"Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя через проектный метод деятельности" (из опыта работы)
Автор: Цопова Ирина Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевск СП "Детский сад "Ёжик" Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя через проектный метод деятельности" (из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основной общеобразовательной школы №6 города
Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Ёжик»
«
Формирование нравственно-патриотических
чувств у детей старшего дошкольного возраста на
основе взаимодействия музыкального
руководителя и воспитателя через проектный
метод деятельности
»
(из опыта работы)
Музыкальный руководитель:
Цопова И.В.
г.о. Новокуйбышевск, 2017г.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального
руководителя и воспитателя через проектный метод деятельности
В Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до
школы» под редакцией Вераксы Н.Е. отмечено, что нравственно-
патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших
сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах
детской деятельности и направлено на воспитание любви к своей семье,
дому, родному городу, Родине. Очень важно, чтобы дети как можно раньше
поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на
всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы
она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас
надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с
детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома,
детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек
заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него –
Родина.
Проблема отсутствия или недостаточного патриотизма стала острой в
воспитании подрастающего поколения во многих государствах Европы.
Вхождение в экономическое пространство Евросоюза может привести к
растворению национальных культур в общеевропейской культуре. А
молодежь плохо знает историю своей страны, слабо ориентируется в
народных традициях. Не усвоив прошлого, нельзя в полной мере оценить
проблемы сегодняшнего дня и созидать будущее.
В нашем структурном подразделении «Детский сад «Ежик» ГБОУ ООШ №6
г. Новокуйбышевска в группе «Солнышко» уже много лет ведется работа по
патриотическому воспитанию детей.
Цель данной работы – целостное развитие личности ребенка, его
познавательные и творческие способности через проектный метод
деятельности.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи, способствующие
достижению данной цели:
Образовательные:
Формировать гражданские и патриотические чувства, любовь к
Отечеству
Активизировать интерес детей к героическому прошлому Родины, к
истории ВОВ;
Приобретать знания основ культуры и искусства наших предков.
Расширить знания детей об истории нашей Родины и героях ВОВ.
Вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской
работы в области краеведения.
Воспитательные:
Воспитывать у подрастающего поколения патриотическое сознание,
уважение к боевым и трудовым традициям, гордости за
принадлежность к истории, культуре, героическим свершениям и
достижениям своей страны.
Воспитывать у детей уважение к ветеранам ВОВ.
Воспитывать любовь к родителям, близким, изучать и сохранять
семейные традиции.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей навыков познавательной и поисковой
деятельности.
Развивать логическое мышление.
Развивать музыкальные способности детей через пение, музыкально-
ритмические движения.
Немаловажную роль при определении направления данной работы оказали
события, происходящие в нашем мире: в феврале 2014 года проводились
зимние Олимпийские игры. А так как они проходили в России, в городе Сочи
– это вдвойне важно для всех нас; 9 мая 2015 года вся наша страна отмечала
государственный праздник - День Победы. Это была юбилейная дата – 70-
летие. Первоначально было проведено анкетирование родителей в группе
«Солнышко». Таким образом, по результатам полученных данных,
необходимо было провести работу по формированию нравственно-
патриотических чувств у дошкольников, используя все виды детской
деятельности. Понимая значимость поставленной задачи, в нашем ДОУ была
создана творческая группа из педагогов: музыкальный руководитель – Цопова
И.В. , воспитатель старшей группы «Солнышко» - Симакова Л.М. и старший
воспитатель – Кислухина Н.А. Мы разработали перспективный план,
состоящий из двух блоков:
1.
Родная страна (2014 – 2015 уч.год)
2.
Великая Победа (2015 – 2016 уч.год)
Каждый блок осуществлялся в форме долгосрочного проекта. В содержание
проектов были включены разнообразные мероприятия с применением
различных форм и методов работы: НОД, праздники, экскурсии, игры,
родительские собрания, вечера-встречи и др.
Проект «Древняя Русь», проводимый в рамках блока «Родная страна»,
помог детям познакомиться с циклом мероприятий, бесед, досугов,
направленных на формирование основ здорового образа жизни, помог
познакомить детей и их родителей с историей России как частью
человеческой культуры. Реализация проекта проходила поэтапно: от истории
Древней Руси, ее символики, обычаев до наших дней. Каждый этап имел
свою направленность и тему. Вся работа по реализации проекта проводилась
в тесном контакте творческой группы. Симакова Л.М. проводила
подготовительную работу с детьми в группе: знакомила с историей и
традициями Древней Руси, организовывала творческие конкурсы, проводила
беседы. Я (Цопова И.В.) отвечала за музыкальное сопровождение
мероприятий: разучивала с детьми песни о России, ставила танцевальные
номера, знакомила с музыкальными произведениями народов разных стран,
гимном России.
Приступая к осуществлению работы над проектом «Страницы былого
забыть нам нельзя! », проводимый в рамках блока «Великая Победа», нашей
творческой группой за основу был взят проект «Живая память России»
авторов Леоновой Н.Н. и Неточаевой Н.В. Акцент делался на совместную
деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на
отсутствие жёсткой регламентации. Нами был составлен план действий,
список мероприятий по подготовке празднования 70-летия Победы в
Великой Отечественной Войне.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Поэтому, одним из
направлений нашей деятельности стала активизация семьи по вопросам
нравственно-патриотического воспитания, включение их в процесс
управления деятельностью. Родители старшей группы «Солнышко» приняли
участие в изготовлении стендов на военную тематику (слайд), стенгазеты
«Военные песни» ( слайд), собрали материал для мини- музея (слайд ) и
многое другое. Итогом проекта стали: родительское собрание «День
Победы» в старшей группе (май 2015г.) ( слайд ) и вечер – встреча,
посвященный Дню Защитника Отечества в подготовительной группе
(февраль 2016г.) (слайд) . В конце 2015 и 2016 учебного года на
педагогическом совете ДОУ наша творческая группа представила проект по
нравственно-патриотическому воспитанию «Страницы былого забыть нам
нельзя!» и проект «Жить – Родине служить!» в форме презентации ( слайд ).
Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания
воспитателем и мной, как музыкальным руководителем нашего детского
сада, дало ощутимые результаты. У детей сформировались следующие
ценностные ориентиры:
увеличился
интерес
к
культурному
наследию
русского
народа,
сформировалось уважение к ветеранам войны, гордость за защитников
Отечества;
сформировались духовно-нравственные отношения и чувства
сопричастности к родному дому, детскому саду, своей семье;
сформировались чувства уважения к истории Родины, к мужеству
воинов, гордость за достижения своей страны;
повысился уровень развития музыкальных и творческих способностей
детей;
повысилась
культура
общения
через
музыкальное,
поэтическое,
театральное и изобразительное искусство;
сформировалась потребность в тесном контакте с родителями, как на
праздниках, так и в повседневной жизни.
Публичное представление продукта нашей проектной деятельности
происходило на праздниках, педсоветах, выставках внутри сада. Практика
использования продукта доказала его эффективность - наши проекты
победили на городском и областном конкурсах: 2015 год – 2-е место в
городском конкурсе «Растим патриотов России!», 3-е место в областном
конкурсе «Растим патриотов России!», 1-е место в общероссийском конкурсе
«О доблестях, о подвигах, о славе…»; 2016год – победитель в городском
конкурсе «Растим патриотов России!». Также продукты нашей проектной
деятельности были опубликованы в изданиях СМИ: 2015 год – методический
сборник «Стандарты современного образования: методика и практика
обучения». Материалы Ι Российской заочной научно-практической
конференции-г. Чебоксары, 2016 год – Всероссийский педагогический
журнал «Познание» (№2)- г. Липецк.
Данный педагогический опыт работы может быть использован в совместной
работе музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической
культуре, на педагогических советах ДОУ, в работе МО. Так же может быть
полезен начинающим педагогам.