АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К
ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ
О.А.Кирилловская
(УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г.Ульяновск,
научный руководитель: д.п.н., профессор И.В. Арябкина)
Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания
педагога на целостной личности каждого конкретного учащегося, забота о
развитии не только его интеллекта, но и нравственности, духовности с опорой
на его эмоциональные, эстетические, творческие задатки и возможности
развития. [1]
Наталия Григорьевна Тагильцева считает: «Ребёнок, имеющий
стремление к изобразительной деятельности, но не испытывающий интереса к
восприятию музыкальных произведений, может рисовать их развитие в
процессе звучания музыки с помощью различных по форме цветовых линий.
Посредством рисунка могут быть отражены окончание, начало музыкальных
фраз, цезуры (перерывы в звучании можно изображать прерывистыми
линиями), динамические нюансы (уменьшение или увеличение масштаба
рисунка), изменение лада (смена тёмного цвета на светлый и наоборот).
Перенос способов действия с одного вида художественной деятельности
на другой:
Во-первых, закрепляет навыки выполнения предпочитаемой
деятельности;
Во-вторых, позволяет формировать желание и навыки выполнения
художественной или музыкальной деятельности, которая ранее из-за отсутствия
к ней интереса не была развита» [5, с.65].
Люкенс, предложивший исследование о рисунках детей, относит это
охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения, по его
мнению, наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но
это новый подъем изобразительного творчества, и его переживают только дети,
обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении.
Большинство детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой
застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда не
рисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 8-9-летнего
ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием. [3]
По мнению Профессора Бакушинского, «все действия ребенка и продукты
его творчества могут быть поняты и объяснены как в основном, так и в
частностях этим взаимоотношением между двигательно-осязательными и
значительными способами восприятия ребенком мира. Ребенок весь в
непосредственном реальном движении. Он творит реальное действие. Его
интересует, прежде всего:
- процесс действия, а не результат;
- вещи предпочитают делать, а не изображать;
- стремится использовать вещи до предела утилитарно». [3, с.72]
Ученый считает, что ребенок проявляет интерес к эстетическим объектам,
главным образом, в процессе игры, но становится равнодушен или почти
равнодушен к их созерцанию, особенно длительному. В раннем возрасте
действия ребенка сильно эмоционально окрашены, физическое действие
преобладает над аналитическими процессами сознания. Продукты детского
творчества отличаются предельным схематизмом и представляют собой чаще
всего самые общие символы вещей. Их изменения и действия не
воспроизводятся, о них или рассказывается, или это показывается в игре.
Рибо считает, что «в изобразительном творчестве подросток в этот период
стремится к иллюзорной и натуралистической форме, он хочет сделать так,
чтобы было как на самом деле, зрительная установка позволяет ему овладеть
методами перспективного изображения пространства». [3.,с.77]
Для учащегося важно научиться владеть материалом, тем особым
способом выражения, который дает живопись. Только культивируя это
овладение материалом, педагог может поставить на «правильный путь»
развитие детского рисования в этом возрасте.
Таким образом, данная проблема предстает перед нами во всей ее
сложности. Она состоит из двух частей:
1. Необходимость «культивировать» творческое воображение учащихся.
2.Необходимо формировать особую культуру, в которой нуждается
процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
«Как мы видели, наука, как и искусство, допускает приложение
творческого воображения, техника является продуктом той же деятельности,
кристаллизованным воображением».[3,с.75]
Личностное начало должно утвердиться во всех образовательных
процессах. Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание
учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле
личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей
учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке,
другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у
другого со слуховой памятью и т.д. Поэтому учитель должен строить свою
работу, изучая своих учеников, изучая их особенности личности каждого из
них. [2] Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком
собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития
характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного
пространства этой индивидуальности.
Список литературы:
1.
Арябкина И.В
.
Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих
учителей начальных классов в педагогическом вузе: Диссертация на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук. – Ульяновск, 2001 г.
2.
Арябкина И.В. Полихудожественные контексты культурно-эстетического
развития современных младших школьников// Научное мнение.2016.№2-1.С.
65-68.
3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк:
Кн. для учителя – 3-е изд. – Москва: Просвещение,1991 – 93с.
4.
Савченко Т.Л. Личностно – ориентированный подход к образованию в условиях
перехода на новые образовательные стандарты // V Международная
студенческая электронная научная конференция Студенческий научный форум
– Ростов-на-Дону, 2013 – 6с.
5.
Тагильцева Н.Г. Личностно – ориентированное обучение на уроках музыки //
Начальная школа плюс До и После – Москва, 2014. – №1 – 63-67с.