Технология проектного обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС
Автор: Новикова Татьяна Ивановна Должность: учитель обж Учебное заведение: МОУ "Владимировская СОШ" Населённый пункт: д. Владимировка, Тулунский район, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Технология проектного обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС Раздел: полное образование
"Технология проектного обучения на уроках по основам безопасности
жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС "
Учитель ОБЖ: Новикова Татьяна Ивановна
МОУ «Владимировская СОШ», д. Владимировка,
Тулунский район
Задача современной образовательной системы – не пичкать ученика фундаментальными
знаниями,
а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к
самообразованию.
Для
реализации
ФГОС
рекомендуется
использование
современных
образовательных технологий, таких, как: технология проблемного обучения, технология
достижения
планируемых
результатов,
технология
использования
информационных
технологий, ТРКМ, технология проектного обучения
Все новое – это хорошо забытое старое. Основатели системы проектного обучения
выдвинули лозунг
«Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал
изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит
процесс познания. В ходе выполнения проекта происходит соединение академических
знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет
возможность
реализовать
себя,
применить
имеющиеся
у
него
знания
и
опыт,
продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Ключевыми моментами можно выдвинуть следующие аспекты:
Какие практические примеры использования проектной деятельности можно
представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС?
В чем заключается специфика проекта как формы учебной деятельности?
Современные
условия
развития
общества
требуют
переориентации
обучения
с
условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих
способностей,
самостоятельности
и
критичности
мышления,
умения
работать
с
информацией.
Проведение
самостоятельных
исследований стимулирует мыслительный процесс,
направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из
разных областей.
Метод
проектов
создает
условия
для
самостоятельного
освоения
школьниками
учебного
материала
в
процессе
выполнения
проектов.
Учащиеся
включаются
в
этот
процесс
от
идеи
проекта
до
его
практической
реализации.
В
результате
школьники
осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно
искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по
предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают
умения планировать и принимать решения.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская,
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся-партнеров,
имеющая
общую
цель,
В чем заключается специфика проекта как формы учебной деятельности?
Какие подходы лежат в основе метода проектной работы?
Какие эффективные характеристики имеет метод проектов?
Какие виды учебных проектов используются на уроках ОБЖ?
согласованные
методы,
способы
деятельности,
направленная
на
достижение
общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Какие подходы лежат в основе метода проектной работы?
Метод проектной работы строится на следующих подходах:
Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и
как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению
литературы и информатики
Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого
подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с
учителем формирует знания и умения и создает объекты
Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему
Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на
какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную
проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение
и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается
толерантное отношение к окружающим
Межгрупповой подход : способствует возникновению и развитию коллективной
познавательной деятельности
Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию
творческой индивидуальности каждого учащегося
Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую
методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность
педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются
учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.
Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие
в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать
полученные знания в практическом применении.
Какие эффективные характеристики имеет метод проектов?
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и
цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те
особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного
образования позволяет:
индивидуализировать обучение;
актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;
позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
помогает выполнять работу в собственном ритме;
использовать полученные знания в практическом применении;
четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время,
ресурсы, методы и приемы деятельности;
видеть
начальный,
промежуточный
и
конечный
результат
совместной
деятельности;
корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью
достижения запланированных результатов.
То есть, метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных
технологий,
способ
организации
самостоятельной
деятельности
учащихся,
интегрирующий
в
себе
проблемный
подход,
групповые
методы,
рефлексивные,
презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.
Какие виды учебных проектов используются на уроках ОБЖ?
Учебные проекты, эффективно используемые на уроках ОБЖ можно представить
в виде:
доклад;
слайд-шоу;
компьютерная презентация;
игра;
стенд;
концерт;
спектакль, постановка;
реклама;
видеофильм;
демонстрация электронных пособий;
плакат;
буклет;
макет, модель;
афиша;
викторина;
выставка;
рисунки;
web-страница в Интернет и т.п.
Какие
практические
примеры
использования
проектной
деятельности
можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС?
В
рамках
изучения
раздела
«Опасные
и
экстремальные
природные
условия»
выполняется практико–ориентированный
проект
«Моя
безопасность
в
условиях
автономного существования в природной среде» .
Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий
по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по
интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском
информации учащихся консультируются с учителем, обращаются в библиотеку школы и
района, а также выходят в интернет. Они ставят цель - создать конкретный продукт, и
результат будет наглядным, он или есть или нет. Продукты проекта:
картотека съедобных и несъедобных грибов и растений,
фотоброшюра «Лесные ягоды»,
комплекс упражнений для снятия тревоги,
аптечка природных лекарственных средств,
макеты и презентация временных укрытий в лесу.
Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают
свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом.
Примером творческого проекта могут служить проекты на тему « Экологические
проблемы современности» , которые выполняются учащимися при изучении раздела
«Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том,
что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей
среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по
душе. Работа над проектом показывает, что нет “неуспевающих” детей.
Продукт проекта:
листовки с призывами беречь природу,
карта
опасных
объектов
на
территории,
где
живут
дети,
плакаты
на
экологическую тему,
презентации,
в
которых
рассматриваются
ситуации,
связанные
с
изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы
Разработка
проекта
всегда
ориентирована
на
самостоятельную
деятельность
учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени.
Эффективным представляется технология разработки мини-проектов ( один урок).
Примером служит выполнение мини-проекта « Безопасное поведение в чрезвычайной
ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»
Группы
формируются
по
4-5
человек.
Задание
группам:
наглядно
изобразить
правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что
делают герои рисунка, и почему. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в
которую
вовлекаются
учащиеся.
Работая
над
мини-проектом,
учащиеся
имеют
максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким
расчётом,
что
при
её
решении
необходимо
применение
различных
способностей
учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые
при
традиционном
процессе
обучения
остаются
невостребованными,
и
талантливого
ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать
возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в
выполнении общего дела.
Используемая литература:
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии
обучения//Директор школы. - 1995. - №6
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2009.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.
Шатохина Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью: пособие для учителей и
преподавателей.. – М., 2005
Какие формы оценивания проектных работ можно использовать на уроках ОБЖ?
Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка
участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку
дает
избранное
для
этого
жюри
в
составе
учащихся.
Учащиеся,
не
менее
3–
х,
выбираются
из
числа
учеников
старшего
класса
(в
отличие
от
проектантов),
успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-
руководителем проекта.
Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее
обозрение. Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.
Критерии оценки проекта.
Критерии оценки выполнения проекта:
1.практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
2.важность темы проекта;
3.полнота раскрытия темы;
4.оригинальность предложенных решений;
5.качество выполнения продукта проекта;
6.качество портфолио.
Критерии оценки защиты проекта:
1.раскрытие содержания проекта;
2.использование средств наглядности, компьютерных средств;
3.убедительность презентации;
4.ответы на вопросы.