"Использование современных технологий на уроках биологии и географии в условиях ФГОС"
Автор: Ковалева Елена Владимировна Должность: учитель географии и биологии Учебное заведение: МБОУ Шиловичская ОШ Населённый пункт: Духовщинского района Смоленской области Наименование материала: Статья Тема: "Использование современных технологий на уроках биологии и географии в условиях ФГОС" Раздел: среднее образование
НОМИНАЦИЯ «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ООО».
У РОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
«ВОДЫ СУШИ. РЕКИ»
КОВАЛЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ
МБОУ ШИЛОВИЧСКАЯ ОШ
Рабочая программа по географии , созданная на
основе фундаментального ядра содержания общего образования,
Примерной программы
основного общего образования по географии, Требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а
также
авторской
программы
«География:
программа
5-9
классы»
под
редакцией
А.А.Летягина,
И.В.Душиной,
В.Б.Пятунина, Е.Я Таможней к учебнику А.А.Летягина «География. Начальный курс. 5 класс» издательства «Вентана-
Граф». Москва. 2015год
УМК издательского центра «Вентана-Граф» «Алгоритм успеха»
Предмет, класс
География. 5 класс
Тема урока
«Воды суши. Реки»
Место и роль урока в изучаемой теме Урок «Воды суши. Реки» -
четвертый урок в разделе «Водная оболочка
Земли».Позволяет сформировать представление о разнообразии вод суши,их роли в природе и жизни человека.
Тип урока Урок-практикум.
Цель урока: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе. Показать различие
и
общие черты рек и их роль в жизни человека.Познакомить с крупнейшими реками России, мира и реками
Смоленской области.
Задачи урока:
Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации,
словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных
заданий;
Развивающие:
Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения.
Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.
Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру; формировать умение работать в паре, создавать атмосферу
сотрудничества, поиска.
Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и
оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Формируемые универсальные учебные действия:
Определение цели своего обучения
Установление причинно-следственных связей между природными компонентами.
Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач.
Умение формулировать выводы
Коммуникативные:
Умение работать индивидуально
Отстаивать мнение и позицию
Личностные:
Формирование целостного мировоззрения
Регулятивные:
Целеполагание
Оценка учащимися качества и уровня усвоения материала
Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащийся научится объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по
определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами; приводить примеры равнинных и
горных рек; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки; сравнивать
реки (горную и равнинную); составлять описания рек по плану.
Учащийся получит возможность научиться
отбирать источники географической информации для составления описания
рек, объяснения происхождения их названий; объяснять существенные признаки понятий «исток», «устье», «речная
система»,
«бассейн»,
«водораздел»,
«пороги»
и
«водопады»;
проводить
самостоятельный
поиск
географической
информации о реках своей местности
Метапредметные:
Учащийся
научится
развивать
умения
самостоятельно
добывать
знания
и
применять
их;
развивать
умения
анализировать, сравнивать, обобщать результаты исследования; устанавливать причинно-следственные связи между
рельефом земной поверхности и характером реки и делать выводы по результатам сравнения равнинных и горных рек;
создавать схему- кластер «Река » и применять её для решения учебных и познавательных задач.
Учащийся получит возможность научиться выделять главное в тексте о горных и равнинных реках и в обобщённом виде
вносить в сравнительную таблицу; находить географическую информацию в художественных произведениях, работать с
текстом и видеофрагментом.
Личностные: Осознание значимости знаний о реках для их практического использования человеком. Развитие умения
фиксировать результаты наблюдений;воспитать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение
видеть красоту окружающего мира; воспитывать экологическую культуру; формирование толерантного отношения
друг к другу.
Оборудование : физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 5 класса, рабочая тетрадь,
компьютер,
мультимедийный
проектор,
ресурсы
сети
Интернет,
атласы,
обучающий
документальный
фильм,
презентация,стихи,видеофрагменты, Приложения 1-12 .
Этап урока
Время
, мин
Методы и
приемы работы
Формы
организации
учебной
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Примеча-
ния
I. Организаци-
онный этап
урока
1минута
С добрым утром!
Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
Учащиеся приветствуют учителя
II.Проверка
домашнего
задания
5минут
Картографичес-
Фронтальный
опрос
1.Какую часть поверхности Земли
занимает Мировой океан?
2.Покажите на карте океаны, моря,
заливы
и
проливы
кото р ы е
О т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы
1.71% - океан, 29% - суша
2 . П о к а з ы в а ю т
н а
к а р т е
географические объекты.
III.Мотиваци-
онный этап
1.Стадия вызова
Задача:
активизация
имеющихся
знаний у
обучающихся,
вызов интереса к
теме.
5 минут
Частично
поисковый
метод
Кластер
«Состав
гидросферы
Фронтальный
опрос
Вопросы:
1.Какую земную оболочку мы
изучаем?
2.Что такое Гидросфера?
3.Из чего состоит гидросфера?
Задание: составить кластер
«Состав гидросферы».
Кластер до конца не
заполнен.Вывод: знаний
недостаточно
1.Гидросферу
2.Водная оболочка земли
3.Составляют кластер
«Состав гидросферы».
Делают вывод: знаний
недостаточно для полного
заполнения кластера
Приложени
е 2
2.Определение
темы урока.
4минуты
Мультимедий
ная
Вступительная речь: «Вода! У
тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха, тебя не опишешь, тобой
наслаждаешься, не понимая, что
Презента
ц и я
к
3.Формулировани
е задач урока
2 минуты
Проблемный
метод
Фронтальный
опрос
1. Опираясь на заполненные блоки
схемы- кластера, выделите
основные вопросы, которые мы
изучим, и сформулируйте
основные задачи урока.
2. Можете ли вы заполнить всю
схему-кластер сейчас? Почему?
1. Определяют, какие вопросы будут
затронуты на уроке.
1) Что такое речная система?
2) Каково строение речной долины?
3) Какие типы рек в зависимости от
рельефа местности выделяются
учёными?
4) Какова роль рек в мировом
круговороте воды?
Формулируют основные задачи
урока.
• Определить, что является речной
системой.
• Изучить строение речной долины.
• Выделить типы рек в зависимости
от рельефа местности.
• Установить роль рек в мировом
круговороте воды и значение для
человека
2. Понимают, что заполнение схемы
будет
происходить
на
протяжении
всего
урока
(по
мере
изучения
нового материала)
IV.Процессу-
ально-
содержатель-ный
этап урока
Стадия
«Осмысления»
1.Разнообразие
вод суши. Реки
20
мин
ут
Частично-
поисковый
метод
Р а б о т а
с
у ч е б н и ко м
и
рабочей
тетрадью
Сиквейн «Река»
Объяснительно-
иллюстративный
метод с
использованием
ИКТ
Картосхема
«Части реки»
Индивидуальная
работа
1.Прочитайте пункт
«Разнообразие вод суши» (с. ,96
учебника). Выполните задание №
1 в рабочей тетради (с. 50)
1. Попробуйте дать определение
понятия «река» в виде сиквейна,
используя следующие опорные
слова.
Синквейн - пишется по
определенному плану:
2. Просмотрите видеофрагмент
«Строение реки» . Прочитайте
пункт «Реки» (с. 96—97
учебника). Расскажите о строении
реки. Выполните задание № 2 в
рабочей тетради (первая часть
задания с картосхемой, с. 50).
Продолжите заполнение схемы-
кластера (блок «Строение речной
долины).
3. Опираясь на текст учебника (с.
9 6 - 9 7 ) ,
о п и ш и т е ,
к а к
функционирует
речная
система.
Продолжите
заполнение
схемы-
кластера (блок «Речная система»).
Ответьте на вопросы.
• Что является бассейном реки?
• Что такое линия водораздела и
как определить её положение на
местности?
1.Составляют схему и подписывают
долю
каждой
части
вод
суши
от
общего объёма гидросферы
Составляют сиквейн «Река»
Стремительная, весёлая.
Плещет, бурлит, течёт.
Грустно и радостно.
Русская река!
2.
Просматривают
видеофрагмент.
Определяют, что река имеет русло,
исток
и
устье.
На
картосхеме
обозначают
условными
знаками
истоки,
устья
и
направления
течения
рек.
Заполняют
кластер.
Записывают слова «русло», «исток»
и «устье».
3. Рассказывают, что река собирает
воду
с
определённой
территории;
малые
реки
(притоки)
впадают
в
главную
и
образуют
речную
систему.
Заполняют
к л а с т е р .
Записывают
слова
«главная
река»,
«притоки».
• Определяют, что бассейн реки —
это территория, с площади которой
поверхностные
и
подземные
воды
стекают в главную реку.
•
Говорят
о
том,
что
л и н и я
водораздела проходит между двумя
соседними бассейнами рек и в горах
Подписывают названия рек России,
Приложе
ние 3
Видео-
фрагмент
«Строе-
ние реки»
Приложе
ние 4
2
.Горные и
равнинные реки
Сравнительный
анализ.
1. На рис. 1 и 2 (с. 100-101 учебника)
красным
пунктиром
п о к а з а н ы
бассейны рек Терека и Волги. В чём
различия
бассейнов
этих
р ек ?
Подготовьте вопросы для уточнения
1 .
А н а л и з и р у ю т
и з о б р а ж е н и е
бассейнов
рек
и
ищут
различия.
Называют большую площадь бассейна
и
большее
количество
притоков
у
Волги.
Пробуют
определить
причину
Физминутка
2
минуты
Групповая
форма
Учитель предлагает учащимся
повторять движения за ней:
Голова чтоб не болела,
Ею вращаем вправо-влево.
Выполняют движения за
учителем
4.Школа
географа–
следопыта
Сравнительный
метод
Фронтальный
опрос
1. Ответьте на вопросы.
• Какие особенности горных рек
упоминаются
в
стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»?
•
Какие
особенности
равнинных
Отвечают на вопросы
Приложе
ние5
6. Пороги и
водопады
Частично-
поисковый
метод
1.Рассмотрите
рис.
64
и
65
учебника (с. 99). Установите, что
является
порогом,
а
что
—
водопадом.
1 .
Р а с с м а т р и в а ю т
р и с у н к и
учебника. Определяют, что порог —
участок
русла
реки
с
бурным
течением и выходами горных пород,
а водопад — участок русла реки,
VI. Этап
закрепления и
первичной
проверки
5 минут
Игровой метод
Прослушайте
определения
и
п о д н и м а й т е
к а р т о ч к и
с
Приложе
ние 6
2. Проверка
географических
умений
Игровой метод
Выполняют задания на
проверку географических
умений.
Приложе
ние 7
VII.Рефлексив-
ный этап урока
3
минуты
1.Значение рек в природе и жизни
человека.
2.Заполните таблицу в графе
Приложе
ние 12
VIII.Домашнее