"Обращение творца к современника и потомкам" Искусство 8 класс
Автор: Марковская Юлия Ярославна Должность: учитель изо Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: "Обращение творца к современника и потомкам" Искусство 8 класс Раздел: среднее образование
Пояснение от автора разработки урока –
учителя изобразительного искусства
МБОУ «Гимназия №1» г. Норильска
Марковской Юлии Ярославны
Урок разработан в соответствии с требованиями деятельностного подхода в
обучении, с использованием основных приемов технологии проблемного метода
обучения
и
техники
организации
решения
проектных
задач.
В
отличие
от
традиционных теорий учения, основанных на таких понятиях, как ассоциация,
наглядность, сочленение наглядности со словом и упражнение, основой данного
урока
являются
действие
и
задача,
что
позволяет
«втягивать»
детей
не
в
упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание некоторого
готовенького,
а
«втягивать»
в
размышление
о
том,
что
еще
не
известно
(по
А.Воронцову).
Постановка
проектной
задачи
позволяет
преобразовывать,
действовать
с
учебным материалом в неопределенной ситуации, осуществлять творческий поиск.
Учителю необходимо понимать, какие трудности ожидают учеников в движении в
неизвестное.
Поэтому
в
технологической
карте
прописываются
возможные
варианты решений, ответов детей.
Способы
и
средства
действия
не
сообщаются
в
готовом
виде
–
в
форме
образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих
самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. Образовательным
результатам придается социально- и личностно-значимый характер.
Создание внутренней потребности и мотивации обучающихся для усвоения
материала обеспечивается не столкновением с затруднением (пробным действием),
а путем использования приема яркого пятна, подводящего к теме и целям диалога,
техники решения проектных задач социально- и личностно-значимого характера
(уч-ся выбирают приемлемую для себя и социума модель поведения) в условиях
квазиреального экспериментирования. А теоретический материал (древнегреческая
драматургия) рассматривается как следствие, итог коллективного проектирования.
Поэтому ведущей технологией, используемой на уроке, является проблемный метод
обучения.
Д
ата:
Т
ема: «Обращение творца к современникам и потомкам»
П
редмет: искусство
Класс: 8 «Б»
ТИП УРОКА: УРОК открытия новых знаний
ЦЕЛь : к окончанию урока мои ученики
Уточнят для себя понятие театральная постановка, будут знать
историю возникновения театра;
научатся перевоплощаться, воспринять образ эпохи через
костюм, который является частью материальной культуры
античности.
С
равнить современную систему ценностей с системой ценностей
жителя Древней Греции;
узнают о драматургии Древней Греции на примере трагедии
Еврипида «Медея»;
убедиться в том, что трагедия Еврипида современна и актуальна
спустя 2500 лет с момента создания;
объединив знания, и на основе просмотренных эпизодов,
выстроить для себя целостную картину событий отражённых в
произведении в групповом задании – «Афиша к спектаклю»
создать свой собственный образ этого произведения
продемонстрируют коммуникативную культуру (умение работать во
взаимодействии друг с другом, слушать друг друга, отстаивать,
аргументировать свою точку зрения), рефлексировать
деятельность
ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемно-диалоговое обучение Мельниковой Е., решение
проектных задач по Воронцову А
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
индивидуальная
групповая
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
фронтальная
коллективная
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ :
по источнику знаний:
словесные
практические
наглядные;
по уровню познавательной активности:
проблемный
частично-поисковый
исследовательский
репродуктивный
объяснительно-иллюстративный
по принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический
синтетический
сравнительный
обобщающий
классификационный
ОБОРУДОВАНИЕ :
проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный
материал (таблицы-алгоритмы для заполнения,
рефлексивные карточки), и реквизиты: костюмы героев
древнегреческой трагедии, текст роли каждого
персонажа, опорные вопросы о личном отношении учащихся
к происходящему в трагедии, маркеты, карандаши, листы
формата А-3.
СТРУКТУРА УРОКА:
Учитель (этапы, инструкции)
Дети (формы организации)
Цели этапа, деятельности
1.Организация класса–мотивация к учебной деятельности (прием яркого пятна
) – 2 мин
Приветствие. На сцене появляются два ученика
(мальчик и девочка в древнегреческих костюмах)
Учитель
Кто это, ребята? Кого мы видим на сцене? Во что
они одеты? Для чего они так оделись?
Нет, ребята - это не платье – это мужской костюм.
Можно ли увидеть сегодня по улице людей в такой
одежде? А где можно было увидеть и когда?
Показ слайдов (Слайды 1-7)
Удивление
Просмотр слайдов (1-7)
Своих одноклассников! Курунину
Катю и Адамова Ивана.
Какая-то странная одежда на них! Ваня
в платье!
Нет, конечно. Давно. В Древней
Греции.
Создание внутренней
потребности и мотивации
для усвоения материала
Наверное, будут играть какие-то роли.
2.
Диалог учащихся на сцене – 3 мин
Зачем же мы сегодня в этом кабинете, а они на
сцене?
Как называется процесс, когда перед зрителем (а
мы с вами зрители) разыгрывается какое-то
действие?
Где родился театр? Какая страна считается его
родиной?
Для чего был создан театр?
А ещё?
Какие произведения разыгрывали на сценах
древнегреческих театрах?
Кто такой драматург?
Понятна ли будет вам, современным школьникам,
пьеса, написанная 2500 лет назад?
Да? Объясни, в чём принципиальное различие?
Мы можем это проверить с помощью нашего
произведения!
Как?
Если проблемы, поднятые в трагедии, покажутся
нам незначительными, неважными или уже
решёнными - то –
Если темы взволнуют нас и затронут -
Наверное, будут разыгрывать какую-
нибудь сценку, а мы смотреть;
Театр
В Древней Греции
Для развлечения.
Отразить действительность. Высмеять
пороки общества.
Комедии какие – нибудь!
Почему?
Не обязательно!
Трагедии тоже были.
Тот, кто пишет для театра.
Наверное, нет! У них были свои
проблемы, а у нас совсем другие.
У них рабы были, а мы всё сами
должны делать.
Да люди то, такими остались, как
были!
Нет! Раньше люди были лучше!
- Произведение устарело!
-значит произведение актуально и в
наше время.
Эмоциональная
направленность этапа
состоит в организации для
каждого ученика (по
возможности) ситуации
успеха, мотивирующей его
к включению в
дальнейшую
познавательную
деятельность.
Осознавать цели, способы,
средства действия и
мысли.
3. Целеполагание – 3 мин
Значит, какова же цель нашего сегодняшнего
урока?
А тема? (Слайд 8)
Необходимо добиваться, чтобы цель и тему
ученики сформулировали сами. Слайд с целью и
темой урока демонстрируется только после того,
как уч-ся их произнесут.
Понять, что хотел сказать зрителям
автор.
Актуальны ли для нас темы, которые
поднимали древнегреческие
драматурги.
Осознавать цели, способы,
средства действия и
мысли.
4. Актуализация – 1 мин
Прослушивание эпизодов
Мы с вами сейчас прослушаем эпизод из трагедии
древнегреческого драматурга Еврипида «Медея»
Понятно ли нам это произведение?
О чём оно?
Какой смысл вкладывает в него автор? Можем ли
мы понять через века понять послание драматурга?
И если сейчас не можем, то, что нам для этого
нужно?
На сцене разыгрывается сцена 2.
Диалог Медеи и царя Креонта. В
тетрадях дети дают характеристики
действующих лиц, используя цитаты.
И заключительная сцена (сцена 3):
объяснения Ясона и Медеи.
Использование авторского
текста древнегреческой
трагедии, для погружения в
эпоху .
5. Спектакль (эпизод 2,3) – 6 мин
5. Уточнение целей – 1 мин
Чтобы определить свое отношение к героям
трагедии и к произведению в целом нам нужно
воссоздать хронологию событий (Слайд 10)
Так что же
Мы, наверное, будем изучать
драматургию Древней Греции, на
примере конкретного произведения
ИЛИ…
Мы сейчас будем определять
нравственные ценности античности по
трагедии Еврипида, и попробуем
сопоставить с современными…
Использование понятия
как умственной схемы
(ремейк) действия.
Осознавать цели, способы,
средства действия и
мысли.
6. работа в группах – 10 мин
Хорошо! Это будут
результаты нашей работы в
группах! (Слайд 10)
Используя данные таблицы-
алгоритмы вы создадите
афишу к произведению
Еврипида). А так же группы
попробуют дать
характеристику двум главным
героям: Ясону и Медеи.
Работа в группах. Слайд 10.В своей афише изобразили море и
корабль «Арго», как символ странствий.
1 группа «Аргонавты»
2 группа «Создание образа Древней Греции» на фоне храма
Язон и Медея.
3 группа «Образ Медеи. Её любовь, её трагедия и её
страдания»
4 группа «Медея. Образ коварной мстительницы, колдуньи и
убийцы»
Какой группе лучше удалось передать идею трагедии?
Выстраивание
логической цепочки.
Действия, выполнение
которых требует
объединить в единое
целое, разрозненные
фрагменты событий.
Учебное
сотрудничество со
сверстниками (развитие
коммуникативных
навыков)
7. Защита готового продукта – афиш к трагедии «Медея» – 3х4 мин (=12)
Защита своих проектов.
Выступление
Вопросы
Анализ, взаимооценка
Зачитывается результат работы в группах
Понимать точки зрения
других людей
(толерантность), в
корректной уважительной
форме выражать несогласие
с мнением других, развивать
презентационные,
дискуссионные
способности.
8. Обобщение – беседа (мораль урока) – 3 мин
Давайте вернемся к цели.
Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 11)
Что хотел сказать нам автор?
Как вы относитесь к главным героям трагедии?
Одинаков ли посыл автора к современникам и
потомкам? Актуально ли сегодня это произведение или
оно безнадёжно устарело?
Кому легче воспринять произведение: древнегреческой
публике 2500 лет назад или нам с вами?
Слайд:
Понять, что хотел сказать зрителям
автор.
Актуальны ли для нас темы, которые
поднимали древнегреческие драматурги.
Что не всё так однозначно в жизни.
Прославленный всегреческий герой
вызывает у нас презрение за слабость и
корыстолюбие.
А убийца четырёх человек (двое из
которых малолетние дети) в данной
ситуации вызывает сочувствие и
уважение
Я думаю, посыл одинаков, а
произведение актуально, потому что:
И сегодня есть верность и измена
есть ответственность и
безответственность
есть всепоглощающая любовь,
безграничная преданность и желание
получше устроится пусть даже ценой
предательства.
Не отклоняться от
поставленной в
начале урока цели.
Расчленение
существенно-
общего и частного с
целью
прослеживания их
взаимосвязи.
Выход на личностно
значимую для
каждого школьника
систему ценностей.
Уточнение понятия
(новое знание)
Проблемный диалог
– активизация
мыслительных
операций
Введение нового
понятия (признаков)
Расчленение
существенно-
общего и частного с
целью
прослеживания их
взаимосвязи.
Нравственно-
культурный аспект
Учатся понимать
самого себя: давая
оценку событиям и
героям трагедии
10. Рефлексия, уточнение, корректировка целей урока - 3 мин
А сейчас положите перед собой
оценочные листы и оцените свою работу
по пятибалльной шкале
Кто не допустил ни одной ошибки в
работе, ставит себе «5», 1-2 – «4», 3-4 –
«3» и т.д.
Кто оценил свою работу в группе на 5, на
4, на 3 есть?
Свое выступление? На 5, 4, низко кто-
нибудь оценил?
Участие в общей беседе? На 5, 4, 3?
А я вами сегодня очень довольна! Вы
молодцы!
(Слайд 18) Давайте вернемся к нашим
целям,… Что мы сегодня научились
делать? Что нам предстоит узнать на
последующих уроках?
Рефлектируют
Поднимают руки
Говорят, почему поставили ту или иную
отметку
(Слайд 18)
Контроль и оценка как
учебные действияучебной
деятельности
(вырабатывается
адекватность самооценки)
Учатся понимать самого
себя: знать свои
ограничения и возможности
самоизменения.
В завершение соотносятся
цель и результаты учебной
деятельности, фиксируется
степень их соответствия, и
намечаются дальнейшие
цели деятельности.
11. Домашнее задание – 1 мин
(Слайд 19) , Звучит мелодия греческого
танца «Сиртаки»
Записывают задание, расходятся
(можно предложить разные задания на выбор
по желанию, можно творческое задание
нарисовать героев трагедии или воспроизвести
хронологию событий объединив миф об
аргонавтах и трагедию «Медея»)
Закрепление изученного,
развитие творческих
способностей.
Эмоциональный посыл к
дальнейшей деятельности
(развитие эстетического
вкуса и интереса к
древнегреческой
драматургии)