Автор: Белова Ольга Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Медвежьегорская СОШ № 1" Населённый пункт: город Медвежьегорск, Республика Карелия Наименование материала: статья Тема: Развитие логического мышления младших школьников Раздел: начальное образование
Развитие логического мышления младших школьников
Образовательный
стандарт
нового
поколения
ставит
перед
начальным
образованием новые цели. Радикальные изменения, происходящие в сфере образования,
вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения,
умеющих логически мыслить. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не
только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений.
Во-первых, у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные
действия,
составляющие
умение
учиться:
навык
решения
творческих
задач
и
навык
поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых,
речь
идёт
о
формировании
у
детей
мотивации
к
обучению,
саморазвитию, самопознанию. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами
логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому
одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие
самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения,
приводить
доказательства,
высказывания,
логически
связанные
между
собой,
делать
выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать
знания.
Основной
из
задач
школы
является
подготовка
думающего,
чувствующего,
интеллектуально развитого человека. Интеллект
определяется не суммой накопленных
знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Развитие логического мышления младших школьников — одно из важнейших
направлений
обучения
учащихся.
На
важность
этого
процесса
указывают
учебные
программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше
всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы для этого будут
наиболее
эффективными.
Вследствие
этого
логическое
обучение
принимает
форму
стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом развития логического
мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и
системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических
качеств.
Этот
период
характеризуется
значительными
резервами
развития
ребенка.
С
поступлением
в
школу
под
влиянием
обучения
начинается
перестройка
всех
его
познавательных процессов. Именно в этот период наглядно-образное мышление, имевшее
ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное .
Развитие
логического
мышления
происходит
в
несколько
этапов,
первые
два
приходятся на возраст учащихся начальной школы. Возможности формирования приемов
мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом
направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал
детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал
росту
познавательных
сил
и
способностей
школьников.
Учителя
начальной
школы
зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не
требующие
мышления.
В
этих
условиях
недостаточно
развиваются
такие
качества
мышления как глубина, критичность, гибкость.
Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших
школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.
Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель
помог
каждому
ученику раскрыть
свои
способности.
Это
реально
в
том
случае,
когда учитель учитывает индивидуальностькаждого. Кроме этого, раскрытию потенциала
младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда.
Выделю педагогические
условия,
способствующие
формированию
логического
мышления ученика:
1.
Задания
на
уроках,
которые
побуждают
детей
размышлять. Их
необходимо
использовать на всех уроках, а не только во время уроков математики, как это чаще
всего и бывает.
2.
Общение с учителем и сверстниками — в урочное и внеурочное время. Размышляя
над
ответом,
путями
решения
задачи,
ученики
предлагают
разные
варианты
решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего
ответа.
Таким
образом,
младшие
школьники
учатся
рассуждать,
сопоставлять
разнообразные суждения, делать умозаключения.
3.
Учебный процесс должен быть наполнен элементами, где ученик:
может сравнивать понятия (предметы, явления);
понимать различия между общими признаками и отличительными;
выделять
существенные
и
несущественные
признаки,
отбрасывая
несущественные детали;
анализировать, сравнивать и обобщать.
Начиная с 1 класса,
необходимо вводить специальные задания и задачи,
направленные
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей
детей;
использовать
дополнительные
задания
развивающего
характера,
задания
логического
характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы
дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве
исходных.
Успешная
реализация
этой
задачи
во
многом
зависит
от
формирования
у
учащихся познавательных интересов.
Проблема
развития
познавательного
интереса
ребенка
решается
средствами
занимательности
в
обучении.
Однако
следует
больше
использовать
так
называемую
«внутреннюю» занимательность, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и
врожденную любознательность
детей. «Внутренняя» занимательность – это появление
необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение
новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд).
Помочь
сделать
этот
период
продуктивным
и
результативным
могут
всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:
формирование умения самостоятельно мыслить, умения делать выводы;
эффективное использование полученных знаний в мыслительных операциях;
поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, классификацию
по определённым признакам, обобщение;
использование имеющихся знаний в различных ситуациях.
Одним
из
основных
направлений
развития
логического
мышления
является
использование в образовательной деятельности разнообразных нестандартных заданий,
упражнений, игр на развитие мыслительных операций. Полезно применять их как на
уроках, так и при домашних занятиях с детьми. Сегодня разработано большое количество
полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр развивающего
характера. Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также
ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.
В методической литературе за развивающими задачами закрепились специальные
названия: задачи на сообразительность, « задачи с изюминкой», задачи на смекалку и др.
Во всём многообразии
хочу выделить в особый класс такие задачи, которые
называют задачами – ловушками, «обманными» задачами, провоцирующими задачами. В
условиях
таких
задач
содержатся
различного
рода
упоминания,
указания,
намеки,
подсказки, подталкивание к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.
Высоким
развивающим
потенциалом
обладают
провоцирующие
задачи.
Они
способствуют
воспитанию
одного
из
важнейших
качеств
мышления
–
критичности,
приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают
интерес к обучению.
I тип. Задачи, навязывающие в явной форме один вполне определённый ответ:
А) Какое из чисел 333, 666, 555, 999 не делится на 3? (Все числа кратны трем.)
Дети выбирают число 555, рассуждая следующим образом: 111
*
3=333, 222
*
3=666,
333*3=999.
Б) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм чугуна? (Масса равная.)
Учащиеся выбирают килограмм чугуна, ориентируясь на то, что чугун тяжелее
ваты.
II тип. Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить
какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это
действие вовсе не требуется:
А) Пять яиц варились 5 минут. Сколько минут варилось каждое яйцо? (Каждое
яйцо варилось 5 минут.)
Дети выбирают действие 5:5=1 (мин).
Б)
Ярким
примером
задания
этой
группы
можно
считать
задачу
в
стихах
К.И.Чуковского:
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
"Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"
Учащиеся начинают считать, путаются, а ответ прост:
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему —
В Кострому.
III
тип.Задачи,
условия
которых
допускают
возможность
«опровержения»
семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением:
Можно ли из шести спичек сложить 4 равных треугольника?
После нескольких попыток, дети дают отрицательный ответ. Правильный ответ
демонстрируется в виде трехмерной модели пирамиды.
Опыт показал, нестандартные задачи весьма полезны для внеклассных занятий в
качестве
олимпиадных
заданий,
так
как
при
этом
открываются
возможности
по-
настоящему
дифференцировать
результаты
каждого
ученика.
Такие
задачи
могут
с
успехом использоваться и в качестве дополнительных индивидуальных заданий для тех
учеников,
которые
легко
и
быстро
справляются
с
основными
заданиями
во
время
самостоятельной работы на уроке, или для желающих в качестве домашних заданий.
Разнообразие логических задач очень велико. Способов решения тоже немало. Но
наибольшее распространение получили следующие способы решения логических задач:
Задачи, решаемые составлением таблицы.
При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты
рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц:
Катя, Вера и Рита нарисовали 3 цветка: василёк, ромашку, гвоздику. Какой цветок
нарисовала каждая девочка, если Рита не рисовала василёк, Вера не рисовала ромашку и
василёк?
Катя
Вера
Рита
Василек
+
-
-
Ромашка
-
-
+
Гвоздика
-
+
-
Решение нестандартных логических задач с помощью рассуждений.
Этим способом решают несложные логические задачи:
Три школьника, Миша, Коля и Сергей, остававшиеся в классе на перемене, были
вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос
директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее:
Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже...»
Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!»
Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша».
Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, второй в одной части
заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная
это, директор смог узнать истину. Кто разбил окно в классе?
Предположим, что обе части высказывания Миши правдивы, тогда получаются
правдивыми
обе
части
высказывания
Коли.
Это
противоречит
условию
задачи.
Предположим, что всю правду сказал Сережа, тогда получается, что высказывание Миши
правдиво
наполовину,
а
высказывание
Коли
искажено
полностью.
Это
соответствует
условию задачи.
Правильный ответ: окно разбил Миша.
Решение
нестандартных
задач
формирует
у
учащихся
умение
высказывать
предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с
целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать
выводы из посылок, строить умозаключения.
Выполняя
творческие
задания,
учащиеся
анализируют
условия,
выделяют
существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи
между ними. В результате систематической работы по развитию логического мышления
учебная деятельность учеников активизируется, качество их знаний заметно повышается.
Правильно мыслить – означает уметь анализировать, находить в изучаемом самое
главное, уметь сравнивать предметы, чтобы понять их суть, уметь доказывать, отстаивать
свою
точку
зрения.
Главной
задачей
учителя
является
научить
ученика
учиться
для
самостоятельного
добывания
знаний
необходимых
ему,
развивать
функциональную
грамотность в целом.