Напоминание

Взаимодействие школы и семьи - важный ресурс физического воспитания школьников.


Автор: Никишин Евгений Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Иванова"
Населённый пункт: пос.Мятлево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие школы и семьи - важный ресурс физического воспитания школьников.
Раздел: среднее образование





Назад





Учебно – методическая разработка

Тема «Взаимодействие школы и родителей – важный ресурс физического

воспитания школьников»
Автор
:

Евгений Алексеевич Никишин
учитель физической культуры МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им.А.Ф.Иванова»


2016

Содержание Введение……………………………………………………...…………..………..3 Роль учителя в работе с семьей………………………...……………………... 4 Формы работы с родителями обучающихся…………………………………….5 Индивидуальная работа с родителями…………………………………………7 Заключение…………………………………………………………….…………..8 Библиографический список……………………………………….………..…...10 Краткая аннотация:
Цель

представленной

работы


выявление наиболее продуктивных форм и методов взаимодействия учителя физической культуры, руководителя спортивной секции с родителями обучающихся и рассмотрение проблемы поиска новых методов и форм педагогической деятельности по активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей. 2

Введение
Важной задачей учителя физической культуры (руководителя спортивной секции) в решении проблемы повышения роли и значения физического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является организация работы по взаимодействию педагога с родителями. Цель этой работы – формирование личности с высокими нравственными идеалами, физически здорового человека, достойного гражданина страны. Формы и методы работы по взаимодействию с родителями разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, информирование родителей педагогом - психологом, ознакомление родителей с теоретической основой спортивной подготовки. Однако учитель должен учитывать, что успех работы зависит не только от применяемых форм и методов. Совместная деятельность учителей и родителей только тогда будет продуктивной, когда семья и школа действительно будут строить взаимоотношения на основе доверия и общей заинтересованности. Необходимо владеть методами психолого- педагогической диагностики, чтобы изучать процесс формирования личности ребенка, понимать его трудности и проблемы, внося соответствующие коррективы в воспитательно - образовательный процесс. Отношения, как с детьми, так и с родителями важно строить на принципах уважения и равноправия. Нельзя принимать отстаивание учеником своей позиции, выражение собственной точки зрения за непослушание и неуважение. Очень важно, чтобы взрослые и педагоги, и родители умели видеть в каждом ребенке индивидуальность, верили в его потенциальные способности. Только во взаимодействии всех участников образовательных отношений можно избежать конфликтных ситуаций, которые особенно часто случаются с подростками так называемого «переходного» возраста. Порой именно из-за невнимания взрослых, отсутствия понять проблемы ребенка, увлечь его спортом, появляются «трудные» подростки. И, говоря об установлении взаимодействия между педагогом и родителями, следует иметь в виду, что часто роль наставника, друга, советчика для того или иного ребенка могут стать даже не собственные родители, а неравнодушные люди из лица родительской общественности, совета отцов. Поэтому вопросы воспитания достойных граждан, развитие индивидуальных способностей, принятие нравственных ценностей подрастающим поколением – важная задача совместной деятельности семьи, школы, родительской общественности.
Роль учителя физической культуры в работе с семьей
3
В создании союза родителей и школы важнейшая роль принадлежит учителю. Не секрет, что большинство родителей считают, что воспитание и обучение-это дело исключительно школы и учителей. Поэтому примеров действительно взаимного сотрудничества семьи и школы по вопросам физической культуры можно привести не так много. Поэтому проблема организации и установления сотрудничества с родителями обучающихся очень актуальна и требует повышенного внимания со стороны, прежде всего, самого учителя к целенаправленному поиску точек соприкосновения в целях улучшения качества воспитательно-образовательного процесса. Для обмена информации о состоянии физической подготовки ребенка, его успехах и неудачах, достижениях и проблемах учитель может и должен информировать родителей. В свою очередь, от родителей учитель может узнать о внешкольной жизни учеников, особенностях того или иного ребенка, увлечениях, страхах и проблемах, с которыми он, возможно, делится только с родителями. Систематическое взаимодействие учителя и родителей не только позволяет лучше узнать своих учеников, но и создать доброжелательную атмосферу общения. Это ещё и возможность избежать конфликтов, которые, как известно, примета сегодняшнего времени. Необходимость взаимодействия родителей с педагогом обусловлена следующими причинами: - большинство родителей не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с ребенком; - родителям довольно часто трудно увидеть врожденные способности ребенка, оценить и понять его возможности. При этом учителю, который занимается физическим воспитанием и тренирует ребенка в какой- либо спортивной секции, взаимодействие с семьей позволит лучше узнать ребенка, а также определить совместные действия по воспитанию и образованию ребенка для достижения результатов. Можно выделить следующие направления взаимодействия с родителями с целью оптимизации физкультурно - подготовки: 1.Знакомство и обсуждение с родителями специфики предмета физическая культура, обоснование требований к спортивной форме и т.д.. 2. Ознакомление родителей со способами повышения мотивации для занятий физкультурой и спортом; мотивации достижения спортивных и личностных достижений; донесение важности создания благоприятного психолого-педагогического климата; разработка и организация режима дня; соблюдение принципов правильного питания 3. Обучение родителей практическим навыкам проведения и контроля за выполнением домашних заданий по физической культуре, утренней зарядки; 4
развития нравственных качеств личности; овладения детьми универсальными учебными действиями Таким образом, организация взаимодействия с родителями предусматривает как теоретическое просвещение, так и практическую часть.
Формы работы с родителями обучающихся
Планируя деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями важно учитывать следующие аспекты: -вместе со школой родители должны видеть и понимать изменения, происходящие с детьми -для эффективного воздействия на ребенка в процессе социализации- учителю важно организовать поиск совместных психолого - педагогических мер реагирования; -повышение уровня культуры взаимодействия ребенка и родителей, ученика и учителя, родителей и педагогов; обогащение опыта общения положительными эмоциональными впечатлениями В системе общего образования к активному использованию можно рекомендовать следующие формы работы с семьей:


Консультативно-аналитические:
анкетирование, психолого- педагогическая диагностика; встречи со специалистами, выработка индивидуальных рекомендаций; участие в интернет – тестировании.
Традиционные:
тематические классные часы, родительские собрания, семейные спортивные праздники (Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой папа-самый лучший!» и др.),
Информационно - просветительские:
освещение проблем воспитания и обучения детей в школьной прессе, районной общественно – политической газете, на сайте школы. Оформление стендов, распространение информационных буклетов и альбомов. Большое значение отводится выступлениям учителей физической культуры и других специалистов на родительских собраниях. Очень важно использовать индивидуальные встречи и беседы с родителями с целью акцентирования внимания на проблемных вопросах.
Государственно-общественные
: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, родительских комитетов. Участие этих структур в пропаганде физического воспитания и привития навыков здорового образа жизни. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:
- Коммуникационные:
- собрания, диспуты, форумы различной тематики, призванные объединить усилия школы и родителей в плане совершенствования физического и нравственного воспитания подрастающего поколения; участие 5
администрации школы; привлечение специалистов (педагога-психолога, врачей общей практики и узкой специализации)
Познавательно-развивающие:
- дни открытых дверей в спортивном зале и школьном стадионе; - спортивно - тематические мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни; семейные праздники, где соревнуются дети и родители т.д. (Помощь родителей используется также в подготовке и оформлении; они могут быть членами судейских коллегий и конкурсных жюри) - участие в олимпиадах по физической культуре, в том числе и онлайн– олимпиадах; - участие в интернет - конкурсах; -участие в интерактивных опросах и анкетировании;
Практико-ориентированные:
оформление спортивных залов, подготовка катка, заливка льда, установка снарядов на универсальной спортивной площадке и др.. - материально-финансовая помощь (участие в сборке спортивного оборудования, благотворительная помощь и т.д.)


Досуговые
: совместная деятельность семьи и школы по организации и проведению мероприятий физкультурно – оздоровительной направленности (Дни здоровья, спортивные соревнования, праздники, легкоатлетические забеги, посвященные историческим датам и т.д.); экскурсионно – туристическая деятельность (день туриста, пешие и велосипедные походы, туристические слеты, выездные мероприятия и др.)


Индивидуальная работа

с родителями
Индивидуальная работа с родителями имеет свои особенности. Условно их можно отнести к опосредованному и к непо средственному взаимодействию школы и родителей . Образовательная организация издает для родителей различные информационные буклеты, памятки просветительско-познавательного плана. Родители могут ознакомиться со спортивной деятельности, успехами и достижениями своих детей на сайте школы. Также на сайте можно сделать страничку для родителей, где можно размещать как информацию познавательно-просветительского характера, так и другие материалы, регламентирующие деятельность школы: нормативно – правовые документы по вопросам развития физической культуры и спорта; расписание занятий спортивных секций; календарь спортивных соревнований; объявления о проведении совместных акций и семейных праздниках; рекомендации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важно использовать возможности сайта для пропаганды комплекса ГТО. 6
Как бы не были эффективны виртуальные формы работы, ничто не заменит непосредственное общение. Это личные беседы, даже телефонные «пятиминутки». Можно практиковать наряду с индивидуальными и групповые встречи. Учителю очень важно в беседах, в неформальном общении поддерживать уверенность в возможностях детей, всегда настраивать на положительный результат; давать квалифицированные советы. От позитивного общения учителей и родителей пользу получат, прежде всего, дети. Школьники и родители должны быть уверены в том, что учитель не только окажет действенную помощь, но и проявит педагогический такт и уважение. Результатом непосредственного взаимодействия должно стать создание благоприятного психологического климата в отношениях всех участников образовательных отношений. Это, в конечном счете, непременно улучшит атмосферу в семьях обучающихся, повысит мотивацию, осознанное отношение, как к урокам физической культуры, так и к дополнительным занятиям в спортивных секциях. Значение позитивного взаимоотношения заключается ещё и в том, что общими усилиями школы и семьи мы должны не только уберечь детей от пагубных привычек, но и привить им потребность в здоровом образе жизни. Очень важным аспектами взаимодействия с родителями является подключение в этой проблеме школьного психолога. Он поможет провести психолого-педагогическую диагностику (анкетирование родителей и обучающихся с целью изучения личностных характеристик; уровня мотивации к занятиям физкультурой и спортом и т.д.; тестирование детей ( отношение к урокам физкультуры и дополнительным занятиям, отношение к спорту в семье, и т.д.). Очень важна роль школьного педагога-психолога и в психолого-педагогическом просвещении р од ит е ле й ( р о д и т е л ь с к и й университет «Готовим к школе….родителей»), в о р га н и за ц и и индивидуальных и семейных консультаций.. Об эффективности взаимодействия учителя физической культуры и семьи можно судить по следующим критериям: -Степень вовлеченности родителей в проведение совместных мероприятий; -Процент посещаемости родительских собраний; -Наличие положительных отзывов со стороны родителей и детей; -Уровень состояния здоровья детей; -Успешность участия школьников в спортивных соревнованиях; -Процент вовлечения учащихся в сдачу норм комплекса ГТО; Очень важно учителю физической культуры, выстраивая систему взаимодействия с родителями обучающихся, предусматривать решение следующих задач: 7
1. Способствовать тому, чтобы соблюдался режим дня, тем самым развивая в детях навыки самоорганизации; 2. Своевременно выявлять проблемы и трудности, имеющиеся у школьников и постоянно совместно с родителями намечать пути устранения возникающих ситуаций. 3. Систематически анализировать успехи и достижения обучающихся и информировать об этом родителей (приглашение родителей на торжественное награждение, благодарственные письма и т.д.) Социологические опросы (учителей, учащихся, родителей) также помогут увидеть реальную картину и проследить эффективность целенаправленной работы по организации взаимодействия семьи и школы.
Заключение
В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя физической культуры лежит забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Взаимодействие детей, родителей и педагогов может быть успешным при условии, если: - все участники образовательного процесса (это и дети, и родители, и учитель, руководитель спортивной секции) с желанием и интересом участвуют в совместной работе, а также нацелены действовать сообща, осознают важность и необходимость взаимодействия; - для участников предоставляется возможность добровольного выбора видов, способов, форм общения и взаимодействия; - практикуется обсуждение планируемых мероприятий, анализируются итоги деятельности; - действия, стиль учителя и тренера создают благоприятные психолого- педагогические условия для развития способностей обучающихся и повышению мотивации для занятий спортом не только детей, но и их родителей. Организации общего и дополнительного образования призваны оказывать помощь семье в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни, и основная главная роль отводится, конечно же, учителю физической культуры. По этому эффективно сть во спит ательной работы зависит о т взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Очень важно, предъявляя требования к ребенку, соблюдать единство, при этом предоставлять школьнику право свободного выбора.

Главным в сотрудничестве школы и семьи является то, что все стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Это позволит родителям и педагогам объединить свои 8
усилия в создании условий для формирования у ребенка качеств и свойств, необходимых для саморазвития и самоопределения, а также для преодоления трудностей и достижения успехов. И тогда мы сможем сделать из родителей настоящих помощников и союзников , изменив их отношение к физической культуре, внеурочной деятельности и дополнительному образованию. Ведь, в конечном итоге, здоровье детей – это наша общая задача. 9

Список используемых источников.
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2011 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2011 3. Кузнецова Л.П. Ребенок в спорте высших достижений //Воспитание школьников, № 10-12. - М.: Школа-Пресс, 2007. - С. 17-22. 4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. - М.: Школа-Пресс, 2008. 5. Немов Р.С. Психология. М., 2009 6. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. 7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2010. 8. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2012 10


В раздел образования