Автор: Башинская Оксана Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ школа № 655 Приморского района Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Система оценивания в условиях ФГОС" Раздел: полное образование
Как обучать в новых условиях?В современной школе актуальным становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что
ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным
подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на
решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои
мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной
целью, определять своё знание и незнание и др.
Цели современного урока.
Обучающие – чему?
- умению ставить учебные цели, выбирать эффективные способы и средства для их
достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат,
определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и
коррекцию; умению работать с информацией
- умению эффективно действовать в нестандартной ситуации
Воспитывающие – что?
- инициативность и самостоятельность
- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию,
преодолению препятствий
-навыки сотрудничества, толерантность
- систему морально - нравственных ценностей
- гражданскую идентичность, осознание этнической национальной принадлежности
Развивающие – что?
деятельность, мышление, рефлексию.
Новая система оценивания строится на следующих основаниях:
1. Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным
в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом
уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания
выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в
качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как
предметные, так и метапредметные.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и
учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке. То
есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как
при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.
Принципы использования формирующего оценивания:
Центрировано на ученике . В центре формирующего оценивания — ученик. Внимание
учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении
процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают
информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать
учение.
Направляется учителем . Применение формирующего оценивания предполагает
автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку
именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную
информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо
помимо собственного класса.
Особенности формирующего оценивания
Формирующее оценивание – это больше, чем маркировка. В его основе – механизм,
обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы
совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а
также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
Формирующее оценивание – это обратная связь , с помощью которой учитель получает
информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том,
в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная
связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на
каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой
степени они осваивают его по ходу курса.
Зачем мы оцениваем?
Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли
поставленные учебные цели. Затем предстоит измерить, в какой степени они достигнуты.
Важно выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных
целей, то есть согласовать используемые оценочные техники с поставленными учебными
целями.
Варианты методик для организации самооценивания учеников.
Методика «Карта оценки групповой презентации»
Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам
предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию
группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой
отзыв на работу группы.
При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:
«+» – отличная работа (трудно улучшить);
«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).
Методика «Самооценка совместной работы»
Ученикам предлагают не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развёрнутом виде
. Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового
проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой
методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки
решения проблем и планирования своей деятельности.
Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы
других учеников . Предлагаемая форма используется при оценке презентаций проектных и
исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях по
усмотрению учителя.
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье
месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни
школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой
главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский.
"Система оценивания в условиях ФГОС"
Согласно Федеральному Государственному Стандарту общего развития «….. Образованию
отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации перед лицом внешних и
внутренних вызовов , в укреплении социальной солидарности , в повышении уровня доверия
человека к жизни в России .» Так же перед педагогами стоит задача воспитать
«творческого , компетентного гражданина России ,…..осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны….» Каким же образом может повлиять система
оценивания результатов на воспитание компетентной личности ? Достижение высокой цели
воспитания творческой личности я , как педагог , вижу в воспитании у учащихся следующих
качеств: способность к самостоятельным решениям, выработка стойкого жизненного
оптимизма ,готовность к реализации творческого потенциала- и все эти качества, по моему
мнению, напрямую связаны с системой оценивания . Создание комфортных условий – одна
из составных частей успешного взаимодействия педагога и ученика . А комфортно себя
можно чувствовать только при отсутствии неудовлетворительных оценок .Я не призываю
либеральничать при выставлении оценок или не ставить неудовлетворительные оценки
вовсе . Вопрос в том как , придерживаться такой узкой грани – потребовать выполнение
поставленной задачи по максимуму и не свести весть процесс к колонке «двоек» Любой
педагог, заинтересованный в конечном успехе должен тщательно продумывать не только
содержание материала и способы его подачи , степень подготовленности данной группы и
соответственно критерии оценивания . Упомянув комфорт на уроке , я имела ввиду
отсутствие зажатости детей , недопустимость страха перед педагогом . Являясь педагогом
профессионального учебного заведения , я очень часто сталкиваюсь на первых порах в
обучении с отсутствием заинтересованности учащихся в высоких оценках .Учащихся , с
одной стороны не интересует оценка , а с другой стороны они не хотят приложить
маломальские усилия к исправлению ситуации .Вероятнее всего это связано с тем , что они
не верят в собственные силы . С тем , чтобы мотивировать их на более высокие
результаты , я в начале даю несложные задания и при четком и безошибочном выполнении
ставлю достойную оценку. Не могу утверждать , что такая практика дает стопроцентный
успех , но более половины учебного коллектива постепенно втягиваются в процесс
«зарабатывания оценки» . К концу учебного полугодия процент заинтересованных в оценке
студентов достигает 80% , что на мой взгляд неплохо .И если в рамках существующей
программы аудиторной деятельности найти такие несложные задания довольно трудно , то
программа внеаудиторной деятельности позволяет это сделать. Но внеаудиторная
деятельность при оценивании результатов важна не только вариативностью заданий.
Повышенная значимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта
профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно
ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат
соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д.
Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием
формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения
компетенциями. Говоря проще выполнение такого рода занятий не только развивают в
учащихся мыслить самостоятельно , дают чувство большей уверенности ,дают возможность
спрогнозировать оценку .
Все вышеперечисленное требует соответствующей реорганизации учебного процесса в
части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической
документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, новых
технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим
качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их
индивидуальных планах в части, касающейся контрольно- измерительных материалов : их
тщательный подбор и доскональная проработка. Теперь более подробно о разных видах
аудиторной и внеаудиторной деятельности и критериях оценивания их:
Самостоятельная или контрольная грамматическая работа – одна из форм проверки и
оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной
деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе .При
этом виде деятельности критерий оценки довольно простой – количество правильных
ответов . При продуманном ходе урока возможен вариант само оценивания и обмен
работами для взаимопроверки.
Конспектирование - оценивается не только полнота записанной информации , но и общее
оформление ( аккуратность , цветность и т.д.) и умение полноценно работать с источником .
Реферат — это письменный доклад. Цель реферата: раскрыть сущность и особенности
изучаемого теоретического вопроса либо темы. Главной целью написания реферата
является отображение знаний студентов по конкретной теме. А также проверка и
оценивание их практических навыков по проведению самостоятельного анализа и
исследования научной литературы. Выбор темы определяется преподавателям и должен
соответствовать Объем реферата варьируется в пределах 5-10 страниц. Реферат пишется
по конкретной теме, не копирует дословно содержание первоисточника ,а представляет
собой новый текст , созданный в результате систематизации и обобщения материала Тема
реферата должна быть интересной не только самому студенту , но и его слушателям.
Изложение материала основывается на обзоре ряда книг, периодических изданий, интернет
источников. Доступное и грамотное изложение материала является одной из задач
написания реферата. При этом критерий оценки предполагает определенный «люфт» , т.к.
творческую работу достаточно сложно оценивать ( предполагается некий субъективизм),
суммарность при оценивании снижает категоричность обычной пяти бальной шкалы. И
возвращаясь к ранее сказанному , скажу , что данный вид работ должен пробудить
стремление получить хорошую оценку, помочь преодолеть лень и страх . Данный вид работы
включает в себя индивидуальные и групповые отчеты и их оценку Критерий оценки
реферата:
№ критерии баллы Итоговая оценка
1 Соответствие теме 1- 3 6-10 баллов-удовлетворительно
11-16- хорошо 17-19 баллов- отлично
2 Полнота раскрытия 1- 5
3 Связность и упорядоченность 1- 3
4 Языковая грамотность 1- 3
5 Общее оформление 1- 5
Презентация — это видео-доклад. Объем презентации варьируется в пределах 8-10
слайдов. Главной целью презентации является отображение знаний по конкретной теме .
Выбор темы определяется преподавателям и должен соответствовать программе обучения.
Изложение материала в презентации основывается на обзоре ряда интернет источников.
Доступное и грамотное изложение материала является одной из задач создания
презентации, а также проверка и оценивание практических навыков учащихся по
проведению самостоятельного анализа и исследования информации . Презентация, как и
другие студенческие проекты, оформляется в соответствии с разработанными стандартами
либо гостами, и должна состоять из следующих основных разделов: Технологические и
эстетичные требования : шрифт надписей должен быть легко читаемым , размер
варьируется в размере 24-40 ,фотографии должны быть корректны ,дизайн и анимация не
должны быть навязчивым .
Критерий оценки презентации
№ Критерий презентации Баллы Итоговая оценка
1 Раскрытие темы 3-5 20-24 балла –удовлетворительно
25-30 баллов –хорошо
31-35 баллов - отлично
2 Логическая последовательность материала 3-5
3 Корректность и наглядность фотографий и рисунков 2-5
4 Дизайн 3-5
5 Элементы анимации (уместность , умеренность) 1-5
6 Звуковое сопровождение 4-5
7 Удобная демонстрация (гиперссылки и т.п.) 4-5
Отдельно хотелось бы упомянуть о дополнительной возможности оценивания в
профессиональной сфере знаний . Современные системы оценивания в профессиональном
образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением
профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему
оценивания результатов его освоения, прежде всего в рамках профессиональной
компетенции. Меняется и позиции студента, который становится активным участником
процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно-
профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции. Итоговой
аттестацией является дифференцированный зачет ,который включает в себя различные
виды деятельности, а значит предполагает целую систему оценивания :
Виды деятельности Итоговая оценка
чтение оценка перевод оценка говорение оце
нка По среднему баллу за все этапы зачета
3-5 ошибок 3 Значительные неточности 3 Медленно, есть ошибки 3
2-3 ошибки 4 Незначительные неточности 4 Достаточно бегло , есть ошибки 4
0-1 ошибка 5 точно 5 Бегло , ошибок нет 4
Подводя итог , хотелось бы сказать , что при всех сложностях работы в сфере образования ,
преподаватель имеет все возможности благополучно решать сложные учебные задачи , в
том числе разрабатывая различные модульные системы оценки : модуль позволяет не
только дать оценку хода ,но и на основе получаемых промежуточных результатов
установить их соответствия планируемым , что и является одной из основных задач
оценивания - оценить результаты, с тем, чтобы спланировать и скорректировать учебный
процесс и добиться выполнения поставленной задачи. Задача, которую ставит перед нами
современное общество и быстроразвивающийся рынок труда – выпустить компетентного
работника ,современного жителя России –может и должна быть выполнена.