Автор: Бышук Вера Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Рыбачьевская школа" Населённый пункт: с.Рыбачье, г.Алушта, Крым Наименование материала: статья Тема: "Критерии эффективности современного урока" Раздел: среднее образование
Критерии эффективности современного урока.
Под эффективностью понимают полезность для развития
каждого ребёнка.
Эффективность урока – это степень достижения заданной
цели педагогической деятельности с учётом оптимальности
затраченных усилий, средств, и времени.
Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в
своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные
требования к ученику.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения
адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные
замыслы.
«Надобно приобрести задатки действительного знания и
вынести из школы и желание и способность дальше воспитывать его
в себе»,- написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев
В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность
ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке,
наличие равенства учителя и ученика.
И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель
только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не
вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а
научить его находить знания, выработать у него устойчивую
мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.
Урок – это такая форма организации процесса обучения, в
которой получение информации является главным. Практически все
наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но
усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект
(делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.
А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет
делать и зачем ему это надо.
Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он
начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее
учение состоит в том, что ученик приводится к знанию.
Главной задачей обновляющейся современной школы
является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько
обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности,
поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем
добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о
Мотивационном кризисе.
Почему?
Колоссальная избыточность материала.
Отсутствие уверенности в собственной психологической
безопасности.
Есть “кнут”, мало “пряников”.
В классе сидят дети с разными способностями.
Сегодня учитель вынужден значительное время уделять
пробуждению желания познавать. В условиях избыточной
информации, когда у детей начинают действовать механизмы
защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной
пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать
ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного
материала.
Как это сделать?
При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать
актуальность и важность знаний можно следующими способами:
возбудить интерес,
пробудить желание,
побудить к действию,
придумать изюминку урока,
урок должен удивлять.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,
изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное
открытие, красивый опыт, нестандартный подход.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения
адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные
замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому
должен урок…
А вот тут масса возможностей для творчества учителя…
Что же является основой, базой проектирования современного
учебного процесса и как его составляющей – урока?
Основные компоненты урока:
1. Содержательно-целевой Что и зачем?
2. Организационно-практический Как?
3. Контрольно-оценочный Что в итоге?
Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение
знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель
урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал.
Средство достижения своих целей , а они не всегда совпадают с
целями учеников.
Как?
Методов и форм работы очень много и мы их используем.
Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий,
видов деятельности, средств, источников, даже языка
представления (научный, графический, символический, образный и
т.д.)
Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться,
используя разные формы предъявления наработанного:
озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж,
информация о сделанной работе…
Использовать надо всё, что помогает не упустить главное,
интересное на уроке.
Что в итоге?
Отметка – количественное выражение оценки усилий и
результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован
достигнутый им уровень по отношению к стандарту.
Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать
родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не
соответствует их ожиданиям.
Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…
Как её организовать:
взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,
самостоятельный выбор заданий по уровню сложности,
сопоставление индивидуальных ответов,
работа под копирку,
работа без ошибок, но с отметкой,
работа без отметки, но с ошибками,
работа без отметки и без ошибок, только с пометками учителя
комментарий учащихся,
“чистая доска” - всё, что надо запомнить, написано на доске. По
мере работы стирается часть материала, а устно
восстанавливаются пустоты.
выбор вопроса,
договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.
Заключение
Основными критериями урока являются:
1.
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в
течении всего урока.
Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива.
Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны.
Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого
ученика на всех этапах урока.
2.
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к
собственной деятельности и деятельности других.
Именно переживания стимулируют изменения и последующее
развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или
неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.
3.
Мотивация познавательной деятельности на уроке.
Призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом
материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу
изучения материала. От мотивации во многом зависит
эффективность усвоения учащимися учебного материала.
4.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в
процессе деятельности в течение всего урока.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за
результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания
на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
6. Достижение целей урока.
Реальная эффективность урока - его результат, степень
усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными
приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему,
урок эффективным назвать нельзя.
Проблемы эффективности
Однообразие используемых методов;
Нерациональное использование времени;
Редкое применение элементов проблемного обучения;
проблема активизации познавательной деятельности;
Проблема профессионализма педагогов;
Недостаточная обеспеченность наглядными и техническими
средствами обучения