Напоминание

Формирование культуры поведения младших школьников


Автор: Тугулбаева Альфия Рашитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Башкирский лицей №136 имени М.Искужина"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: Формирование культуры поведения младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Формирование культуры поведения младших школьников»
«Поведение – это зеркало,

в котором каждый показывает свой лик».

И.Гёте.
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и поступки. С самого детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. В силу того, что дети годами живут в нашем учреждении, то появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, а это способствует выработки положительных привычек. Работая с детьми младшего возраста можно достичь большего уровня в воспитании культуры поведения. Это актуальный вопрос нашего общества и нужно уделять больше внимания подрастающему поколению. Тема моего сегодняшнего выступления «Формирование культуры поведения младших школьников» Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиям к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность
постоянно формируют соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому с младшего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. Со своими детьми я работаю третий год. Планируя воспитательную работу в классе, мной была поставлена следующая
цель
:
Формирование культуры поведения младших школьников.

Решались задачи:

1. Познакомить детей с понятиями по теме: этикет, этика, культура

поведения.

2 .Изучить с детьми младшего школьного возраста основы этикета как

формы отношения к человеку.

3. Систематизировать наработанный материал по теме: формирование

культуры поведения младших школьников.

4. Развивать у детей младшего школьного возраста навыки культуры

поведения в различных социальных ситуациях.
Для ребенка естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. И очень важно, чтобы педагог помог ребёнку в его становлении. Если у ребенка, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни и здесь важно, чтобы рядом с ребёнком был взрослый человек – педагог, который в любой момент смог бы помочь, подсказать в определённой ситуации. И поэтому за основу своей работы я взяла такие правила:  принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;  увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;  для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце;
 способность к общению, к признанию равенства души;  главное – идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая. Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым. Если моральное требование взрослым преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров, то дети стремятся обязательно его выполнить. По мере того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний.
Чтобы реализовать поставленные задачи перспективное планирование

включало следующие направления воспитательной работы:
1). Развитие личности ребёнка (изучение личности ребёнка, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, работа классным руководителем, консультации у психологов). 2).Организация воспитывающей деятельности (ценностно-ориентированная, трудовая, познавательная, спортивно-оздоровительная, творческая). 3).Формирование коллектива (организация самоуправления, традиции класса, влияние на межличностные отношения).
Для

реализации

данной

проблемы

мною

были

разработаны

разнообразные формы мероприятий, направленные на формирование

культуры поведения учащихся:
- классные часы, -беседы, - анкетирование, -этические занятия, -занятия - игра, -экскурсии,
-театрализованное представление, -беседы с родителями, - коллективные походы на природу, -этические ситуации, -чтение художественной литературы и т.д. Приведу пример некоторых форм работы с детьми. В своей работе с детьми я часто использую стихи А. Барто, Э.Мошковской, С. Маршака, Г. Остера и других поэтов. Подбор рассказов и игровых ситуаций из книг «Весёлый этикет» Н.Е. Богусловской и Н.А. Куприной, «Хорошие манеры» составитель Марина Новикова и другие источники. Это яркие эмоциональные изложения конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ или стихотворение помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Если на классном часе просто прочитать детям лекцию о культуре поведения, то дети плохо усвоят эти правила. Поэтому я включаю в занятия игры. «Вежливые слова», «Доскажи предложение», «Да» и «Нет», «Скажи комплимент», в которые дети играют с большим удовольствием. Именно в игре раскрываются понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют мне судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы совсем. Так же в работе с детьми широко применяется этическая беседа, этические занятия. Например, этические занятия: «Будем вежливы», «Поведение за столом», «Воспитание человечности» и другие. Особенность проведения этических бесед и занятий в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен
преобладать живой обмен мнениями, диалог. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: беседа должна носить проблемный характер. В ходе беседы стараюсь стимулировать нестандартные вопросы, задать наводящие вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на него. Итак, я рассказала лишь о некоторых формах работы с детьми по формирования мотивов этического поведения младших школьников. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса та или иная форма может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими, без взаимодействия с ними она утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается педагогом, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Воспитатель для ребёнка - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нас лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. «Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, п о у ч е н и я … В с ё ч е м ж и в ч е л о в е к » . (Михаил Юхма) В своей работе используя различные методы и приёмы воспитательной работы с детьми, такие как: Разъяснение – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или
иначе, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. Психологической основой примера служит подражательно сть. Благодаря ней дети овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведение людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет воспитателя - педагога абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но
сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей лично стью, своим авторитетом действует систематиче ски и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения является упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и п р о в о д я т с я в п р о ц е с с е с и с т е м а т и ч е с к и х з а н я т и й . Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, вдругом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?
Решение:
1.Принять информацию к сведению. 2.Классным руководителям начальных классов провести классные часы на тему «Правила культурного поведения» с использованием памяток.
Приложение.

Основные правила культурного поведения

I.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности
 Ежедневно вставай в то самое время, проветривай комнату и делай зарядку.  Утром надо умываться, чистить зубы, мыть уши и шею.  Перед сном надо умыться, хорошо проветрить комнату.  Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.  Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос у тебя всегда был чистым  При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
 Держи в порядке волосы: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетенные в косы.  Надо научиться и всегда делать самому: красиво застилать кровать, пришивать пуговицы, чистить ботинки.  Умей накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться прибором, культурно есть.  Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Одежда должна быть чистой, выглаженной.  В школе надо быть в школьной форме, дома - переодеться в домашнюю одежду, в гости принято одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.  Уходя из дома, посмотри на себя в зеркало: все ли в порядке?  Нужно бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.  Научись красиво носить свою одежду, пусть она тебя не сжимает, будет настоящей и выглаженной.  Держи в порядке свои домашние и школьные принадлежности.  Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий заключай всегда на то же место.  Любую вещь, которую взял, положи на ее постоянное место: ножницы, иглу, расческу, книжку.  Пальто всегда вешай на свою вешалку, не оставляй на стуле. Домашняя одежда всегда лежит на своем месте или вешается на плечики, на которых висит форма.  Игрушки тоже держи в порядке. После игры все убери на место.

II. Правила вежливости и культуры речи
 В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.  Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.  Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.  Со взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.  Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.  Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).  В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.  Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.  Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.  Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.
 Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова («пожалуйста», «спасибо» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном перестают быть вежливыми.
III. Правила поведения в школе
 В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви.  Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.  В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.  Мальчики у входа в школу снимают шапки.  Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
На уроке
. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.  Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец, вожатый и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем, кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора, вожатого и др.).  Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и очень тихо откинуть крышку и подняться, спокойно опустив руки.  Во время урока сидеть полагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на планке; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.  Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.
 Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем- нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.  Обращаться с просьбой к учителям или к товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».  У доски стой прямо. Выходя к доске, поправь свою форму.  Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай.
На перемене
. Выходить на перемену можно только после того, как позволит учитель.  После слов учителя: «Урок окончен» - все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкаясь у двери и не пытаясь пройти впереди учителя.  На переменах в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки.  В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.  Во время перемен можно играть в разные игры.  Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться,  Если в дверях встретился взрослый (учитель, отец, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.  Завтракать во время смены нужно в классе или в буфете. Дети, приносящие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол. Есть на ходу, гуляя по коридору или классу, нельзя.  Завтрак, купленный в буфете, надо есть в буфете. После завтрака надо вытереть салфеткой или платком руки, чтобы не испачкать одежду, тетради и книги.  Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную мусорную корзину.  В перемену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
В библиотеке
. Книги следует возвращать в указанный срок.  С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц
 Если видишь, что страница плохо держится, подклеить. Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.
IV. Правила поведения в гостях
 Благодари, если тебя приглашают в гости.  Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.  На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку и др. Если у школьника есть небольшие сбережения, то он может купить недорогой подарок ко дню рождения родителей, друга, родственника.  В гостях будь приветлив и весел. Веди себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.  Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся.  Если тебя угостят, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения. Выходя из-за стола, скажи «спасибо».  Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.


В раздел образования