Напоминание

Работа над формированием грамотного письма


Автор: Ренсевич Марина Рифмировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВНОШ
Населённый пункт: Калужская область, Тарусский район, с. Волковское
Наименование материала: статья
Тема: Работа над формированием грамотного письма
Раздел: начальное образование





Назад





Работа над формированием грамотного письма.
Кого из нас не беспокоит эта тема? Ведь одна из главных задач школы – формирование навыков грамотного письма. Я вижу в этом вопросе три основные задачи: Во - первых, научить слышать звуки, определять их количество, различать гласные и согласные, ударные и безударные; Во - вторых, выработка орфографической зоркости, т.е. научить ученика видеть орфограммы и проверять их; В третьих, научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен сам контролировать себя во время проверки своей работы. Я расскажу о некоторых приёмах, которыми пользуюсь при выработке орфографической зоркости. В первом классе, ещё в период обучения грамоте, использую приём проговаривания. Проговариваем сначала слоги, потом слова, когда познакомимся с предложением, проговариваем и его и частично начинаем комментировать: Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка. По мере изучения новых правил, увеличивается и комментирование. Во втором и третьем и четвёртом классе пользуюсь этим приёмом более широко. Во втором классе дети ещё комментируют с моей помощью, а уже в последующих классах более самостоятельно, если ребёнок не назвал в слове орфограмму, то, как правило, это замечают другие дети и помогают. Например, На деревьях пожелтела листва. Этот приём мне удаётся и считаю, что приносит пользу детям. С первого класса говорю детям, что в каждом слове есть какая-то орфограмма или оно словарное, с непроверяемой орфограммой, а если встречается слово с ещё не изученной орфограммой, то я вам скажу, как его писать. Помимо комментирования я использую разные виды диктантов: Диктант – игра «Кто больше запомнит». Диктую по три слова, например, Россия, родина, столица. Дети записывают, сколько запомнили. Называю следующие три слова и т.д. Потом можно выполнить другие задания, например, определить склонение. Этот приём хорош тем, что повышает орфографическую грамотность, совершенствует память, увеличивает скорость письма.
Выборочный диктант. Диктант с обоснованием. Например, диктую слова с безударными гласными. Ученики записывают проверочное слово, а затем то, которое продиктовала я. Игра «Огоньки». Записываю предложение на доске. Дети находят в словах орфограммы и зажигают огоньки, т.е. прикрепляют над орфограммой красные кружочки, затем записывают в тетрадь. Письмо по памяти. Этот вид развивает память, мышление, внимание, речь. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Диктую слова и прошу учеников записать в один столбик слова с безударно А, в другой столбик с безударной О и т.д. Большое внимание уделяю работе со словарными словами. Записываем под диктовку с проговариванием, составляем предложения, творческие работы (по опорным словам составить рассказ). Повышению грамотности способствует осознанное усвоение грамматических правил. В течении нескольких лет не задаю детям заучивать правила по учебнику. Это бессмысленно. На короткое время дети его зазубрят, а потом быстро забудут. Я стараюсь выводить правило на уроке вместе с детьми. На первом уроке запомнят, конечно, не все. Запомнят на последующих уроках. Для меня главное, чтобы они поняли. Для лучшего запоминания дети могут сделать карточки – шпаргалки. Вот такие, например, 1 склонение 2 склонение 3 склонение Ж. р. Муж. р. М. р. Ср. р. Ж. р. - а - я  - о, - е  Нам всем известно и понятно, что лучше ошибки предупредить, ну а если они допущены, то над ними надо работать. На этот случай у каждого ученика имеется памятка для работы над ошибками.


В раздел образования