Занимательный математический материал для работы с детьми вне непосредственно образовательной деятельности.
Автор: Гришонкова Алла Михаиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46" Населённый пункт: город Череповец Вологодская область Наименование материала: статья Тема: Занимательный математический материал для работы с детьми вне непосредственно образовательной деятельности. Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №46»
Воспитатель : Гришонкова Алла Михайловна,
Г. Череповец, Вологодская область
С детьми дошкольного возраста в утреннее и вечернее время проводятся
игры математического содержания.
При правильной организации и руководстве со стороны воспитателя эти игры
помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию
интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами,
решению
конкретных
задач
индивидуальной
работы
с
детьми,
совершенствованию математических представлений. Но этого недостаточно
для
выявления
и
развития
многообразных
интересов
и
склонностей
дошкольников.
Дидактические
игры
организуются
и
направляются
воспитателем.
В
детском
саду
нужно
создавать
такие
условия
для
математической
деятельности
ребенка,
при
которых
он
проявлял
бы
самостоятельность
в
выборе
игрового
материала,
игры,
исходя
из
развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей
по
инициативе
самого
ребенка,
он
приобщается
к
сложному
интеллектуальному труду.
Уголок занимательной математики- это специально отведенное, тематически
оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом
художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для
этого
обычные
предметы
детской
мебели:
стол,
шкаф,
полки,
обеспечив
свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям
предоставляется возможность в свободное время выбрать интересующую их
игру,
пособие
математического
содержания
и
играть
индивидуально
или
совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Задачи организации уголков занимательной математики:
1.
Целенаправленное
формирование
у
детей
4-7
лет
интереса
к
элементарной математической деятельности. Формирование качеств и
свойств
личности
ребенка,
необходимых
для
успешного
овладения
математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность
поисковых
действий,
стремление
к
достижению
положительного
результата, настойчивость, находчивость, самостоятельность.
2.
Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не
только
интересными,
но
и
требующими
умственного
напряжения,
интеллектуального усилия играми; стремление достичь того, чтобы
занимательный
математический
материал
в
дошкольные
и
последующие годы стал средством не только организации полезного
досуга,
но
и
становления
творчества,
совершенствования
своего
профессионального мастерства.
Организация
уголков
занимательной
математики
возможна,
начиная
со
среднего возраста. Данные психологических исследований свидетельствуют
о возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими
д о ш кол ь н и ка м и .
О т м еч а е т с я
с т р е м л е н и е
и х
к
п р о я в л е н и ю
самостоятельности,
развитие
познавательных
мотивов,
что
обеспечивает
элементы самоорганизации в игровой
и других видах деятельности. Дети
могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать
с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Успех
игровой
деятельности
в
организованном
в
группе
уголке
занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к
занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о
характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала,
приемами
руководства
развитием
самостоятельной
деятельности
с
элементарным
математическим
материалом.
Заинтере сованность,
увлеченность
педагога-
основа
для
проявления
детьми
интереса
к
математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется
возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок
помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из
детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные
игры,
игры
для
развития
логического
мышления,
подводящие
детей
к
освоению игры в шашки и шахматы, головоломки, логические задачи и
кубики, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание
фигур-силуэтов из специальных наборов фигур, игры на передвижение. Все
они интересны и занимательны.
Выбрать
занимательный
материал
можно
из
книг
по
занимательной
математике для дошкольников, популярных сборников и других изданий.
Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные
папки.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа
доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и
игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.
От
усвоения
правил
и
игровых
действий
в
заданном
в
игре
виде
они
переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.
Неиссякаемые
возможности
для
творчества
скрыты
в
играх
с
блоками
Дьенеша, « Танграм », « Волшебный круг »,
« Колумбово яйцо », « Кубики для всех ». Дети могут придумывать новые,
более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов к игре. Для
стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников
необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур,
счетных
палочек,
альбомы
для
зарисовки
придуманных
ими
задач,
составленных фигур.
В течение года, по мере освоения игр, следует расширять их ассортимент,
вносить новые, более сложные, разнообразить виды игрового занимательного
материала.
Художественное
оформление
уголков
должно
отвечать
их
назначению,
привлекать
и
заинтересовывать
детей.
Для
этого
можно
использовать
геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических
фигур.
Приемлемы
сюжеты,
действующими
лицами
которых
являются
любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и д.р. В
оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из
книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской
художественной литературы.
Организация
уголка
осуществляется
с
посильным
участием
детей,
что
создает
у
них
положительное
отношение
к
материалу,
интерес,
желание
играть.
Руководство
развитием
самостоятельной
математической
деятельности
в
уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее
развитие
у
них
интереса
к
занимательным
играм.
Всю
работу
в
уголке
воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он
предлагает
ребенку
игру,
ориентируясь
на
уровень
его
умственного
и
нравственно-волевого
развития,
проявления
активности.
Воспитатель
вовлекает в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывает их и
помогает
освоить
игру.
Воспитанию
интереса
к
играм
способствует
осознание детьми своих успехов в освоении игр. Ребенок, который составил
интересный
силуэт,
решил
задачу,
стремится
к
новым
достижениям.
Руководство
со
стороны
педагога
направлено
на
постепенное
развитие
детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей:
1.
Объяснение
правил
игры,
ознакомление
с
общими
способами
действий,
исключая
сообщение
детям
готовых
решений.
Стимулирование
педагогом
проявлений
самостоятельности
в
играх,
поощрение стремления детей достичь результата.
2.
Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети
усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к
решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах,
понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в
ходе поисков решения задач.
3.
Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации
в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет,
составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время
привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказывать
ему следующий ход, дать совет, высказать предположения. Ребёнок
занимает актуальную позицию в организованной подобным образом
игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4.
Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее,
с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5.
Использование
разнообразных
форм
организации
деятельности
в
уголке:
соревнований,
конкурсов
на
лучшую
логическую
задачу,
лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических
развлечений.
6.
Обеспечение
единства
воспитательно-образовательных
задач,
решаемых
педагогом
на
занятиях
по
математике
и
вне
их.
Целенаправленная
организация
самостоятельной
д е т с ко й
деятельности,
с
тем
чтобы
обеспечить
более
прочное
и
глубокое
усвоение
детьми
программного
учебного
материала,
перенос
и
использование
его
в
других
видах
элементарной
математической
деятельности, в играх. Осуществление всестороннего развития детей,
решение
задач
индивидуальной
работы
с
детьми,
отстающими
от
сверстников
в
развитии,
и
детьми,
проявляющими
повышенный
интерес, склонность к занятиям математикой.
7.
Пропаганда
среди
родителей
необходимости
использования
занимательного математического материала в семье с целью решения
задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства,
подготовки
их
к
обучению
в
школе.
Воспитатель
рекомендует
родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с
детьми игр, постепенно создавать домашнюю игротеку, изготовлять
игры,
приобретать
игры
промышленного
производства.
Единство
в
направлениях работы детского сада и семьи по данному вопросу будет
способствовать
развитию
у
детей
интереса
к
занимательному
материалу, умственных способностей.