Детское объединение как пространство формирования и развития социально-активной личности.
Автор: Винокурова Галина Федоровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУВСОШ№1 Населённый пункт: с. Воздвиженка Наименование материала: Статья Тема: Детское объединение как пространство формирования и развития социально-активной личности. Раздел: полное образование
Детское объединение как пространство формирования и развития
социально-активной личности.
Винокурова Галина Федоровна, учитель физической культуры
МБОУ «ВСОШ№1»
Мы видим себя входящими
в грядущие времена…
Ю.А. Яковлев
Актуальность и педагогическая целесообразность создания детского
объединения
вытекает
из
объективной
необходимости
формирования и развития социальной активности детей и подростков,
их гражданского самосознания как составной части их социальной
защиты,
предупреждения
их
развития
по
нисходящей
линии
посредством
включения
в
конкретную
общественно
–
значимую
деятельность.
Социально-политические
и
экономические
преобразования
в
России
породили
проблему,
связанную
с
социальным
становлением
детей
и
подростков
в
условиях
демократизации
российского
общества.
Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период
имела
низкую
эффективность,
а
влияние
социальной
среды
носило
негативный
характер.
Одним
из
показателей
этого
стало
возрастание
девиантных форм поведения в детской среде, создание антисоциальных
объединений и группировок и увеличение преступности среди детей и
подростков.
Сейчас
ситуация
в
стране
изменилась. Россия
вступила
в
период
возрождения общечеловеческих и национальных идеалов и ценностей.
Изменился социальный заказ. Но, ломка устоявшихся традиций до
сих пор болезненно сказывается на решении проблем преемственности
поколений, их ценностных ориентиров. При этом зачастую огульно
отрицается опыт, накопленный предшествующими поколениями. Все
это
осложняет
путь
ребенка
к нравственной
зрелости. Стремление
подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и
самоутверждению
в
условиях
общественно-политической
и
экономической
нестабильности
в
стране
нередко
приводит
их
в
криминальную среду. Вместе с тем,
дети
не имеют достаточного
ресурса, чтобы самостоятельно осмыслить сложившуюся ситуацию и
повлиять
на
ее
изменение. Часто
рядом
не
оказывается
взрослых,
которые помогли бы им занять нужную жизненную позицию. Сумеет
ли подросток в конечном итоге овладеть своим поведением зависит
прежде всего от содержания и характера его общения, от личности
взрослого, в данном случае педагога, и уровня его профессиональной
компетентности.
Таким образом,
в
настоящее время существуют противоречия:
между
усилением
негативных
тенденций
в
молодежной
среде
и
«социальным» заказом к воспитанию подрастающего поколения; между
активным стремлением детей и подростков к признанию их роли и
значения в обществе и неумением ребят правильно реализовать свой
творческий потенциал, чтобы утвердиться в новой социальной
позиции.
Усиливает актуальность
данной
проблемы
и
неоднозначность
современной
педагогической
ситуации
в
области
воспитания.
Смысл своей педагогической
деятельности
вижу
в
том,
чтобы
объединить и направить энергию детей и подростков на совершение
морально ценных
поступков
в постоянно изменяющейся среде,
в
формировании у них нравственных ценностных ориентаций,
развитии
детского самоуправления
Моя воспитательная концепция .
Высшая
ценность для
меня
- личность
ребенка,
его
здоровье,
физическая, психическая и нравственная
безопасность,
возможности и особенности, потребности и интересы, ценностные
ориентации, жизненные планы, оказание ему педагогической помощи.
Цель: формирование социально - активной личности, адаптированной к
условиям современного общества, через развитие творческого
и лидерского потенциала, развитие самоуправления, самодеятельности,
самостоятельности.
Задачи: содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через
включение в социально-значимую деятельность;
- выявить и развить лидерско - организаторские качества и индивидуальные
способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
- обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
- повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного
объединения через организацию различных видов деятельности;
педагогизация окружающей среды.
Способы
достижения
целей:
учет
индивидуальных
различий
и
прирожденных задатков каждого ребенка, обеспечение возможности ему
самостоятельно
принимать
решения
с
возможной
корректировкой
(добровольное
соглашение).
создание
условий
для
участия
детей
в
управлении общественно значимой деятельностью и группой.
Система
моей
работы
основана
на технологии
по этапного
формирования
коллектива А.С. Макаренко и направлена на
достижение не любых, не просто лучших, чем прежде, а максимально
возможных
для
каждого
ребенка
результатов.
При
организации
воспитательного
процесса
опираюсь
на
принципы :
общественной
направленности
воспитания;
связи
воспитания
с
жизнью,
трудом;
опоры
на
положительное
в
воспитании;
гуманизации
воспитания;
личностного
подхода;
ед инс т ва
воспитательных
воздействий.
Новизна и оригинальность моей воспитательной системы состоит в
психолого-педагогической
диагностике
личности,
активной
разноплановой
деятельности,
имеющей
общественно
-
полезную
направленность
(охрана
археологических
памятников,
уход
за
памятниками
истории,
чествование
ветеранов,
пополнение
фонда
школьного музея экспонатами и др.),выполнении психотерапевтической
функции
-
занимаясь
в
интересным
делом,
слабоуспевающий
по
основным школьным дисциплинам ученик может изменить свой статус,
оказавшись в числе лидеров.
С большой тревогой за судьбу своей страны мы, педагоги,
смотрели в будущее, невольно наблюдая за тем, как «высшие страты»
грызутся в переоценке прошлого, а тем временем продолжала жить
тенденция разрушения
общечеловеческих
ценностей. Тогда я
часто мысленно возвращалась к
своему
пионерскому детству
и
комсомольской
юности,
когда
мы
с
увлечением
погружались
в
атмосферу
романтики
костров
и
походов,
участвовали
в
общественно-полезных делах, объединяющих нас.
И все больше
утверждалась в мысли, что стремление к объединению – естественная
потребность
детей
и
подростков
всех
поколений
и
мы,
педагоги,
должны помочь им эту потребность реализовать. Но как? Главный
парадокс был в том, что для воспитания гражданина нужно обновить
и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно
воспитать гражданина. А у нас в то время декларировались идеалы
свободы, равенства, справедливости, а фактически не было никаких
социальных перспектив, проявить себя в обществе было невозможно.
Хаотично плавая в океане разных дел, я снова и снова задавала себе
вопросы:
«Куда
иду?»,
«Куда
веду?».
Таким
образом,
в
ходе
внутреннего диалога я пришли к выводу, что срочно необходимо
приводить всё в систему, но делала это на первых порах интуитивно. С
годами рождалась уверенность, а с нею пришло осознание того, что
поиск нового невозможен без учета уроков прошлого, принятия всего
ценного, что было накоплено не одним поколением. Появилась идея
создания детского общественного объединения, которую школьники
встретили с большим интересом.
И когда мне предложили стать
классным руководителем в 5 классе, я знала,
по какому пути пойду
вместе с детьми.
Моя воспитательная Концепция предусматривает активное
участие родителей в работе
детского
объединения. Чтобы
создать
дружный, сплочённый, творческий детский коллектив мы с ними
должны
объединить
свои
педагогические
усилия.
Януш
Корчак
писал:
«Кроме
законов
наследственности
надо
параллельно
изучать
воспитывающую среду, тогда, может быть, не одна загадка найдет своё
разрешение». П о э том у следующим
моим шагом
было
изучение
среды проживания детей, чтобы понять стиль жизни семьи, её уклад,
традиции, духовные ценности, воспитательные возможности.
Из
вышеизложенного
следует,
что
для
продуктивного
развития
коллектива,
самостоятельности
и
четкости
организации
детского
объединения
в
последующие
годы
есть
все
необходимые
условия,
большой воспитательный потенции. А самым главным благоприятным
условием считаю осознание степени своей ответственности перед
детьми
и
их
родителями
за
ту
жизненную
платформу,
на
которой
учащиеся построят свое будущее.