Напоминание

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ- ПУТИ РЕШЕНИЯ


Автор: Прякина Елена Сергеевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ детский сад № 34 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ- ПУТИ РЕШЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ- ПУТИ РЕШЕНИЯ

Педагог: Прякина Елена Сергеевна

МБУ детский сад №34 « Золотая рыбка», г.о. Тольятти
Поступление в детский сад— это стресс в жизни малыша. Особенности детских дошкольных образовательных учреждений: 1. длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность заболеваний; 2. специфические педагогические стандарты в подходах к воспитательному процессу, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него негативные эмоции. Приспособление, адаптация к новым условиям в ряде случаев влечет неблагоприятное влияние на состояние здоровья малыша[2, с.74]. Если заняться подготовкой ребенка к саду заранее , это позволит смягчить весь процесс адаптации. Подготовка ребенка заключается в следующем: 1. Позаботьтесь о здоровье малыша. Для этого проведите углубленный осмотр ребенка с определением уровня его физического и психического развития, а также лабораторные исследования. 2. Лучше если проведена вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение как вашего ребенка, так и других детей инфекционными заболеваниями. Если задержались с вакцинацией направлять ребенка в сад можно не раньше, чем через две-три недели после последней прививки. 3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому. 4. Беседа сотрудников детского сада с родителями малыша. Знакомство с методиками работы детского сада, рекомендации по домашнему воспитанию. Помните, что до 2 лет - лучше ребенка воспитывать дома в кругу мамы и родных людей. Привыкание ребенка к условиям сада, желательно сделать плавным: 1. первая неделя - оставлять в садике можно не более 3 часов до обеда или после сна. 2. если ярко выражена негативная эмоциональная реакция- на 2-3 дня оставить малыша дома. 3. Сотрудникам детского сада желательно придерживаться привычных для малыша стереотипов, о которых можно узнать из беседы с родителями.
4. Хорошо если в саду есть карты адаптации, в которых отмечаются особенности поведения. Если все сделано правильно, адаптация будет легкой и безболезненной и для малыша и для его родителей. Следует помнить, что это первая социальная адаптация человека к условиям жизни в обществе, любая ошибка неблагоприятно отразиться на личности и ее вторичной адаптации. Одна из проблем, которая решается в саду, — проблема приспособления к изменившимся условиям детей. Это сложный психофизиологический процесс. Если преобладают негативные эмоции( страх, тревога..) это вызывает различные психологические защиты (вытеснение, регресс, отрицание и др.). Что бы нивелировать данные негативные особенности существуют параметры, которые необходимо учесть: 1. Особенности поведения в отношении удовлетворения или неудовлетворения базовых потребностей. 2. Уровень психического развития 3. Особенности характера малыша. В процессе социализации личности возраст 2-3 года связан с интимно- личностным общением. Здесь необходимо развивать следующие качества личности: инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации. Воспитателю необходимо отслеживать у новенького ребенка следующие параметры: 1. настроение; 2. сон, засыпание (их длительность и характер); 3. аппетит; 4. навыки опрятности; 5. отрицательные привычки; 6. уверенность в себе; 7. инициативность во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми; 8. самостоятельность в игре; 9. социальные связи со взрослыми; 10. контакты с детьми; 11. адекватное отношение к оценке взрослым; 12. был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница); 13. аффективная привязанность к кому-либо из взрослых [1, с.49]. Поступление в садик - это трансформация сложившихся стереотипов малыша. Таких как: материальные (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми.
Необходимо помнить физиологические особенности данного возраста: малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток. Симптомы нарушения процесса адаптации: - ухудшение его эмоционального состояния и нарушение поведения (нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми) - возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче) - снижаются защитные силы организма, что может способствовать возникновению заболеваний в это период. Профилактика дезадаптации ребенка: 1. Острый период — более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности, отмечаются колебания массы тела, снижаетсяустойчивость к инфекциям. 2. Подострый период (собственно адаптация) — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливаются игра и речевая активность (до 60 дней; выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов). 3. Период компенсации (адаптивность к новым условиям) — все перечисленные показатели нормализуются, то есть достигают исходного уровня. Можно классифицировать адаптацию по степени тяжести: 1. Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении — до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7—10 дней. Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15—20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает. 2. Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше чем через 20—30 дней.
Период угнетения интереса к окружающему — в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается в течение 20—40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений. 3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два—шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.] При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно- психического развития. 4. Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30—40 минут); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен [3, с.15]. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Нередко малыш плачет в течение всего периода бодрствования, либо состояния пассивности или повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания, вскрикивает во сне, легко пугается. Поведение улучшается медленно, эти периоды неустойчивы. Возможны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры. Как правило, такая форма тяжелой адаптации отмечается у детей старше полутора лет при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы). Помните- поступление в детское учреждение Переход к режиму ДОУ труден даже для здоровых малышей. Для уменьшения негативных проявлений организма детей, возникающих в период адаптации их к детскому учреждению, родителям, по
возможности, лучше взять на этот период часть отпуска, чтобы в первые дни приводить малыша домой пораньше. Также следует установить доверительные отношения с воспитателями и другими сотрудниками ДОУ. Литература: 1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2014. 2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 8-е изд., исп. — М.: Академия, 2016. 3. Яковлева Н. В., Кулганов В. А. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад // Муниципальный округ УРИЦК. — 2014. — № 23 (228). С. 15.


В раздел образования