Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.
Автор: Непогодьева Надежда Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Кабанская СОШ" Населённый пункт: Кабанск, РБ Наименование материала: Конспект урока. Русский язык 2 класс Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки. Раздел: начальное образование
Учебный предмет : Русский язык.
Класс: 2 «А»
Учитель начальных классов : Непогодьева Надежда Георгиевна
Тип урока : урок открытия нового знания.
Тема урока : Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.
Цель урока : создать условия для организации деятельности обучающихся по усвоению новых предметных знаний, умений по данной теме
Основные понятия : шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь, -шь, -чь, -щь на конце слов – жен.р.
Формы работы : фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Ресурсы : Учебник Н. А. Чуракова, алгоритмы, проектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Метопредметные (УУД)
- уметь работать с Обратным словарем;
- уметь дифференцировать слова с основой на
шипящий по родам.
Личностные УУД:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Познавательные УУД:
активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач ;
логические
действия,
установление
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений .
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
I.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
(Слайд №2)
Личностные УУД:
- формирование положительного
отношения к процессу познания.
Регулятивные УУД:
- нацеливание на успешную
деятельность.
-
-
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Психологический настрой.
-Надули шарик (снятие эмоционального напряжения)
Мы сегодня с вами продолжим изучение тайн русского языка, а
для этого требуется выполнение определённых инструкций.
Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чём я буду
говорить.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но сегодня будь готов
Сам открыть секреты слов.
- Запишите в тетрадях число и название работы.
Проверяют готовность
к уроку, высказывают
предложения в
необходимости
организации рабочего
места.
II. Актуализация
знаний.
(Слайд №3)
Познавательные УУД:
- логические – анализ объектов с
целью выделения признаков
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками;
Сегодня у нас на уроке гость . А кто? Вы узнаете, если правильно
выполните задание.
Посмотрите на экран.
Вот снежинка непростая,
А чудесная какая.
-Посмотрите на иголочки снежинки. Что вы видите? Назовите.
Высказывают своё
(Слайд №4-7)
- Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?
- Какая буква лишняя? Почему?
-А что объединяет оставшиеся буквы?
Чистописание.
Итак, кто же наш гость на уроке? (мягкий знак)
(Вывешивается карточка с мягким знаком).
- Вспомним, с какой целью мы пишем на уроке минуту
чистописания?
- А теперь упражнение для развития скорости письма. Напишем Ь,
не отрывая руки, и спрячем его в мешочек. Прописали в тетради 1
раз. А теперь, не отрывая руки, соединим сразу 3 элемента вот так.
Пропишите.
мнение.
Ответы детей.
III. Постановка
учебной задачи.
«Открытие»
новых знаний
(Слайд №8-10)
Познавательные УУД:
- формирование умения выдвигать
гипотезу и обосновывать её,
- логические: решение проблемы,
- построение логической цепи
рассуждений.
Регулятивные УУД:
- формулировать тему урока,
принимать и сохранять учебную
цель и задачу.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и
слышать, ясно и чётко излагать
своё мнение,
- выстраивать речевые
конструкции
1.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной
задачи
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, пом…щь, с…ловьи, м…рковь.
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.
-Чем похожи эти слова? (во всех словах пишется мягкий знак,
словарные)
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные)
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Можем ли мы подобрать проверочные слова к этим словам? -
Куда обращаемся за помощью?
Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?
(В словах пальто, коньки,– ь указывает на мягкость согласных в
середине слова, в слове морковь - Обозначает мягкость согласных
Ответы детей.
на конце слова, а в словах воробьи, медвежьи, соловьи он
разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)
-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? ( в корне
слова, перед гласными
-е, -ё, -ю, -я, -и).
-
Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы?
- На какой звук оканчивается слово?
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что
заметили?
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?
(нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о
которой мы узнаем на этом уроке.
2. Сообщение цели.
А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?
- Ребята, а вам хотелось бы разгадать новую тайну о мягком знаке?
- Чтобы разгадать новую тайну, какую цель вы поставите перед
собой? ( Будем развивать внимание, память, наблюдательность,
умение анализировать, делать выводы, развивать речь;
воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру
общения и поведения на уроке).
3. Постановка и решение учебной задачи. (Слайд №11).
1. Прочитайте слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж,
ночь.
ПОМ…Щ Ь
Выписывают слова в
два столбика.
Высказывают своё
мнение.
(Слайд №12)
- На какой звук оканчиваются слова? (шипящий).
-На какие 2 группы можно разделить шипящие? (твёрдые и
мягкие).
- Назовите, в каких словах твёрдый шипящий звук, а в каких –
мягкий?
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем эти слова.
- Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким
знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного?
(нет).
- Значит, какой вывод, ребята, делаем? (Мягкий знак выполняет
какую-то новую работу).
4. Создание проблемной ситуации.
- С какой проблемой мы столкнулись?
( Проблема: Почему у одних слов с шипящими на конце
пишется мягкий знак, а у других – нет?)
- Можете дать ответ? (дети сомневаются).
- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.
- На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-
то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые
и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким
знаком на конце и без мягкого знака)
Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.
- Я предлагаю вам выписать в один столбик слова-названия
предметов мужского рода, а в другой –женского рода.
-Сравните написание слов-названий предметов каждого столбика.
-Когда слова-названия предметов с шипящим на конце пишутся с
мягким знаком? (если они женского рода)
- Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? (он
указывает, что это слова-названия предметов женского рода)
Что нужно уметь, чтобы правильно написать слова-названия
предметов с шипящими на конце? (уметь определять род слова-
названия предметов)
- Давайте составим алгоритм , который пригодится нам в
последующей работе. (Схемой это можно записать так: )
5. Физминутка.
Мы задание выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.
Гимнастика для глаз.
-
Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)
-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением
- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью
Гимнастика мозга
«Ленивые Восьмёрки»
IV. Первичное
закрепление
(Слайд №13)
Личностные УУД:
- умение выражать мысли.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе
знаний
Регулятивные УУД:
1. Работа по карточке в парах.
-Замените одним словом и напиши слова с шипящим на конце
с комментированием.
Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)
Часть суток от вечера до утра (ночь)
Маленький ребёнок (малыш)
Выполняют задание.
(Слайд №14)
(Слайд №15)
- принимать и сохранять учебную
цель и задачу,
- устанавливать соответствие
полученного результата
поставленной цели.
КоммуникативныеУУД:
- проявлять внимание к суждениям
товарищей.
Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)
Каменное сооружение для отопления помещений (печь)
Суп со свёклой и другими овощами (борщ)
Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)
С одним из слов-названий предметов составьте предложение и
напишите его.
Чьё предложение вам понравилось?
3. Игра « Найди четвёртое лишнее»:
1. Плащ. Шалаш. Помощ. Лещ.
2. Луч. Доч. Мяч. Грач.
3. Мыш. Тиш. Ёрш. Туш.
4. Гараж. Рож. Стриж. Чиж.
4. Работа по учебнику.
- На доске имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не
допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у
слов-названий предметов
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 118 на
стр. 153
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу
может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род
слова)
Работа в парах.
Выполняют
упражнение 118 по
учебнику с.153.
V.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
(Слайд № 30-31)
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную
информацию,
- наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Личностные УУД:
- применять правила делового
сотрудничества.
5.Картинный диктант. Самостоятельная работа.
-Что развиваем? (память, орфографическую зоркость)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также
различных предметов, которые вы видите на экране. (ёж, ландыш,
стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч,
врач ).
6. Обобщение знаний по теме.
- Наш урок почти подошёл к концу.
-Давайте вернёмся к проблеме урока : почему у одних слов-
названий предметов, оканчивающихся на шипящий, пишется
мягкий знак, а у других нет?
-О какой новой работе мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?
(Мягкий знак на конце слов-названий предметов после
шипящих указывает, что они женского рода)
-Что нужно уметь, чтобы правильно писать слов-названий
предметов с шипящими на конце? ( уметь определять род слов-
названий предметов)
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили,
выполним небольшой тест:
1 .
На конце слов-названий предметов ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце слов-названий предмета м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
Выполняют задание
самостоятельно.
Ответы детей.
б) не пишется мягкий знак.
3. Мягкий знак после шипящих на конце слов названий
предметов указывает:
а) на род слов-названий предметов;
б) на мягкость согласного
VI.Рефлексия.
Д/З
Тетрадь №1
Личностные УУД:
- оценивать собственную и
коллективную деятельность.
Познавательные УУД:
- выделять необходимую
информацию, обосновывать
выбор.
КоммуникативныеУУД:
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
-Всё ли было понятно на уроке? Усвоили ли вы тему?
-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем
уверенно?
-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке?
На столе лежат Листы достижений
Оценка своей работы учащимися.
Оцените свою работу по
СВЕТОФОРЧИКУ
Оценка Я
-Выберите теперь свой смайлик и обоснуйте свой выбор.
-- Расскажите чему вы сегодня на уроке научились?
- Похвалите своего соседа за работу на уроке.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и
познавательным.
-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на
уроке.
-Сегодня на уроке хорошо работали…
- Спасибо всем за работу!
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Ответы детей.
Оценивают свою
деятельность.
Светофор
Таблица (оценочная)
Выбор смайлика
.