Напоминание

Духовно-нравственное (эстетическое, патриотическое, экологическое) воспитание младших школьников в урочной (внеурочной) деятельности.


Автор: Адамович Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №50
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное (эстетическое, патриотическое, экологическое) воспитание младших школьников в урочной (внеурочной) деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад





АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД

КАЛИНИНГРАД»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50
Духовно-нравственное (эстетическое, патриотическое, экологическое) воспитание младших школьников в урочной (внеурочной) деятельности. учитель начальных классов Адамович С.И. Калининград 2017
Большинство исследователей (Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин, Н.П.Дубинина), в области педагогики, сходятся во мнении, что воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. По мнению М.И. Рожкова, воспитательный процесс – это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. Таким образом, в определениях можно выделить общие признаки:  Целенаправленность воздействий на воспитанника;  Социальная направленность этих воздействий;  Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;  Освоение человеком определенного комплекса социальных ролей. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают актуальными проблемы духовности, морали, этики. Изменяется и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Поэтому в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совме стной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Задача духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Д ети младшего школьного возраст а очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Следуя из определения, мы приходим к выводу, что целью работы по воспитанию патриота страны является развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. На базе нашей школы во внеурочной деятельности реализуется программа «Мы – будущее России». Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Формы работы самые разнообразные:
д
еловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим
прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. П р о г р а м м а п р е д л а г а е т с я д л я у ч а щ и х с я 1 - 4 - х к л а с с о в общеобразовательной школы. Рассчитана на 4 учебных года. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является выпускник начальной школы, обладающий следующими качествами:  любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Как говорил Д. Лихачев: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Поэтому, главной задачей патриотического воспитания является формирование развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины. Список источников:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 (редакция от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «Собрание законодательства». 2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 3. Худякова Н.Д. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения// журнал «Первое сентября» №3. 2013. 4. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. 5. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. 6. Семенов Г. С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции / Г. С. Семенов // Воспитание школьников. – № 2. – 2012.


В раздел образования