"Проектная деятельность на уроках русского языка как путь к работе в условиях ФГОС ОО"
Автор: Ефремова Светлана Вячеславовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Школа № 49" Населённый пункт: г.Рязань Наименование материала: доклад Тема: "Проектная деятельность на уроках русского языка как путь к работе в условиях ФГОС ОО" Раздел: среднее образование
ЯЗЫКА КАК ПУТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Ефремова Светлана Вячеславовна
МБОУ « Школа№ 49» г.Рязань
2017
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь.
Китайская народная пословица
Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача
современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением
содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.
Труд
учителя
—
это
творчество.
Это
беспрестанный
процесс
слияния
мыслей,
педагогических
и
методических
открытий
миллионов
учителей.
Учитель
постоянно
изобретает, пробует, совершенствуется, ему необходимо шагать в ногу со временем.Он
является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.
Современное образование в России
перешло на Федеральный государственный
образовательный стандарт второго поколения. Что касается таких предметов, как русский
язык и литература, то эта перспектива ожидает наши школы с 2015 г. Тем не менее новое
невозможно организовывать на пустом месте. В этой связи в ближайшие годы стоит
проблема подготовки учителя к работе по новым государственным стандартам.Перед
современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит
задача
использовать
системно-деятельностный
подход
в
обучении
школьников.
Реализация этого подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность,
уйти
от
привычного
объяснения
и
предоставить
обучающимся
самостоятельно,
в
определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики
являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на
уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это
делаю, как я это сделал.
Одной из педагогических технологий, реализующих вышеназванные задачи, является
проектное
обучение. Проектный
метод
возник
ещё
в
начале
XX
века
в
США.
Основоположником
считается
американский
философ-прагматик,
психолог
и
педагог
Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь,
профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям
Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в
приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В 1905 году в
России
педагог
Т.С.Шацкий
активно
внедрял
этот
метод
в
практику
преподавания.
Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции
1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде
серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б)
метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Но в настоящее
время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.
Цель проектной деятельности― создать условия, при которых можно приобрести
недостающие знания из разных источников; пользоваться приобретёнными знаниями для
решения практических задач; овладевать исследовательскими умениями; развивать
системное мышление. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики
необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать
самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до
создания газеты, журнала, кроссворда.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей
учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют
информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и
исследовательский проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К
таким проектам можно отнести «Русские семейные имена и прозвища: история и
современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в
непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач».
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен
И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басен И.А.Крылова».
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные
интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть
использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы
«Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов
«Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные
представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства,
видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской
поэзии» можно представить в виде постановки.
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное
исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение
задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой,
обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки:
лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты
укладываются в один урок. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6
уроков.
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя.
Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный
эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое
глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации
данной деятельности. Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в
группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках
ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы
до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование,
защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях.
Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в
рамках факультативов; кружков; элективных курсов; курсов по выбору; свободной
самостоятельной деятельности; научного общества учащихся (НОУ). Межпредметные
проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании с привлечением
знаний из различных учебных дисциплин.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в
котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием,
все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная
информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов
и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата
работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает
его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы
проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая
сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей
проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
На уроках метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
В
ходе
выполнения
проекта
каждый
учится
общаться,
изобретать,
проводить
собственные наблюдения, сотрудничать с другими, руководить и подчиняться.
Учитель является связующим звеном и между группами. В процессе работы педагог
помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации;
координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную
связь для успешной работы учеников над проектом.
Защита проектов осуществляется на отдельном уроке, который проводится в виде
конференции; каждая группа представляет результаты своего труда, отвечает на вопросы,
обменивается опытом со своими товарищами, выбирает наиболее понравившийся проект.
Приведу примеры возможных тем проектов:
Суффикс – звучит загадочно…(Морфемика)
Несколько слов о Фразеологизмах, или постоим за устойчивость. (Лексика)
Нужен ли предлог, чтобы писать грамотно?
А вот Междометие – живет здесь столетия…
Тема любви в литературе.
Модель планеты Маленького принца.
Образ леса в жизни и искусстве.
Заимствования в русском языке.
Использование на уроках и компьютерных информационных технологий также
открываются возможности для творческой работы: работа над составлением опорных
конспектов, схем, рисунков, сочинительство (стихотворения, миниатюры, задачки).
Проектная деятельность в школе – это трудная, но интересная совместная работа
ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности учеников, увлекает их,
учит поиску, помогает находить и принимать решения, отвечать на волнующие темы,
творить и стремиться создать еще.И такой вид деятельности могут освоить не только
одаренные дети.
Оформление, музыкальное сопровождение, иллюминации и выступление перед
аудиторией ― все это тоже составляющие проекта. Дети должны быть оригинальными,
каждый проявляет артистичность. А когда эта работа видна, если ее демонстрируют в
разных классах школы, если есть признание, то дети хотят еще работать и творить.
Таким
образом,
проектная
деятельность
–
один
из
лучших
способов
для
совмещения
современных
информационных
технологий,
личностно-
ориентированного
обучения
и
самостоятельной
работы
учащихся.
Главное
–
продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Список литературы
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка
[Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках
русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3
– 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над
проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей /
М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008.
С. 7- 197.