходимыми
человеку,
и
с
течением
времени
эта
необходимость
будет
все
возрастать. Начатое на заре человеческой истории освоение Мирового океана (примитивное рыболовство,
сбор
моллюсков,
плавание
на
утлых
суденышках
в
прибрежных
водах)
непрерывно
продолжалось,
усиливалось и расширялось по мере развития производительных сил человеческого общества, по мере
роста технической вооруженности людей. Но особенно энергично океан стал осваиваться с конца 40-х —
начала 50-х годов нашего столетия. Этот процесс весьма интенсивно продолжается и в настоящее время.
Ныне
освоение
Мирового
океана
занимает
одно
из
центральных
мест
среди
актуальных
проблем
взаимодействия общества и природы.
Рассматривая глобус, я спросила у детей, какой цвет на нем преобладает, дети отвечали голубой,
синий – это моря, океаны. Я предположила, что может не надо нам столько воды на планете, и вообще
какова роль и значение в жизни людей моря и как человек использует его в своей жизни. Не вредит ли
природе своим вмешательством в нее. В ходе споров и дискуссий, мы с детьми выдвинули гипотезу:
Узнать какова ценность использования морских ресурсов в жизни человека, и как влияет деятельность
человека на жизнь обитателей моря.
Целеполагание:
Формировать представление о море как экосистеме;
Систематизировать представления детей об использовании морских ресурсов человеком в
разных сферах деятельности;
Дать представления об экологически правильном поведении.
Объект изучения: Море и его значение в жизни человека.
Задачи:
Тип проекта : краткосрочный (3 недели) учебно – исследовательский, экологический (групповой).
Расширить представления детей об обитателях морей и океанов;
Дать понятие о профессиях людей работающих в море;
Систематизировать представления детей о видах морского транспорта;
Формировать представления детей о значимости полезных ископаемых и
морских ценностей в жизни человека;
Образовательные
Развивать долговременную память;
Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление;
Развивать пространственные представления (умение пользоваться картой,
глобусом);
Расширять и активизировать речевой запас детей;
Развивать координацию движений;
Развивать мелкую моторику;
Развивать экологические навыки детей.
Развивающие
Воспитывать чувство радостного удивления, чувство путешественника и
исследователя;
Умение работать в парах, команде;
Воспитывать интерес к профессиям людей, связанных с морем;
Воспитывать любовь к природе.
Воспитательные
ФОРМЫ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Подготовительный этап.
Просмотрев литературу по теме, я наметила провести цикл познавательных занятий. При планировании
учитывала принцип дидактики: последующее занятие завязано на предыдущем.
Экспериментирование
Исследовательская деятельность
Проблемные ситуации
Беседы, рассказы
Конструирование
Просмотр познавательных фильмов, презентаций
Познание
Беседы о профессиях людей работающих в море
Совместная игра с воспитателем
Беседы после чтения
Социализация
Прочтение и обсуждение прочитанного
Художетсвенная литература
Решение проблемных ситуаций
Беседы после чтения, просмотров, в ходе занятий
Рассматривание картин
Игровое общение
Коммуникация
Беседа об использовании морских ресурсов в
фармацевтической промышленности
Беседа об оздоровительном отдыхе на море
Здоровье
Рисование
Аппликация
Рассматривание эстетически привлекательных картин
Художественное творчество
Просмотр и анализ видеофильмов
Беседы о правильном поведении на воде
Беседы о стихийных бедствиях(цунами, тайфуны)
Беседы о загрязнении окружающей среды
Безопасность
Прослушивание звуков природы(шум моря, животных)
Музыка
На первом занятии расширить представления детей о морских обитателях.
После этого, рассказать какие виды морского транспорта используют люди в разной сфере своей
деятельности.
Рассказать о рыболовстве.
Дать понятие о полезных ископаемых и морских ценностях.
Рассказать об изучении морей человеком.
Посетить краеведческий музей нашего города.
Провести итоговое занятие-поединок на тему «Роль моря в жизни человека». Побуждать детей
высказывать
мнения, из уже накопившегося опыта, «за
и против» использования морских
ресурсов для человека. Высказываясь и обосновывая свою точку зрения, тем самым провести
проверку гипотезы поставленной в начале проекта.
Старалась дать не просто научные сведения, а связать их с повседневной жизнью детей. Параллельно
с усвоением познавательного материала
включила
продуктивную деятельность: рисование, лепка,
аппликация, конструирование из строительного материала. Использовала метод проблемного обучения,
тем самым подталкивая детей к самостоятельному поиску проблемы и активизации мыслительных
процессов, умению делать выводы, видя причинно – следственные связи.
Далее начала собирать материал для раскрытия темы.
Подобрала наглядный и дидактический материал: образцы для опытов, глобус, карту мира и России.
Подготовила цикл презентаций по темам «Рыбная ловля», «Морской транспорт», «Изучение морей и
океанов» для подборки картинок использовала ресурсы интернета.
И з у ч и л а
н а у ч н о -
публицистическую литературу.
Географический атлас для детей «Мир и человек».
«Большая
энциклопедия для дошкольников» - раздел «Море».
Книга из серии «Что есть что» - тема «Море»,
«Нравственно – трудовое воспитание дошкольников»
Л. В. Куцакова.
Подобрала стихотворения по теме, физминутки и пальчиковую гимнастику, подвижные игры.
Также
запланировала
просмотр
фильма
«Путешествие
вглубь
океана»,
видео
энциклопедии
«Медузы»,
«Киты»,
«Кораллы»
с
сайта
«все
презентации viki».
Запланировала
прочитать
познавательные
рассказы
С.
Сахарнова
«Кто
живет
в
бескрайнем
океане»,
Рассказы
о
морских
животных.
Итог проектной деятельности:
- методическое пособие: презентация в трех частях «Человек и море ».
Цель: Расширение представлений об обитателях морей и океанов.
Расширение знаний об использовании полезных ископаемых и морских ценностей.
Дать представление о том, что в процессе своей деятельности, человек ставит под угрозу
исчезновения некоторые виды морских животных.
Практический этап.
Мы выдвинули гипотезу «Узнать, какова ценность использования морских ресурсов в жизни
человека, и как влияет деятельность человека на жизнь обитателей моря».
Для чего так много воды на
планете?
Познавательное занятие «Кто живет в море?» (Приложение №1).
Ребята с удовольствием выполняли опыты, знакомились с обитателями морей и океанов.
Очень удивлялись многообразию животных.
Беседа. «Морской транспорт» (Приложение №2).
Р е бя т а
познакомились
с
разными
видами
транспорта.
Узнали
профессии
людей,
которые
работ ают
н а
судах.
Удивились,
что
человек
в
разных
сферах
своей
деятельности
и с п ользуе т
морские
к о р а б л и .
С
у д о в о л ь с т в и е м
просмотрели
презентацию.
Б е с ед а «Дары
моря»
( Приложение
№3).
Я
рассказала
ребятам, какие ресурсы есть в море и
к а к
ч е л о в е к
использует их в своей деятельности. В
Ничего себе. Какая рыба?
Играем с рыбой – еж.
Я слышу, как шумит море!
Рассматриваем камешки и
песок.
Как много человек придумал
кораблей
общем, рассказала о полезных ископаемых. О том, как море лечит. И даже материал для украшения
можно найти на морском дне.
Комплексное занятие «Нефть» (Приложение №4).Во время занятия ребята с удовольствием провели
опыты. Очень удивились, рассматривая мини выставку «Что сделано из нефти» все предметы оказались
знакомыми. Поняли, что добывая и перевозя нефть нужно соблюдать технику безопасности, иначе это
грозит экологической катастрофой.
Путешествие-игра « Рыбная ловля » (Приложение №5).
Ребята с удовольствием просмотрели презентацию. Вспомнили названия рыб. А как солили рыбу.
Каждый чувствовал себя сотрудником рыбзавода.
Комплексное занятие « Исследование морей и океанов» (Приложение №6).
Дети познакомились с профессией океанолог. С интересом рассматривали предметы для работы, особенно
микроскоп. Построили батискаф. Лепили водолазов и аквалангистов. После обыгрывали, каждый
представлял, что он изучает.
Нефть в воде не растворить
Птицы полететь не смогут
Фасуем рыбку
Мы работники рыбзавода
Вот какой у нас батискаф
Наше дно как морское
Нарисовали «Подводный мир », а какие замечательные у нас получились «Стайки дельфинов».
Экскурсия. Посетили наш краеведческий музей. Посмотрели фильм, о загрязнении морей. С интересом
рассматривали экспонаты.
Итоговый этап.
На заключительном занятии-поединке «Роль моря в жизни человека» (Приложение №7).
Ребята оперировали знакомыми понятиями, высказывались, спорили, доказывали свою точку зрения. И в
ходе споров пришли к выводу, что ценность моря огромна, но к природе надо относиться бережно. И если
это будет делать каждый лично, то можно будет избежать экологической катастрофы.
Подводный мир
Стайка дельфинов
Как много животных в
море
Мы никогда не будем загрязнять
природу
В ходе реализации проекта цель и поставленные задачи были выполнены, гипотезу подтвердили. У
детей сформировались представления о море как экосистеме, и животные и растения взаимосвязаны.
Узнали, что море преподносит много даров человеку – это полезные ископаемые, рыба, жемчуг, лечение и
оздоровление.
Но
использовать
их
надо
бережно,
при
некоторых
работах
выполнять
технику
безопасности и тогда можно избежать экологической катастрофы. И лично самому выполнять не сложные
правила по охране природы.
В
ходе
реализации
проекта
использовала
здоровьесберегающие
технологии,
мультимедийное
оборудование,
наглядные,
словесные,
продуктивные
и
практические
методы
работы
с
детьми.
В
результате мы получили определенный запас знаний, который пригодится ребятам в дальнейшем.
Продукт. Разработано
методическое
пособие:
презентация
в
трех
частях «Человек и море»
(Приложение).
Обсуждаем тему.
Давай поспорим
Приложение №1
Методическая разработка познавательного занятия
Тема: «Кто живет в море?»
Воспитатель:
Назаренко С.В.
Тема: « Кто живет в море?»
Цель : Познакомить с экосистемой моря, с некоторыми морскими животными и растениями; дать первые
представления
о
разнообразии
морей,
о
том,
что
море
–
это
дом
многих
животных
и
растений;
сформировать навыки экологически грамотного поведения.
Задачи:
Образовательные
формировать представления об обитателях подводного мира;
учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже;
закрепить знания о составе числа десять;
формировать пространственное мышление(умение пользоваться картой)
формировать навыки экологического поведения
Развивающие
Развивать долговременную память, наглядно – образное, словесно – логическое мышление.
Развивать слуховое внимание, навык слогового синтеза.
Развивать координацию движений, мелкую моторику.
Воспитательные
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя.
Учебное оборудование:
1.
Карта России, карта мира.
2.
Картинки животных.
3.
Загадки о животных.
4.
Аудиозапись звуки моря.
5.
Мягкие модули для постройки батискафа.
6.
Массажные мячики (ежики).
7.
Ракушки, чучело рыбы – ежа.
8.
Для опытов: лупы, песок, камни, пакеты полиэтиленовые, пластиковые стаканы.
9.
Карточки с цифрами.
10.
Картинки с разноцветными морскими коньками.
Словарная работа: названия морей, животных.
Хроно- карта занятия.I часть
Вводная часть-1 минута.
Основная часть-24 минут..
1.
Опыты.
2.
Рассматривание карты.
3.
Беседа о растениях морей и океанов.
Итог. 2 минуты Вопросы детям
II часть (проводиться после перерыва)
Вводная часть – 1 минута.
Основная часть 26 минут
1.
Знакомство с животными море и океанов
2.
Выполнение упражнений
Итог: Беседа о грамотном экологическом поведении. Опыт.
Ход занятия. I часть.
Воспитатель: В тканевый мешочек кладу морской камень и ракушку, прошу кого-нибудь из ребят угадать
на ощупь, что лежит в мешке. И описать предмет, не называя (какой он — гладкий или шершавый, твер -
дый или мягкий, тяжелый или легкий). После того как название предмета отгадано, спрашиваю, где можно
найти такой камешек или ракушку. (На берегу моря.) Кто из детей и где находил такие камешки и ракушки?
Включаю аудиозапись с шумом морского прибоя. Что напоминает детям этот шум?
Затем организовываю экспериментирование:
— Дети рассматривают камешки через лупу, сжимают в кулачках, выбирают камень, который больше всего
нравится. Обращаю их внимание на то, что все морские камешки чем-то похожи. Чем именно? Когда дети
ответят, показываю камень, не обработанный морской водой. Чем он отличается от морских камней? (У
морских камней нет острых углов, волны их перекатывают, они бьются друг о друга, углы стачиваются.)
— Дети насыпают в емкость морской песок и рассматривают его через лупу, выясняя, из чего он состоит.
(Как правило, из мелких округлых камешков или мелких кусочков раковин.)
— Дети рассматривают, трогают раковины. Что такое раковины? Это дома разных моллюсков. Одни из них
живут только на морском дне, другие — плавают и ползают. Похожие «дома» есть и у аквариумных улиток.
— Дети пробуют пресную воду. Затем предлагаю им размешать в другом стаканчике немного соли и
сравнить воду на вкус. Рассказываю, что в море вода соленая, но по вкусу она несколько отличается от той,
которую сделали дети. Морскую воду нельзя пить, но ею можно лечиться, например, полоскать горло.
Воспитатель подчеркивает, что морские растения и животные могут жить только в такой воде, а в речной,
несоленой, не могут.
Воспитатель: - Ребята рассмотрите географическую карту России, и найти на ней моря и океаны. Какое
море находится ближе всего к нашему городу (Восточно – Сибирское море).
Воспитатель подчеркивает, что моря бывают разными. Моря возле Северного и Южного полюсов Земли
холодные – это море Лаптевых, Берингово море, Баренцево море Охотское море, в них нельзя купаться
даже летом. (Дети рассматривают географическую карту мира.) В некоторых из них даже плавают льдины,
а на зиму эти моря замерзают. Одно из холодных морей в нашей стране называется Белое море. Есть очень
теплые моря. В нашей стране это Черное, Азовское. Летом многие люди ездят туда отдыхать и лечиться.
Кто из детей был на Черном море? На других морях нашей страны? (Воспитатель показывает названные
моря на географической карте.)
Воспитатель показывает детям банку консервированной морской капусты и спрашивает, кто знает, что это
такое. Кто из детей пробовал такую еду? (В конце занятия можно дать детям попробовать морскую
капусту.) Воспитатель рассказывает, что в банке находится очень полезная для нашего здоровья морская
капуста. Это морское растение с большими листьями. В морях растет много растений. «Легкими» нашей
планеты считаются моря и океан, потому, что водоросли, живущие там, производят большое количество
кислорода, который необходим для дыхания человеку и животным. В зарослях морских растений прячутся
животные и рыбы.
Итог.
II часть
Воспитатель : Давайте отправимся в путешествие на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с
обитателями морских глубин? Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии.
(Дети выполняют упражнение «Поплаваем»)
Воспитатель : Я вижу, вы все умеете хорошо плавать, тогда можно отправляться в путешествие.
-А на чем же нам опуститься на морское дно?
Дети : На подводной лодке, батискафе.
Воспитатель : Я предлагаю путешествовать на батискафе. Занимайте места.
(Дети садятся на «батискаф», построенный из мягких модулей).
(Включается телевизор, детям показывают фрагмент видеофильма «Подводный мир»).
Воспитатель : Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская
змея – она очень ядовитая. А это осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с
подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?
Дети: Акваланги.
Воспитатель : Да, акваланги. Мы сейчас наденем их и выйдем из батискафа. Куда же нам пойти?
Воспитатель : Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывет он, не ныряет
Только тронешь - обжигает (Медуза)
Медузы очищают морскую воду, если до них дотронуться, то можно обжечься. Медуза хищница.
Дети : Куда же нам дальше идти?
Воспитатель : Обхватив, хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенек
Хочет сесть морской…..
Дети : Морской конек.
Воспитатель: Здесь в своих домиках живут морские коньки. Чем же они отличаются друг от друга?
Дети : Цветом и размером.
Воспитатель : Их в домике надо расселить так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки
не повторялись.
(Дети составляют логический квадрат).
Воспитатель : Куда же нам дальше отправиться? Узнаем, отгадав загадку
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я….
Дети : Осьминог
Воспитатель: А знаете, ребята, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда
на него нападают, он выпускает чернильную струю. И под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять
цвет – вот, например, по песку пошел – желтый стал, в водоросли попал – зеленым стал. Осьминог любит
задавать всем задачи. Хотите их решить?
Дети : Хотим.
Воспитател ь: Тогда слушайте внимательно. Задача первая. Осьминог решил путешествовать. Ухватился он
одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов
взял осьминог в путешествие?
Дети: Семь.
Воспитатель : Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили
осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько
водолазов сядет на двух осьминогов?
Дети: Четыре.
Воспитатель : Правильно. Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за
помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать?
Дети: Восемь.
Воспитатель : Хорошо. И последняя задача. Осьминог несет своей жене в подарок морские звезды. На
одном щупальце он несет три звезды, а на другом – две. Сколько звезд он нес в подарок?
Дети : Пять.
Воспитатель : Идем дальше в гости к рыбе – ежу,
посмотрите какая интересная рыбка, когда она
чувствует опасность, раздувается, как шарик и показывает свои шипы.
Воспитатель : Давайте мы с ней поиграем. Возьмите по одному ежу (массажные мячики), и поиграем в
игру «Море волнуется раз, море волнуется два»
(Дети играют в игру)
Воспитатель : Посмотрите как красиво вокруг.
Как хочется заглянуть в морскую глубину.
Там увидишь друзей ты тьму.
Маленьких, больших и разных.
Но очень своеобразных.
Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные
Воспитатель : Рыба – попугай, рыба – хирург, рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, рыбка
– клоун, рыба – дракон.
А сколько всего здесь рыбок?
(Дети считают)
Воспитатель: Какие рыбки плывут налево?
Какие направо?
Какая рыбка самая маленькая?
Какая рыбка плывет выше всех?
Какая рыбка ниже всех?
Есть ли одинаковые рыбки?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Пальчиковая гимнастика «Рыбка строит дом»
Эта рыбка строит дом (Складывают ладони домиком)
Строит дом (Приседают, ладони приближают к полу.)
На дне речном.
Нет у рыбки инструментов: (Мотают головой (отрицательный жест),
Отводят руки в стороны)
Носит носом, роет ртом. ( Загибают поочередно пальцы,
Раз! – глоток, сначала на правой, затем на левой руке.)
Два! – бросок
Роет Колюшка песок.
Рвет подводные травинки,
Строит стены, потолок.
Чуть появиться зевака –
Рвется в драку, забияка:
Эй, зевака, без оглядки (Подносят ладони «рупором» ко рту)
Удирай во все лопатки
Удирай во все лопатки
Со строительной площадки!
Воспитатель : Идем дальше к морской звезде. Звезды плавают по дну,
Звезды ищут там еду.
Эта морская звезда очень хитрая. Она спрятала цифру 10 , найдите её
(Воспитатель раздает детям карточки с цифрами (состав числа десять).
Воспитатель : Встаньте парами так, чтобы в сумме получилось число десять.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Идем в гости к киту
Хотя кит и похож на рыбу, он не рыба, а зверь, млекопитающее, потому что кормит сво их детенышей
молоком. Кит — самое большое на Земле животное. Правда, киты тоже бывают разными, в том числе и по
величине. Есть синий кит, есть кашалот, есть кит-сейвал. Питаются киты очень мелкими рачками, которые
плавают в воде. Некоторые киты едят рыбу, моллюсков. Самый большой кит называется кашалот. Он ест
кальмаров, осьминогов, крабов, треску, морского окуня, ската и даже мелких акул. Когда кит дышит, он
выпускает огромные фонтаны. Кашалота узнают по зубам (это самый зубастый кит) и голове. Почти все его
зубы расположены на нижней челюсти, а на голове есть большая подушка из жира. Толстый спинной
плавник кашалота похож на горб. Его рот внутри шершавый, чтобы добыча не выскользнула, когда он
всасывает ее с водой. Кашалот отлично и очень глубоко ныряет, может находиться под водой около часа. А
когда поднимается наверх, дышит и выпускает фонтаны высотой в два раза больше, чем рост ребенка. У
кашалота очень тонкий слух: он прекрасно слышит даже те звуки, которых мы, люди, не можем слышать
вовсе. Сам кит издает разные звуки: щелкает, скрипит и быстро-быстро трещит. Долгие годы люди
охотились на китов. Поэтому в морях их осталось уже немного. Сейчас многих китов люди охраняют, в
некоторых странах запрещено охотиться на них.
Давайте мы посчитаем игра «Сосчитай-ка» Один кит, два кита, три кита и так далее до двадцати.
Воспитатель: Ну
и
напоследок
отправимся
к
самому
разумному
обитателю
морей
и
океанов
к
дельфину.Дельфин
—
это
особый,
зубатый
кит
(у
него
очень
много
зубов).
Длина
дельфина
приблизительно равна росту взрослого человека. У него зеленовато-бурая спина и белое брюхо. Дель фины
едят разных моллюсков и рыбу, особенно любят сардины и селедку.
Он приготовил для нас задание игра « Составь слово из слогов»
ДУ – ЗА – МЕ ЛЕНЬ – ТЮ
КУ – А – ЛА ФИН – ДЕЛЬ
БА – РЫ ПА – ЧЕ – РЕ – ХА
Итог занятия
Воспитатель: Я думаю нам пора возвращаться в Д/С. Мы много путешествовали,
познакомились с
морскими обитателями, выполнили все их задания. Садимся в батискаф.
Пока мы возвращаемся подчеркнуть, что море — это дом для многих живых существ. К сожалению, иногда
люди забывают об этом, и поэтому в этом доме не всегда бывает чисто. Например, отдыхающие часто
оставляют на пляжах мусор: банки, бумагу и другую упаковку. Набегает волна — и весь мусор оказывается
в море.
Предлагаю детям поэкспериментировать.
— Ребенок сжимает пальцы в кулак, надеваю ему на руку полиэтиленовый пакет и прошу попробовать
снять его без помощи пальцев.
— Ребенок надевает на запястье полиэтиленовую упаковку, которая обычно находится внутри коробок с
напитками в жестяных банках (такую упаковку можно найти в любом магазине, можно вырезать ее из куска
плотного полиэтилена). С помощью руки ребенок изображает голову лебедя или другой птицы, на шею
которой надет кусочек такой упаковки. Задача ребенка — попытаться снять упаковку, не прибегая к
помощи второй руки (сделать это очень трудно!). Рассказываю, что морские птицы и животные ино гда
запутываются в полиэтиленовых пакетах, брошенных людьми. У птиц и зверей нет рук, как у нас, им
сложно освободиться от мусора. Иногда они даже погибают из-за этого. Значит, во время отдыха на море
нужно соблюдать правило: бросать мусор в урны или, если урн нет, уносить с собой, чтобы выбросить
дома.
-Что больше всего понравилось?
- Что поразило?
- Что вызвало восхищение?
- Как бы вы себя вели, попав на море?
Приложение № 2
Методическая разработка познавательного занятия
« Морской транспорт»
Воспитатель:
Назаренко С. В.
Тема: «Морской транспорт»
Цель : Формировать у детей представления о разных видах кораблей, в том числе подводных. Знакомить с
профессиями, связанными с морем (моряков, рыбаков, океанологов, подводников). Обогащать
представления о свойствах воды и воздуха.
Задачи:
Образовательные
дать понятие о видах кораблей
расширить представление о профессиях людей связанных с морем
Развивающие
Развивать мышление.
Развивать зрительное внимание,
Развивать координацию движений, мелкую моторику.
Воспитательные
Воспитывать интерес к профессиям
Учебное оборудование:
1.Экран
2.Слайды.
3.4 пластиковые бутылки.
Словарная работа: авианосец, батискаф.
Хроно- карта занятия.
Вводная часть-1 минута.
Основная часть-25 минут..
Рассматривание слайдов
Опыт
Беседа о профессиях.
Итог: 2 минуты. Вопросы детям.
Ход занятия.
Воспитатель : - Ребята, кто из вас умеет плавать, кто умеет нырять, делать «поплавок», что нужно делать,
когда ныряешь, опускаешься под воду (сначала вдохнуть, побольше воздуха, затем зажать нос и не
дышать). Обсуждаю с детьми, почему нужно так себя вести (вода может попасть внутрь человека, в легкие,
и он может захлебнуться). Как долго человек может находиться под водой и не дышать? - А как сделать так,
чтобы человек мог находиться под водой дольше. Подвожу детей к выводу о том, что для того, чтобы
дольше находиться под водой, человек придумал специальные костюмы и снаряжение.
Прочтение стихотворения Тима Собакина «Водолаз»:
Дядя Саша-
Морской водолаз-
Лазал вводу
2000 раз!
Но, всегда,
Избегая беды,
Он сухим
Выходил из воды
Поднимался на борт
Александр –
И снимал
Водолазный скафандр.
Рассматриваем с детьми картинки с изображениями водолаза и аквалангиста: какое снаряжение есть у
каждого из них.
Обсуждаем, как дышит под водой аквалангист (воздух поступает по трубке из специальных баллонов у
него за спиной). Водолазу с корабля воздух, по специальному шлангу подают внутрь его скафандра.
-Ребята, что значит выражение «выходить сухим из воды», можно ли так сказать не только про водолаза,
но и про других людей (выйти сухим из воды — значит избежать неприятностей в трудной ситуации).
- Ребята, как человек может путешествовать, перемещаться по морю. Давайте посмотрим слайды.
Пассажирский лайнер служит для перевозки людей
по морю, на нем люди путешествуют.
На
морском пароме
переправляют различный груз. Паром может перевозить груза не
только в нашей стране, но и в другие страны.
Ледокол – это очень нужный вид морского транспорта, благодаря ему
в наш северный город привозят разные товары. Своим мощным
корпусом он ломает лед, и потом более мелкие суда могут
беспрепятственно попасть в самые северные уголки Земли.
Для ловли рыбы люди используют рыболовное судно – траулер.
Охраняют наши границы со стороны моря военные корабли и катера.
На них бдительно несут службу моряки. Занимаются спасением людей,
терпящих кораблекрушения.
На своем борту авианосец имеет больше двух десятков истребителей и
пусковые ракетные установки. Они охраняют границы нашей страны.
А знаете ли вы ребята, что
есть еще корабли, которые могут
плавать под водой. Это
подводные лодки и батискафы.
Подлодки помогают
обеспечить безопасность страны.
С их помощью изучают
подводный мир. У батискафа есть
специальные стальные руки.
Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой.
-Физминутка.
Жил отважный капитан / руки к плечам
Он объездил много стран / очертание круга руками
И не раз он бороздил океан
Раз 15 он тонул / приседания
Но ни разу даже глазом / руки на поясе повороты влево, пр.
Не моргнул.
Опыт: как работает подводная лодка.
В тазики с водой опускаем 4 небольшие пластиковые бутылки с разным количеством воды внутри
каждой из них: в первой бутылке воды нет совсем, а четвертая бутылка полностью заполнена водой.
Воспитатель опускает по две бутылки в каждый тазик и наблюдаем, какая из них плавает на поверхности,
какая опустилась почти на самое дно. Вместе делаем вывод, что чем больше легкого воздуха в бутылке, тем
ближе к поверхности воды плавает бутылка, чем больше воды и меньше воздуха — тем ниже, ближе ко дну.
Объясняю, что так же устроена и подводная лодка: стенки у лодки двойные, и пространство между ними
может быть заполнено либо водой, либо воздухом. Когда между стенками больше воды — лодка опускается
на дно, когда больше воздуха — всплывает.
Итог занятия.
Приложение № 3
Методическая разработка познавательного занятия
«Дары моря»
Воспитатель:
Назаренко С. В.
Тема: «Дары моря»
Цель : Дать понятие о том, какие полезные ископаемые и морские ценности человек использует в своей
жизни.
Задачи:
Образовательные
систематизировать знания о полезных ископаемых, имеющихся в море
Уточнить представления детей, о том, в какой сфере своей деятельности используются морские
ценности
Развивающие
Развивать мышление.
Развивать слуховое внимание,
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные
Воспитывать интерес к познавательному чтению
Воспитывать экологические навыки.
Учебное оборудование:
1Экран
2Слайды.
3Текст сказки.
Словарная работа: полезные ископаемые нефть, газ, жемчуг.
Хроно- карта занятия.
Вводная часть-1 минута.
Основная часть-25 минут..
1.Рассматривание слайдов
2.Прочтение сказки
3.Беседа о прочитанном .
Итог: 2 минуты.Вопросы детям.
Ход занятия
Воспитатель: Обсуждаю с детьми, что дает море человеку, рассматривает с ними картинки (упаковки)
разных морепродуктов, спрашивает, знают ли они, что это такое, пробовали ли они такую еду сами.
Соль – это полезное ископаемое. Рабочие по добыче соли сами строят
мелкие водоёмы с морской водой. Солнце выпаривает воду, и на дне остаётся
соль, которую собирают, перевозят на заводы для очистки и переработки.
Человек использует соль в пищу и для обработки продуктов(консервация,
засолка).
Воспитатель : моря и океаны — это настоящая кладовая с разными сокровищами, и предлагают послушать
об этом сказку.
Как по морю глубокому, океану широкому бежал белый кораблик. Не вез он товары в страны заморские, не
мчал людей в города чужеземные. Был тот корабль научный, выпытывал тайны у моря-океана. Летел по
волнам чайкой белокрылой, но вдруг словно на подводную скалу налетел — и ни с места. Машины ревут,
винты пену гонят, а кораблю ходу нет.
Выбежал на палубу капитан: что случилось?! Глядь — из пучины морской вылезает чудище: косматое,
волосатое, в бороде водоросли запутались, глазищи что твои тарелки, а на макушке корона из морских
звезд и жемчужных раковин. Уцепилось чудище лапищами за корабельный нос и не пускает:
— Я пучины повелитель, Грозный царь соленых вод. И хотите не хотите, Только дальше, извините, Ваш
корабль не пойдет!
Вот!
— Это как же вас понимать, ваше морское величество? За что такая немилость? крикнул в рупор
капитан. А чудище отвечает:
— Да скучно мне что-то. У вас, у людей, и телевизор, и кино, а у меня — какое развлечение? Вот поиграю
корабликом, потом утоплю. Вроде бы на душе и повеселей. В моей подводной коллекции такого
корабля еще нет.
— Чудишь ты, морское величество! Какое же это веселье — корабли топить! Да и не под силу тебе с
нашим кораблем справиться.
— Мне? Сейчас увидишь. Я, брат, такое учудить сумею — никто
на свете не перечудит.
— Ой ли? Хвастаешь, морское величество. Мы ведь и сами с усами
и тебя удивим чудесами.
— Меня-то?! Ну, держись, капитан!
И стал морской царь море раскачивать. Вздыбились волны косматые, одна другой круче, чуть не до тучи.
В борта бьют, через палубу перехлестывают, вот-вот перевернут корабль. А корабль-то
буреустойчивый: утицей раскачивается, да не переворачивается.
Устал царь морской, запыхался. Высунул из воды косматую голову
и спрашивает:
— Жив еще капитан? Каково? Видал когда-нибудь такую чудо-бурю ?
— Разве это чудо?
— Как не чудо, когда я все море, может, до самого дна, взбаламутил!
— До дна ? Неправда! Какая здесь глубина ?
— Кто же его знает? У меня и каната такой длины нет — до дна
достать.
— Ага, видишь: тебе не под силу сосчитать, а нам, морякам, это дело привычное. Милости просим на
борт, ко мне в рубку. — И скомандовал матросам: — Спустить трап!
Поднялось чудо-юдо морское по ступенькам, заглянуло в рубку, а там стоит небольшой ящичек с
зеленоватым экранчиком, вроде как
у телевизора.
— Мы с корабля посылаем вниз подводные звуковые сигналы, — говорил капитан. — Они добегают до
самого дна, отражаются от него, и, как эхо, возвращаются назад. А чуткое электрическое ухо его ловит.
Чем больше глубина, тем дольше идет эхо. Вот, смотри. — Включил капитан свой прибор — эхолот.
Засветился зеленоватый экран, и побежали по небу полоски.
— Неужто дно показывает ?— удивился морской царь.
— Нет еще. Это звук наткнулся на косяк рыбы. О нем сейчас и докладывает подводное эхо. Потому-то
эхолоты стоят на всех морских рыболовных судах. Помогают рыбу искать. А вот теперь уже дно, —
показал капитан на экранчик. Посмотрел он на цифры и добавил: — Ого! Глубина-то 8 километров! Но
это еще что! Есть в океане меж подводными горами пропасти поглубже. В Тихом океане скрыта впадина
глубиной больше 11 километров.
— Ладно, — стукнул трезубцем о палубу морской царь. — Твоя взяла. Море до самого дна измерять
умеешь. А что там, на дне, делается, все равно никому не узнать. В моих пучинах, ух, какая темнотища.
Помню, однажды я нырнул, да так во тьме о подводную скалу стукнулся — искры из глаз и на лбу шишка.
— А мне и нырять не надо, захочу — и так все увижу.
— А ты не хвастаешь?
— Не веришь? Докажу. — Опустил капитан на стальных тросах до самого дна яркие подводные фонари,
а еще зоркий всевидящий глаз — подводную телекамеру. Словно маленькие солнышки, вспыхнули в вечной
темноте фонари, и увидел морской царь на цветном телеэкране сперва акул, потом как зубастый кит
кашалот охотился за огромным кальмаром. Все ниже, ниже опускался телеглаз в морскую пучину, и на
экране появились диковинные рыбы с огромной пастью. Тут и там вспыхивали и гасли маленькие
светящиеся рачки — креветки. И, наконец, телеглаз стал показывать морское дно. Тут ползали
разноцветные морские звезды, диковинные морские черви, чуть покачивались какие-то существа, похожие
на веточки растений.
— Нет, чтобы ты мне, капитан, не показывал, — упрямо бормотал себе в бороду морской царь, — не
буду удивляться — и точка!
А тем временем на телеэкране появились высокие подводные горы с каменными хребтами и ущельями.
Проплыл корабль и над подводным вулканом. Его вершина была озарена грозным красноватым сиянием.
Потом потянулись равнины, сплошь усеянные камнями.
— Подводные сокровища! — взглянул на морского царя капитан. — Это ведь не простые камни. В них
руды марганца, никеля, меди, железа и других металлов.
Только он так сказал — на экране показалось что-то огромное, глазастое, рукастое.
— Ой! — попятился морской царь. — Ну и чудище! Рыба — не рыба, зверь — не зверь!
— Верно, — засмеялся капитан. — Не рыба, не зверь, а глубоководный аппарат — батискаф. У него
винты, как у корабля, круглые глаза — окошки из толстенного стекла, а руки — клешни стальные. Нужно
нам, морякам, что-нибудь взять со дна — клешни схватят и положат в стальной ящик: наверху
разберемся.
Тут не выдержал морской царь. Не хотел, да удивился. Бородой затряс, заахал. Однако не сдается.
- Удивил ты меня, капитан, но я тебе еще пуще удивлю.
Трижды хлопнул он своими корявыми ручищами и закричал:
— А ну, раскатись-расступись, седая волна! Поднимись со дна, золотая казна!
Забурлило, закипело сине море, и из пучины показался оплетенный водорослями, облепленный ракушками
остов старинного корабля. Из разбитых бочонков, сундуков так и посыпалось золото, каменья дра-
гоценные.
— Видал, капитан, какими я сокровищами владею ?!
— Богат, — подивился капитан. — Только ведь твое золото — капля в море. Темный человек ты, морское
величество! Не ведаешь, где у тебя в хозяйстве хранятся настоящие сокровища. Давай-ка зайдем в нашу
судовую лабораторию.
В лаборатории в прозрачных сосудах, стеклянных трубочках что-то
булькало, пузырилось, кипело.
— Обычная морская вода, — объяснял капитан. — А вот это (он показал на различные разноцветные
порошки) то, что из нее можно добыть. Тут и вещества, из которых делают лекарства, удобрения для
полей, сырье для химических и стекольных заводов, и все металлы на свете. Дай срок — мы построим
специальные морские заводы
и станем из простой морской воды добывать несметные богатства. А руду, нефть люди уже научились
добывать со дна моря. Мы теперь
и морскими огородами занялись — морскую капусту и другие водоросли
выращиваем. Они годятся в пищу и на корм скоту идут. Делают из
них и лекарства, и даже сладости для ребятишек.
— Ну, капитан, твоя взяла, — опечалился морской царь. — Таких чудес я и видом не видывал, про них и
слыхом не слыхивал. Отпускаю твой корабль на все четыре стороны.
— А сам-то теперь куда? — пожалел его капитан. В ответ морской царь тяжело вздохнул, скинул с
макушки корону
из морских звезд и жемчужных раковин — и нырнул в пучину. Где он
теперь, никто не знает.
После чтения обсудить с детьми, что в этой сказке правда, а что придумано авторами, как авторы
рассказали о реальном подводном мире, существует ли морской царь на самом деле. Вспоминаем с детьми,
какие настоящие богатства-сокровища хранят
в себе моря и океаны.
Из жемчуга и кораллов делаются красивые украшения.
Пальчиковая гимнастика «Жемчужина»
В заключении, угощаю детей небольшими кусочками желейного мармелада, рассказываю им, что сделать
этот мармелад помогло вещество агар-агар, которое получают из морских водорослей, — благодаря ему
жидкий сироп превратился в густое твердое желе.
Итог: вопросы детям.
Приложение№4
Методическая разработка познавательного занятия
«Нефть»
Воспитатель:
Назаренко С. В.
Тема: «Нефть»
Цель: познакомить с полезным ископаемым нефть. Учить видеть плюсы и минусы в применении
нефтепродуктов. Дать понятие экологическая катастрофа
Пробуждать интерес к познавательной деятельности.
Образовательные задачи
Учить работать в лаборатории, делать выводы
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой
Развивающие задачи
Развивать логическое мышление, видеть причинно – следственные связи
Воспитательные задачи
Воспитывать уважение к людям труда
Воспитывать любовь к природе
Учебное оборудование:
1.Образцы нефти, бензина, дизтоплива.
2.Предметы для мини выставки.
3.Экран. Проектор, слайды
Словарная работа: полезное ископаемое, нефть.
Хроно- карта занятия.
I.
Вводная часть-1 минута.
II.
Основная часть-27 минуты.
1.Презентация
2.Опыты.
3.Разгадывание кроссворда.
III.
Итог занятия-2 минуты.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?
Это буровая установка. Строят нефтяные вышки из металла, их
устанавливают на дне водолазы. Наверху вышки устанавливают бур.
Бурильщики просверливают отверстие к залежам и выкачивают нефть и газ.
Профессия людей занимающихся добычей нефти называется нефтяники.
-
Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе. Пройдём в нашу
лабораторию рассмотрим нефть и проведём с ней некоторые опыты. В
лаборатории нужно выполнять 4 правила. Давайте вспомним их:
/
Внимательно слушать старшего лаборанта; точно выполнять указания;
аккуратно работать с оборудованием; в конце опытов делать выводы./
Опыт 1 . Определи по виду.
Воспитатель: - Дети, у меня есть 4 флакона с разными веществами. Помогите мне найти флакон с нефтью
по виду.
Нефть маслянистая, вязкая жидкость черного цвета.
Опыт 2 . Растворимость нефти и воды.
Воспитатель: - Наберите в пипетку нефть и капните её в тарелочку с водой.
- Что вы видите? /Нефть плавает по поверхности; капельки не расходятся./
Воспитатель :- Значит, нефть не растворяется в воде.
- А как добывают нефть из недр земли? /Качалки качают нефть по трубам./
- Дети, давайте покажем, как работают качалки.
Физкультминутка:
Мы качалки, мы насосы
Нефть качаем, мы качаем
И по трубам, и по трубам
На заводы отправляем
- дети приседают,
- руки вытянуть вперед, согнуть в локтях
- руки прямые в стороны,
- плавные движения руками.
Опыт 3. Птицы и нефть .
Воспитатель : - Возьмите перо. Подбросьте его, какое оно?
- Пёрышко белое, пушистое, легкое, воздушное, невесомое.
Воспитатель : А сейчас я его окуну в нефть, что вы видите? / -Пушинки слиплись./
Воспитатель: - Будет оно также легко падать и почему? /- Перо стало тяжёлым, оно не полетит./
Воспитатель: - Сможет птица летать с такими перьями? /- Птица с такими перьями летать, не сможет.
Может погибнуть./
Посмотрите на картинки
Да, перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь, и
просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы. Вот,
поэтому нефтяники, при добычи нефти, соблюдают осторожность берегут природу. Ведь на месте, где
разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных.
Эта земля долгое время будет мертвой. Это – экологическая катастрофа.
Воспитатель : А теперь ребята я предлагаю вам посетить «Мини – выставку»
«Что делают из нефти?»
Воспитател ь: Из нефти делают топливо: бензин, керосин, дизтопливо, масла и смазочные материалы.
Резину, а из неё мячики, сапоги и многое другое. Даже синтетические ткани, стиральные порошки,
полиэтиленовые пакеты и многое другое.
Дети рассказывают стихотворения
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин,
Из нефти делают дороги,
Куда ступают наши ноги.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо – Плохо»
Из нефти делают бензин. /хорошо/
С её помощью мы получаем свет и тепло. /хорошо/
Из нефти делают асфальт. /хорошо/
Из нефти делают игрушки, сапоги и т.д. /хорошо/
Нефть плохо пахнет. /плохо/
На месте, где разлита нефть – растения не растут. /плохо/
Птицы погибнут, если на перья попадёт нефть. /плохо/
Если нефть попадёт в озеро или реку погибнет рыба. /плохо/
Воспитатель: А еще, ребята, я приготовила для вас кроссворд
1. Кто добывает глубоко из-под земли нефть? Нефтяник.
2. Что делают из нефти для мотоциклов и машин? Бензин.
3. Из какого материала изготавливают свечки? Парафин.
4. В каком качестве использовали нефть врачи в древности? Лекарство.
5. Материал, которым покрывают дороги. Асфальт.
Какое слово получилось по вертикали /Нефть/
Итог занятия
Приложение№5
Методическая разработка познавательного занятия
«Рыбная ловля»
Воспитатель:
Назаренко С. В.
Тема: «Рыбная ловля»
Цель: Познакомить с профессией рыбака, дать понятие как человек использует дары моря в своей жизни.
Пробуждать интерес к познавательной деятельности. Обеспечить эмоциональную заинтересованность.
Приобщать детей к коллективной творческой деятельности. Развивать коммуникативные навыки.
Образовательные задачи
Дать понятие о профессии рыбака и смежных профессий
Закрепить названия промысловых рыб
Расширить представления о приспособлениях, используемых при рыбной ловле
Учить применять полученные навыки в быту
Развивающие задачи
Развивать представления, ощущения на основе чувственного опыта
Воспитательные задачи
Воспитывать уважение к труду взрослых
Учебное оборудование:
1.
Экран, проектор, слайды
2.Рыба свежая, соленая, фартуки,
3.Пластиковые тарелочки, пакеты.
4.Загадка.
Словарная работа: Траулер, трал, удочка.
Хроно- карта занятия.
1. Вводная часть-1 минута.
2. Основная часть-27 минуты.
Презентация.
Практическая часть.
3. Итог занятия-2 минуты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку
Щуки, окуни, судак -
Нам улов принёс ... (Рыбак)
Профессия рыбака зародилась очень давно. В древние времена люди селились на берегах морей и океанов,
потому что, моря и океаны богаты рыбой, а рыба - это важный продукт питания. Но прошло время, и
люди изобрели специальные рыболовные судна и на них занимаются ловлей рыбы. Эти судна называются
траулеры. Давайте посмотрим на экран
Как работает траулер, мы сейчас посмотрим. Тянет сеть, чтобы
ловить рыбу, плавающую у морского дна. А находят рыбаки
косяки рыб при помощи специальных приборов гидролокаторов.
Большая сеть называется трал и имеет форму мешка.
Воспитатель: Как вы думаете, какие приспособления еще используют для ловли рыбы?
Дети: Сети, удочки.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран
Воспитатель: Давайте немного разомнемся и поиграем в игру «Сом»
Подвижная игра
Воспитатель: Ребята, рыбу, которую ловят в больших количествах, называют промысловой. Нам с вами
эта рыба знакома, мы употребляем её в пищу. Посмотрите на картинки.
Это треска, скумбрия, сельдь, сардина, килька, а в нашем Восточно – Сибирском море тоже водится много
промысловой рыбы лосось, кета, нерка, горбуша – она очень вкусная вы все её наверно пробовали, у нее
красное мясо и икра. Но вылавливать рыбу без меры нельзя почему?
Дети: Рыбой питаются животные медведь, тюлень, нерпа, птицы.
Воспитатель: А ещё рыбу вылавливают в строго определенное время, когда у рыб идет нерест, то есть они
откладывают икру, отлов рыбы запрещен.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, это на крупных рыболовных судах рыбу
перерабатывают: сортируют, чистят, засаливают, упаковывают в лед и хранят в складах – холодильниках. А
потом доставляют на рыбзаводы. И там делают консервы, коптят и многое другое.
Воспитатель: Ребята, на рыболовных судах работают ещё люди других профессий.
Капитан управляет работой судна. Матросы обеспечивают движение судна. Кок готовит еду на камбузе.
Механик занимается ремонтом оборудования.
Ребята, а вы бы хотели побывать и поработать на рыбзаводе.
Дети: да хотели.
Итак, сначала мы оденем, спецодежду (одеваем фартуки)
Первый цех засолки
Для того, чтоб засолить рыбу используем соль тоже морское полезное ископаемое, смешаем с ней
пряности, чтобы рыба получилась ароматной и уложим в судок. (Засаливаем рыбу).
Переходим в следующий фасовочный цех. Здесь просоленную рыбу фасуем, укладываем красиво на
тарелочки и разлаживаем по пакетам. (Фасуем рыбу)
Теперь мы попадаем в цех готовой продукции или на склад. А уже отсюда по заявкам продукция
отправляется в магазины, рестораны и т. д. , но а нашу продукцию мы отправим в детский сад и попробуем
какая рыбка у нас получилась. (Пробуем рыбу).
Итог: Вопросы детям.
Приложение № 6
МДОУ ДСКВ «Золотой ключик»
Методическая разработка познавательного занятия
«Исследования морей и океанов»
Воспитатель:
Назаренко С. В.
Тема: « Исследование морей и океанов»
Цель: Познакомить с профессией океанолога.
Образовательные задачи
Дать понятие о профессии океанолога
Расширить представления о приборах и аппаратах, используемых океанологами в своей профессии
Обогащать конструкторский опыт детей
Учить изображать человека в движении, передавать особенности экипировки (аквалангист, водолаз)
Развивающие задачи
Развивать мелкую моторику
Развивать чувство формы и композиции
Воспитательные
Воспитывать умение делать коллективную постройку, композицию
Учебное оборудование:
1.Экран, проектор, слайды
2.Микроскоп, колбы.
3.Пинцет, журнал для записей.
Материал:
1.
Пластилин.
2.
Доски для лепки, стеки.
3.
Конструктор
4.
Песок, камушки, ракушки
Словарная работа: океанолог, батискаф,
Хроно- карта занятия.
1.Вводная часть-1 минута.
2.Основная часть-27 минут.
Просмотр презентации.
Практическая часть.
3.Итог занятия-2 минуты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как узнать какие животные живут в море, что же происходит под водой, какие тайны
скрывает море?
Дети: Надо изучать моря и океаны.
Воспитатель: Да правильно, и есть люди, которые этим занимаются – это океанологи. Они изучают
животных, затонувшие предметы, и то, что происходит на большой глубине. Посмотрите на экран
Это океанолог.
Океанологи ищут затонувшие корабли, самолеты, чтобы узнать причину катастрофы, достать ценные вещи,
документы, также ищут затопленные города, полезные ископаемые. Изучают животных, живущих на
большой глубине.
А вот какими приборами пользуются, при изучении мы сейчас посмотрим
Сонар (эхолот). Прибор работает как эхо: люди посылают звуковые сигналы с
судна в море, и если на их пути попадаются предметы, то прибор тут же
улавливает изменившийся звук от соприкосновения с этим предметом.
Изучают море и с помощью космических спутников.
Батискафы, маленькие подводные лодки. Помогают опускаться на дно. С них удобно наблюдать за жизнью
морских животных, делать съемки на видеокамеру, брать образцы морского грунта, воды, доставлять
растения для изучения в лабораторию.
А теперь проходите к столу, я вам покажу, какие инструменты нужны в лаборатории.
Рассматриваем микроскоп, колбы, пинцет, слайды, журнал для записей результатов наблюдений.
Как интересно там под водой, давайте, и мы побудем исследователями.
Строим из крупного строителя батискаф. Укладываем камешки, ракушки, песок делаем морское дно. А
потом лепим водолазов и аквалангистов, кораллы. Делаем композицию законченной и обыгрываем.
Итог занятия.
Приложение№7
Методическая разработка занятия
«Роль моря в жизни человека»
Воспитатель:
Назаренко С. В.
Тема: « Роль моря в жизни человека»
Цель: Путем дискуссии, доказать гипотезу «Действительно ли, важна роль моря в жизни человека.
Образовательные задачи
Обобщить знания о море, как экосистеме
Учить применять знания, полученные на предыдущих занятиях
Тренировать в умении отстаивать свою точку зрения
Развивающие задачи
Развивать логическое мышление, умение видеть причинно – следственные связи
Развивать долговременную память
Воспитательные задачи
Воспитывать умение работать в команде
Воспитывать выдержке, умение дослушать собеседника.
Учебное оборудование:
1Магнитная доска
2Квадратики, мешочек.
3Два маленьких столика.
Хроно- карта занятия.
I. Вводная часть-1 минута.
II. Основная часть-27 минуты.
Дискуссия
III. Итог занятия-2 минуты.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, с самого начала, рассматривая глобус, мы задались целью. Узнать о роли моря в
жизни человека, есть ли, что-то полезное в морях и океанах для людей, и как это использовать? А может,
мы вредим морским обитателям, или наоборот хорошо, что вмешиваемся в их жизнь?
Вот давайте сегодня мы выясним это, тем более, что у нас уже достаточно накопилось знаний для этого.
Мы разделимся на две команды, при помощи квадратиков, не глядя, в мешочек выбирайте. Дети выбирают
квадратики. У нас получилось две команды.Все у кого белые это одна команда, у кого черные вторая.
Теперь посмотрите на доску, я для вас приготовила темы для обсуждения.
Полезные ископаемые.
Исследование морей и океанов.
Рыбная ловля.
Лечебное действие моря.
Морской транспорт.
Те, у кого белые квадратики обсуждают плюсы использования моря, а у кого черные минусы. Потом по
одному человеку из каждой команды сядут, напротив друг друга и выскажутся. А я буду писать плюсы или
минусы.
Каждую тему мы с ребятами обсудили. По каждой были и плюсы и минусы. В конце нашего занятия дети
пришли к выводу, что значение морей и океанов в жизни людей велико. Но надо бережно относиться к
природе, погубив её, мы погубим сами себя.