Напоминание

Авторская программа дополнительного образования по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста "Звонкий колокольчик"


Автор: Фомина Юлия Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань"
Населённый пункт: г. Сызрань Самарской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторская программа дополнительного образования по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста "Звонкий колокольчик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИНЯТА на заседании педагогического совета ГБОУ СОШ №30 г. о.Сызрань протокол № 1 от «31 » августа 2015 г. УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ СОШ № 30 г.о.Сызрань от «31 » августа 2015 г. № 890
Авторская программа дополнительного образования

по развитию певческих навыков детей

старшего дошкольного возраста

«Звонкий колокольчик»

СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань»

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:
музыкальный руководитель Фомина Юлия Владимировна
Сызрань 2015 г.
Пояснительная записка.
«Запоют дети – запоет народ» (К. Д. Ушинский). Будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Программа «Звонкий колокольчик» художественно-эстетической направленности способствует формированию навыков сольного и хорового пения, музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья, способствует развитию творческой самореализации и самовыражения и даже помогает устранению некоторых дефектов речи детей старшего дошкольного возраста (таких как: заикание, картавость, гнусавость и др). Программа может быть использована в работе с детьми групп компенсирующей направленности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, желающие петь, не просто готовы к дополнительной работе, а скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, поют в хоре, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.
Новизна
программы заключается в том, что она в доступной, игровой форме знакомит детей с основами звукообразования, дает понятия о правильном звукоизвлечении, певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения в сольном и хоровом исполнении; открывает для детей возможности и красоту певческого голоса, его волшебную силу.


Актуальность
программы в том, что пение было и остается одним из самых доступных и любимых видов детского творчества. Сольное и хоровое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и устранения дефектов речи, что незаменимо в работе с детьми групп компенсирующей направленности. Программа способствует гармонизации личности, является средством самовыражения. Пение, в особенности хоровое, объединяет детей общим настроением, побуждает к совместным действиям.
Педагогической целесообразностью
программы является то, что занятия пением развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Цель программы
– формирование условий для воспитания творческой личности дошкольника посредством обучения вокально-хоровым навыкам и умениям, развитие творческой самореализации и самовыражения.
Задачи:
 Дать понятия о голосе, строении голосового аппарата, бережного отношения к нему, окраске, высоте голоса, певческом звуковедении, звукообразовании, дыхании, дикции, правильном положении корпуса при пении, навыках сценического поведения;  Развивать певческие навыки: умение чисто интонировать мелодию, четко произносить слова песен, регулировать динамику голоса, тембровую окраску и т. д.;  Прививать любовь к пению, эстетический вкус;  Способствовать раскрытию творческого потенциала детей;  Создать условия для реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности;  Формировать сценическую культуру.
Отличительной особенностью
данной программы является то, что все дети, желающие петь, имеют возможность заниматься. Даже если у ребенка музыкальные и вокальные возможности очень малы, он может петь в хоре, а дети более одаренные имеют возможность исполнять сольные партии. Впоследствии, в процессе занятий пением, вокальные и музыкальные способности детей с более слабым голосом развиваются, и они могут стать солистами.
Возраст детей:
программа составлена для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Сроки реализации программы
- 1 год.
Формы работы с детьми и режим занятий.

Количество занятий
- 1 раз в неделю, 4 в месяц, 36 в год (с сентября по май).
Длительность занятий
составляет 25- 30 минут.
Время проведения:
занятия проводятся во вторую половину дня с группой детей или индивидуально. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть занятий предполагает объяснение приемов певческого звукообразования, изучение особенностей голосового аппарата, бережного отношения к нему и т. д. Практическая часть занятия – это разучивание вокальных упражнений (попевок, распевок), знакомство, разучивание и закрепление песенно-игрового материала.
Основными методами и приемами
работы педагога являются:
 В теоретической части – беседа, рассказ педагога, рассматривание иллюстративного материала, восприятие музыкального репертуара;  В практической части - вокальные упражнения (попевки, распевки), игры, показ, ритмо-пластические и пантомимические задания, сольное и хоровое пение. Для того, чтобы научить дошкольников правильно петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение следующих условий:  игровой характер занятий и упражнений;  доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;  атрибуты для занятий: звуково спроизводящая ап п а р ату р а (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала), музыкально – дидактические игры, пособия;  сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;  активная концертная деятельность детей.
Ожидаемые результаты.
При систематическом образовании дети без проблем осваивают и разучивают довольно сложные песни, начинают самостоятельно подбирать музыкальный образ для конкретного произведения, творчески воплощая его на сцене, осмысливать свои действия. Тем самым укрепляется уверенность детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно на сцене и в качестве солиста, и в качестве певца в коллективе.
У детей сформированы на достаточно высоком уровне навыки:
 Вокально-хоровые: чистое интонирование, четкое произношение слов, правильное певческое дыхание, извлечение певческого звука, правильная осанка при пении;  Бережное отношение к своему голосу;  Выразительное исполнение произведения;  Навыки сценической культуры;  Самостоятельный выбор музыкального образа и воплощение его на сцене.
Способом определения результативности
является проведение итогового занятия в форме музыкального соревнования, на котором дети выполняют музыкально-игровые задания.

Форма подведения итогов
- участие в конкурсах, смотрах, фестивалях различного уровня; концерты для сотрудников, воспитанников детского сада, их родителей.
Учебно-тематический план.



Раздел

Кол-во

Теоретич. Практич.

1

Вводное занятие

1

1

2

Прослушивание детей, распределение по типу

голоса

1

1

3

Устройство голосового аппарата

2

2

4

Певческая установка

6

2

4

5

Беседы о бережном отношении к голосовому

аппарату

2

2

6

Знакомство и исполнение песенного репертуара

14

4

10

7

Работа над выразительностью исполнения

5

5

8

Основы сценической культуры

5

1

4

Итого:

36

12

24

Содержание программы.
Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки, создавать общие предпосылки успешного обучения детей пению. Песенный репертуар, представленный в тематическом планировании, рассчитан на один год обучения. В дальнейшем репертуар может быть изменен полностью или частично.
Структура занятия.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. 1. Вводная часть (теория). 2. Основная часть (практика) — Распевание (разучивание и выполнение дыхательной, артикуляционной гимнастик, музыкально-дидактические игры, распевки). Пауза 1-2 минуты — Знакомство и работа над песенным репертуаром. 3. Заключительная часть. Работа над выразительным исполнением. Исполнение песни целиком или выученного фрагмента.

Тематическое планирование содержания.

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание

Сентябрь

1.
Вводное занятие Дать представление о пении, его пользе, бережном отношении к голосу. Познакомить с разными голосами (женскими, мужскими, д е т с к и м и ) и и х о т л и ч и т е л ь н ы м и особенностями.  Беседа о пользе пения и бережном отношении к голосу  Знакомство с известными певцами, их голосами просмотр видеороликов, прослушивание аудиозаписей  Мультфильм «Смешарики. Как Бараш учился петь»
2.
Прослушивание детей, распределение по типу голоса. 1. Познакомиться с голосами детей 2. Выявить особенности звучания 3. Упражнять в пении закрытым ртом, на слог «ду» и со словами на одном, двух звуках 4. Познакомить с пе сней «К нам вернулась осень» Н. Сурминой  Прослушивание детей (знакомые песни, попевки)  Упражнения на одном, двух звуках закрытым ртом, упражнение «Пароходики», попевки «Андрей воробей», «Сорока»  Слушание песни «К нам вернулась осень» Н. Сурминой
3.
Устройство голосового аппарата (гортань, связки) 1. Познакомить детей с устройством голосового аппарата 2. Дать понять, как возникает певческий звук 3. Разучить текст и мелодию песни «К нам вернулась осень» Н. Сурминой  Беседа об устройстве голосового аппарата  Показ педагога, как возникает звук при пении. Дети пробуют, экпериментируют, конролируя действия своего голоса рукой (вибрация грудной клетки, гортани и т. д.).  Распевание: упражнения закрытым ртом, «Пароходики», разучивание упражнения «Кукушка» (педагог поет запев, дети поют ответ на слог «ку-ку»)  Разучивание текста и мелодии песни «К нам вернулась осень» Н. Сурминой
4.
Певческая установка - дыхание (органы дыхания), у п р а ж н е н и я н а д ы х а н и е – дыхательная гимнастика. Работа над выразительным исполнением песни «К нам вернулась осень» 1. Р а з о г р е т ь го л о с о в о й а п п а р а т, приготовиться к пению. 2. Познакомить с органами дыхания, рассказать о важности дыхания при пении, разучить дыхательные упражнения 3. О п р е д е л и т ь х а р а к т е р п е с н и , распределить смысловые кульминации 4. Работать над четким произнесением текста песни, точно следуя и совпадая с аккомпанементом 5. Развивать умение петь выразительно, используя мимику, движения.  Распевание: упражнения закрытым ртом, «Пароходики», «Кукушка»  Упражнения на дыхание: 1) на счет 1, 2 – вдох, на счет 1,2- выдох; 2) на счет 1, 2 – вдох, на счет 1, 2, 3 – выдох с произнесением гласных А, О, У.  Беседа о характере песни, смысловых кульминациях.  Четкое проговаривание и пропевание текста песни  Показ педагогом жестов, мимики, соответствующих характеру исполнения песни  Выразительное исполнение песни детьми хором под аккомпанемент педагога на фортепиано

Октябрь

5-6.
Певческая установка (правильное положение корпуса, головы при пении сидя и стоя) Р а б о т а н а д исполнением песни «К нам вернулась осень» 1. Разогреть голосовой аппарат 2. Дать понятие о правильном положении корпуса и головы при пении. 3. П р о д о л ж а т ь р а б о т а т ь н а д выразительным исполнением пенсии «К нам вернулась осень» (текст; мимика; жесты; определить, где можно брать всем вместе дыхание, чтобы не рвать слова и фразы; упражнять в совместном четком совпадении пения и аккомпанемента)  Распевание: дыхательная гимнастика - (упражнения: лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; «Каша кипит») распевки - «Пароходики», «Сорока», «Кукушка», попевки на слоги лё, ли, ля.  Беседа о правильном положении корпуса и головы во время пения. Слушание песни «Петь приятно и удобно» Л. Абелян в исполнении педагога. Показ педагогом, как нужно сидеть или стоять во время пения. Рассматривание картинок с изображением поющих людей.  Работа над исполнением песни «К нам вернулась осень» (четкое, внятное произнесение текста; работа над правильным и своевременным дыханием, положением корпуса, выразительно стью, эм о ц и о н а л ьн о с т ью исполнения, четким совпадением с аккомпанементом)
7-8.
Бережное отношение к голосу. Исполнение песни «К нам вернулась о с е н ь » Н . Сурминой. 1. Научить детей бережному отношению к своему голосу. 2. Р а з о г р е т ь го л о с о в о й а п п а р а т. Упражнять в спокойном, длительном выдохе без напряжения; учить чисто и н тон и роват ь т е рц и ю , т о н и ч е с ко е трезвучие в нисходящем движении, поступенное движение вверх на кварту. 3. Дать понятие сценической культуры. 4. Формировать умение выступать перед публикой, не бояться сцены.  Беседа о бережном отношении к голосу. Показ презентации.  Распевание: дыхательная гимнастика - лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; упражнения с произнесением на выдохе согласных С, Ш, Х; распевки - «Кукушка» - одна группа детей поет запев, другая припев, разучивание и закрепление музыкально-дидактической игры «Музыкальные лесенки». Основы сценической культуры – ритмо-пластический этюд «Осенние листья» под музыку песни «К нам вернулась осень»  Исполнение песни «К нам вернулась осень» на празднике «Волшебница осень»
Ноябрь

9.
Певческая установка (артикуляционный аппарат). Артикуляционная гимнастика. Знакомство с песней А . К о с е н к о в а «Ласковое слово» 1. Познакомить детей с артикуляционным аппаратом (рот, губы, язык, щеки). Объяснить его важность при пении. 2. П о к а з а т ь а р т и к у л я ц и о н н ы е упражнения. 3. Разогреть голосовой аппарат. Разучить а рт и кул я ц и о н н ы е у п р а ж н е н и я . Развивать чистоту интонирования и координацию слуха и голоса.  Рассказ педагога об артикуляции, артикуляционном аппарате. Просмотр картинок с изображением детей, выполняющих артикуляционную гимнастику.  Показ педагогом артикуляционных упражнений. Разучивание упражнений с детьми.  Распевание: дыхательные упражнения «Нюхаем цветок», «Полное дыхание»; разучивание артикуляционных упражнений: «Разминка»,
4. Д а т ь д е т я м в о з м о ж н о с т ь импровизировать жестами, мимикой своё отношение к маме под музыку песни «Ласковое слово» 5. Познакомить с песней «Ласковое слово» «Окошко», «Чистим зубы»; распевки: закрытым ртом, «Кукушка», разучивание - сказка- распевание «Соня-петушок»; музыкально- дидактическая игра «Музыкальные лесенки»  Прослушивание песни «Ласковое слово» в исполнении педагога под фонограмму. Бе седа о х а р а к т е р е произведения, о чем поется в песне. Отношение детей к данному произведению.
10-11.
Основы сценической культуры. Разучивание песни «Ласковое слово» А. Косенкова 1. Дать понятие «сценическая культура», объяснить, как нужно вести себя перед зрителями. Научить детей кланяться после выступления. 2. Разогреть голосовой аппарат, используя игры и упражнения. 3. Разучить текст песни, мелодию 4. Выбрать солистов для исполнения запевов 5. Формировать навыки правильного дыхания, артикуляции 6. Учить петь под фонограмму 7. Обсудить с детьми сцениче ские костюмы  Объяснение термина «сценическая культура», для чего она нужна. Обогащение словаря детей новыми словами. Упражнение-пантомима «Зимние забавы».  Распевание: упражнения на дыхание – «Задуй свечку», «Снежинка»; артикуляционные упражнения – «Разминка», «Окошко», «Чистим зубы», «Чашка»; распевание – «Пароходики», разучивание - интонационно- пластическое упражнение «Лошадка», «Кукушка» - пение запева и припева по-одному (работа с солистами), сценическое движение – пластико-мимическая импровизация под музыку песни «Ласковое слово»  Разучивание текста и мелодии песни «Ласковое слово»  Пение песни под фонограмму. Индивидуальная работа с солистами  Работа над четкостью произнесения текста, своевременного дыхания
12.
Формирование сценического образа в песне «Ласковое слово» А . К о с е н к о в а . Работа с солистами. Исполнение песни «Ласковое слово» в концерте, посвященном Дню матери «Мама – 1. Распеть детей 2. Распределить смысловые акценты в песне «Ласковое слово» 3. Подобрать совместно с детьми жесты, мимику для исполнения песни 4. Развивать умение петь по-одному ( с о л о ) , в ы р а ж а т ь с в о ю индивидуальность исполнения 5. Учить петь с микрофоном под фонограмму  Распевание: упражнения на дыхание – «Задуй свечку», «Подыши одной ноздрей»; артикуляционная гимнастика – «Улыбка – трубочка» со стихотворным текстом; распевки – на слоги «да, ду, до» «лё, ли, ля», «Кукушка» - пение по-одному, интонационно – пластическое упражнение «Лошадка», музыкально-дидактическая игра «Музыкальные лесенки»  Работа над выразительностью исполнения песни – смысловые акценты голосом; показ своего отношения к
слово дорогое» 6. С о в е р ш е н с т в о в а т ь н а в ы к и выступления перед публикой музыке и тексту песни с помощью жестов, мимики, движений. Работа с солистами.  Показ педагогом, как правильно пользоваться микрофоном. Работа над пением под фонограмму  Выступление перед зрителями на концерте, посвященном Дню матери «Мама – слово дорогое»
Декабрь

13.
Знакомство с песней Т. Боковой «Веселая зима» 1. Разогреть голосовой аппарат 2. Познакомить с песней Т. Боковой «Веселая зима» 3. Обсудить характер, настроение песни, о чем поется. Выяснить, как дети хотят исполнять песню (все вместе или с солистами)  Распевание: дыхательная гимнастика – «Воздушный шар», «Задуй свечку» «Подыши одной ноздрей»; артикуляционная гимнастика – «Маляр», закрепление «Улыбка – трубочка»; распевки – «Пароходики», «Лошадка», разучивание – сказка- распевание «Соня-петушок»; музыкально-дидактическая игра – «Бубенчики»  Знакомство с песней Т. Боковой «Веселая зима» в записи в исполнении автора  Обсуждение песни с детьми
14-15.
Разучивание песни «Веселая зима» 1. Разогреть голо совой аппарат с помощью игр и упражнений 2. Разучить мелодию и текст песни «Веселая зима» 3. Добиваться чистоты интонирования мелодии, правильного своевременного дыхания, четкой дикции при исполнении песни 4. Совместно с детьми определить смысловые акценты в песне, подобрать и разучить подходящие для песни мимику, жесты, движения. 5. Подобрать костюмы для исполнения песни 6. Формирование навыков пения под а к ком п а н е м е н т ф о рт е п и а н о и п од фонограмму, с микрофоном и без него Закреплять навыки сольного и хорового пения  Распевание: упражнения на дыхание – «Воздушный шар», «Гуси летят», и г р о в о е у п р а ж н е н и е « С а м о л е т » , « С н е ж и н к а » ; артикуляционная гимнастика – «Путешествие язычка», «Улыбка – трубочка», разучивание «Часики»; распевки – упражнение закрытым ртом, «Лошадка», сказка- распевание «Соня петушок», музыкально- дидактическая игра «Бубенчики»; упражнение на сценическое движение - мимиче ский пластический этюд под музыку песни «Веселая зима», придуманный детьми.  Разучивание мелодии и текста песни (показ педагогом; пение по группам поочередно фразы; пение одной фразы вслух, другой про себя; петь песню, помогая себе рукой интонировать мелодию)  Эмоциональное исполнение песни с солистами и хором с фонограммой и без
16.
Исполнение песни « В е с е л а я з и м а » перед родителями и 1. Распеть детей 2. Добиваться четкости, слаженности, эмоциональности исполнения песни  Распевание: дыхательная гимнастика – «Гуси летят», «Самолет», «Снежинка»;
д е т ь м и с в о е й группы в празднике «Новогодний карнавал» 3. Закреплять навыки исполнения песни перед зрителями артикуляционная гимнастика – «Путешествие язычка», «Разминка», «Часики», «Маляр»; распевки – «Пароходики», «Музыкальные лесенки», попевки на слоги «лё», «ли», «ля», «да».  Работа над концертным исполнением песни, мимические пластические этюды под музыку песни «Веселая зима»  Исполнение песни «Веселая зима» на празднике.
Январь

17.
Певческая у с т а н о в к а - закрепление. Знакомство с песней «У моей России» Георгия Струве 1. Закреплять знания детей о правильной певческой установке, артикуляционном аппарате. Дать понятие «скороговорка». 2. Разучить с детьми начало скороговорки - Бык – тупогуб, тупогубенький бычок. 3. Разогреть голосовой аппарат 4. Познакомить с песней Г. Струве «У моей России»  Беседа с детьми о правильном положении корпуса, головы при пении сидя и стоя (повторение). Объяснение слова «скороговорка». Чтение скороговорок.  Разучивание скороговорки: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа»  Распевание: дыхательная гимнастика – «Каша кипит», «Трубач», «Семафор»; артикуляционная гимнастика – «Зарядка для язычка»- разучивание, «Маляр», «Котик»; распевки – попевки закрытым ртом, «Кукушка», «Соня петушок», музыкально-дидактическая игра «Эхо»  Прослушивание песни Г. Струве «У моей России» в записи, просмотр клипа. Обсуждение с детьми.
18-19.
Охрана д е т с ко го голоса (закрепление). Разучивание песни Г. Струве «У моей России» 1. Закреплять знания детей о бережном отношении к голосу 2. Разогреть голосовой аппарат 3. Разучить песню «У моей России». Обсудить сценический образ детей (костюмы)  Беседа с детьми о бережном отношении к своему голосу. Просмотр презентации.  Распевание: дыхательная гимнастика – «Каша кипит», «Трубач», «Семафор», «Воздушный шар», игровое упражнение «Насос», «Снежинка» артикулционная гимнастика – «Зарядка для язычка», «Маляр», «Котик», «Улыбка – трубочка», «Барабан», скороговорка «Бык – тупогуб» распевки– «Пароходики», на слоги «да», «лё», «ли», «ля», «Соня петушок», «Лошадка», «Чудо – лесенка», музыкально- дидактические игры: «Эхо», «Бубенчики», «Ученый кузнечик»  Разучивание песни «У моей России»: разучивание мелодии, текста пе сни; выбор солистов и индивидуальная работа с ними; пение по фразам (по очереди по-одному, одна фраза в слух, другая про
себя); пение отдельных фраз a capella; пение, помогая интонировать мелодию руками (мелодия движется вверх – рука поднимается, вниз – опускается, на месте – рука на одном месте), пение в сопровождении ф о р т е п и а н о и ф о н о г р а м м ы . Р а б о т а н а д эмоциональным исполнением - ритмо-пластический этюд под музыку песни «У моей России» - дети и н с ц е н и ру ют п е с н ю , п о ка з ы ва я ж е с т а м и , движениями, мимикой, о чем поется в песне.
20.
Исполнение песни Г. Струве «У моей Р о с с и и » п е р е д з р и т е л я м и н а развлечении «Россия – родина моя» 1. Разогреть голосовой аппарат 2. Добиваться четкости, слаженности, эмоциональности исполнения песни 3. Закреплять навыки сценического поведения при исполнении песни перед зрителями  Распевание: дыхательная гимнастика – «Воздушный шар», «Насос», «Трубач» артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Барабан», «Улыбка – трубочка», скороговорка «Бык-тупогуб» распевки – попевки на одном звуке, «Пароходики», «Лошадка», «Чудо – лесенка»  Исполнение песни «У моей России» на развлечении
Февраль

21.
Знакомство с песней про папу «Три желания» Е. Зарицкой 1. Разогреть голосовой аппарат 2. Познакомить с песней Е. Зарицкой «Три желания»  Распевание: дыхательная гимнастика – «Воздушный шар», «Самолет», разучивание - «Куры» артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Барабан», разучивание – «Качелька» распевки – попевки закрытым ртом, «Андрей воробей», «Сорока», сказка-распевание «Веселый концерт», разучивание «Жираф», музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик», скороговорка «Мама Милу мыла мылом» - разучивание  Прослушивание песни «Три желания» в записи и в исполнении педагога. Обсуждение с детьми.
22-23.
Разучивание песни Е. Зарицкой про папу «Три желания» 1. Распеть детей 2. Разучить слова, мелодию песни. 3. Добиваться чистоты интонации, четкости произнесения текста. 4. Выбрать солистов. 5. Расставить смысловые акценты. 6. Добиваться эмоционального исполнения. 7. Подобрать сценические костюмы  Распевание: дыхательная гимнастика – «Полное дыхание», «Воздушный шар», «Куры», «Самолет», «Трубач» артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Качелька», «Барабан», «Котик» распевки – «Пароходики», «Сорока», «Веселый концерт», «Музыкальные лесенки», «Жираф», музыкально- дидактические игры - «Ученый кузнечик», «Музыкальное эхо», скороговорка:
«Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила, Ей без мыла было мило»  Разучивание песни «Три желания» - пение песни попеременно с музыкальным руководителем (запев или фразу поет муз. руководитель, припев или фразу поют дети или один ребенок); пение песни подгруппами (одна подгруппа детей поет запев, другая - припев); пение «цепочкой»; простукивание ритмического рисунка, индивидуальная работа с солистами.  Эмоциональное исполнение песни: пантомимическое упражнение «Покажи, какой он - твой папа»
24.
Концертное исполнение песни «Три желания» на празднике «Мой п а п а с а м ы й лучший» 1. Распеть детей 2. Прививать любовь к пению. 3. Добиваться четкости, интонационной чистоты, слаженности исполнения 4. С о з д а в а т ь э м о ц и о н а л ь н о - положительную атмосферу праздника 5. Закреплять навыки поведения на сцене  Распевание: дыхательная гимнастика – «Воздушный шар», «Полное дыхание», «Куры» артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Качелька», «Котик» распевки – упражнения закрытым ртом, «Пароходики», «Андрей воробей», «Музыкальные лесенки», «Жираф», скороговорка  Концертное исполнение песни и участие детей в празднике «Мой папа самый лучший»
Март

25.
Знакомство с песней «Веселая песенка» Н. Глазковой 1. Разогреть голосовой аппарат 2. Познакомить с песней Н. Глазковой «Веселая песенка» в разных вариантах исполнения 3. З а к р е п и т ь п е вч е с к и е н а в ы к и . Повторить песню «Три желания»  Распевании: дыхательная гимнастика – «Куры», «Насос», «Дом маленький, дом большой» - разучивание артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Улыбка – трубочка», «Качелька», по выбору детей распевки – «Андрей воробей», «Сорока», «Лягушка» - разучивание  Слушание песни «Веселая песенка». Обсуждение с детьми.  Повторение – песня «Три желания»
26-27.
Разучивание песни «Веселая песенка» 1. Распеть детей 2. Разучить слова, мелодию песни. 3. Выбрать солистов. 4. Д о б и в а т ь с я э м о ц и о н а л ь н о г о исполнения  Распевание: дыхательная гимнастика – «Дом маленький, дом большой», «Задуй свечку», «Насос», «Гуси летят», «Воздушный шар», «Мыльные пузыри» артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Барабан»,
5. Развивать навыки поведения на сцене 6. Подобрать костюмы «Качелька», «Улыбка – трубочка», «Веселый пятачок» - разучивание распевки – упражнения закрытым ртом, «Пароходики», «Кукушка», «Соня петушок», «Лягушка», музыкально- дидактическая игра «Наперегонки» - разучивание. Скороговорки: «Мама Милу мыла мылом», «Барашеньки крутороженьки» - повторить несколько раз  Разучивание песни, используя различные методические приемы, указанные выше  Эмоциональное исполнение сценическое движение- ритмо-пластический этюд «Грустно-весело»
28.
Исполнение песни «Веселая песенка» Н. Глазковой на празднике «Веселая капель» 1. Распеть детей 2. С о зд а ват ь ат м о с ф е ру р а д о с т и , удовольствия от пения и публичного выступления  Распевание: использовать знакомые игры и упражнения.  Концертное исполнение песни «Веселая песенка» на празднике «Веселая капель»
Апрель

29.
Знакомство с песней «Воспитатель наш» М. Еремеевой. Индивидуальная песня «Прадедушка» А. Ермолова 1. Разогреть голосовой аппарат 2. П о з н а ко м и т ь д е т е й с п е с н е й «Воспитатель наш», Прадедушка» 3. Обсудить с детьми характер, смысл произведения. Выделить главные моменты 4. Повторить песню «Веселая песенка» Н. Глазковой. Песни по выбору детей.  Распевание: дыхательная гимнастика – «Полное дыхание», «Воздушный шар», «Жук» - разучивание артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Веселый пятачок», «Гудок» распевки – «Пароходики», «Сорока», упражнения на слоги «лё», «ли», «ля», «Мишка», «Жираф». Музыкально- дидактическая игра «Птички на проводе»  Прослушивание песни «Воспитатель наш» в различных вариантах исполнения. Обсуждение с д е т ьми . Прослушивание песни «Прадедушка» индивидуально с ребенком, который будет её исполнять  Закрепление – «Веселая песенка». Песни по желанию детей.
30-31.
Разучивание песни М. Еремеевой «Воспитатель наш» М. Еремеевой. Работа с песней 1. Распеть детей 2. Разучить слова, мелодию песни 3. Расставить смысловые акценты, работать над сценическим образом 4. Обсудить и подобрать костюмы для  Распевание: дыхательная гимнастика – «Полное дыхание», «Воздушный шар», «Жук», «Подуем на плечо» - разучить артикуляционная гимнастика – «Разминка», «Чашка», «Маляр», «Веселый пятачок», «Гудок»
«Прадедушка» А. Ермолова индивидуально концертного исполнения распевки – «Пароходики», «Андрей воробей», музыкально- дидактическая игра «Птички на проводе», распевки по желанию детей  Разучивание песен, использую методические приемы, указанные выше  Обсуждение и подбор костюмов
32.
Исполнение песни «Воспитатель наш» для сотрудников детского сада. 1. Подготовить голос к пению 2. Закреплять навыки выступления перед зрителями  Распевание: игры и упражнения по желанию детей  Концертное исполнение песни «Воспитатель наш» перед сотрудниками детского сада  Работа над исполнением индивидуальной песни «Прадедушка»
Май

33.
Подготовка к итоговому концерту «Будем с песенкой дружить». Исполнение песни «Прадедушка» на празднике, посвященном дню Победы 1. Распеть детей 2. Вспомнить песни, которые учились в течение года. Выбрать самые понравившиеся детям 3. Совершенствовать навыки исполнения знакомых песен 4. Готовить детей к концертному выступлению перед родителями, воспитателями, состоящему целиком из песен, выученных в течение года  Распевание: распевки и игры по желанию детей.  Пение песен, выученных за год. Подбор песен для концерта.  Закрепление певческих навыков  Подготовка к итоговому концерту  Исполнение песни «Прадедушка» ребенком – солистом на празднике «День Победы»
34-35.
П р о ч т е н и е и о б суж д е н и е с детьми с це на рия концерта «Будем с песенкой дружить». П о д г о т о в к а к концерту. 1. Распеть детей 2. Повторить песни для концерта 3. Распределить стихи по сценарию и разучить 4. Подобрать костюмы для песен  Распевание: игры и распевки, полюбившиеся детям  Повторение песен, выбранных детьми для итогового концерта  Распределение с детьми стихов из сценария концерта.  Разучивание стихотворений  Подбор совместно с детьми сценических костюмов
36.
Подведение итогов. Концерт «Будем с песенкой дружить». Праздничное чаепитие. П о д г о т о в к а к 1. Распеть детей 2. Развивать у детей положительные эмоции от пения и выступления перед зрителями. 3. Воспитывать интерес к пению, музыке. С о з д а в а т ь э м о ц и о н а л ь н о -  Распевки по выбору детей  Участие в итоговом концерте «Будем с песенкой дружить»  Участие в выпускном празднике. Исполнение песни «Воспитатель наш»
выпускному балу. положительный климат.

Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение включает в себя учебно-печатные пособия, технические, компьютерные и другие информационные средства обучения.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы:
 Музыкальный зал  Музыкальный центр  Микрофоны  Музыкальный инструмент (фортепиано)  Ноутбук  Наглядные пособия  Музыкально-дидактические игры  Сценические костюмы В процессе занятий обязательно должен соблюдаться голосовой режим, когда интенсивное пение чередуется с отдыхом. Во время отдыха можно детям объяснить какой-либо теоретический материал. При работе над песнями важно соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса. Необходимо объяснять детям важность бережного отношения к своему голосовому аппарату, дать понять о вредности крикливого разговора и пения для развития голоса и слуха. Главным критерием певческого звука должна являться красота, а не сила. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия строятся с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер. Репертуар для занятий подбирается с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Также возможно варьирование репертуара. Важным моментом во всей работе по обучению певческим навыкам является распевание. Для этого используются различные упражнения на постановку голоса, дыхания, дикции. Начинать распевание нужно с дыхательной гимнастики, затем упражнения для артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) и потом уже распевки и попевки для разогрева голосовых связок. Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков. На распевание отводится 3-5 минут в начале занятия, причём лучше петь стоя. После распевания необходима пауза (молчание) в течение 1-2 минут для отдыха голосового аппарата. Затем следует непосредственная работа над песенным репертуаром. Существуют различные методы и приемы, помогающие разучиванию песен.
Методические приемы разучивания песен:

 Узнавание мелодии или песни по слуху (по музыкальному вступлению к песне);  Пение песни попеременно с музыкальным руководителем (запев или фразу поет педагог, припев или фразу поют дети или один ребенок);  Пение песни подгруппами (одна подгруппа детей поет запев, другая - припев);  Пение a capella;  Пение песни «цепочкой» (дети поют по одному друг за другом по одной фразе из песни);  Пение про себя с продолжением пения вслух;  Моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты);  Узнавание песни по ритмическому рисунку;  Узнавание песни по артикуляции губами без пения. Большое значение в пении имеет выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Навык эмоционально-выразительного исполнения достигается: выразительностью мимики лица, движения, жестов, выражением глаз, тембровой окраской голоса, динамическими оттенками и особенностью фразировки, наличием пауз, имеющих смысловое значение. Необходимо также формировать сценическую культуру детей. Педагог должен научить ребёнка правильно вести себя на сцене, при необходимости пользоваться фонограммой, микрофоном. В этом детям помогут пантомимические, ритмо- пластические задания под музыку.
Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика)
У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный; Например: а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались; в) вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох – 5. Тренировать дыхание по таблице:
3 – 2 – 5 3 – 2 – 10 4 – 3 – 5 3 – 2 – 15 5 – 4 – 5 3 – 2 – 20 5 – 5 – 5 (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).
Дыхательные имитационные упражнения.
1.
«Задуй свечку».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. 2.
«Полное дыхание».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. 3 .
«Каша кипит».
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш». Повторить 1-5 раз. 4 .
«Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с- с-с». Повторить 3-4 раза. 5 .
«Гуси

летят».
Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у». Повторять 1-2 мин. 6.
«Воздушный шар»
(Дышим животом, нижнее дыхание). И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.
«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание) И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер. Повторить 6-10 раз. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз. 7.
«Подыши одной ноздрей»
И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка». 3-4. То же другими ноздрями.
Дыхательные упражнения игрового характера.
1.
«Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки - «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах-тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой). 2 .
«Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж...» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза. Повторить 2-4 раза в каждую сторону: Расправил крылья самолёт, Приготовились в полёт. Я направо погляжу: Жу-жу-жу.
Я налево погляжу: Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой). 3.
«Насос».
Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс...», выпрямляясь – вдох. Повторять 4-6 раз: Это очень просто – Покачай насос ты. Направо, налёг... Руками скользя, Назад и вперёд Наклоняться нельзя. Это очень просто – Покачай насос ты (Е. Антоновой-Чалой). 4 .
«Дом

маленький,

дом

большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4-6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька 5 .
«Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза: Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Подуем на живот, Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять.
6 .
«Трубач».
Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят: Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу. 7 .
«Жук».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж...» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить упражнение 4-5 раз: Жж-у, - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу. 8.
«Снежинка».
Педагог раскладывает заранее сделанные с детьми снежинки на полу. Дети поют песенку на музыку Гоголевой и выполняют движения: Кружатся снежинки дети кружатся на носочках В воздухе морозном Падают на землю медленно приседают, руками Кружевные звезды, показывают плавное падение снежинки; Вот одна упала встают и ловят снежинку На мою ладошку. Ой, не тай, снежинка! бережно прикрывают снежинку Подожди немножко. на ладони другой ладошкой. В конце дети подбрасывают снежинку вверх и дуют на неё (у кого дольше продержится снежинка в воздухе) 9.
«Мыльные пузыри»
Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»: Осторожно – пузыри! - Ой, какие! - Ой, смотри! - Раздуваются! - Блестят! - Отрываются! - Летят! - Мой – со сливу! - Мой – с орех! - Мой – не лопнул дольше всех!

Артикуляционная гимнастика.
Во время пения очень важно правильно и четко произносить текст, чтобы он был понятен слушателю. В этом хорошо помогает артикуляционная гимнастика, которая решает задачи не только в пении, но и в обычной разговорной речи, поэтому очень полезна для детей, посещающих группы компенсирующей направленности. 1.
Разминка:
— максимально высунуть язык, «покусать его», потом дотронуться внутри правой, левой щеки, между верхними и нижними губами и зубами. — максимально опустить нижнюю челюсть и произнести гласные «а», «о», «у», не меняя положения нижней челюсти. 2. «
Окошко»
— «тепло» — широко открываем ротик — «прохладно» — закрываем ротик 3.
«Чистим зубы»
— открываем ротик и улыбаемся — «чистить» — кончиком язычка проводим по верхним и нижним зубкам 4.
«Чашка»
— улыбаясь, широко открываем ротик — высунуть язык, придать широкую форму и приподнять кончик
5.
«Маляр»
— улыбаясь, немножко приоткрываем ротик — кончиком языка «закрашиваем» нёбо 6.
«Улыбка-трубочка»
Растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой. Затем делаем «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы! Если наши губы улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губы узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. Наши губы очень гибки. Ловко тянутся в улыбки. А теперь наоборот: Губы тянутся вперед 7.
«Часики»

— делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены. — высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта. — чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной! «Тик - так, тик – так!» Ходят часики – вот так! Влево – тик, вправо – так, Ходят часики вот так! 8.
«Котик»
— улыбаемся и открываем рот — язык должен упираться в нижние зубки — выгибаем язык дугой вверх, будто делаем «мостик» 9.
«Качелька»
—улыбнулись и открыли ротик — поочередно прячем кончик языка то за верхние, то за нижние зубы 10.
«Барабан»
— улыбнуться и заложить кончик языка за верхние зубы — произнести «дэ-дэ…»
11.
«Гудок»
— в улыбке открываем рот и напряженно произносим «ыыыыы» 12.
«Веселый пятачок»
— на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; — сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх, а затем вправо и влево; — пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы артикуляционного аппарата, фыркнув, как лошадь.
Музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новой песни. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. У детей старшего дошкольного возраста широко применяются музыкально- дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.
Игра «Бубенчики»
- для сопоставления трех звуков, различных по высоте. На пяти линейках располагаются три бубенчика «динь», «дан» и «дон». Бубенчик «дон» звучит ниже всех и располагается на нижней линейке. Бубенчик «дан» звучит и располагается повыше. Бубенчик «динь» звучит и расположен выше всех. Дети несколько раз пропевают и одновременно показывают бубенчики на разных линейках. Когда дети хорошо освоют расположение и звучание бубенчиков, педагог пропевает или играет бубенчики в разнобой, а дети должны показать на линейках. Возможен еще вариант игры: дети выбирают себе карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (карточки могут выполнять сами дети), соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Например, красный — низкий колокольчик, желтый — средний,
зеленый — высокий. Когда звучит низкий звук, дети поднимают карточку с красным колокольчиком, средний – с желтым, высокий – с зеленым.
«Музыкальные лесенки»
- игра упражняет в пении поступенного движения звуков вверх и вниз. Вариант 1: Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отражены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа- ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до. Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка Е. Тиличеевой): 1) «вверх иду», «вниз иду»; 2) «вверх я иду», «вниз я иду»; 3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз». Ма ле нькие ка рточ ки с кружоч ка ми, от ра жа ющими т а кие же последовательности (по количеству участников), перемешиваются. Воспитатель показывает одну из трех больших карточек. Затем дети выбирают карточки (они перевернуты). Ребенок, у которого на карточке окажется такая же последовательность, как на большой, должен пропеть ее. Воспитатель снова перемешивает маленькие карточки и показывает вторую карточку. И так – далее. Вариант 2: Воспитатель раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз. Музыкальный руководитель играет на фортепиано попевку-песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением. Воспитатель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», а дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», – говорит воспитатель. Дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стремиться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз», мелодия постепенно ослабевает. Воспитатель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом. Можно разделить детей на две группы: одна «идет вверх», другая – «вниз», затем поменяться.
«Музыкальное эхо»
- для развития музыкального слуха и чистоты интонации. Две подгруппы: «Дети» и «Эхо» или педагог и дети - одни запевают, другие повторяют. Громко и тихо.
«Ученый кузнечик»
- музыкально-дидактическая игра для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и, взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка
на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») - тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает. Музыкально-дидактическая игра
«Птички на проводе»
развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку педагог выкладывает трех нарисованных птичек и рассказывает: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Поет звукоподражание «чив- чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Педагог перемещает воробья на третью линейку и пропевает звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропевает «чив-чив» и показывает направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляет воробья снова на вторую линейку и пропевает, держа руку на одном уровне). Затем педагог просит детей запомнить пение каждого воробья, повторяет три мотива, играет один из них, предлагает ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив.
«Качели»
- для развития восприятия и различения звуков септимы. Музыкальный руководитель показывает детям картинку с изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Пропевая попевку, дети берут цветные карточки и закрывают изображение с положением качелей в верхнем или нижнем положении в зависимости от звучания.
Игра «Наперегонки».
Помогает развитию диапазона голоса, ладотонального слуха, внимания, правильного интонирования. Дети делятся на две группы и поют гамму сверху вниз, снизу вверх на гласном звуке, постепенно изменяя темп: от медленного до очень быстрого. Каждая группа поет на своем гласном звуке. Группы поют одновременно. Воспитатель следит за тем, чтобы звуки пропевались правильно. Длительность звуков меняется в зависимости от темпа: сначала поют целыми, потом четвертными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д. Воспитатель задает размер. Если кто-то не выдерживает, выбывает из игры.

«Звуки вокруг нас».
Учит детей регулировать силу звучания своего голоса. Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет. Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание. «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание.
Распевки для голоса.
Начинать распевание лучше на одном - двух звуках в примарном (т.е. удобном) диапазоне. Сначала можно попеть с закрытым ртом или на «немую гласную». Это поможет настроить головные резонаторы.
Упражнение «Пароходики»
Пароходики гудят «ДУ-ДУ-ДУ». Упражнение поется на одном звуке, начиная с «ре»-«ми» первой октавы и поднимаясь вверх по полутонам до «ля»-«си» первой октавы. Во время пения этого упражнения дети могут рукой показывать, как капитан корабля подает сигнал.
Попевки на одном и двух звуках «Андрей воробей», «Сорока».
Далее постепенно диапазон распевок увеличивается. Упражнение на слоги: «ЛЁ», «ЛЯ», «ЛИ» для мягкой певческой атаки. «ДУ», «ДА» для твердой певческой атаки. Упражнение поется поступенно вниз от квинты к тонике, начиная с тональности до-ре-мажор и поднимаясь по тональностям вверх по полутонам. В этом упражнении можно поработать и над чистотой интонации и развитием музыкального слуха, показывая с помощью руки движение мелодии (вверх или вниз). Этот прием можно использовать и при пении других упражнений.

Упражнение «Кукушка».
Упражнение поется так: сначала запев поет музыкальный руководитель, а дети ответ: «ку-ку». Потом можно, чтобы одна подгруппа детей пела запев, а вторая ответ: «ку-ку». И самое сложное, один ребенок поет запев, а другой ответ: «ку- ку». В последнем случае уже идет подготовка к сольному пению.
Игровые сказки-распевания.

Сказка-распевание «Соня-Петушок»
Жил-был Петушок. Он очень любил поспать. И вот однажды утром Петушок проспал рассвет и не разбудил никого. Проснулась кошка и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Петушку и пропела: - «Мяу-мяу-мяу, пора вставать» (по 5, 3, 1, ступени мажорного трезвучия вниз), но Петушок все спал. (поют все дети) Вторым проснулся Гусь и тоже пропел:
- «Га-га-га, пора вставать!» Но Петушок продолжал спать. (далее по желанию детей «просыпаются» и поют домашние животные и птицы (дети выбирают соответствующую карточку): лошадь, корова, утки, баран, козел, хрюшка, курица) Последней просыпается собачка и громко лает: - «Гав, гав, гав! Пора вставать! Петушок встрепенулся и закричал - «Ку-ка-ре-ку! Пора вставать! А все вокруг засмеялись. Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.
Сказка-распевание «Веселый концерт»
Жили-были сосульки. Появились они в середине зимы. Зимой они росли, а когда наступила весна, вдруг начали потихоньку таять. Самые большие сосульки роняли большие капельки и пели низким голосом: «Кап, кап, кап!» (по До- мажорному трезвучию вниз) сосульки поменьше роняли капельки и пели средним голосом: «Кап, кап, кап!» (по Ми-мажорному трезвучию вниз). А самые тоненькие сосульки роняли маленькие капельки и пели высоким голосом: «Кап, кап, кап!» (по соль-мажорному трезвучию вниз). Теперь каждый день они давали концерт. Сначала их концерты были короткими: («Кап, кап, кап!» — вниз по трезвучию – дети повторяют 2-3 раза). Затем концерты были все длиннее и длиннее: (музыкальный руководитель поднимает карточки с изображенными на них капельками, разными по размеру) Дети поют: Кап – кап – кап – кап – кап – кап – кап Выс. Ср. выс. Ср. низк. Низк. Низк. Порядок капелек всегда варьируется. И вскоре концерт стал продолжаться весь день и всю ночь (далее ребенок выходит и поднимает карточки в произвольном порядке, дети поют).

Интонационно-пластические упражнения.
Интонационно-пластические упражнения

помогают расширить диапазон первоначального речевого интонирования детей. Небольшие музыкальные истории и сюжеты способствуют тому, что дети незаметно для себя выполняют поставленные педагогом задачи. При добавлении пластического компонента в упражнения появляется элемент театрализации, что способствует чистоте интонирования и помогает развитию звуковой координации детского слуха и голоса.
Чудо-лесенка.
Ход игры: каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса и помогая рукой (поднимая руку постепенно вверх). Чу-до ле-сен-кой ша-га-ю, Вы-со-ту я на-би-ра-ю: Шаг на го-ры, шаг на ту-чи… А подъ-ём все вы-ше, кру-че… Не ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу я ле-чу!
Лошадка.
. Я люблю сво – ю ло - ша - дку, приче – шу ей шерстку гладко. Гре-беш-ком при-гла-жу хвос-тик и вер-хом по - е – ду в гос - ти. Дети сидят в кругу. Перед каждым ребенком воображаемая лошадка, в руке – воображаемый гребешок. Такты 1-6. Дети «причесывают» лошадку, делая волнообразные движения вдоль гривы сверху вниз, соответственно направлению мелодии (3 раза).
Такты 7-10. «Берутся за поводья» и «едут на лошадке».
Мишка.
У- ро- ни - ли ми -шку на пол, о - то - рва - ли ми - шке ла - пу Все рав-но е- го не бро - шу, по - то -му что он хо- ро - ший! Такты 1, 2. Дети резко опускают руки вниз (2 раза) – как бы всплёскивая руками от возмущения. Такты 3, 4. Укачивают Мишку на руках вправо-влево.
Жираф.
Вы – ше всех жи - раф рас - тет, он до не – ба до – ста – ет. Дети встают из положения сидя, поднимая руки вверх.
Лягушка.
Ля - гуш – ка ле – еч – ку взя - ла и ля – гу - шон- ка по – ли - ла.

. Ра - сти, рас – ти, ля - гуш – ка, зе - лё - нень – ко – е брю – шко!
Упражнение исполняется антифонно. Начинает петь педагог (такты 1-5). Дети, исполняя свою часть попевки (такты 6-9), показывают руками, как льётся из лейки вода – опускают руки сверху вниз (2 раза)
Слон.
Слон ог – ро - мен сло - вно дом, о - бой - ди е - го кру – гом. И у - ви - дишь, что не про – сто влезть на дом та - ко - го рос - та. Такты 1, 2. Руки разведены. Через стороны поднимаем их вверх и соединяем наверху, показывая, какой большой слон (2 раза). Такты 3, 4. «Держим слона за хвост» и залезаем по нему, как по верёвке, переставляя кулачки.
Список литературы.
1. Абелян Л. М. «Как рыжик научился петь». - М.: Советский композитор, 1989 г. 2. Амосова Т. Ю. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой». – М. : РИПОЛ классик, 2007 г. 3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». М.: Музыка, 1989 г. 4. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду» Ярославль. Академия развития, 2006 г. 5. Григорьева Т. С. программа «Маленький актер». - Москва.: ТЦ «Сфера», 2012 г. 6. Демидова Л. Ю. статья «Развитие интонирования» - журнал «Музыкальный руководитель», № 5, 2013 г. 7. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». - М.: Музыка, 2007 г.
8. Иванисова Л. М. статья «Развитие вокально-хоровых навыков» - журнал «Музыкальный руководитель», № 1, 2013 г. 9. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: Скрипторий, 2010 г. 10. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» - «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2005 г. 11. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя» - М.: Просвещение, 1984 г. 12. Фомина Н. А. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой». - Волгоградская Государственная Академия физической культуры, 2001 г.


В раздел образования