Напоминание

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.


Автор: Непогодьева Надежда Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Кабанская СОШ"
Населённый пункт: Кабанск, РБ
Наименование материала: Конспект урока. Русский язык 2 класс
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока.

Учебный предмет
: Русский язык.
Класс:
2 «А»
Учитель начальных классов
: Непогодьева Надежда Георгиевна
Тип урока
: урок открытия нового знания.
Тема урока
: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.
Цель урока
: создать условия для организации деятельности обучающихся по усвоению новых предметных знаний, умений по данной теме
Основные понятия
: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь, -шь, -чь, -щь на конце слов – жен.р.
Формы работы
: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Ресурсы
: Учебник Н. А. Чуракова, алгоритмы, проектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные умения Метопредметные (УУД) - уметь работать с Обратным словарем; - уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам. Личностные УУД:  навыки сотрудничества с учителем и сверстниками  мотивация к творческому труду, к работе на результат. Регулятивные УУД:  ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные УУД:  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
;
 логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений
.
Коммуникативные УУД:  готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;  участвовать в групповом обсуждении.
Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I.

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

(Слайд №2)

Личностные УУД:
- формирование положительного отношения к процессу познания.
Регулятивные УУД:
- нацеливание на успешную деятельность.
-
-
Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Психологический настрой.
-Надули шарик (снятие эмоционального напряжения) Мы сегодня с вами продолжим изучение тайн русского языка, а для этого требуется выполнение определённых инструкций. Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чём я буду говорить.
Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.
- Запишите в тетрадях число и название работы. Проверяют готовность к уроку, высказывают предложения в необходимости организации рабочего места.
II. Актуализация

знаний.

(Слайд №3)

Познавательные УУД:
- логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Сегодня у нас на уроке гость
. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание. Посмотрите на экран.
Вот снежинка непростая,

А чудесная какая.
-Посмотрите на иголочки снежинки. Что вы видите? Назовите. Высказывают своё

(Слайд №4-7)
- Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке? - Какая буква лишняя? Почему? -А что объединяет оставшиеся буквы?
Чистописание.
Итак, кто же наш гость на уроке? (мягкий знак) (Вывешивается карточка с мягким знаком). - Вспомним, с какой целью мы пишем на уроке минуту чистописания? - А теперь упражнение для развития скорости письма. Напишем Ь, не отрывая руки, и спрячем его в мешочек. Прописали в тетради 1 раз. А теперь, не отрывая руки, соединим сразу 3 элемента вот так. Пропишите. мнение. Ответы детей.
III. Постановка

учебной задачи.

«Открытие»

новых знаний

(Слайд №8-10)

Познавательные УУД:
- формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её, - логические: решение проблемы, - построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД:
- формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, - выстраивать речевые конструкции
1.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной

задачи

П…льто, в…р…бьи, к…ньки, пом…щь, с…ловьи, м…рковь.
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. -Чем похожи эти слова? (во всех словах пишется мягкий знак, словарные) - Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные) - Как проверить безударную гласную в корне слова? – Можем ли мы подобрать проверочные слова к этим словам? - Куда обращаемся за помощью?
Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?
(В словах пальто, коньки,– ь указывает на мягкость согласных в середине слова, в слове морковь - Обозначает мягкость согласных Ответы детей.
на конце слова, а в словах воробьи, медвежьи, соловьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.) -Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? ( в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и). - Разделите слова в два столбика. -
О чем задумались во время работы?
- На какой звук оканчивается слово? - Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет). -
Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о

которой мы узнаем на этом уроке.

2. Сообщение цели.
А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке? - Ребята, а вам хотелось бы разгадать новую тайну о мягком знаке? - Чтобы разгадать новую тайну, какую цель вы поставите перед собой? ( Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке).
3. Постановка и решение учебной задачи. (Слайд №11).
1. Прочитайте слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж,

ночь.
ПОМ…Щ
Ь
Выписывают слова в два столбика. Высказывают своё мнение.

(Слайд №12)
- На какой звук оканчиваются слова? (шипящий). -На какие 2 группы можно разделить шипящие? (твёрдые и мягкие). - Назовите, в каких словах твёрдый шипящий звук, а в каких – мягкий? - Давайте закроем мягкий знак, и произнесем эти слова. - Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком). - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного? (нет). - Значит, какой вывод, ребята, делаем? (Мягкий знак выполняет какую-то новую работу).
4. Создание проблемной ситуации.
- С какой проблемой мы столкнулись? (
Проблема: Почему у одних слов с шипящими на конце

пишется мягкий знак, а у других – нет?)
- Можете дать ответ? (дети сомневаются). - Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить. - На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие- то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)
Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.
- Я предлагаю вам выписать в один столбик слова-названия предметов мужского рода, а в другой –женского рода. -Сравните написание слов-названий предметов каждого столбика. -Когда слова-названия предметов с шипящим на конце пишутся с
мягким знаком? (если они женского рода) -
Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака?
(он указывает, что это слова-названия предметов женского рода) Что нужно уметь, чтобы правильно написать слова-названия предметов с шипящими на конце? (уметь определять род слова- названия предметов) -
Давайте составим алгоритм
, который пригодится нам в последующей работе. (Схемой это можно записать так: )
5. Физминутка.

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Гимнастика для глаз.
- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5) -Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением - Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5) - Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью
Гимнастика мозга
«Ленивые Восьмёрки»
IV. Первичное

закрепление

(Слайд №13)

Личностные УУД:
- умение выражать мысли. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные УУД:

1. Работа по карточке в парах.

-Замените одним словом и напиши слова с шипящим на конце

с комментированием.
Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ) Часть суток от вечера до утра (ночь) Маленький ребёнок (малыш) Выполняют задание.

(Слайд №14)

(Слайд №15)
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
КоммуникативныеУУД:
- проявлять внимание к суждениям товарищей. Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач) Каменное сооружение для отопления помещений (печь) Суп со свёклой и другими овощами (борщ) Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)
С одним из слов-названий предметов составьте предложение и

напишите его.
Чьё предложение вам понравилось?
3. Игра
«
Найди четвёртое лишнее»:
1. Плащ. Шалаш. Помощ. Лещ. 2. Луч. Доч. Мяч. Грач. 3. Мыш. Тиш. Ёрш. Туш. 4. Гараж. Рож. Стриж. Чиж.
4. Работа по учебнику.
- На доске имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у слов-названий предметов а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 118 на стр. 153 (Комментированное выполнение с подробным объяснением.) - Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род слова) Работа в парах.
Выполняют упражнение 118 по учебнику с.153.
V.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

(Слайд № 30-31)

Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию, - наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Личностные УУД:
- применять правила делового сотрудничества.
5.Картинный диктант. Самостоятельная работа.
-Что развиваем? (память, орфографическую зоркость) - Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите на экране. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).
6. Обобщение знаний по теме.
- Наш урок почти подошёл к концу. -Давайте вернёмся
к проблеме урока
: почему у одних слов- названий предметов, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет? -О какой новой работе мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?
(Мягкий знак на конце слов-названий предметов после

шипящих указывает, что они женского рода)
-Что нужно уметь, чтобы правильно писать слов-названий предметов с шипящими на конце? (
уметь определять род слов-

названий предметов)
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним
небольшой тест:
1
.

На конце слов-названий предметов ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак.
2. На конце слов-названий предмета м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак; Выполняют задание самостоятельно. Ответы детей.
б) не пишется мягкий знак.
3. Мягкий знак после шипящих на конце слов названий

предметов
указывает: а) на род слов-названий предметов; б) на мягкость согласного
VI.Рефлексия.

Д/З
Тетрадь №1
Личностные УУД:
- оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные УУД:
- выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
КоммуникативныеУУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -Всё ли было понятно на уроке? Усвоили ли вы тему? -Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке?
На столе лежат Листы достижений Оценка своей работы учащимися. Оцените свою работу по СВЕТОФОРЧИКУ Оценка
Я
-Выберите теперь свой смайлик и обоснуйте свой выбор. -- Расскажите чему вы сегодня на уроке научились? - Похвалите своего соседа за работу на уроке. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. -Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке. -Сегодня на уроке хорошо работали… - Спасибо всем за работу!
Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши
Ответы детей. Оценивают свою деятельность. Светофор Таблица (оценочная) Выбор смайлика .

Вам всем пригодились!


В раздел образования