Автор: Ренсевич Марина Рифмировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ВНОШ Населённый пункт: Калужская область, Тарусский район, с. Волковское Наименование материала: статья Тема: Работа над формированием грамотного письма Раздел: начальное образование
Работа над формированием грамотного письма.
Кого из нас не беспокоит эта тема? Ведь одна из главных задач школы –
формирование навыков грамотного письма.
Я вижу в этом вопросе три основные задачи:
Во - первых, научить слышать звуки, определять их количество, различать
гласные и согласные, ударные и безударные;
Во - вторых, выработка орфографической зоркости, т.е. научить ученика
видеть орфограммы и проверять их;
В
третьих,
научить
детей
самоконтролю,
т.е.
ученик
должен
сам
контролировать себя во время проверки своей работы.
Я расскажу о некоторых приёмах, которыми пользуюсь при выработке
орфографической зоркости.
В первом классе, ещё в период обучения грамоте, использую приём
проговаривания.
Проговариваем
сначала
слоги,
потом
слова,
когда
познакомимся с предложением, проговариваем и его и частично начинаем
комментировать:
Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце
предложения ставится точка. По мере изучения новых правил, увеличивается
и комментирование.
Во втором и третьем и четвёртом классе пользуюсь этим приёмом более
широко.
Во втором классе дети ещё комментируют с моей помощью, а уже в
последующих классах более самостоятельно, если ребёнок не назвал в слове
орфограмму, то, как правило, это замечают другие дети и помогают.
Например, На деревьях пожелтела листва.
Этот приём мне удаётся и считаю, что приносит пользу детям.
С
первого
класса
говорю
детям,
что
в
каждом
слове
есть
какая-то
орфограмма
или
оно
словарное,
с
непроверяемой
орфограммой,
а
если
встречается слово с ещё не изученной орфограммой, то я вам скажу, как его
писать.
Помимо комментирования я использую разные виды диктантов:
Диктант – игра «Кто больше запомнит». Диктую по три слова, например,
Россия,
родина,
столица.
Дети
записывают,
сколько
запомнили.
Называю
следующие
три
слова
и
т.д.
Потом
можно
выполнить
другие
задания,
например, определить склонение.
Этот приём хорош тем, что повышает орфографическую грамотность,
совершенствует память, увеличивает скорость письма.
Выборочный диктант. Диктант с обоснованием. Например, диктую слова с
безударными гласными. Ученики записывают проверочное слово, а затем то,
которое продиктовала я.
Игра «Огоньки». Записываю предложение на доске. Дети находят в словах
орфограммы
и
зажигают
огоньки,
т.е.
прикрепляют
над
орфограммой
красные кружочки, затем записывают в тетрадь.
Письмо по памяти. Этот вид развивает память, мышление, внимание, речь.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Диктую слова
и прошу учеников записать в один столбик слова с безударно А, в другой
столбик с безударной О и т.д.
Большое внимание уделяю работе со словарными словами. Записываем под
диктовку с проговариванием, составляем предложения, творческие работы
(по опорным словам составить рассказ).
Повышению
грамотности
способствует
осознанное
усвоение
грамматических правил. В течении нескольких лет не задаю детям заучивать
правила
по
учебнику.
Это
бессмысленно.
На
короткое
время
дети
его
зазубрят, а потом быстро забудут.
Я стараюсь выводить правило на уроке вместе с детьми. На первом уроке
запомнят,
конечно,
не
все.
Запомнят
на
последующих
уроках.
Для
меня
главное, чтобы они поняли. Для лучшего запоминания дети могут сделать
карточки – шпаргалки.
Вот такие, например,
1 склонение 2 склонение 3 склонение
Ж. р. Муж. р. М. р. Ср. р. Ж. р.
- а - я
- о, - е
Нам всем известно и понятно, что лучше ошибки предупредить, ну а если
они допущены, то над ними надо работать. На этот случай у каждого ученика
имеется памятка для работы над ошибками.