Напоминание

"Формирование читательского интереса у младших школьников".


Автор: Вавилова Екатерина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №30 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательского интереса у младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




ГБУ ДПО РМЭ "Марийский институт образования"
«Формирование читательского интереса

у младших школьников».
Педагогически проект выпускника курсов профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной программе " Начальное общее образование" Вавиловой Екатерины Вячеславовны учителя начальных классов, МАОУ «Средней общеобразовательной школы №30 г.Йошкар-Олы» Йошкар-Ола 2016
Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество
проблем
. Всё больше детей читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.
Актуальность

заявленной

проблемы

чтения
в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к книгам. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать – вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач школы. В наше время, все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного, вдумчивого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.
Новизна проекта
заключается в том, что будут выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов. По моему мнению, решение данной педагогической проблемы поможет учителям начальных классов формировать и развить читательский интерес у младших школьников, не зависимо от образовательных программ. А также педагогам представится возможность более близко узнать своих подопечных, их интересы, благодаря творческому раскрытию учащихся.
Целью проекта является
- разработка педагогических условий, методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах. В соответствии с целью были определены следующие
задачи:
 Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;  Осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по формированию читательского интереса;
 Развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;  Формировать умение эмоционально-творческого и вдумчивого чтения.
Этапы реализации проекта.

1 этап: Диагностический.

I четверть
1. Провести тестирование учащихся школы; 2. Выявить наличие или отсутствие интереса школьников к чтению. Ответственный за выполнение запланированных мероприятий - учитель, библиотекарь.
2 этап: Создание

условий, методов и средств

для

побуждения

детей

к чтению.

II-III четверти
1. Мотивация детей к чтению через комфортные условия кабинета, школьной библиотеки. 2. Организация процесса изучения произведений так, чтобы учащийся мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность. (Использование музыки, репродукций картин и детских рисунков, ролевых и других игр, любимых детских книжек и т.п.). Ответственные за выполнение запланированных мероприятий - учитель, школьный библиотекарь.
3 этап: Формирование

интереса

к чтению

младших школьников.

III-IV четверти
1. Привитие интереса к чтению на уроках литературного чтения через применение:
- педагогических технологий
(технология проблемного обучения, технология проектного и исследовательского обучения);
- разнообразных
форм уроков
(урок–спектакль, урок–праздник, урок– интервью, урок–эссе, урок–конференция и т. д.) ; -
личностно ориентированного подхода
, который включает в себя индивидуальный, личностный, дифференцированный подходы; -
личного примера учителя
при прочтении произведений, так как учитель и учащийся занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей - возникнет резонанс; 2. Включение в урок элементов творчества, соавторства.(Задание содержит слова “на выбор”, “как тебе хочется”). Сочинение собственных произведений (сказок, небольших стишков), по мотивам пройденных; 3. Инсценировка полюбившихся произведений, организация теневого театра, изготовление кукол би-ба-бо, пальчиковых кукол и т.д.
,
где дети осваивают материал через игру, сопереживание; 4. Возрождение традиций семейного чтения(«Письмо моему ученику» для совместного с родителями чтения); 5. Экскурсии в библиотеки, сотрудничество с библиотекарями, посещение театров, музеев, выставок и т. д.; 6. Встречи

учащихся с писателями, поэтами, искусствоведами, влюбленными в настоящую литературу. 7. «Запуск» проекта внутри класса, который предусматривает создание сборника работ учащихся. Ответственные за выполнение запланированных мероприятий - учитель, библиотекарь, учащиеся, родители. Для полного выполнения, разработанного мною, проекта потребуется немало. Сам педагог должен быть заинтересован в своем деле, быть примером для своих подопечных, уметь заинтересовать родственников учащихся, заниматься саморазвитием, повышать свою квалификацию. Должны быть оборудованы классы и школьная библиотека на достаточном уровне. Для использования музыки, необходим магнитофон с определенными музыкальными дисками. Нужно организовать совместно с учащимися и их
родителями читательский уголок, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно во время чтения. Необходимы стенды, для организации выставок детских рисунков, по мотивам прочитанных книг.
Ожидаемые результаты.
 использование новых методов и средств развития интереса к чтению позволит развить творческие способности учащихся;  изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;  выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;  читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;  личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него. Видя результаты данного проекта, необходимо продолжить применение выявленных методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах и на следующие годы.


В раздел образования