Напоминание

"Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя через проектный метод деятельности" (из опыта работы)


Автор: Цопова Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевск СП "Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя через проектный метод деятельности" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основной общеобразовательной школы №6 города

Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Ёжик»

«

Формирование нравственно-патриотических

чувств у детей старшего дошкольного возраста на

основе взаимодействия музыкального

руководителя и воспитателя через проектный

метод деятельности

»

(из опыта работы)

Музыкальный руководитель:

Цопова И.В.

г.о. Новокуйбышевск, 2017г.


Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального

руководителя и воспитателя через проектный метод деятельности
В Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание любви к своей семье, дому, родному городу, Родине. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Проблема отсутствия или недостаточного патриотизма стала острой в воспитании подрастающего поколения во многих государствах Европы. Вхождение в экономическое пространство Евросоюза может привести к растворению национальных культур в общеевропейской культуре. А молодежь плохо знает историю своей страны, слабо ориентируется в народных традициях. Не усвоив прошлого, нельзя в полной мере оценить проблемы сегодняшнего дня и созидать будущее. В нашем структурном подразделении «Детский сад «Ежик» ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевска в группе «Солнышко» уже много лет ведется работа по патриотическому воспитанию детей.

Цель
данной работы – целостное развитие личности ребенка, его познавательные и творческие способности через проектный метод деятельности. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи, способствующие достижению данной цели:
Образовательные:
 Формировать гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству  Активизировать интерес детей к героическому прошлому Родины, к истории ВОВ;  Приобретать знания основ культуры и искусства наших предков.  Расширить знания детей об истории нашей Родины и героях ВОВ.  Вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Воспитательные:
 Воспитывать у подрастающего поколения патриотическое сознание, уважение к боевым и трудовым традициям, гордости за принадлежность к истории, культуре, героическим свершениям и достижениям своей страны.  Воспитывать у детей уважение к ветеранам ВОВ.  Воспитывать любовь к родителям, близким, изучать и сохранять семейные традиции.
Развивающие:
 Способствовать развитию у детей навыков познавательной и поисковой деятельности.  Развивать логическое мышление.  Развивать музыкальные способности детей через пение, музыкально- ритмические движения. Немаловажную роль при определении направления данной работы оказали события, происходящие в нашем мире: в феврале 2014 года проводились зимние Олимпийские игры. А так как они проходили в России, в городе Сочи
– это вдвойне важно для всех нас; 9 мая 2015 года вся наша страна отмечала государственный праздник - День Победы. Это была юбилейная дата – 70- летие. Первоначально было проведено анкетирование родителей в группе «Солнышко». Таким образом, по результатам полученных данных, необходимо было провести работу по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников, используя все виды детской деятельности. Понимая значимость поставленной задачи, в нашем ДОУ была создана творческая группа из педагогов: музыкальный руководитель – Цопова И.В. , воспитатель старшей группы «Солнышко» - Симакова Л.М. и старший воспитатель – Кислухина Н.А. Мы разработали перспективный план, состоящий из двух блоков: 1. Родная страна (2014 – 2015 уч.год) 2. Великая Победа (2015 – 2016 уч.год) Каждый блок осуществлялся в форме долгосрочного проекта. В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия с применением различных форм и методов работы: НОД, праздники, экскурсии, игры, родительские собрания, вечера-встречи и др. Проект
«Древняя Русь»,
проводимый в рамках блока «Родная страна», помог детям познакомиться с циклом мероприятий, бесед, досугов, направленных на формирование основ здорового образа жизни, помог познакомить детей и их родителей с историей России как частью человеческой культуры. Реализация проекта проходила поэтапно: от истории Древней Руси, ее символики, обычаев до наших дней. Каждый этап имел свою направленность и тему. Вся работа по реализации проекта проводилась в тесном контакте творческой группы. Симакова Л.М. проводила подготовительную работу с детьми в группе: знакомила с историей и традициями Древней Руси, организовывала творческие конкурсы, проводила беседы. Я (Цопова И.В.) отвечала за музыкальное сопровождение мероприятий: разучивала с детьми песни о России, ставила танцевальные
номера, знакомила с музыкальными произведениями народов разных стран, гимном России. Приступая к осуществлению работы над проектом
«Страницы былого

забыть нам нельзя!
», проводимый в рамках блока «Великая Победа», нашей творческой группой за основу был взят проект «Живая память России» авторов Леоновой Н.Н. и Неточаевой Н.В. Акцент делался на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации. Нами был составлен план действий, список мероприятий по подготовке празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Поэтому, одним из направлений нашей деятельности стала активизация семьи по вопросам нравственно-патриотического воспитания, включение их в процесс управления деятельностью. Родители старшей группы «Солнышко» приняли участие в изготовлении стендов на военную тематику
(слайд),
стенгазеты «Военные песни» (
слайд),
собрали материал для мини- музея
(слайд
) и многое другое. Итогом проекта стали: родительское собрание «День Победы» в старшей группе (май 2015г.) (
слайд
) и вечер – встреча, посвященный Дню Защитника Отечества в подготовительной группе (февраль 2016г.)
(слайд)
. В конце 2015 и 2016 учебного года на педагогическом совете ДОУ наша творческая группа представила проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Страницы былого забыть нам нельзя!» и проект «Жить – Родине служить!» в форме презентации (
слайд
). Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания воспитателем и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. У детей сформировались следующие ценностные ориентиры:
 увеличился интерес к культурному наследию русского народа, сформировалось уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества;  сформировались духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, детскому саду, своей семье;  сформировались чувства уважения к истории Родины, к мужеству воинов, гордость за достижения своей страны;  повысился уровень развития музыкальных и творческих способностей детей;  повысилась культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство;  сформировалась потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни. Публичное представление продукта нашей проектной деятельности происходило на праздниках, педсоветах, выставках внутри сада. Практика использования продукта доказала его эффективность - наши проекты победили на городском и областном конкурсах: 2015 год – 2-е место в городском конкурсе «Растим патриотов России!», 3-е место в областном конкурсе «Растим патриотов России!», 1-е место в общероссийском конкурсе «О доблестях, о подвигах, о славе…»; 2016год – победитель в городском конкурсе «Растим патриотов России!». Также продукты нашей проектной деятельности были опубликованы в изданиях СМИ: 2015 год – методический сборник «Стандарты современного образования: методика и практика обучения». Материалы Ι Российской заочной научно-практической конференции-г. Чебоксары, 2016 год – Всероссийский педагогический журнал «Познание» (№2)- г. Липецк. Данный педагогический опыт работы может быть использован в совместной работе музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической культуре, на педагогических советах ДОУ, в работе МО. Так же может быть полезен начинающим педагогам.


В раздел образования