Духовно-нравственное (эстетическое, патриотическое, экологическое) воспитание младших школьников в урочной (внеурочной) деятельности.
Автор: Адамович Светлана Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №50 Населённый пункт: город Калининград Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное (эстетическое, патриотическое, экологическое) воспитание младших школьников в урочной (внеурочной) деятельности. Раздел: начальное образование
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50
Духовно-нравственное (эстетическое, патриотическое,
экологическое) воспитание младших школьников в
урочной (внеурочной) деятельности.
учитель начальных классов
Адамович С.И.
Калининград
2017
Большинство
исследователей
(Т.И.Шамова,
П.И.Третьяков,
Н.П.Капустин, Н.П.Дубинина), в области педагогики, сходятся во мнении, что
воспитание –
целенаправленная
деятельность,
осуществляемая
в
системе
образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно –
ценностной
ориентации
обучающихся
на
основе
общечеловеческих
и
отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении,
нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
По
мнению
М.И.
Рожкова,
воспитательный
процесс
–
это
целостная
динамическая система, системообразующим фактором которой является цель
развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и
ученика.
Воспитательный
процесс
–
ядро
педагогической
деятельности
образовательного учреждения.
Таким образом, в определениях можно выделить общие признаки:
Целенаправленность воздействий на воспитанника;
Социальная направленность этих воздействий;
Создание условий для усвоения ребенком определенных норм
отношений;
Освоение человеком определенного комплекса социальных
ролей.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области
образования
делают актуальными проблемы
духовности,
морали,
этики.
Изменяется и современная стратегия развития российской школы: в центре ее
–
формирование
духовно
богатой,
высоконравственной,
образованной
и
творческой
личности.
Поэтому
в
требованиях ФГОС обозначено,
что
программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования
должна
быть
направлена
на
обеспечение
духовно-нравственного
развития
обучающихся
в
единстве
урочной,
внеурочной,
внешкольной
деятельности,
в
совме стной
педагогической
работе
образовательного
учреждения,
семьи
и
других
институтов общества.
Задача
духовно
-
нравственного
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
социально
необходимые
требования
общества
педагоги
превратили
во
внутренние
стимулы
личности
каждого
ребенка,
такие
как
долг,
честь,
совесть, достоинство.
Д ети
младшего
школьного
возраст а очень
восприимчивы,
любознательны,
отзывчивы,
они
легко
откликаются
на
все
инициативы,
искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит
формирование
духовно-нравственной
основы
ребенка,
чувств,
эмоций,
мышления,
механизмов
социальной
адаптации
в
обществе,
начинается
процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем.
Данный
отрезок
жизни
человека
является
наиболее
благоприятным
для
эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы
восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти
надолго,
а
иногда
и
на
всю
жизнь,
что
очень
актуально
в
воспитании
патриотизма.
Патриотизм
(от
греческого
слова
patris
–
отечество)
–
это
стойкая
гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное
отношение к ее истории. Следуя из определения, мы приходим к выводу, что
целью работы по воспитанию патриота страны является развитие в личности
высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности,
становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами,
способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
На
базе
нашей
школы
во
внеурочной
деятельности
реализуется
программа
«Мы – будущее России». Главное в программе
- системный
подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий
для его самопознания и самовоспитания.
Формы работы самые разнообразные: д еловые игры, классные часы,
встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные
творческие
дела,
смотры-конкурсы,
выставки,
соревнования,
экскурсии,
поездки,
походы,
трудовые
дела,
тренинги,
знакомство
с
историческим
прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями
русского народа, фольклором.
Программа
опирается
на
принципы
социальной
активности,
индивидуализации,
мотивированности,
взаимодействия
личности
и
коллектива,
развивающего
воспитания
и
единства
образовательной
и
воспитательной среды.
П р о г р а м м а
п р е д л а г а е т с я
д л я
у ч а щ и х с я
1 - 4 - х
к л а с с о в
общеобразовательной школы. Рассчитана на 4 учебных года.
Предполагаемым
результатом
данной
воспитательной
программы
является выпускник начальной школы, обладающий следующими качествами:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный,
активно
и
заинтересованно
познающий
мир;
владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации собственной деятельности;
готовый
самостоятельно
действовать
и
отвечать
за
свои
поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
Как говорил Д. Лихачев: «К патриотизму нельзя только призывать,
его
нужно
заботливо
воспитывать».
Поэтому,
главной
задачей
патриотического воспитания является формирование развития личности,
обладающей качествами гражданина-патриота Родины.
Список источников:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 (редакция от 03.07.2016 (с изм. и
доп.,
вступ.
в
силу
с
01.01.2017)
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»// «Собрание законодательства».
2.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в
школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000.
3.
Худякова Н.Д. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного
чтения// журнал «Первое сентября» №3. 2013.
4.
Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое
пособие
для
учителей
начальных
классов./
Сост.
А.К.
Лопаткина.
–
Омск: Омск.
5.
Микрюков
В.
Патриотизм:
к
определению
понятия
/
В.
Микрюков
//
Воспитание школьников. – 2007. – № 5.
6.
Семенов Г. С. О проблемах формирования у современных школьников
миропонимания
и
нравственной
жизненной
позиции
/
Г.
С.
Семенов
//
Воспитание школьников. – № 2. – 2012.