Напоминание

"Путешествие в страну Математика".


Автор: Андрияхина Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №16 (Детский сад №21)
Населённый пункт: Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Путешествие в страну Математика".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе.

(образовательная область «Познавательное развитие»)

«Путешествие в страну «Математика».

Подготовила воспитатель МБОУ «Средняя школа №16( структурное подразделение «Дет-

ский сад №21») р.п. Первомайский : Андрияхина И.Г. (высшая кв. категория)
Задачи: Образовательные: - Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10. - Закрепить представления детей о месте числа в числовом ряду. - Продолжать формировать знания детей о знаках «< »и«> », упражняя в сравнении чисел в пре- делах десяти. - Совершенствовать навык сравнения по количеству на основе счета, закрепить понимание и правильное употребление понятий: больше, меньше, поровну. - Закрепить знания детей о четырехугольниках и умение использовать в речи геометрические термины: сторона, угол, точка, линия. - Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. - Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Развивающие: - Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосно- вать свои суждения. - Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. - Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение. Воспитательные: - Воспитывать интерес к математическим занятиям. - Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. - Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - физическое развитие. Форма организации: групповая Материал : Корабль с мачтой и флажками, якорь, шары 10 штук (5 больших, 5 маленьких). Таблицы для игр «Цифры заблудились», «Поставь знаки «> » и «< ». Математические палочки, 2 набора игры «Танграм», цветы-загадки (7 шт.), матросская форма для юнги. Записи на магнитофоне: «Шум моря», голоса волшебников. Ход НОД: Капитан (воспитатель): Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Сегодня я при- глашаю вас отправиться в путешествие по стране «Математика». Вы хотите там побывать? (От- веты детей). Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обита- тели - волшебники. Им очень нравится загадывать гостям загадки, задавать вопросы. Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным. Но на чем мы отправимся в путь? (На мольберте лист бумаги с точками). 1
Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, последнюю точку соединим с цифрами 3 и 4, а цифру 1 с 3. (Дети выполняют задание) Что же у нас получилось? (Ответы детей). На этом корабле мы с вами и поплывем в страну «Математика». (У мачты с флажками встает ребенок, на нем бескозырка, матросский воротник). Капитан: Матрос Никита Жаров, поднять флажки! Никита: Есть поднять флажки! Товарищ капитан, корабль к отплытию готов/ Капитан: Разрешаю принять гостей на борт корабля. /Дети садятся на корабль/. Поднять якорь! Никита: Есть поднять якорь! Капитан: Песню запевай! /Дети исполняют припев песни/. Капитан: Дети, посмотрите, земля. Приглашаю к берегу. Спустить якорь. Никита: Есть спустить якорь! Капитан: Мы приплыли на остров «Разгадайки»/Дети выходят из корабля /. Посмотрите, здесь очень красиво. /Голос волшебника в магнитофонной записи/ - Здравствуйте, дети! Я волшебник, хозяин острова «Разгадайка». Добро пожаловать на мой остров! (Дети осматривают остров, находят цветы, на которых написаны загадки.) Капитан читает загадки, а дети отгадывают. 1. Танцует крошка, а всего одна ножка. (Юла) 2. Два брата, через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза) 3. На четырех ногах стою. Ходить же вовсе не могу. На мне ты станешь отдыхать, когда уста- нешь ты гулять. (Стул) 4. Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка) 5. Нас 7 братьев, летами все равны, а именами разные. (Дни недели) Капитан: Дети, назовите всех этих братцев по порядку. (ответы детей). Молодцы, ребята, с загадками вы справились. А теперь ответьте на вопросы волшебника остро- ва. (Дети садятся на полянку). 1.Сколько солнышек на небе? 2. Сколько глаз у совы? 3. Сколько огней у светофора? 4. Сколько времен года? 5. Сколько цветов у радуги? 6. Сколько пальцев у перчатки? (Ответы детей). Капитан: Молодцы, правильно ответили на все вопросы волшебника острова «Разгадайка». А теперь отправимся дальше (Дети садятся на корабль, звучит «шум волн»). Капитан: Мы подплываем к острову «Геометрический». (Выходяn из корабля). Голос хозяйки острова: Здравствуйте, ребята! С вами говорит хозяйка острова «Геометриче- ский». Попасть на мой остров вы сможете, если выполните задания: 1). Какие вы видите здесь фигуры? (Капитан открывает конверт №1 с заданиями, вытаскивает лист, на котором изображены фигуры). Сколько фигур? 2
1 ромб 2 квадрата 4 треугольника 4 треугольника 2. Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить четырехугольник? (Ответь детей - четыре). Возьмите палочки и выложите четырехугольник? (Дети выкладывают разные четырехугольни- ки) Капитан: Дети, что вы выложили из палочек? (ответы детей - четырехугольники). А какие четырехугольники вы выложили? (ответы детей: квадрат, ромб, трапеция, прямоуголь- ник). Капитан: А почему эти фигуры можно назвать четырехугольниками? (Ответь детей: все эти фи- гуры имеют по 4 угла). Голос хозяйки острова: Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили мои задания. Добро пожа- ловать на мой остров «Геометрический». Дети, вы должны мне помочь. Мои друзья попали в беду, они ждут помощи. Возьмите пакет №2 вскройте его, и вы узнаете, что вам надо сделать.
1 Задание
Я веселая лиса Мне вцепилась в хвост оса, Я бедняжка так вертелась Что на части разлетелась. Три сороки возле пня Стали складывать меня. Между ними вышел спор: Получился - Мухомор! Помогите! Помогите! Из частей меня сложите.
2 Задание
Я веселый белый гусь Ничего я не боюсь! Но вчера упал я с кочки, Разлетелся на кусочки. Собирал меня енот - Получился пароход! Помогите! Помогите! Из частей меня сложите. (Дети делятся на две команды и складывают изображение лисы и гуся из деталей игры «Тан- грам»). Капитан: Молодцы, что не ленились. Хорошо вы потрудились! Игра «Лиса и гусь» Капитан: Прочь прогоним лень и грусть С нами здесь лиса и гусь. Шею тянет, тянет гусь. Дети наклоняются, вытягивают шею, руки за спиной Дети: Гусь, тебя я не боюсь! Дети грозят гусю рукой А лиса хвостом виляет, Повороты туловища направо и налево. След лисичка заметает. Мы по следу все пойдем Шагают друг за другом Под пеньком лису найдем. 3
Лиса ловит детей, а они убегают от лисы. Капитан: Вот и кончилась игра, на корабль нам пора. Голос хозяйки острова: Спасибо вам за помощь, друзья! До свидания! Попутного вам ветра! Капитан: Дети, впереди у нас еще один остров «Удивительных чисел». На этом острове живут незнайка и Ириска. Они всегда спорят. Смотрите. А вот и они. Опять что-то не поделили. (Незнайка и Ириска прогуливаются по острову с шарами и спорят). Ириска: Правда, Незнайка, у нас красивые шары? Незнайка: Правда. Очень красивые, да только у меня их больше, а у тебя, Ириска - меньше. Ириска: Да нет же, не меньше, а столько же. Незнайка: Ну да, у тебя вот (показывает на шары Ириски) меньшего размера, а у меня во-о-о-от сколько (показывает на свои шары). Ириска: Нет, у нас шаров поровну! Незнайка: (увидел корабль) Ириска, смотри, к нам ребята в гости приплыли. Сейчас они решат наш спор. (Дети выходят из корабля и здороваются с героями). Капитан: Незнайка, о чем ваш спор? Незнайка: Я говорю, что шаров у меня больше, а у Ириски меньше. Ириска: (сердится, топает ногами) Нет, нет, нет! Капитан: Дети, прав ли Незнайка? Как узнать, поровну ли у них шаров? (Ответы детей - надо посчитать шары у каждого). Капитан: Давайте посчитаем! Незнайка поднимает вверх по одному шару, а дети считают: 1,2,3,4,5. Ириска проделывают то же, дети считают: 1,2,3,4,5. Капитан: Дети, что мы можем сказать о количестве шаров у Незнайки и у Ириски (Ответы де- тей: шаров у Незнайки и Ириски поровну; у Незнайки и Ириски по 5 шаров; шаров у Незнайки столько же, сколько у Ириски) Капитан: А почему Незнайка думал, что у него шаров больше, чем у Ириски? Дети: Потому что у Незнайки шары большего размера. Незнайка: Спасибо, ребята! Вы правильно посчитали и я все понял. Ириска: Ребята, а вы поможете нам еще. Найдите ошибку в ряде чисел 1 2 3 5 6 4 7 9 8 10. (Дети исправляют ошибку) Капитан: Кто хочет посчитать обратно, от 10 до 1 (дети считают несколько раз по одному ре- бенку). Капитан: Молодцы, ребята, а теперь давайте покажем Ириске и Незнайке, что вы еще знаете. Сравните числа и расставьте правильно знаки «>» и «<». 1 2 5 6 8 7 4 3 2 3 7 9 Дети расставляют знаки «< » и «> » между числами. Ириска и Незнайка: Молодцы, ребята, мы тоже будем стараться и всему этому научимся. Капитан: Пришло время прощаться с Незнайкой и Ириской и со страной Математикой (Не- знайка и Ириска уходят, прощаясь). Капитан: Дети, интересно вам было в стране «Математике»? А на каком острове вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Давайте подарим стране «Математике» веселую песенку. (Дети исполняют песню «Математика — наука интересная») Капитан: Пора нам в обратный путь. (Дети садятся на корабль, звучит шум моря - в записи). Капитан: «Сколько чудесного можно узнать, Если уметь вычитать, умножать, Складывать, сравнивать, строить, делить. Всем с математикой нужно дружить. Знаю, что это наука сложна, Но в жизни вам, дети, поможет она!» Капитан: Вот мы, дети, снова в детском саду. (Дети выходят из корабля). 4
Наше путешествие закончено. Оно вам понравилось? Что вам больше всего в нём запомни- лось? (Ответы детей). Вы были внимательными, активными справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что это путешествие надолго запомнится вам и вы будете с нетерпением ждать но- вых приключений. А сейчас пришло время вернуться в группу. 5


В раздел образования