Автор: Сергеева Марина Евгеньевна Должность: учитель географии Учебное заведение: Лицей №7 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: статья Тема: Урок взаимодействия ученика и учителя Раздел: среднее образование
Урок взаимодействия ученика и учителя
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – это главный ресурс, без которого новые
требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут
существовать. Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от
стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника школы? Большие надежды на
кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго
поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»
пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием
современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных
образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания,
но и умение применять эти знания на практике. Современному обществу нужны
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои
действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; обладают чувством
ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В чем же
новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще
организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. К
современному уроку предъявляются современные требования. Хорошо организованный
урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее
окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся.
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся. В центре внимания урока – дети.
Необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники: свобода выбора;
открытости; деятельности; идеальности; обратной связи. В соответствии с новыми
стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к по- знанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни
знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной
информации и навыки ее применения в реальной жизни. Конкретные методики,
обучающие универсальным учебным действиям, могут включать в себя и экскурсии, и
поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление
спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор
должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих
учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Групповая
форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли
руководителя или консультанта группы. «Высший пилотаж» в проведении урока и
идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель,
лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что
ведут урок сами. Необходимо акцентировать внимание на дидактических требованиях к
современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его
составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, учитывать
требования к результатам освоения основной образовательной программы. Результаты
представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся
учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель
которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных
способов деятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий,
провоцирующих детское действие. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация как
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача
научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной
деятельности, уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной
ситуации должно строиться с учетом возраста ребенка, специфики учебного предмета,
меры сфорсированности УУД учащихся. Для создания учебной ситуации могут
использоваться приемы: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское
представление и предъявить научный факт. Учебной ситуацией может стать задание
составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм
по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного
текста или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает
как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые
действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы,
группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета
способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными компетенциями
познавательные и коммуникативные. Структура современных уроков должна быть
динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в
целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу
ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Таким
образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в
цели, содержание и организацию учеб- но-воспитательного процесса, которые влекут за
собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе. Учитель,
его отношение к учебному про- цессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребенка – это главный ресурс, без которого новые
требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут
существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Вестник образования, науки и техники. Серия
«Образование». Том 4. 2014 г. 80 Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем,
в основном за счет свое- го умения быстро перестраиваться.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с. - (Стандарты второ-
го поколения) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- 31с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного
образова- ния. Дидактические требования к современному уроку.