"Формирование читательского интереса у младших школьников".
Автор: Вавилова Екатерина Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №30 г.Йошкар-Олы" Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Наименование материала: статья Тема: "Формирование читательского интереса у младших школьников". Раздел: начальное образование
ГБУ ДПО РМЭ "Марийский институт образования"
«Формирование читательского интереса
у младших школьников».
Педагогически проект выпускника курсов
профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной
программе
" Начальное общее образование"
Вавиловой Екатерины Вячеславовны
учителя начальных классов,
МАОУ «Средней общеобразовательной школы №30
г.Йошкар-Олы»
Йошкар-Ола 2016
Детское
чтение
сегодня
–
область,
где
существует
и
продолжает
накапливаться множество проблем . Всё больше детей читает мало, либо читает
иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.
Актуальность
заявленной
проблемы
чтения в
том,
что
телевизор,
компьютеры,
развлечения
постепенно
вытесняют
печатное
слово.
Такая
тенденция
прослеживается
по
всей
стране.
Различные
исследования
показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что
это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он
обращается к книгам. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать – вот,
на мой взгляд, одна из важнейших задач школы.
В наше время, все, кто работает с младшими школьниками, знают, как
нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного,
вдумчивого
читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть
скоростью
и
выразительностью
чтения
еще
не
значит
стать
настоящим
читателем.
Необходимо
развивать
интеллект,
эмоциональную
отзывчивость,
эстетические потребности и способности. Новизна проекта заключается в том,
что будут выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения
читательских интересов.
По моему мнению, решение данной педагогической проблемы поможет
учителям начальных классов формировать и развить читательский интерес у
младших школьников, не зависимо от образовательных программ. А также
педагогам представится возможность более близко узнать своих подопечных, их
интересы, благодаря творческому раскрытию учащихся.
Целью проекта является - разработка педагогических условий, методов и
средств развития интереса к чтению в начальных классах.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить
и
проанализировать
состояние
проблемы
в
педагогической
теории и практике;
Осуществить
отбор
технологий,
методов
и
приемов
работы
по
формированию читательского интереса;
Развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего
личностного совершенствования;
Формировать умение эмоционально-творческого и вдумчивого чтения.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Диагностический.
I четверть
1.
Провести тестирование учащихся школы;
2.
Выявить наличие или отсутствие интереса школьников к
чтению.
Ответственный за выполнение запланированных мероприятий - учитель,
библиотекарь.
2 этап: Создание
условий, методов и средств
для
побуждения
детей
к чтению.
II-III четверти
1.
Мотивация детей к чтению через комфортные условия
кабинета, школьной библиотеки.
2.
Организация процесса изучения произведений так, чтобы
учащийся мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя
как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность.
(Использование музыки, репродукций картин и детских рисунков,
ролевых и других игр, любимых детских книжек и т.п.).
Ответственные за выполнение запланированных мероприятий - учитель,
школьный библиотекарь.
3 этап: Формирование
интереса
к чтению
младших школьников.
III-IV четверти
1.
Привитие интереса к чтению на уроках литературного чтения через
применение:
- педагогических технологий (технология проблемного обучения,
технология проектного и исследовательского обучения);
- разнообразных форм уроков (урок–спектакль, урок–праздник, урок–
интервью, урок–эссе, урок–конференция и т. д.) ;
- личностно ориентированного подхода , который включает в себя
индивидуальный, личностный, дифференцированный подходы;
- личного примера учителя при прочтении произведений, так как
учитель и учащийся занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей -
возникнет резонанс;
2.
Включение в урок элементов творчества, соавторства.(Задание
содержит слова “на выбор”, “как тебе хочется”). Сочинение собственных
произведений (сказок, небольших стишков), по мотивам пройденных;
3.
Инсценировка полюбившихся произведений, организация теневого
театра, изготовление кукол би-ба-бо, пальчиковых кукол и т.д. , где дети
осваивают материал через игру, сопереживание;
4.
Возрождение традиций семейного чтения(«Письмо моему
ученику» для совместного с родителями чтения);
5.
Экскурсии в
библиотеки,
сотрудничество
с
библиотекарями,
посещение театров, музеев, выставок и т. д.;
6.
Встречи учащихся с писателями, поэтами, искусствоведами,
влюбленными в настоящую литературу.
7.
«Запуск» проекта внутри класса, который предусматривает
создание сборника работ учащихся.
Ответственные за выполнение запланированных мероприятий - учитель,
библиотекарь, учащиеся, родители.
Для
полного
выполнения,
разработанного
мною,
проекта
потребуется
немало. Сам педагог должен быть заинтересован в своем деле, быть примером
для
своих
подопечных,
уметь
заинтересовать
родственников
учащихся,
заниматься
саморазвитием,
повышать
свою
квалификацию.
Должны
быть
оборудованы
классы
и
школьная
библиотека
на
достаточном
уровне.
Для
использования
музыки,
необходим
магнитофон
с
определенными
музыкальными дисками. Нужно организовать совместно с учащимися и их
родителями читательский уголок, в котором ребенок будет чувствовать себя
комфортно во время чтения. Необходимы стенды, для организации выставок
детских рисунков, по мотивам прочитанных книг.
Ожидаемые результаты.
использование
новых методов и средств развития интереса к чтению
позволит развить творческие способности учащихся;
изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской
литературы
сверх
программы
будет
способствовать
формированию
читательского вкуса;
выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений
поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
читающий
сверстник
будет
иметь
привлекательный
имидж
в
глазах
одноклассников;
личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут
ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения
и после него.
Видя
результаты данного
проекта, необходимо продолжить применение
выявленных методов
и
средств
развития
интереса
к
чтению
в
начальных
классах и на следующие годы.