Автор: Зайнуллин Ильдар Ягудович Должность: учитель физики Учебное заведение: Филиал МОБУ СОШ с. Прибельский ООШ д. Старошареево Населённый пункт: деревня Старошареево Наименование материала: методическая разработка урока по физике 7 класс Тема: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Раздел: среднее образование
Филиал МОБУ СОШ с. Прибельский ООШ д. Старошареево
Кармаскалинский район Республика Башкортостан
Тема: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Цель урока:
Образовательная :
Раскрыть физическое содержание опыта Торричелли.
Изучить устройство прибора для измерения атмосферного давления-
ртутного барометра .
Развивающая:
Продолжить формирование умений выделять физические явления,
описывать их физическими величинами.
Воспитательная:
Воспитать необходимость заботиться о чистоте воздуха,
изучать и соблюдать правила охраны природы
Основные знания и умения :
Знать значение нормального атмосферного давления.
Уметь переводить давление из мм. рт. ст в систему СИ.
Демонстрации: магдебургские полушария (фильм), работа шприца
и пипетки; удерживание тетрадным листом воды в перевернутом
стакане; насос Камовского, пластиковая бутылка, стакан с
подкрашенной водой, сваренное вкрутую яйцо, бутылка стеклянная,
монета, тарелка, стакан, спички.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
–
Что
называется
атмосферой
? (
Атмосфера
–
воздушная
оболочка
Земли
)
–
Что
называется
атмосферным
давлением
? (
Атмосферное
давление
–
давление
атмосферы
или
воздушной
оболочки
Земли
)
–
Почему
молекулы
газов
,
входящих
в
состав
атмосферы
,
двигаясь
во
все
стороны
,
не
покидают
Землю
? (
На
молекулы
воздуха
действует
сила
тяжести
.
Чтобы
выйти
за
пределы
притяжения
Земли
,
необходимо
развить
очень
большую
скорость
– 11,2
км
/
с
.
Скорость
большинства
молекул
значительно
меньше
)
Рассмотрим сейчас таблицу «Верные и неверные утверждения»
(слайд c таблицей)
Атмосфера – это воздушный
океан, на дне которого мы живём
+
Граница атмосферы находится
на высоте 1800 км
-
С глубиной давление жидкости
и газа увеличивается
+
Слой атмосферы, прилегающей
к Земле наименее плотный
-
Разгадываем ещё кроссворд (слайд с кроссвордом)
Вопросы к кроссворду
1.
Какого химического элемента 21% в воздухе.
2.
Основной газ в составе атмосферы.
3. Газовая оболочка, окружающая Землю.
4. Как, с греческого языка переводится слово шар.
5. Что действует на молекулы газов,
образующих атмосферу, не улетающих
в космическое пространство?
6. Что создаётся ударами беспорядочно
движущихся молекул.
7. Физическая характеристика газа, пара.
8. Прибор для обнаружения атмосферного давления.
9. Что происходит с плотностью воздуха, если
мы поднимаемся в горы?
1 К
И
С
Л
О
Р
О
Д
2 А
З
О
Т
3 А
Т
М
О
С
Ф
Е
Р
А
4С
Ф
Е
Р
А
5 П Р
И
Т
Я
Ж Е
Н
И
Е
6Д
А
В
Л
Е
Н
И
Е
7П Л
О
Т
Н
О
С
Т
Ь
8 Л И
В
Е
Р
9 У
М
Е
Н
Ь
Ш А
Е
Т
С
Я
Вывод: Получилось слово ИЗМЕРЕНИЕ.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое атмосфера и
атмосферное давление, а тема сегодняшнего урока
«Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»
По
телевидению
или
радио
мы
часто
слышим
,
что
атмосферное
давление
равно
,
например
, 760
мм
рт
.
ст
. (
читается
:
семистам
шестидесяти
миллиметрам
ртутного
столба
).
Это
число
бывает
и
другим
–
больше
или
меньше
.
Что
оно
означает
?
И
каким
способом
посчитано
?
Может
быть
атмосферное
давление
можно
рассчитать
по
формуле
( p=
ρ
gh) ?
Но
для
этого
мы
должны
знать
плотность
и
высоту
атмосферы
.
Плотность
воздуха
с
высотой
меняется
,
да
и
высота
неизвестна
:
у
атмосферы
нет
резкой
границы
.
Значит
.
воспользоваться
формулой
мы
не
можем
…
Каким
же
образом
рассчитывают
атмосферное
давление
?
Сегодня
мы
это
узнаем
.
Изучим
кто
и
как
впервые
измерил
атмосферное
давление
;
почему
это
давление
измеряют
в
мм
.
рт
.
ст
.
и
как
называется
прибор
для
измерения
атмосферного
давления
(1-2
слайды
)
Прежде
чем
начать
наш
сегодняшний
разговор
,
проделаем
небольшой
эксперимент
(
Демонстрация
принципа
действия
шприца
)
Если
поднимать
поршень
шприца
,
за
ним
будет
подниматься
вода
.
Почему
?
Объяснение
явление
(
слайд
3)(
т
.
к
.
между
поршнем
и
водой
образуется
безвоздушное
пространство
,
в
которое
под
давлением
наружного
воздуха
поднимается
вода
)
Первым измерил атмосферное давление ученик Г. Галилея
Эванджелиста Торричелли (слайд 4)
(Историческая справка по биографии Торричелли)
Историческая
справка
. (
слайд
)
Эванджелиста
Торричелли
родился
15
октября
1608
г
.
в
небольшом
итальянском
городе
Фаэнца
в
небогатой
семье
.
Воспитание
получил
у
дяди
,
бенедиктинского
монаха
.
Дальнейшая
жизнь
в
Риме
и
общение
с
известным
математиком
(
учеником
Галилея
)
Кастелли
способствовали
развитию
таланта
Торричелли
.
Большинство
трудов
ученого
по
большей
части
оставались
неопубликованными
.
Торричелли
является
одним
из
создателей
жидкостного
термометра
.
Но
наиболее
известным
экспериментальным
исследованием
Торричелли
являются
его
опыты
с
ртутью
,
доказавшие
существование
атмосферного
давления
.
Заслугой
ученого
является
то
,
что
он
решил
перейти
к
жидкости
,
обладающей
большей
плотностью
,
чем
вода
, –
к
ртути
.
Это
позволило
сделать
опыты
относительно
легко
воспроизводимыми
.
Однако
не
следует
думать
,
что
в
середине
XVII
в
.
постановка
и
воспроизведение
опытов
Торричелли
были
простым
делом
.
В
те
времена
было
довольно
трудно
изготовить
необходимые
стеклянные
трубки
,
о
чем
свидетельствуют
неудачи
некоторых
ученых
в
постановке
аналогичных
опытов
независимо
от
Торричелли
.
С помощью простого опыта – стеклянная трубка длиной 1 м,
запаянного с одного конца, ртуть – Торричелли предложил
измерить атмосферное давление.
Предложенный им опыт был осуществлён в 1643 году учеником
Галилея В. Вивиани.
Давайте посмотрим как.
(Фильм)
линейка
Опыт
Торричелли
состоит
в
следующем
(
слайд
5 ):
стеклянную
трубку
длиной
около
1
м
,
запаянную
с
одного
конца
,
наполняют
ртутью
.
Затем
,
плотно
закрыв
другой
конец
трубки
,
ее
переворачивают
,
опускают
в
чашку
с
ртутью
и
под
ртутью
открывают
конец
трубки
.
Ртуть
из
трубки
начинает
выливаться
,
но
не
вся
!
Высота
столба
ртути
,
оставшейся
в
трубке
,
равна
примерно
760
мм
.
Эта
высота
не
зависит
ни
от
длины
трубки
,
ни
от
глубины
ее
погружения
.
Над
ртутью
в
трубке
воздуха
нет
,
там
безвоздушное
пространство
.
Торричелли
,
предложивший
описанный
выше
опыт
,
дал
и
его
объяснение
(
слайд
6)
Атмосфера
давит
на
поверхность
ртути
в
чашке
(
слайд
7)
Ртуть
находится
в
равновесии
.
Значит
,
давление
в
трубке
равно
атмосферному
давлению
.
Если
бы
оно
было
больше
атмосферного
,
то
ртуть
выливалась
бы
из
трубки
в
чашку
,
а
если
меньше
,
то
поднималась
бы
в
трубке
вверх
.
Как
из
трубки
с
ртутью
получить
прибор
?
(
слайд
7)
Прикрепим
к
трубке
Торричелли
вертикальную
шкалу
и
получаем
простейший
прибор
для
измерения
атмосферного
давления
-
ртутный
барометр
(
от
греч
.
барос
–
тяжесть
,
метрео
–
измеряю
)..
Этим
прибором
измеряют
давление
в
мм
рт
.
ст
.
(
слайд
8)
Вывод
:
давление
атмосферы
можно
измерить
высотой
ртутного
столба
.
Так
появилась
единица
атмосферного
давления
— 1
мм
рт
.
ст
.
Определим
связь
между
единицами
давления
—
паскалем
и
миллиметром
ртутного
столба
:
р
= gph
р
= 9,8
Н
/
кг
• 13 600
кг
/
м
3 • 0,001
м
= 133,3
Па
,
1
мм
рт
.
ст
. = 133,3
Па
.
Нормальным
атмосферным
давлением
принято
считать
760
мм
рт
.
ст
.:
р
= gph
р
= 9,8
Н
/
кг
• 13 600
кг
/
м
3 • 0,76
м
= 101 300
Па
= 101,3
кПа
.
760
мм
рт
.
ст
.= 101,3
кПа
=100
кПа
Ежедневно
наблюдая
за
высотой
ртутного
столба
в
трубке
(
слайд
9 ),
Торричелли
обнаружил
,
что
его
высота
меняется
,
т
.
е
.
атмосферное
давление
непостоянно
,
оно
может
увеличиваться
и
уменьшаться
.
Торричелли
заметил
также
,
что
изменения
атмосферного
давления
связаны
с
изменением
погоды
.
В
народе
говорят
: «
К
плохой
погоде
давление
падает
,
а
к
хорошей
–
поднимается
»
А
также
,
изменение
высоты
на
каждые
12
метров
ведет
к
изменению
давления
на
1
мм
.
рт
.
ст
.
Измерения
показывают
,
что
атмосферное
давление
в
местностях
,
лежащих
на
уровне
мирового
океана
,
в
среднем
около
760
мм
рт
.
ст
.
В
1652
году
Отто
фон
Герике
пришёл
к
выводу
о
существовании
атмосферного
давления
.
(
Историческая
справка
по
биографии
Герике
) (
слайд
)
Герик
откачивал
воздух
из
тонкостенного
металлического
шара
.
Мы
можем
его
опыт
проверить
на
пластиковой
бутылке
:
Опыт
:
Оборудование
:
пластиковая
бутылка
,
насос
Комовского
.
Откачиваем
воздух
из
бутылки
,
бутылка
сплющивается
.
Вопрос
классу
:
ПОЧЕМУ
?
Вывод
опыта
:
расплющивание
происходит
под
действием
давления
окружающего
воздуха
.
В
1654
году
Герике
,
спустя
11
лет
после
открытия
Торричелли
,
действие
атмосферного
давления
произвёл
опыт
с
«
магдебургскими
полушариями
» (
слайды
10-11)
Два
медных
полушария
были
соединены
кольцевой
прокладкой
.
Через
кран
,
приделанный
к
одному
из
полушарий
,
из
составленного
шара
был
выкачан
воздух
,
после
чего
полушария
невозможно
было
разнять
.
Сохранилось
подробное
описание
опыта
Герике
.
Чтобы
разъединить
полушария
,
Герике
приказал
запрячь
две
восьмерки
лошадей
.
К
упряжи
шли
канаты
,
продетые
через
кольца
,
прикрепленные
к
полушариям
.
Лошади
оказались
не
в
силах
разъединить
полушария
.
Силы
восьми
лошадей
(
именно
восьми
,
а
не
шестнадцати
,
так
как
вторая
восьмерка
,
запряженная
для
пущего
эффекта
,
могла
быть
заменена
крюком
,
вбитым
в
стену
,
с
сохранением
той
же
силы
,
действующей
на
полушария
)
было
недостаточно
для
разрыва
магдебургских
полушарий
.
Посмотрим
фильм
«
Магдебургские
полушария
».
Любопытно
,
что
«
магдебургские
полушария
»
имеются
у
каждого
человека
:
головки
бедренных
костей
удерживаются
в
тазовом
суставе
атмосферным
давлением
.
Атмосферное
давление
в
живой
природе
(
слайд
12)
Мухи
и
древесные
лягушки
могут
держаться
на
оконном
стекле
благодаря
крошечным
присоскам
,
в
которых
создается
разрежение
,
и
атмосферное
давление
удерживает
присоску
на
стекле
.
Рыбы
-
прилипалы
имеют
присасывающую
поверхность
,
состоящую
из
ряда
складок
,
образующих
глубокие
«
карманы
».
При
попытке
оторвать
присоску
от
поверхности
,
к
которой
она
прилипла
,
глубина
карманов
увеличивается
,
давление
в
них
уменьшается
и
тогда
внешнее
давление
еще
сильнее
прижимает
присоску
.
Слон
использует
атмосферное
давление
всякий
раз
,
когда
хочет
пить
.
Шея
у
него
короткая
,
и
он
не
может
нагнуть
голову
в
воду
,
а
опускает
только
хобот
и
втягивает
воздух
.
Под
действием
атмосферного
давления
хобот
наполняется
водой
,
тогда
слон
изгибает
его
и
выливает
воду
в
рот
.
Еще
в
древней
цивилизации
были
известны
всасывающие
насосы
.
С
их
помощью
можно
было
поднять
воду
на
значительную
высоту
,
т
.
к
.
вода
послушно
следовала
за
поршнем
такого
насоса
.
Древние
философы
задумывались
о
причинах
этого
и
пришли
к
следующему
заключению
:
вода
следует
за
поршнем
потому
,
что
природа
боится
пустоты
,
поэтому
-
то
между
поршнем
и
водой
не
остается
свободного
пространства
.
Рассказывают
,
что
один
мастер
построил
для
садов
герцога
Тосканского
во
Флоренции
всасывающий
насос
,
поршень
которого
должен
был
затягивать
воду
на
высоту
более
1
Ом
.
Но
как
ни
старались
засосать
этим
насосом
воду
,
ничего
не
получалось
.
На
Юм
(34
фута
)
вода
поднималась
за
поршнем
,
а
дальше
поршень
отходил
от
воды
,
и
образовывалась
та
самая
пустота
,
которой
природа
боится
.
Когда
с
просьбой
объяснить
причину
неудачи
обратились
к
престарелому
Галилею
,
он
пошутил
,
что
,
вероятно
,
природа
перестает
бояться
пустоты
на
высоте
более
34
футов
,
и
предложил
своим
ученикам
-
Торричелли
и
Вивиани
разобраться
в
этом
странном
явлении
.
Атмосферное
давление
вместе
с
другими
параметрами
(
температура
,
относительная
влажность
воздуха
)
в
совокупности
не
только
определяют
комфортное
состояние
человека
,
но
и
природы
в
целом
.
Перепады
атмосферного
давления
весьма
важны
для
предсказывания
погоды
на
ближайшие
дни
,
так
как
изменение
атмосферного
давления
связано
с
изменением
погоды
.
Барометр
—
необходимый
прибор
при
метеорологических
наблюдениях
.
В
настоящее
время
для
измерения
атмосферного
давления
используют
не
ртутные
барометры
(
пары
ртути
ядовиты
),
а
барометры
–
анероиды
с
которыми
мы
познакомимся
на
следующем
уроке
.
IV.
Закрепление
материала
: (
слайд
13-16)
-
Почему
нельзя
рассчитать
давление
воздуха
так
же
,
как
рассчитывают
давление
жидкости
на
дно
или
стенки
сосуда
?
(
Плотность
воздуха
уменьшается
с
высотой
,
различие
в
плотности
атмосферного
не
даёт
возможность
определять
давление
в
газе
как
в
жидкости
)
-
Как
устроен
ртутный
барометр
?
(
Нужно
к
трубке
со
ртутью
прикрепить
вертикальную
шкалу
.)
-
Что
измеряет
ртутный
барометр
?
(
Он
служит
для
измерения
атмосферного
давления
.)
-
Что
означает
запись
: «
Атмосферное
давление
равно
775
мм
рт
.
ст
.»?
(
Это
означает
,
что
воздух
производит
такое
же
давление
,
какое
производит
вертикальный
столб
ртути
высотой
775
мм
.)
-
Скольким
гПа
равно
давление
ртутного
столба
высотой
1
мм
?
(1
мм
.
рт
.
ст
=133,3
гПа
.)
-Скольким гПа равно давление ртутного столба высотой 760 мм?
(760 мм.рт.ст =1013 гПа)
- Когда барометр в хорошую погоду будет показывать более высокое
атмосферное давление – зимой или летом?
Ответ: зимой. В это время года воздух имеет большую плотность и
меньшую абсолютную влажность.
-Объясните почему вода не выливается?
Смотрим фильм.
(демонстрация:удерживание тетрадным листом воды в
перевернутом стакане)
Демонстрация проявления атмосферного давления (опыты)
1. Положить (сваренное вкрутую) яйцо на горлышко бутылки –
оно не проходит. Потом поджечь бумагу и быстро опустить её
в бутылку, сверху положить яйцо.
Яйцо проскользнёт в бутылку. Почему?
2. Налить в тарелку воды, опустить туда монету. Как достать
монету, не намочив пальцев?
(Поставить в тарелку стакан вверх дном, поджечь бумагу и
поместить в стакан. Монета же, конечно, останется на месте, и
через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять её, не
замочив пальцев.)
V. Итог урока
VI.Домашнее задание §42,упр19(4), зад11
VII. Литература:
1. Учебник "Физика 7 класс", А.В. Перышкин, "Дрофа", М.2009г.
2. "Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.
Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. "Дрофа" М.2009г.
3. "Сборник задач по физике 7-9кл", В.И.Лукашик, М. Просв.2009г.
4. “Занимательная физика”, Я.И.Перельман. изд. “Наука”,1986
Дополнительный
материал
к
уроку
Как
мы
пьем
?
Неужели
и
над
этим
можно
задуматься
?
Конечно
.
Мы
приставляем
стакан
или
ложку
с
жидкостью
ко
рту
и
«
втягиваем
»
в
себя
их
содержимое
.
Вот
это
-
то
простое
«
втягивание
»
жидкости
,
к
которому
мы
так
привыкли
,
и
надо
объяснить
.
Почему
,
в
самом
деле
,
жидкость
устремляется
к
нам
в
рот
?
Что
ее
увлекает
?
Причина
такова
:
при
питье
мы
расширяем
грудную
клетку
и
тем
разрежаем
воздух
во
рту
;
под
давлением
наружного
воздуха
жидкость
устремляется
в
то
пространство
,
где
давление
меньше
,
и
таким
образом
проникает
в
наш
рот
.
Наоборот
,
захватив
губами
горлышко
бутылки
,
вы
никакими
усилиями
не
«
втянете
»
из
нее
воду
в
рот
,
так
как
давление
воздуха
во
рту
и
над
водой
одинаково
.
Итак
,
строго
говоря
,
мы
пьем
не
только
ртом
,
но
и
легкими
;
ведь
расширение
легких
-
причина
того
,
что
жидкость
устремляется
в
наш
рот
.