Напоминание

Каллиграфия в начальной школе


Автор: Широкова Мария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 61 города Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Каллиграфия в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Каллиграфия - искусство красивого письма. Как жаль, что сегодня, так мало времени уделяется на формирование у детей каллиграфического почерка. А ведь совсем недавно были уроки чистописания, потом они были заменены на 10-ти минутные разминки в начале каждого урока по русскому языку (письму), устраивались конкурсы на самый красивый почерк, стимулирующий детей к освоению этого навыка. Теперь все по-другому, форсированное обучение в первом классе не позволяет детям почувствовать, что письмо - это творческий процесс, насладиться приобретением нового умения. Возникает вопрос, зачем в наш век компьютерных технологий «мучить» детей, чтобы научить их красиво писать, ведь это им, точно, нигде не пригодится. Наверное, в погоне за инновациями, мы забыли о классиках педагогики. В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Получается, уделяя внимание выработке красивого почерка у ребенка, мы не только облегчаем себе проверку тетрадей и теплим надежду получить красиво подписанную открытку к празднику (что тоже не немаловажно и носит воспитательный эффект - уважение к учителю), но и развиваем его творческий потенциал. Каллиграфия развивает мелкую моторику рук, и, тем самым, развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга. И если исчезнет каллиграфия, как когда-то, «ушли из жизни» детей застегивание пуговиц, завязывание шнурков, прополка огородов, ручная стирка, перебирание крупы, пришивание манжет и пуговиц, латание дырочек и многое другое, что ежедневно тренировало руку и делало «из обезьяны человека», то вряд ли нам помогут передовые компьютерные технологии. Так как же сделать так, чтобы дети полюбили письмо, безболезненно прошли этап формирования почерка. Как помочь преодолеть те трудности, которые снижают учебную мотивацию. Известный, российский психофизиолог М.М. Безруких выделяла следующие трудности на начальных этапах обучения письму и их причины. Данные приведены в таблице.
Трудности обучения письму на начальном этапе
Виды трудностей Возможные причины 1. Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента) • недостаточная сформированность зрительного и зрительно- пространственного восприятия • недостаточная сформированность зрительной памяти • несформированность механизмов организации деятельности • недостатки методики обучения (опора на принцип механического
копuрования) • форсирование темпа обучения 2. Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций • недостаточная сформированность моторных функций • недостаточная сформированность зрительной памяти • форсирование темпа обучения • неадекватность методики обучения 3. Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) • недостаточная сформированность моторных функций • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций 4. Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия недостаточная сформированность зрительной памяти 5. Неумение «видеть» строку, нарушение соотношения элементов буквы, замена букв в – д, написание "лишних" элементов: и – ш, л – м, или, наоборот, недописывание • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия • недостаточная сформированность зрительной памяти • форсирование темпа обучения • неадекватность методики обучения • сильное функциональное напряжение, утомление, трудность концентрации • несформированность механизмов организации деятельности 6. Неустойчивый почерк (неровные • недостаточная сформированность
штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) моторных функций • нарушение зрительно-моторных координаций • форсирование темпа обучения • неадекватность методики обучения • сильное функциональное напряжение, утомление, трудность концентрации 7. Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм • недостаточная сформированность моторных функций • нарушение координации движений • неправильная поза, неправильное положение ручки • сильное утомление, функциональное напряжение • неадекватность методики обучения 8. Ошибки при письме: • пропуски согласных и гласных букв (определенного характера) • замены согласных букв близкими по звучанию (3 - с, г - к, б - n, д - т и т. д. • недописывание букв, слогов • несформированность фонетико- фонематического восприятия • трудности звуко-буквенного анализа • форсирование темпа обучения • несформированность фонетико- фонематического восприятия

трудности звуко-буквенного анализа

трудности концентрации внимания 9. Неиспользование правил (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку — не разделяет предложения и т. п.)

несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности) • выраженное функциональное напряжение, утомление • трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность • непосильный темп
• педагогические недоработки (неусвоенные правила) 10. Ухудшение почерка, пропуски. замены и т. п. при письме под диктовку • недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа • низкая, неустойчивая работоспособность • слишком быстрый темп письма 11. Ухудшение почерка, замены и т. п. при списывании • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций • недостаточная сформированность зрительной памяти • выраженное напряжение, утомление • неадекватный (быстрый) темп деятельности 12. Очень медленный темп письма • трудности звуко-буквенного анализа • недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций • индивидуальные особенности темпа деятельности • низкая, неустойчивая работоспособность • трудности концентрации внимания Наш опыт показывает, к сожалению, очень часто у детей, пришедших в первый класс, недостаточно сформированы зрительно-пространственное восприятие, память, зрительно-моторная координация, моторная функция, фонетико-фонематическое восприятие, имеются трудности звуко- буквенного анализа, несформированность механизмов организации деятельности. Все это создает трудности в освоении письма, и в то же время, работ а над письмом может помочь с ф о р м и р о в ат ь вышеперечисленные функции. Решение проблемы мы видим во внимательном отношении к каллиграфии на уроках, использование физминуток, включающих массаж кистей рук (аппликатором, сосновой шишкой и т. д.), пальчиковую гимнастику, размеренный темп письма, индивидуальный подход к учащимся с учетом их особенностей. Также мы предлагаем введение курса внеурочной деятельности по каллиграфии 2 часа в неделю в первом и
втором классе и 1 час в неделю в третьем и четвертом. Программа первого года базируется на программе А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрая азбука в сказках стихах и раскрасках» , дополнена упражнениями из рабочей тетради Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. «От буквы к слову, от слова к предложению». Занятие по программе проходит в игровой форме, дети знакомятся со сказками о каждой букве, выполняют различные творческие упражнения на развитие мелкой моторики (рисунок буквы, ее штриховка, лепка, выкладывание из конфетти, соединенных скрепок, кнопок, завязанного узелками шнурка, и т.д.), и завершают письмом тонкой кисточкой и гуашью. На втором году обучения приступаем к письму пером и тушью. По прописям Л.И. Тикуновой, Т. В. Игнатьевой «Прописи ступеньки. Чистописание. Рабочая тетрадь (1, 2, 3, 4) 2 класс.» Также пишем и иллюстрируем сказки из второй части книги А.Лопатиной, М. Скребцовой «Добрая азбука», «Сказки старой азбуки», и создаем свой индивидуальный проект — книжку сказок. Третий и четвертый год обучения предполагает 1 занятие в неделю по модифицированной программе Бадановой Н.В. «Русская каллиграфия», созданной на основе программ: Горячевой И.А. «Церковно-славянские прописи и уроки орнамента» и Чобитько П.П. «Азбука древнерусского письма. Азбуковник». Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития письма на Руси русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, развитию патриотизма. Практическое освоение каллиграфии букв кириллицы, шрифт «устав», тренирует мелкую моторику, оптический контроль, аккуратность, усидчивость. Систематическая работа над формированием почерка учащихся на протяжении 4-х лет дает положительные результаты. Наблюдая и сравнивая детские работы, мы пришли к выводу, что улучшается почерк, развиваются интеллектуальные способности, воспитывается культура письма и общения. Список литературы: 1. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению. Тетрадь № 1 для занятия с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму — Москва, Издательство "Вентана-Граф", 2010 2. Безруких М.М. Обучение письму — Екатеринбург, Издательство «Рама Паблишинг», 2009
3. Богдеско И.Т. Каллиграфия — Спб.:Агат, 2005 4. Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2010 5. Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010. 6. Лопатина А., Скребцова М. Добрая азбука в сказках стихах и раскрасках — Москва, Издательство «Амрита — Русь», 2006 7. Тикунова Л.И., Игнатьева Т. В. Прописи ступеньки. Чистописание: рабочая тетрадь № (1, 2, 3, 4) 2 класс. - Москва, Издательство «Дрофа», 2005 8. Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.


В раздел образования