ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ- ПУТИ РЕШЕНИЯ
Автор: Прякина Елена Сергеевна Должность: педагог Учебное заведение: МБУ детский сад № 34 "Золотая рыбка" Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ- ПУТИ РЕШЕНИЯ Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ- ПУТИ РЕШЕНИЯ
Педагог: Прякина Елена Сергеевна
МБУ детский сад №34 « Золотая рыбка», г.о. Тольятти
Поступление в детский сад— это стресс в жизни малыша.
Особенности детских дошкольных образовательных учреждений:
1.
длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее
возможность заболеваний;
2.
специфические педагогические стандарты в подходах к воспитательному процессу,
которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него негативные
эмоции.
Приспособление, адаптация к новым условиям в ряде случаев влечет неблагоприятное
влияние на состояние здоровья малыша[2, с.74].
Если заняться подготовкой ребенка к саду заранее , это позволит смягчить весь процесс
адаптации.
Подготовка ребенка заключается в следующем:
1. Позаботьтесь о здоровье малыша.
Для этого проведите углубленный осмотр ребенка с определением уровня его
физического и психического развития, а также лабораторные исследования.
2. Лучше если проведена вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая
предупредить заражение как вашего ребенка, так и других детей инфекционными
заболеваниями.
Если задержались с вакцинацией направлять ребенка в сад можно не раньше, чем через
две-три недели после последней прививки.
3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.
4. Беседа сотрудников детского сада с родителями малыша.
Знакомство с методиками работы детского сада, рекомендации по домашнему воспитанию.
Помните, что до 2 лет - лучше ребенка воспитывать дома в кругу мамы и родных людей.
Привыкание ребенка к условиям сада, желательно сделать плавным:
1.
первая неделя - оставлять в садике можно не более 3 часов до обеда или после сна.
2.
если ярко выражена негативная эмоциональная реакция- на 2-3 дня оставить
малыша дома.
3.
Сотрудникам детского сада желательно придерживаться привычных для малыша
стереотипов, о которых можно узнать из беседы с родителями.
4.
Хорошо если в саду есть карты адаптации, в которых отмечаются особенности
поведения.
Если все сделано правильно, адаптация будет легкой и безболезненной и для
малыша и для его родителей.
Следует помнить, что это первая социальная адаптация человека к условиям жизни в
обществе, любая ошибка неблагоприятно отразиться на личности и ее вторичной
адаптации.
Одна из проблем, которая решается в саду, — проблема приспособления к изменившимся
условиям детей. Это сложный психофизиологический процесс. Если преобладают
негативные эмоции( страх, тревога..) это вызывает различные психологические защиты
(вытеснение, регресс, отрицание и др.).
Что бы нивелировать данные негативные особенности существуют параметры, которые
необходимо учесть:
1. Особенности поведения в отношении удовлетворения или неудовлетворения базовых
потребностей.
2. Уровень психического развития
3. Особенности характера малыша.
В процессе социализации личности возраст 2-3 года связан с интимно- личностным
общением. Здесь необходимо развивать следующие качества личности: инициативность,
самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его
организации.
Воспитателю необходимо отслеживать у новенького ребенка следующие параметры:
1.
настроение;
2.
сон, засыпание (их длительность и характер);
3.
аппетит;
4.
навыки опрятности;
5.
отрицательные привычки;
6.
уверенность в себе;
7.
инициативность во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми;
8.
самостоятельность в игре;
9.
социальные связи со взрослыми;
10. контакты с детьми;
11. адекватное отношение к оценке взрослым;
12. был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница);
13. аффективная привязанность к кому-либо из взрослых [1, с.49].
Поступление в садик - это трансформация сложившихся стереотипов малыша.
Таких как: материальные (интерьер группы), приемы обращения и воспитания,
происходит встреча с новыми взрослыми и детьми.
Необходимо помнить физиологические особенности данного возраста: малая подвижность
нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток.
Симптомы нарушения процесса адаптации:
-
ухудшение его эмоционального состояния и нарушение поведения (нарушается сон,
аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми)
-
возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и
биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и
норадреналина в моче)
-
снижаются защитные силы организма, что может способствовать возникновению
заболеваний в это период.
Профилактика дезадаптации ребенка:
1.
Острый период — более или менее ярко выраженное рассогласование между
привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной
микросреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения,
взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего
физического состояния, в частности, отмечаются колебания массы тела,
снижаетсяустойчивость к инфекциям.
2.
Подострый период (собственно адаптация) — ребенок активно осваивает новую
среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно
уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется
аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального
состояния; медленнее всего восстанавливаются игра и речевая активность (до 60
дней; выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность
адаптационных процессов).
3.
Период компенсации (адаптивность к новым условиям) — все перечисленные
показатели нормализуются, то есть достигают исходного уровня.
Можно классифицировать адаптацию по степени тяжести:
1.
Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении — до 20 дней.
Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем
съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление
сна происходит в течение 7—10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми
нормализуются через 15—20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти
не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены
минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в
период адаптации не
возникает.
2.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и
аппетит нормализуются не раньше чем через 20—30 дней.
Период угнетения интереса к окружающему — в среднем 20 дней; речевая активность не
восстанавливается в течение 20—40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в
течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее
восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении.
Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены
отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает
при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и
текущей без осложнений.
3.
Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два—шесть
месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах,
каждый из которых имеет свои ведущие признаки.]
При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после
поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе.
Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так
как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое
состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-
психического развития.
4.
Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации, проявляющийся
длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим
состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его
восстановление начинается не раньше чем через 3 недели. В отдельных случаях
может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении.
Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30—40 минут); сон чуткий,
укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес
к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к
уединению или агрессивен [3, с.15].
Эмоциональное состояние длительно нарушено. Нередко малыш плачет в течение всего
периода бодрствования, либо состояния пассивности или повышенной раздражительности
волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное. Резко
снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует
повышенного внимания, вскрикивает во сне, легко пугается.
Поведение улучшается медленно, эти периоды неустойчивы. Возможны возвраты к
плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется.
Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры.
Как правило, такая форма тяжелой адаптации отмечается у детей старше полутора лет при
сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее
неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в
функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы).
Помните- поступление в детское учреждение Переход к режиму ДОУ труден даже для
здоровых малышей. Для уменьшения негативных проявлений организма детей,
возникающих в период адаптации их к детскому учреждению, родителям, по
возможности, лучше взять на этот период часть отпуска, чтобы в первые дни приводить
малыша домой пораньше. Также следует установить доверительные отношения с
воспитателями и другими сотрудниками ДОУ.
Литература:
1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2014.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. проф. учеб.
заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 8-е изд., исп. — М.: Академия, 2016.
3. Яковлева Н. В., Кулганов В. А. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад //
Муниципальный округ УРИЦК. — 2014. — № 23 (228). С. 15.