Взаимодействие школы и семьи - важный ресурс физического воспитания школьников.
Автор: Никишин Евгений Алексеевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ "Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Иванова" Населённый пункт: пос.Мятлево Наименование материала: методическая разработка Тема: Взаимодействие школы и семьи - важный ресурс физического воспитания школьников. Раздел: среднее образование
Тема «Взаимодействие школы и родителей – важный ресурс физического
воспитания школьников»
Автор :
Евгений Алексеевич Никишин
учитель физической культуры
МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная
школа им.А.Ф.Иванова»
2016
Содержание
Введение……………………………………………………...…………..………..3
Роль учителя в работе с семьей………………………...……………………... 4
Формы работы с родителями обучающихся…………………………………….5
Индивидуальная работа с родителями…………………………………………7
Заключение…………………………………………………………….…………..8
Библиографический список……………………………………….………..…...10
Краткая аннотация:
Цель
представленной
работы
– выявление
наиболее
продуктивных
форм
и
методов
взаимодействия
учителя
физической
культуры,
руководителя
спортивной
секции
с
родителями
обучающихся
и
рассмотрение
проблемы поиска новых методов и форм педагогической
деятельности по активному вовлечению родителей в процесс воспитания
детей.
2
Введение
Важной
задачей
учителя
физической
культуры
(руководителя
спортивной
секции)
в
решении
проблемы
повышения
роли
и
значения
физического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является
организация работы по взаимодействию педагога с родителями. Цель этой
работы – формирование личности с высокими нравственными идеалами,
физически здорового человека, достойного гражданина страны.
Формы
и
методы
работы
по
взаимодействию
с
родителями
разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные
консультации,
информирование
родителей
педагогом
-
психологом,
ознакомление родителей с теоретической основой спортивной подготовки.
Однако учитель должен учитывать, что успех работы зависит не только
от
применяемых
форм
и
методов.
Совместная
деятельность
учителей
и
родителей
только
тогда
будет
продуктивной,
когда
семья
и
школа
действительно будут строить взаимоотношения на основе доверия и общей
заинтересованности.
Необходимо
владеть
методами
психолого-
педагогической диагностики, чтобы изучать процесс формирования личности
ребенка,
понимать
его
трудности
и
проблемы,
внося
соответствующие
коррективы в воспитательно - образовательный процесс. Отношения, как с
детьми, так и
с родителями
важно строить на принципах уважения и
равноправия.
Нельзя
принимать
отстаивание
учеником
своей
позиции,
выражение собственной точки зрения за непослушание и неуважение. Очень
важно,
чтобы
взрослые
и
педагоги,
и
родители
умели
видеть
в
каждом
ребенке индивидуальность, верили в его потенциальные способности. Только
во
взаимодействии
всех
участников
образовательных
отношений
можно
избежать
конфликтных
ситуаций,
которые
особенно
часто
случаются
с
подростками так называемого «переходного» возраста. Порой именно из-за
невнимания
взрослых,
отсутствия
понять
проблемы
ребенка,
увлечь
его
спортом,
появляются
«трудные»
подростки.
И,
говоря
об
установлении
взаимодействия между педагогом и родителями, следует иметь в виду, что
часто роль наставника, друга, советчика для того или иного ребенка могут
стать
даже
не
собственные
родители,
а
неравнодушные
люди
из
лица
родительской общественности, совета отцов. Поэтому вопросы воспитания
достойных
граждан,
развитие
индивидуальных
способностей,
принятие
нравственных
ценностей
подрастающим
поколением
–
важная
задача
совместной деятельности семьи, школы, родительской общественности.
Роль учителя физической культуры в работе с семьей
3
В создании союза родителей и школы важнейшая роль принадлежит
учителю. Не секрет, что большинство родителей считают, что воспитание и
обучение-это дело исключительно школы и учителей. Поэтому примеров
действительно
взаимного
сотрудничества
семьи
и
школы
по
вопросам
физической
культуры
можно
привести
не
так
много.
Поэтому
проблема
организации
и
установления
сотрудничества
с
родителями
обучающихся
очень актуальна и требует повышенного внимания со стороны, прежде всего,
самого учителя к целенаправленному поиску точек соприкосновения в целях
улучшения качества воспитательно-образовательного процесса.
Для обмена информации о состоянии физической подготовки ребенка,
его успехах и неудачах, достижениях и проблемах учитель может и должен
информировать родителей. В свою очередь, от родителей учитель может
узнать о внешкольной жизни учеников, особенностях того или иного ребенка,
увлечениях, страхах и проблемах, с которыми он, возможно, делится только с
родителями. Систематическое взаимодействие учителя и родителей не только
позволяет лучше узнать своих учеников, но и создать доброжелательную
атмосферу общения. Это ещё и возможность избежать конфликтов, которые,
как известно, примета сегодняшнего времени.
Необходимость
взаимодействия
родителей
с
педагогом
обусловлена
следующими причинами:
-
большинство
родителей
не
имеют
специальных
знаний
в
области
воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с ребенком;
- родителям довольно часто трудно увидеть врожденные способности
ребенка, оценить и понять его возможности.
При
этом
учителю,
который
занимается
физическим
воспитанием
и
тренирует
ребенка
в
какой-
либо
спортивной
секции,
взаимодействие
с
семьей
позволит
лучше
узнать
ребенка,
а
также
определить
совместные
действия по воспитанию и образованию ребенка для достижения результатов.
Можно выделить следующие направления взаимодействия с родителями
с целью оптимизации физкультурно - подготовки:
1.Знакомство
и
обсуждение
с
родителями
специфики
предмета
физическая культура, обоснование требований к спортивной форме и т.д..
2. Ознакомление родителей со способами повышения мотивации для
занятий
физкультурой
и
спортом;
мотивации
достижения
спортивных
и
личностных достижений; донесение
важности создания благоприятного
психолого-педагогического климата; разработка и организация режима дня;
соблюдение принципов правильного питания
3. Обучение родителей практическим навыкам проведения и контроля за
выполнением домашних заданий по физической культуре, утренней зарядки;
4
развития нравственных качеств личности; овладения детьми универсальными
учебными действиями
Таким
образом,
организация
взаимодействия
с
родителями
предусматривает как теоретическое просвещение, так и практическую часть.
Формы работы с родителями обучающихся
Планируя
деятельность педагогического коллектива по организации
работы с родителями важно учитывать следующие аспекты:
-вместе
со
школой
родители
должны
видеть
и
понимать
изменения,
происходящие с детьми
-для
эффективного
воздействия
на
ребенка
в
процессе
социализации-
учителю важно организовать поиск совместных психолого - педагогических
мер реагирования;
-повышение уровня культуры взаимодействия ребенка и родителей, ученика
и
учителя,
родителей
и
педагогов;
обогащение
опыта
общения
положительными эмоциональными впечатлениями
В
системе
общего
образования
к
активному
использованию
можно
рекомендовать следующие формы работы с семьей:
Консультативно-аналитические: анкетирование,
психолого-
педагогическая
диагностика;
встречи
со
специалистами,
выработка
индивидуальных рекомендаций; участие в интернет – тестировании.
Традиционные: тематические классные часы, родительские собрания,
семейные спортивные праздники (Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой
папа-самый лучший!» и др.),
Информационно - просветительские: освещение проблем воспитания и
обучения детей в школьной прессе, районной общественно – политической
газете,
на
сайте
школы.
Оформление
стендов,
распространение
информационных
буклетов
и
альбомов.
Большое
значение
отводится
выступлениям
учителей
физической
культуры
и
других
специалистов
на
родительских собраниях. Очень важно использовать индивидуальные встречи
и беседы с родителями с целью акцентирования внимания на проблемных
вопросах.
Государственно-общественные :
создание
попечительских
советов,
советов школ, советов отцов, родительских комитетов. Участие этих структур
в пропаганде физического воспитания и привития навыков здорового образа
жизни.
Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:
- Коммуникационные:
- собрания, диспуты, форумы различной тематики, призванные объединить
усилия
школы
и
родителей
в
плане
совершенствования
физического
и
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения;
участие
5
администрации
школы;
привлечение
специалистов
(педагога-психолога,
врачей общей практики и узкой специализации)
Познавательно-развивающие:
- дни открытых дверей в спортивном зале и школьном стадионе;
-
спортивно
-
тематические
мероприятия,
направленные
на
пропаганду
здорового образа жизни; семейные
праздники, где
соревнуются дети и
родители
т.д.
(Помощь
родителей
используется
также
в
подготовке
и
оформлении; они могут быть членами судейских коллегий и конкурсных
жюри)
- участие в олимпиадах по физической культуре, в том числе и онлайн–
олимпиадах;
- участие в интернет - конкурсах;
-участие в интерактивных опросах и анкетировании;
Практико-ориентированные: оформление спортивных залов, подготовка
катка,
заливка
льда,
установка
снарядов
на
универсальной
спортивной
площадке и др..
-
материально-финансовая
помощь
(участие
в
сборке
спортивного
оборудования, благотворительная помощь и т.д.)
Досуговые : совместная деятельность семьи и школы по организации и
проведению мероприятий физкультурно – оздоровительной направленности
(Дни
здоровья,
спортивные
соревнования,
праздники,
легкоатлетические
забеги,
посвященные
историческим
датам
и
т.д.);
экскурсионно
–
туристическая деятельность (день туриста, пешие и велосипедные походы,
туристические слеты, выездные мероприятия и др.)
Индивидуальная работа
с родителями
Индивидуальная работа с родителями имеет свои особенности. Условно
их
можно
отнести
к
опосредованному
и
к
непо средственному
взаимодействию школы и родителей .
Образовательная
организация
издает
для
родителей
различные
информационные буклеты, памятки просветительско-познавательного плана.
Родители
могут
ознакомиться
со
спортивной
деятельности,
успехами
и
достижениями своих детей на сайте школы. Также на сайте можно сделать
страничку
для
родителей,
где
можно
размещать
как
информацию
познавательно-просветительского
характера,
так
и
другие
материалы,
регламентирующие деятельность школы: нормативно – правовые документы
по вопросам развития физической культуры и спорта; расписание занятий
спортивных
секций;
календарь
спортивных
соревнований;
объявления
о
проведении совместных акций и семейных праздниках; рекомендации для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Особенно
важно
использовать возможности сайта для пропаганды комплекса ГТО.
6
Как бы не были эффективны виртуальные формы работы, ничто не
заменит
непосредственное общение. Это личные беседы, даже телефонные
«пятиминутки».
Можно
практиковать
наряду
с
индивидуальными
и
групповые
встречи.
Учителю
очень
важно
в
беседах,
в
неформальном
общении
поддерживать
уверенность
в
возможностях
детей,
всегда
настраивать на положительный результат; давать квалифицированные советы.
От позитивного общения учителей и родителей пользу получат, прежде всего,
дети. Школьники и родители должны быть уверены в том, что учитель не
только окажет действенную помощь, но и проявит педагогический такт и
уважение.
Результатом
непосредственного
взаимодействия
должно
стать
создание
благоприятного
психологического
климата
в
отношениях
всех
участников образовательных отношений. Это, в конечном счете, непременно
улучшит атмосферу в семьях обучающихся, повысит мотивацию, осознанное
отношение, как к урокам физической культуры, так и к дополнительным
занятиям в спортивных секциях. Значение позитивного взаимоотношения
заключается ещё и в том, что общими усилиями школы и семьи мы должны
не только уберечь детей от пагубных привычек, но и привить им потребность
в здоровом образе жизни.
Очень
важным
аспектами
взаимодействия
с
родителями
является
подключение в этой проблеме школьного психолога. Он поможет провести
психолого-педагогическую
диагностику
(анкетирование
родителей
и
обучающихся
с
целью
изучения
личностных
характеристик;
уровня
мотивации к занятиям физкультурой и спортом и т.д.; тестирование детей
( отношение к урокам физкультуры и дополнительным занятиям, отношение
к спорту в семье, и т.д.). Очень важна роль школьного педагога-психолога и в
психолого-педагогическом
просвещении
р од ит е ле й
( р о д и т е л ь с к и й
университет
«Готовим
к
школе….родителей»),
в
о р га н и за ц и и
индивидуальных и семейных консультаций..
Об эффективности
взаимодействия учителя физической культуры
и
семьи можно судить по следующим критериям:
-Степень вовлеченности родителей в проведение совместных мероприятий;
-Процент посещаемости родительских собраний;
-Наличие положительных отзывов со стороны родителей и детей;
-Уровень состояния здоровья детей;
-Успешность участия школьников в спортивных соревнованиях;
-Процент вовлечения учащихся в сдачу норм комплекса ГТО;
Очень важно учителю физической культуры, выстраивая систему
взаимодействия
с
родителями
обучающихся,
предусматривать
решение
следующих задач:
7
1. Способствовать тому, чтобы соблюдался режим дня, тем самым развивая в
детях навыки самоорганизации;
2. Своевременно выявлять проблемы и трудности, имеющиеся у школьников
и
постоянно
совместно
с
родителями
намечать
пути
устранения
возникающих ситуаций.
3.
Систематически
анализировать
успехи
и
достижения
обучающихся
и
информировать
об
этом
родителей
(приглашение
родителей
на
торжественное награждение, благодарственные письма и т.д.)
Социологические опросы (учителей, учащихся, родителей) также
помогут
увидеть
реальную
картину
и
проследить
эффективность
целенаправленной работы по организации взаимодействия семьи и школы.
Заключение
В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя физической
культуры лежит забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы
доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие детей, родителей и педагогов может быть успешным при
условии, если:
-
все
участники
образовательного
процесса
(это
и
дети,
и
родители,
и
учитель,
руководитель
спортивной
секции)
с
желанием
и
интересом
участвуют
в
совместной
работе,
а
также
нацелены
действовать
сообща,
осознают важность и необходимость взаимодействия;
- для участников предоставляется возможность добровольного выбора видов,
способов, форм общения и взаимодействия;
- практикуется обсуждение планируемых мероприятий, анализируются итоги
деятельности;
- действия, стиль учителя и тренера создают благоприятные психолого-
педагогические
условия
для
развития
способностей
обучающихся
и
повышению мотивации
для занятий спортом не только детей, но и их
родителей.
Организации общего и дополнительного образования призваны оказывать
помощь семье в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни, и
основная главная роль отводится, конечно же, учителю физической культуры.
По этому
эффективно сть
во спит ательной
работы
зависит
о т
взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй,
опираться на её помощь и поддержку. Очень важно, предъявляя требования к
ребенку,
соблюдать
единство,
при
этом
предоставлять
школьнику
право
свободного выбора.
Главным в сотрудничестве школы и семьи является то, что все стороны
должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в
нем лучших качеств. Это позволит родителям и педагогам объединить свои
8
усилия в создании условий для формирования у ребенка качеств и свойств,
необходимых для саморазвития и самоопределения, а также для преодоления
трудностей и достижения успехов. И тогда мы сможем сделать из родителей
настоящих помощников и союзников , изменив их отношение к физической
культуре, внеурочной деятельности и дополнительному образованию. Ведь, в
конечном итоге, здоровье детей – это наша общая задача.
9
Список используемых источников.
1.
Буйлова
Л.Н.,
Кочнева
С.В.
Организация
методической
службы
учреждений дополнительно образования детей. М., 2011
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2011
3.
Кузнецова
Л.П.
Ребенок
в
спорте
высших
достижений
//Воспитание
школьников, № 10-12. - М.: Школа-Пресс, 2007. - С. 17-22.
4.
Кузнецова
Н.А.,
Яковлев
Д.Е.
Управление
методической
работой
в
учреждениях дополнительного образования детей. - М.: Школа-Пресс, 2008.
5. Немов Р.С. Психология. М., 2009
6. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об
организации
работы
с
родительской
общественностью
по
проблемам
воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2010.
8. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2012
10