Напоминание

"Использование современных технологий на уроках биологии и географии в условиях ФГОС"


Автор: Ковалева Елена Владимировна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Шиловичская ОШ
Населённый пункт: Духовщинского района Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных технологий на уроках биологии и географии в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальный творческий конкурс

«Мой новый урок»

НОМИНАЦИЯ «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ООО».
У
РОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС

«ВОДЫ СУШИ. РЕКИ»

КОВАЛЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

МБОУ ШИЛОВИЧСКАЯ ОШ


Рабочая программа по географии
, созданная на основе фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также авторской программы «География: программа 5-9 классы» под редакцией А.А.Летягина, И.В.Душиной, В.Б.Пятунина, Е.Я Таможней к учебнику А.А.Летягина «География. Начальный курс. 5 класс» издательства «Вентана- Граф». Москва. 2015год
УМК издательского центра «Вентана-Граф» «Алгоритм успеха»
Предмет,
класс

География. 5 класс

Тема урока

«Воды суши. Реки»
Место и роль урока в изучаемой теме
Урок «Воды суши. Реки» -

четвертый урок в разделе «Водная оболочка

Земли».Позволяет сформировать представление о разнообразии вод суши,их роли в природе и жизни человека.
Тип урока
Урок-практикум.
Цель урока:
Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе. Показать различие

и

общие черты рек и их роль в жизни человека.Познакомить с крупнейшими реками России, мира и реками

Смоленской области.

Задачи урока:
Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий;
Развивающие: Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения. Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод. Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру; формировать умение работать в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска. Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Формируемые универсальные учебные действия:
 Определение цели своего обучения  Установление причинно-следственных связей между природными компонентами.  Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач.  Умение формулировать выводы
Коммуникативные:
 Умение работать индивидуально  Отстаивать мнение и позицию
Личностные:
 Формирование целостного мировоззрения
Регулятивные:
 Целеполагание  Оценка учащимися качества и уровня усвоения материала  Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона
Планируемые результаты:
Предметные: Учащийся научится объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами; приводить примеры равнинных и
горных рек; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки; сравнивать реки (горную и равнинную); составлять описания рек по плану. Учащийся получит возможность научиться отбирать источники географической информации для составления описания рек, объяснения происхождения их названий; объяснять существенные признаки понятий «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги» и «водопады»; проводить самостоятельный поиск географической информации о реках своей местности Метапредметные: Учащийся научится развивать умения самостоятельно добывать знания и применять их; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать результаты исследования; устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности и характером реки и делать выводы по результатам сравнения равнинных и горных рек; создавать схему- кластер «Река » и применять её для решения учебных и познавательных задач. Учащийся получит возможность научиться выделять главное в тексте о горных и равнинных реках и в обобщённом виде вносить в сравнительную таблицу; находить географическую информацию в художественных произведениях, работать с текстом и видеофрагментом. Личностные: Осознание значимости знаний о реках для их практического использования человеком. Развитие умения фиксировать результаты наблюдений;воспитать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать экологическую культуру; формирование толерантного отношения друг к другу.
Оборудование
: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 5 класса, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет, атласы, обучающий документальный фильм, презентация,стихи,видеофрагменты, Приложения 1-12 .
Этап урока Время , мин Методы и приемы работы Формы организации учебной Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примеча- ния
I. Организаци-

онный этап

урока
1минута С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, Учащиеся приветствуют учителя
II.Проверка

домашнего

задания
5минут Картографичес- Фронтальный опрос 1.Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? 2.Покажите на карте океаны, моря, заливы и проливы кото р ы е О т в е ч а ю т н а в о п р о с ы 1.71% - океан, 29% - суша 2 . П о к а з ы в а ю т н а к а р т е географические объекты.
III.Мотиваци-

онный этап

1.Стадия вызова
Задача: активизация имеющихся знаний у обучающихся, вызов интереса к теме. 5 минут Частично поисковый метод Кластер «Состав гидросферы Фронтальный опрос Вопросы: 1.Какую земную оболочку мы изучаем? 2.Что такое Гидросфера? 3.Из чего состоит гидросфера? Задание: составить кластер «Состав гидросферы». Кластер до конца не заполнен.Вывод: знаний недостаточно 1.Гидросферу 2.Водная оболочка земли 3.Составляют кластер «Состав гидросферы». Делают вывод: знаний недостаточно для полного заполнения кластера Приложени е 2
2.Определение

темы урока.
4минуты Мультимедий ная Вступительная речь: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что Презента ц и я к
3.Формулировани е задач урока 2 минуты Проблемный метод Фронтальный опрос 1. Опираясь на заполненные блоки схемы- кластера, выделите основные вопросы, которые мы изучим, и сформулируйте основные задачи урока. 2. Можете ли вы заполнить всю схему-кластер сейчас? Почему? 1. Определяют, какие вопросы будут затронуты на уроке. 1) Что такое речная система? 2) Каково строение речной долины? 3) Какие типы рек в зависимости от рельефа местности выделяются учёными? 4) Какова роль рек в мировом круговороте воды? Формулируют основные задачи урока. • Определить, что является речной системой. • Изучить строение речной долины. • Выделить типы рек в зависимости от рельефа местности. • Установить роль рек в мировом круговороте воды и значение для человека 2. Понимают, что заполнение схемы будет происходить на протяжении всего урока (по мере изучения нового материала)

IV.Процессу-

ально-

содержатель-ный

этап урока

Стадия

«Осмысления»
1.Разнообразие вод суши. Реки 20 мин ут Частично- поисковый метод Р а б о т а с у ч е б н и ко м и рабочей тетрадью Сиквейн «Река» Объяснительно- иллюстративный метод с использованием ИКТ Картосхема «Части реки» Индивидуальная работа 1.Прочитайте пункт «Разнообразие вод суши» (с. ,96 учебника). Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 50) 1. Попробуйте дать определение понятия «река» в виде сиквейна, используя следующие опорные слова. Синквейн - пишется по определенному плану: 2. Просмотрите видеофрагмент «Строение реки» . Прочитайте пункт «Реки» (с. 96—97 учебника). Расскажите о строении реки. Выполните задание № 2 в рабочей тетради (первая часть задания с картосхемой, с. 50). Продолжите заполнение схемы- кластера (блок «Строение речной долины). 3. Опираясь на текст учебника (с. 9 6 - 9 7 ) , о п и ш и т е , к а к функционирует речная система. Продолжите заполнение схемы- кластера (блок «Речная система»). Ответьте на вопросы. • Что является бассейном реки? • Что такое линия водораздела и как определить её положение на местности? 1.Составляют схему и подписывают долю каждой части вод суши от общего объёма гидросферы Составляют сиквейн «Река» Стремительная, весёлая. Плещет, бурлит, течёт. Грустно и радостно. Русская река! 2. Просматривают видеофрагмент. Определяют, что река имеет русло, исток и устье. На картосхеме обозначают условными знаками истоки, устья и направления течения рек. Заполняют кластер. Записывают слова «русло», «исток» и «устье». 3. Рассказывают, что река собирает воду с определённой территории; малые реки (притоки) впадают в главную и образуют речную систему. Заполняют к л а с т е р . Записывают слова «главная река», «притоки». • Определяют, что бассейн реки — это территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку. • Говорят о том, что л и н и я водораздела проходит между двумя соседними бассейнами рек и в горах Подписывают названия рек России, Приложе ние 3 Видео- фрагмент «Строе- ние реки» Приложе ние 4
2 .Горные и равнинные реки Сравнительный анализ. 1. На рис. 1 и 2 (с. 100-101 учебника) красным пунктиром п о к а з а н ы бассейны рек Терека и Волги. В чём различия бассейнов этих р ек ? Подготовьте вопросы для уточнения 1 . А н а л и з и р у ю т и з о б р а ж е н и е бассейнов рек и ищут различия. Называют большую площадь бассейна и большее количество притоков у Волги. Пробуют определить причину Физминутка 2 минуты Групповая форма
Учитель предлагает учащимся

повторять движения за ней:
Голова чтоб не болела, Ею вращаем вправо-влево. Выполняют движения за учителем 4.Школа географа– следопыта Сравнительный метод Фронтальный опрос 1. Ответьте на вопросы. • Какие особенности горных рек упоминаются в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»? • Какие особенности равнинных Отвечают на вопросы Приложе ние5 6. Пороги и водопады Частично- поисковый метод 1.Рассмотрите рис. 64 и 65 учебника (с. 99). Установите, что является порогом, а что — водопадом. 1 . Р а с с м а т р и в а ю т р и с у н к и учебника. Определяют, что порог — участок русла реки с бурным течением и выходами горных пород, а водопад — участок русла реки,
VI. Этап

закрепления и

первичной

проверки
5 минут Игровой метод Прослушайте определения и п о д н и м а й т е к а р т о ч к и с Приложе ние 6 2. Проверка географических умений Игровой метод Выполняют задания на проверку географических умений. Приложе ние 7
VII.Рефлексив-

ный этап урока
3 минуты 1.Значение рек в природе и жизни человека. 2.Заполните таблицу в графе Приложе ние 12
VIII.Домашнее

задание
2минуты
Домашнее задание

Всем:

§ 34, 35.

1.Опишите реку – Обь,



В раздел образования