Напоминание

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ


Автор: Кирилловская Олеся Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №75
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Раздел: начальное образование





Назад





АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К

ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ
О.А.Кирилловская (УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г.Ульяновск, научный руководитель: д.п.н., профессор И.В. Арябкина) Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на целостной личности каждого конкретного учащегося, забота о развитии не только его интеллекта, но и нравственности, духовности с опорой на его эмоциональные, эстетические, творческие задатки и возможности развития. [1] Наталия Григорьевна Тагильцева считает: «Ребёнок, имеющий стремление к изобразительной деятельности, но не испытывающий интереса к восприятию музыкальных произведений, может рисовать их развитие в процессе звучания музыки с помощью различных по форме цветовых линий. Посредством рисунка могут быть отражены окончание, начало музыкальных фраз, цезуры (перерывы в звучании можно изображать прерывистыми линиями), динамические нюансы (уменьшение или увеличение масштаба рисунка), изменение лада (смена тёмного цвета на светлый и наоборот). Перенос способов действия с одного вида художественной деятельности на другой: Во-первых, закрепляет навыки выполнения предпочитаемой деятельности; Во-вторых, позволяет формировать желание и навыки выполнения художественной или музыкальной деятельности, которая ранее из-за отсутствия к ней интереса не была развита» [5, с.65]. Люкенс, предложивший исследование о рисунках детей, относит это охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения, по его мнению, наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но
это новый подъем изобразительного творчества, и его переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении. Большинство детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда не рисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 8-9-летнего ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием. [3] По мнению Профессора Бакушинского, «все действия ребенка и продукты его творчества могут быть поняты и объяснены как в основном, так и в частностях этим взаимоотношением между двигательно-осязательными и значительными способами восприятия ребенком мира. Ребенок весь в непосредственном реальном движении. Он творит реальное действие. Его интересует, прежде всего: - процесс действия, а не результат; - вещи предпочитают делать, а не изображать; - стремится использовать вещи до предела утилитарно». [3, с.72] Ученый считает, что ребенок проявляет интерес к эстетическим объектам, главным образом, в процессе игры, но становится равнодушен или почти равнодушен к их созерцанию, особенно длительному. В раннем возрасте действия ребенка сильно эмоционально окрашены, физическое действие преобладает над аналитическими процессами сознания. Продукты детского творчества отличаются предельным схематизмом и представляют собой чаще всего самые общие символы вещей. Их изменения и действия не воспроизводятся, о них или рассказывается, или это показывается в игре. Рибо считает, что «в изобразительном творчестве подросток в этот период стремится к иллюзорной и натуралистической форме, он хочет сделать так, чтобы было как на самом деле, зрительная установка позволяет ему овладеть методами перспективного изображения пространства». [3.,с.77] Для учащегося важно научиться владеть материалом, тем особым способом выражения, который дает живопись. Только культивируя это
овладение материалом, педагог может поставить на «правильный путь» развитие детского рисования в этом возрасте. Таким образом, данная проблема предстает перед нами во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: 1. Необходимость «культивировать» творческое воображение учащихся. 2.Необходимо формировать особую культуру, в которой нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. «Как мы видели, наука, как и искусство, допускает приложение творческого воображения, техника является продуктом той же деятельности, кристаллизованным воображением».[3,с.75] Личностное начало должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. Поэтому учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их особенности личности каждого из них. [2] Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Список литературы: 1. Арябкина И.В . Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Ульяновск, 2001 г. 2. Арябкина И.В. Полихудожественные контексты культурно-эстетического развития современных младших школьников// Научное мнение.2016.№2-1.С. 65-68.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя – 3-е изд. – Москва: Просвещение,1991 – 93с. 4. Савченко Т.Л. Личностно – ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты // V Международная студенческая электронная научная конференция Студенческий научный форум – Ростов-на-Дону, 2013 – 6с. 5. Тагильцева Н.Г. Личностно – ориентированное обучение на уроках музыки // Начальная школа плюс До и После – Москва, 2014. – №1 – 63-67с.


В раздел образования