Напоминание

Технология проектного обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС


Автор: Новикова Татьяна Ивановна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МОУ "Владимировская СОШ"
Населённый пункт: д. Владимировка, Тулунский район, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология проектного обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад





"Технология проектного обучения на уроках по основам безопасности

жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС "

Учитель ОБЖ: Новикова Татьяна Ивановна

МОУ «Владимировская СОШ», д. Владимировка,

Тулунский район
Задача современной образовательной системы – не пичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию. Для реализации ФГОС рекомендуется использование современных образовательных технологий, таких, как: технология проблемного обучения, технология достижения планируемых результатов, технология использования информационных технологий, ТРКМ, технология проектного обучения Все новое – это хорошо забытое старое. Основатели системы проектного обучения выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Ключевыми моментами можно выдвинуть следующие аспекты:     Какие практические примеры использования проектной деятельности можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС?
В чем заключается специфика проекта как формы учебной деятельности?
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Метод проектов создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель,  В чем заключается специфика проекта как формы учебной деятельности?  Какие подходы лежат в основе метода проектной работы?  Какие эффективные характеристики имеет метод проектов?  Какие виды учебных проектов используются на уроках ОБЖ?
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Какие подходы лежат в основе метода проектной работы?
Метод проектной работы строится на следующих подходах: 
Интегрированный подход:
позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики 
Исследовательский подход:
реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты  Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему 
Коммуникативный или дискуссионный подход:
предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим 
Межгрупповой подход
: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности 
Индивидуальный подход:
на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками. Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.
Какие эффективные характеристики имеет метод проектов?
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:  индивидуализировать обучение;  актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;  позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;  помогает выполнять работу в собственном ритме;  использовать полученные знания в практическом применении;  четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;  видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;  корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
То есть, метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.
Какие виды учебных проектов используются на уроках ОБЖ?
Учебные проекты, эффективно используемые на уроках ОБЖ можно представить в виде:  доклад;  слайд-шоу;  компьютерная презентация;  игра;  стенд;  концерт;  спектакль, постановка;  реклама;  видеофильм;  демонстрация электронных пособий;  плакат;  буклет;  макет, модель;  афиша;  викторина;  выставка;  рисунки;  web-страница в Интернет и т.п.
Какие

практические

примеры

использования

проектной

деятельности

можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС?
В рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» выполняется
практико–ориентированный

проект

«Моя

безопасность

в

условиях

автономного существования в природной среде»
. Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с учителем, обращаются в библиотеку школы и района, а также выходят в интернет. Они ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным, он или есть или нет. Продукты проекта:  картотека съедобных и несъедобных грибов и растений,  фотоброшюра «Лесные ягоды»,  комплекс упражнений для снятия тревоги,  аптечка природных лекарственных средств,  макеты и презентация временных укрытий в лесу. Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом. Примером
творческого проекта
могут служить проекты на тему «
Экологические

проблемы современности»
, которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей
среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показывает, что нет “неуспевающих” детей. Продукт проекта:  листовки с призывами беречь природу,  карта опасных объектов на территории, где живут дети, плакаты на экологическую тему,  презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эффективным представляется технология разработки
мини-проектов (
один урок). Примером служит выполнение мини-проекта «
Безопасное поведение в чрезвычайной

ситуации»
по завершении изучения раздела «ЧС природного характера» Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Используемая литература:
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6 Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6 Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2009. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2008. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008. Шатохина Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью: пособие для учителей и преподавателей.. – М., 2005
Какие формы оценивания проектных работ можно использовать на уроках ОБЖ?
Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3– х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем- руководителем проекта. Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение. Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.
Критерии оценки проекта.

Критерии оценки выполнения проекта:
1.практическая направленность проекта и значимость выполненной работы; 2.важность темы проекта; 3.полнота раскрытия темы; 4.оригинальность предложенных решений; 5.качество выполнения продукта проекта; 6.качество портфолио.
Критерии оценки защиты проекта:
1.раскрытие содержания проекта; 2.использование средств наглядности, компьютерных средств; 3.убедительность презентации; 4.ответы на вопросы.


В раздел образования