Напоминание

" Слово-дело великое"


Автор: Ромашина Марина Ромуальдовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №50
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Слово-дело великое"
Раздел: полное образование





Назад





Мастер-класс

Курс :« Техники эффективной коммуникации»

Тема :« Слово-дело великое или нормы русского языка»

Учитель: Ромашина Марина Романовна, учитель русского языка и

литературы


Введение
Известный американский политик Уэбстер сказал когда-то очень мудрые слова: « Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». Очень важно, чтобы каждый учитель смог вооружить своих учеников таким важным в современной жизни умением-умением говорить, строить общение. Задача курса « Техники эффективной коммуникации: учиться общению, общаясь» Как показывает практика, учащиеся, даже те, кто хорошо учатся часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; испытывают страх перед предстоящим деловым разговором. Общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают: у тех, чья работа предполагает постоянные контакты типа «человек-человек» ( специалисты по связям с общественностью, менеджеры, журналисты, бизнесмены, политики), деловое общение составляет 70-90%. Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте. Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области. Курс «Техники эффективной коммуникации» предлагает создание особенной среды обучения, где главное место принадлежит методам, активирующим самостоятельную работу учащихся . Курс мспользует следующие техники: -ситуативно-ролевые игры -задания с использованием групповых и парных формработы -в рамках каждой темы предложены интересные ситуативные -работа с текстами разных стилей -наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения - моделирование речевого высказывания -семинары -конференции Обратимся к одной их техник, предполагающей следующие виды работы:
1.Исправление стилистических, морфологических, синтаксических, лексических норм 2.Работа с изобразительно-выразительными средствами языка 3.Работа над чёткостью и выразительностью речи.
Тема. Слово – дело великое, или нормы русского языка

Цель:
формировать понятие о нормах русского литературного языка
Оборудование
: карточки с заданиями для групповой работы, карточки- информаторы ( виды речевых ошибок), видеозапись фильма Л. Гайдая « 12 стульев»
Форма
: практикум Ход урока I.Организационный этап. Постановка целей II. Основная часть урока.
1.Творческая работа

Учитель
. Тема нашего урока- « Слово-дело великое». Давайте поразмышляем над этими словами и составим небольшое рассуждение на данную тему. Творческое задание: составить рассуждение на тему « Слово-дело великое» Сравниваем с высказыванием Л.Н. Толстого « Слово- дело великое. Словом можно соединить людей. Словом можно разъединить их. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»
2.Создание проблемной ситуации.

Учитель
. О слове, о языке размышляют с древних времён, пытаясь определить его роль в жизни человека. Перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговор Ксанфа и его раба –первого баснописца Эзопа - Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она? - Вот, мой господин. Это язык! -Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь? -Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка?. Язык-это первые слова ребёнка: « мама», « солнце», « цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг лруга. Язык-это целый мир. - Ну хорошо! Я велел купить тебе и самую дешёвую вещь в мире.
-Вот она, мой господин! -Снова язык?! - Да. Язык-это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
Учитель.
Согласны ли вы с Эзопом? -Можно ли научиться грамотно пользоваться русским языком? - Вспомните, что значит высокая культура речи? (Это понятие включает в себя 2 уровня: первый-речь правильная, соответствующая нормам литературного языка. Второй-речь хорошая, искусная, богатая)
3.Лингвистический эксперимент.

Учитель
. Анализируя речь подростка 13-14 лет, лингвисты установили наиболее частые проявления неточной и неправильной речи: 1) Путают слова, схожие по звучанию ( паронимы) Эскалатор-экскаватор Дружный- дружеский Эффектный- эффективный 2). Неправильное сочетание слов: Моя автобиография; 3)Засорение языка нелитературной лексикой; 4)Нарушение стилистических норм языка ( уместность и неуместность речи) Предлагаю вам поработать в группах Каждая группа получает карточки с предложениями, в которых нарушены определённые языковые нормы. Задача учащихся: используя карточки информаторы, определить, какие нормы нарушены, и записать предложения в соответствии с нормами литературного языка
1-я группа (стилистические нормы).
1.По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2.Гринёв сочинил песенку и понёс её Швабрину на рассмотрение. 3.Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 4.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 5.Мать-медведица следила, чтобы дети не получили травмы. 6.К пристани подъехала карета, и из неё вылезла прекрасная девушка. 7.Каждый чиновник корчил из себя человека.
2-я группа (морфологические нормы).
1.Светлана рассказала небольшое стихотворение про мыша.
2. Книги М.Твена пользуются большой популярностью в нашей стране. 3. Моя соседка купила сегодня очень красивую тюль на окна. 4. В ихнем доме всегда было чисто и прибрано. 5. Ему удалили сухой мозоль. 6. Вы думаете, что воздух пахнул яблоками? 7. Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо. 8.Петя не с нами, он идёт взади.
3-я группа ( синтаксические нормы).
1. Я с братом ходили на рынок. 2. За Ирину Александровну я ничего не могу сказать плохого. 3. Катаясь на моторных лодках и создавая шум в воде, рыбы не всегда откладывают икру. 4. Поезд прибыл согласно расписания. 5. Вы не стали описывать о внедрении. 6. Я скучаю за ним. 7. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трёх борзых собак, которые не раз спасали его жизнь и честь.
4-я группа ( лексические нормы).
1.К службе Чацкий относился честно и добровольно. 2.На небе появилась дождлива я туча. 3. Предлагаю наиболее эффектный способ решения данной проблемы. 4. Сегодня у меня на редкость удачливый день. 5. Он оказался круглым невежей в технике. 6. Лиза была домработницей в доме Фамусова. 7. На репродукции художник изобразил букет цветов
4. Просмотр видеофильма. Анализ речи персонажей.

Учитель.
Продолжим наш эксперимент. Прежде, чем ответить на вопрос, насколько важен второй уровень речи ( речь хорошая, искусная, богатая), давайте посмотрим фрагмент фильма по роману Ильфа и Петрова « 12 стульев»( эпизод « О. Бендер и Э. Щукина») Задание: прокомментируйте речевое поведение персонажей. Кто из персонажей обладает достаточно богатым словарным запасом, умеет понять собеседника, добиваться поставленной цели. Важный ли уровень-богатство речи? Какой уровень важнее?

5.Практическая работа. ( Работа в группах. )

Учитель
Сейчас у вас есть возможность выяснить, насколько вы владеете речью. Разверните предложенные вам тексты сказок за счёт введения средств словесной выразительности и дополнительных деталей сюжета. Завершите их
1-я группа.

Источник молодости
Жил старик со старухой. Старику было 90 лет, старухе-80. Пошёл однажды старик за дровами в горы. Долго он шёл до горы Ай-Петри. Когда он нарубил дров, стал спускаться вниз. Было очень жарко, он спускался медленно. Решил старик отдохнуть: положил дрова на землю, подошёл к источнику и стал пить воду. Ему захотелось спать, он лёг на землю около источника и заснул. Когда он проснулся, взял дрова и начал спускаться с горы. Удивился старик: шёл он быстро, но не уставал, и дрова как будто легче стали. Дома его ждала старуха. Было уже поздно, и она решила пойти встречать старика. Недалеко от дома она увидела молодого человека с дровами. Она спросила: - Не встречал ли ты в лесу старика? - Не узнаёшь меня?- ответил муж. - Не смейся надо мной,- сказала старуха,- и ты через 70 лет будешь таким, как мой муж. И понял тогда старик, что он выпил воды из источника молодости. Старик рассказал обо всём старухе. Она тоже захотела выпить этой воды и пошла искать источник «…»
2-я группа.

Как старик корову продавал
У одного старика была корова. Она была очень старая и худая. Молока она почти совсем не давала. Вот старик решил эту корову продать. Привёл он её на базар. Подходит к нему покупатель и спрашивает: - Дорого ты хочешь продать свою корову. - Нет, не дорого,- отвечает старик. - А почему она такая худая? - Болеет, поэтому я хочу продать её. - А сколько молока даёт эта корова? - Молока я даже и не видел,- отвечает старик. И никто не хотел покупать такую плохую корову.
Один человек пожалел старика и говорит ему: - Давай я продам твою корову, а ты стой рядом и слушай, что я буду говорить. Подходит первый покупатель и спрашивает: - Эта корова продаётся? - Да, вы можете её купить, если у вас хватит денег. - Но она очень худая,- сказал покупатель. - Это от того, что она ест мало, а молока даёт много. У хозяйки руки болят, потому что она целый день доит корову. Поэтому мы и продаём её.
6. Интонационная разминка. Работа над чёткостью и выразительностью

речи. Работа в группах.

А)Учитель
Итак, мы говорим, чтобы нас поняли. Для достижения этой цели важны такие понятия, как смысловая интонация и логическое ударение. Прочитайте вопрос так, чтобы получились разные ответы:
-Вы вчера весь день провели на даче?

Б) Работа в группах

1-я группа.
Прочитайте скороговорки, чётко и ясно проговаривая все звуки. Выберите любую скороговорку и произнесите её, выражая голосом попеременно восторг, насмешку, ужас, удивление, недоумение, злорадство. -Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. -На горе Арарат растёт крупный виноград. -Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала. -Мамаша Наташе дала сыворотку из-под простокваши.
2-я группа.
Выразительно прочитайте стихотворение Саши Чёрного. Поработайте над интонацией повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, над интонацией перечисления. Попробуйте найти интонацию, соответствующую такому знаку, как многоточие. Облака плывут над пашней… Из газетины вчерашней Надо змея смастерить.
Раму склеим из лучинок, Хвост из розовых шерстинок, Ну а нить? Нить? У бабушки в коробке Есть большой моток для штопки, Мигом к бабушке, айда! Ты голубушка! Ты дусик! Ты милее всех бабусек! Можно, да? В мире нет добрей старушки… Сели рядом у опушки Перематывать клубок. Справа-маки. Слева- лютик, Не спеши, верти на прутик- В колобок! Синько вывели глазищи, Углем – брови и усищи, Клюквой – две ноздри и рот… Хвост – как шлейф у генеральши… Заноси-ка! Дальше, дальше! До ворот! Змей прыгнул вбок, метнулся ввысь – Пора… Как конь, вовсю помчался рысь. Ура! Но нитка держит на вожжах, Шалишь! В лазури – белая межа И тишь… А ветер хвост относит вбок – Пускай… Быстрей разматывай клубок, Лентяй! Гудит наш змей, как паровоз… Жара. Эй, змей! Ты выше всех берёз! Ура!.. Взяли промокашку, Сделали старикашку,
Проткнули в животе калитку, Посадили его на нитку… Ишь! Запищал, как мышь, Растопырил ручки, Задрал брючки И помчался кверху по нитке всё прямо да прямо: Это мы послали солнцу телеграмму. Саша Чёрный
3-я группа.
Прочитайте сказочные зачины. Старайтесь избежать монотонности речи. Для этого учитесь плавно повышать и понижать голос, делать его то громким, то тихим. Следите за темпом своей речи, учтите, что оратор говорит 100-120 слов в минуту. Поучитесь с помощью пауз делать различные смысловые акценты. - «Не белые лебеди по небу вереницей летят, а русские люди сказку говорят. Сказка-быль не быль, да и не враньё, а бывальщина старых годов. Верьте ей не верьте, а слушайте до конца: конец – всему делу венец. А ведь пословица не мимо молвится: не любо – не слушай, а врать не мешай. Да то ещё не сказка, а присказка, сказка-то впереди будет» - «Начинается наша сказка от правды, растёт на выдумке, жнут её вымыслом, молотят шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику» - «Просим теперь, честные господа. Пожалуйте сюда нашей сказки послушать! Нашли мы её в свитках старинных, на столбах длинных, разбирали по складам три дня с подденком. Чего не разобрали – не осудите: свитки были ветхие, а скоропись в них нечёткая
III. Подведение итогов.

Учитель.
Итак, сегодня нам стало ясно: научиться правильно говорить можно. А у кого мы можем учиться строить правильную, выразительную речь? ( у писателей) А словари? Важна ли их роль? Какими словарями вы будете пользоваться, чтобы ответить на следующие вопросы: 1.Каково лексическое значение слова?
2.Где в слове надо поставить ударение? 3.Как правильно написать слово? 3.Каким другим словом можно заменить данное слово? Что ж, мне остаётся лишь попрощаться с вами и пожелать « Говорите по- русски правильно»








В раздел образования