Автор: Полторан Елена Владиленовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа 1148 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: конспект Тема: Прогулка в лес Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия с детьми второй младшей
группы на тему: «Прогулка в лес».
Цель: Дать детям знания о лесе, как экосистеме.
Программное содержание:
1.
Дать детям знания о лесе, как экосистеме.
В лесу растут деревья, кустарники. Живут птицы, звери.
В лесу все нужны друг другу.
2.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса, умение делать
умозаключения.
3.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
4.
Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода, где ее взять; воспитывать
бережное отношение к воде.
Оборудование: многофункциональное панно, панно – «капля», карточки.
Ход занятия.
(Организационный момент: дети стоят около воспитателя).
Воспитатель: сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Как вы думаете, на каком
транспорте это лучше сделать - на машине или велосипеде?
Дети: на велосипеде.
Воспитатель: почему?
Дети: машина шумит и загрязняет воздух.
Воспитатель: правильно. Давайте сядем на велосипеды. ( Дети садятся на стульчики
лицом к спинкам, имитируют езду на велосипеде).
Приехали. Давайте оставим велосипеды и сядем на полянке.
Кто может сказать, что такое лес?
Дети: это место, где растут деревья, кусты, грибы, цветы, живут птицы и животные.
Воспитатель: правильно. Настя прочитает нам стихотворение о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Воспитатель: спасибо, Настя.
Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу. Я вам буду загадывать загадки, а вы
отгадывать.
1.
Ее узнаешь по простой примете:
Нет деревца белей на свете. (Береза).
Правильно - это береза. Варя, найди макет березы и поставь на травку.
2.
3.
2. Я из крошки - бочки вырос,
Корешки пустил и вылез.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Правильно - это дуб. Саша, найди макет дуба и поставь его.
4.
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель).
Правильно - это ель. Алина, найди макет ели и поставь ее.
В лесу еще много разных деревьев, но растут еще и кусты. Владик, поставь макеты кустов.
Чем отличаются кусты от деревьев?
Дети: у дерева один ствол, а у кустов много маленьких стволов.
Воспитатель: Правильно.
Давайте
вспомним, какие животные
живут в
лесу. Я буду загадывать
загадки, а
вы отгадывать.
1.Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха.
Он в зайчишках знает толк
Злой, зубастый серый ……. (Волк).
Правильно – это волк. Соня, поставь макет волка в лес.
2. Хитренько взглянула,
Хвостиком махнула
И исчезла – чудеса!
Где ты, рыжая…….. (Лиса).
Правильно – это лиса. Лиза, поставь макет лисы в лес.
3.Он зимой в берлоге спит,
Летом пчелок сторожит,
Мед найдет и ну реветь!
Как зовут его? ....... (Медведь).
Правильно – это медведь. Гена, поставь макет медведя в лес.
Воспитатель: какие животные еще живут в лесу?
Дети: еж, заяц. Белка.
(выставить макеты животных).
Воспитатель: в лесу живут птицы. Давайте вспомним, какие?
Дети: воробей, синичка, дятел.
(выставить макеты птиц).
Воспитатель: молодцы! Всем – животным, птицам, деревьям нужна вода! Для чего, как вы
думаете?
Дети: Для того чтобы пить, расти, купаться, рыбы живут в воде.
Воспитатель: правильно. Как вы думаете, откуда животные и птицы берут воду?
Дети: из пруда, ручейка, реки.
(выставить макеты).
Воспитатель: а деревья и растения, откуда берут воду?
Дети: дождик поливает.
(выставить макет).
Воспитатель: вы, наверное, уже устали. Давайте отдохнем.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно:
Делать так руками нужно:
Вместе – раз. Это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на велосипеды ( имитация
езды на велосипеде).
Ребята, мы выяснили, что животным, птицам, растениям, деревьям нужна вода. А смогут
ли люди жить без воды?
Дети: нет.
Воспитатель: в нашем детском саду мы сможем жить без воды?
Дети: нет.
Воспитатель: для чего в саду нужна вода?
Дети: мыть руки, готовить еду, поливать комнатные растения, плавать в бассейне,
полоскать рот, гидромассаж, рыбки плавают в аквариуме.
(выставить фотографии на «каплю»).
Воспитатель: правильно. А откуда мы берем воду в детском саду?
Дети: из крана.
Воспитатель: что случиться, если долго держать кран открытым?
Дети: вода убежит от нас и ее станет меньше.
Воспитатель: чтобы этого не случилось, что нужно делать?
Дети: закрывать кран.
Воспитатель: правильно.
(Читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Знаем мы, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без воды нам не напиться,
Не поесть и не умыться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Теперь мы знаем, что вода необходима для жизни всем и людям, и животным, и растениям,
и птицам.
Будем бережно относится к воде, беречь ее.
Многофункциональное панно.
«Панно» является многофункциональным, мобильным и очень легким в
использовании пособием. Оно может быть применено на занятиях в
различных образовательных областях: экологическое воспитание детей,
речевое и математическое развитие, ознакомление с русским фольклором.
«Панно» прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания
проблемных ситуаций на занятия, для индивидуальной работы с детьми, а
также служит прекрасным фоном для показа мини спектаклей с
использованием разных видов настольных театров.
Экологическое воспитание
(ознакомление с флорой и фауной родного края).
Работа с пособием по данной теме помогает дошкольникам расширить
знания о животных, птицах, растениях обитающих в нашем крае. Знать их
особенности , среду обитания, питание, врагов и т.д. Анализировать объекты
природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти
признаки и объединять объекты в группы.
Примеры дидактических игр для панно:
«Кто как передвигается?»
Из изображений, расставленных на панно, найди тех, кто летает, ползает,
прыгает.
«Кто живет в нашем лесу?»
Педагог предлагает расставить на панно только тех животных или птиц,
которые встречаются в нашем лесу.
«Отыщи хищников (травоядных, грызунов)».
Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что
есть на панно.
«Кто где живет?»
Рассказать, где живут звери, расставленные на панно. Например: лиса- в норе,
белка- в дупле и т.д.
«Кто (что) здесь лишнее?»
Среди растений, животных, птиц, выбрать на панно те, которых нет в наших
лесах.
«Опиши, мы отгадаем».
Ребенок описывает то, что сам выбрал в панно. Например: береза- высокое
дерево, ствол белый с черными вкраплениями, листья небольшие, по краям-
резные.
«Найди того, о ком расскажу».
Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети
угадывают.
«Сравни и объясни».
Ребенку предлагается сравнить деревья, кустарники, животных, птиц.
«Кто зимует с нами?»
Показать птиц, которые зимуют в наших краях.
«Так бывает или нет?»
Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность
изображаемого на панно . Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их
туда могла принести белка, поэтому так бывает.
«Кто когда «работает»?»
Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на «панно», в какое время
суток бодрствует.
«Что было бы если бы..?»
На «панно» размещаются фигурки с закрытыми частями, Детям предлагается
объяснить, что было бы , если бы не было насекомых; у совы не было
крыльев, когтей; у дерева- листьев, у ежа- иголок и т.д.
Развитие речи дошкольников.
В данной области работа с «панно» помогает развивать связанную речь,
словарный запас, фонематический слух, память, внимание и воображение
детей. Также «панно» используется для освоения лексико-грамматических
компонентов языка.
Примеры дидактических игр для «Панно»:
«Скажи наоборот».
Взрослый показывает на «панно» и называет объект, а ребенок должен
подобрать антоним. Например: толстая ветка- тонкая ветка, мягкий мех-
колючие иголки.
«Скажи по-другому».
Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на «панно».
(Птица- птичка, птаха, пичужка).
«Один- много».
Воспитатель расставляет фигуры на «панно», а дети называют изображение
во множественном числе. ( Дерево- деревья, волк- волки и т.д.)
«Ответь на вопрос?»
Работа с предлогами ( в, на, из, за, под, перед, между и др.)
«О чем можно так сказать?»
Педагог говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, чему они могут
относиться. Например: о чем можно сказать: растет, ползает, шелестит,
распускается.
«Что это может делать?»
Здесь, наоборот, воспитатель называет объект, а дети действие.
«Расскажи о себе».
Ребенок выбирает любую фигурку на «панно», рассказывает об объекте, а
остальные дети отгадывают.
«Отгадай загадку».
Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на «панно».
Ознакомление детей с русским фольклором.
Рассказывая детям сказку (особенно младшему и среднему дошкольному
возрасту), необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а
герои предстают в более ярком свете. Поэтому именно здесь наше «панно»
является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в
лесу. Куда интереснее видеть, как Коза идет среди самых настоящих сосен и
берез.
Математическое развитие.
Здесь «панно» используется для улучшения счета, развития логического
мышления, пространственной ориентации, памяти, внимания, закрепления
цвета и формы.
Примеры дидактических игр для «Панно»:
«Собери в корзинку».
Ребенок «собирает» в корзинку грибы, ягоды и др. и считает их.
«Сосчитайте цветы».
Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только
синие, красные, белые и т.д. цветы.
«Найди такого же цвета».
Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все
объекты такого же цвета.
«Один- много».
Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в
единственном числе.
«Чего не стало?»
Воспитатель просит запомнить все, что расставлено на «панно», а затем
убирают один из объектов, и просит ребенка сказать какой.
«Где что находится?»
Взрослый называет объект, а ребенок говорит, где он находится на «панно»
(вверху, внизу, посередине и т.д).