Автор: Красникова Ольга Степановна Должность: учитель математики Учебное заведение: ФКОУ СОШ г. Чехов-2 Населённый пункт: Московская область, г. Чехов-2 Наименование материала: План урока алгебры, 9 класс Тема: Построение графика квадратичной функции Раздел: среднее образование
Тема урока: Построение графика квадратичной функции
Цели: продолжить формирование умения строить график квадратичной
функции и перечислять ее свойства; выявить влияние коэффициентов а, b и с
на расположение графика квадратичной функции.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
-универсальное мультимедийное пособие «Алгебра. Тренажер. 9класс»;
- презентация к уроку;
- учебник, тетрадь, авторучка, чертежные принадлежности.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Д/з п 5-7 № 128, 243(а, в, г), 244(а, б)
III.
Устная работа (задания на экране).
1 .Сформулируйте определение квадратичной функции.
2 .Сформулируйте свойства квадратичной функции: а) при а
¿
0; б) при а
¿
0.
3 .Алгоритм построения графика квадратичной функции.
4 . Как найти вершину параболы?
5 .Что является осью симметрии параболы?
6 .Определите, график какой функции изображен на рисунке:
а)
у = х
2
– 2х – 1;
у = –2х
2
– 8х;
у = х
2
– 4х – 1;
у = 2х
2
+ 8х + 7;
у = 2х
2
– 1.
б)
у =
1
2
х
2
– 2х;
у = –
1
2
х
2
+ 4х + 1;
у = –х
2
– 4х + 1;
у = –х
2
+ 4х – 1;
у = –
1
2
х
2
+ 2х – 1.
7 .Проверка домашних номеров
1) №127 . (устно).
Построить график функции:
а) у= (х-2)(х+4);
б)у= -х(х+5).
2) №129 . (по образцу)
Найти значение в, при котором прямая у= 6х+в касается параболы у=х
2
+8
Р е ш е н и е
Прямая у = 6х + b касается параболы у = х
2
+ 8, то есть имеет с ней только
одну общую точку в том случае, когда уравнение 6х + b = х
2
+ 8 будет иметь
единственное решение.
Это уравнение является квадратным, найдем его дискриминант:
х
2
– 6х + 8 + b = 0;
D
1
= 9 – (8 – b) = 1 + b;
D
1
= 0, если 1 + b = 0, то есть b = –1.
О т в е т: b = –1.
3) №240 . (по образцу)
Найдите значение а, при котором осью симметрии параболы у= ах
2
-16х+1
является прямая х= 4.
Решение
Осью симметрии параболы является абсцисса вершины параболы, т.е.
х= m, m =
−
b
2a
; 4 =
16
2a
;
8а=16; а=2.
4) №241 .(устно)
При каких значениях a и с квадратичная функция у=ах
2
+с имеет нули?
IV. Формирование умений и навыков.
1 . Выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика
функции у = ах
2
+ bх + с.
все полученные выводы занести в тетрадь, при этом выделив «основную»
роль каждого из коэффициентов.
1) Коэффициент а влияет на направление ветвей параболы: при а > 0 –
ветви направлены вверх, при а < 0 – вниз.
2) Коэффициент b влияет на расположение вершины параболы. При b =
0 вершина лежит на оси ОУ.
3) Коэффициент с показывает точку пересечения параболы с осью ОУ.
2 . Пример, показывающий, что можно сказать о коэффициентах а, b и
с по графику функции.
1)Значение с можно назвать точно: поскольку график пересекает ось ОУ в
точке (0; 1), то с = 1.
2)Коэффициент а
можно
сравнить
с
нулем:
так
как
ветви
параболы
направлены вниз, то а < 0.
3)Знак
коэффициента b
можно
узнать
из
формулы,
определяющей
абсциссу вершины параболы: т =
2
b
а
-
, так как а < 0 и т = 1, то b> 0.
3 . Определите, график какой функции изображен на рисунке, опираясь
на значение коэффициентов а, b и с.
а)
у = –х
2
+ 2х;
у =
1
2
х
2
+ 2х + 2;
у = 2х
2
– 3х – 2;
у = х
2
– 2.
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах
а, b и с:
а > 0, так как ветви параболы направлены вверх;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = –2, так как парабола пересекает ось ординат в точке (0; –2).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = 2х
2
– 3х – 2.
б)
у = х
2
– 2х;
у = –2х
2
+ х + 3;
у = –3х
2
– х – 1;
у = –2,7х
2
– 2х.
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах
а, b и с:
а < 0, так как ветви параболы направлены вниз;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = 0, так как парабола пересекает ось ОУ в точке (0; 0).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = –2,7х
2
– 2х.
4 .
По
графику
функции у
= ах
2
+ bх
+ с
определите
знаки
коэффициентов а, b и с:
а)
б)
Р е ш е н и е
а) Ветви параболы направлены вверх, поэтому а > 0.
Парабола пересекает ось ординат в нижней полуплоскости, поэтому с
<
0.
Чтобы
узнать
знак
коэффициента b
воспользуемся
формулой
для
нахождения абсциссы вершины параболы: т =
2
b
а
-
. По графику видно, что
т < 0, и мы определим, что а > 0. Поэтому b > 0.
б) Аналогично определяем знаки коэффициентов а, b и с:
а < 0, с > 0, b < 0.
5.Построить график квадратичной функции
Задание №28 (мультимедийное пособие)
V. Итог урока, проверочная работа по заданиям из ОГЭ.
В а р и а н т 1
1. Постройте график функции у = 2х
2
+ 4х – 6 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у > 0 и y < 0;
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наименьшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = –х
2
+ 4х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах
2
+ bх + с определите знаки коэффициентов а,
b и с:
В а р и а н т 2
1.
Постройте
график
функции у = –х
2
+ 2х + 3 и найдите, используя
график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у > 0 и y < 0;
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наибольшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = 2х
2
+ 8х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах
2
+ bх + с определите знаки коэффициентов а,
b и с:
VI. Дополнительные вопросы учащимся:
– Опишите алгоритм построения квадратичной функции.
– Перечислите свойства функции у = ах
2
+ bх + с при а > 0 и при а < 0.
–
Как
влияют
коэффициенты а,
b
и с
на
расположение
графика
квадратичной функции?