Знакомство с улицами ближайшего окружения как важная ступень в формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Струенкова Галина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №455 Населённый пункт: г.о.Самара Наименование материала: статья Тема: Знакомство с улицами ближайшего окружения как важная ступень в формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Знакомство с улицами ближайшего окружения как важная ступень в
формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста
Патриотическому воспитанию дошкольников в настоящее время уделяется
достаточно много внимания. Это не случайно. В "Национальной доктрине
образования
в
РФ"
подчеркивается,
что
"система
образования
призвана
обеспечить,
...
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью…»
(Национальная
доктрина образования в РФ: [Специализированный образовательный портал
инновации в образовании].
Любовь к Родине, к своему родному краю приходит не сразу. Это чувство
начинается
с
восхищения
тем,
что
видит
перед
собой
малыш,
чему
он
изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления не
осознаны ребенком глубоко, но пропущенное через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота. Крылатая фраза
«Все начинается с детства» как нельзя больше относится к данному вопросу.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к
впечатлениям детства: это и родные люди, любящие тебя, заботящие о тебе; и
родной дом, двор, в котором ты вырос, и одиноко стоящая березка в белом
сарафане
под окном – все то, что окружает и восхищает тебя. Вспомним
слова
педагога
Сухомлинского:
«…от
того,
что
открылось
ребенку
в
окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, от этого
зависит, каким гражданином будет наш воспитанник» [2, с.74] .
Хотелось бы, чтобы воспитатели никогда не забывали, что они первыми
раскрывают перед детьми окно в большой мир, первыми знакомят их с
Родиной. И кем бы не вырос наш воспитанник, куда бы не забросила его
жизнь, но если в его памяти свежи воспоминания о родном городе, о тихих
улочках, о любимом уголке природы, то мы воспитали истинного сына своей
родины, патриота.
Наша работа по воспитанию патриотических чувств
основывается на
принципе
постепенного
перехода
от
простого
к
сложному,
через
малое
воспитываем большое. В этой связи работу по формированию патриотизма
мы посчитали целесообразней начинать со знакомства с улицами ближайшего
окружения. Дети должны понять, что их дом, улица, детский сад – это
частица Родины. В рамках реализации работы в данном направлении был
создан среднесрочный проект (2 недели): «Родная улица моя».
Объект
исследования:
ул и ц ы
бл и ж а й ш е го
о к р у ж е н и я
и
и х
достопримечательности.
Предмет исследования: создание творческого продукта своего района как
средство познания окружающего мира.
Цель: Формирование интереса, уважения и любви к своей малой Родине у
детей
дошкольного
возраста
через
развитие
исследовательской
1
деятельности
посредством
создания
творческого
продукта,
игр,
и
практических упражнений.
Задачи:
формировать представления детей о возникновении названий некоторых
улиц родного города;
расширить
кругозор
детей
на
основе
материала,
доступного
их
пониманию, закрепить знания своего адреса проживания;
сформировать
у
детей
и
родителей
интерес
к
культурным
ценностям
района проживания;
развивать навыки ориентирования в пространстве;
развивать
самостоятельность,
коммуникативные
качества,
творческое
воображение, навыки конструировать и моделировать;
развивать связную речь, память, словесно-логическое мышление;
обогатить
детско-родительские
отношения
опытом
совместной
деятельности
через
формирование
представлений
об
улицах
родного
города;
воспитывать у детей любовь к малой Родине.
Ожидаемые результаты:
У детей:
знать адрес своего проживания;
знать названия окружающих улиц;
знать путь следования от дома до детского сада;
ориентироваться по карте нашего района;
представить
знания
об
улицах
ближайшего
окружения
с
помощью
созданных продуктов детской деятельности (рисунки, альбомы, поделки,
макет района, карта-схема ближайших улиц).
У родителей:
активизация
участия
совместно
с
детьми
в
исследовательской
-
творческой деятельности;
проявление
позиции
активных
участников
в о с п и т ат е л ь н о -
образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
На
первом
(подготовительном)
этапе
проекта
нами
был
собран
теоретический
материал,
пополнена
развивающая
среда
необходимыми
атрибутами. Разработаны конспекты НОД, подобраны игры, разнообразные
виды деятельности детей, сделана презентация по достопримечательностям
нашего района.
На
втором
этапе
проекта
(проектировочном)
мы
познакомили
родителей
с
темой
проекта,
обсудили
её,
выслушали
их
мнения
о
предстоящей работе. Предложили им принять участие совместно с детьми в
создании
альбома
«Наши
улицы
родные»
и
схематическом
изображении
нашего района (карты).
Третий этап проекта (практический). Расширить элементарные знания
детей о своем районе помогла виртуальная экскурсия «Вот моя улица, вот и
мой дом». Главной целью которой было показать достопримечательности
2
нашего района, обратить внимание на улицы и окружающие здания на них,
рассказать ребятам, что улицы имеют свои названия (многие улицы носят
имена писателей и поэтов, другие названы в честь героев войны и труда).
Родители совместно с детьми подготовили фото своей улицы с небольшим
рассказом о ней, что позволило нам оформить альбом «Наши улицы родные».
Этот вид работы помог узнать прошлое родного района, а главное узнать о
судьбах замечательных людей: Марии Авейде, Пугачева.
Большой вклад внесли родители и в помощи организации выставки книг о
Самаре, которая помогла нам в организации бесед, разучивании стихов. Но
самое главное – совместно была изготовлена план-схема близлежащих улиц
от нашего детского сада.
После накопления определенного багажа знаний, мы начинаем заниматься
продуктивной и игровой деятельностью с детьми: моделированием улиц и
района в целом из конструктора, рисованием своего дома и улицы, лепкой
лебедей (для преумножения красоты нашего парка).
В игровой деятельности продолжаем закреплять знания о наших родных
ул и ц а х
« Ч т о
б ы л о
р а н ь ш е ,
ч т о
п о т о м » ,
п а з л ы - к а р т и н к и
достопримечательностей района, игры на ориентирование по карте, с/р игры
«Почта», «Ателье», «Магазин», «Семья» с сюжетом «Мы идем в парк» и др.
Презентацией
проекта
(4
этап)
стало
развлечение
«Путешествие
мамонтенка Эмму по улицам Самары».
Знания,
полученные
во
время
проекта,
помогли
повысить
значимость
патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у
дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна
тема
изучения
родного
города.
Проект
заинтересовал
детей
и
взрослых,
сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города.
Список литературы
1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
Аркти. М., 2010.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.
3