ЦЕРКОВЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Автор: Тетерина Екатерина Юрьевна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10" Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: ЦЕРКОВЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА Раздел: среднее образование
Тетерина Е.Ю.,
заместитель директора по УВР
МАОУ «СОШ №10» ГО Ревда
ЦЕРКОВЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
На сегодняшний день проблема взаимоотношения современной российской школы и
религиозного
образования
в
ней
тема
больших
споров
и
сомнений.
Бытует
мнение
–
религиозного образования, в частности, православия слишком много в современной школе.
Однако опыт работы в средней общеобразовательной школе даёт основания утверждать, что
православия
и
Церкви
в
современной
школе
почти
нет.
Как
правило,
педагогическое
сообщество
обыкновенной
школы
в
своей
профессиональной
жизни
лишено
опыта
взаимодействия
с
конфессиональными
учреждениями.
Поверхностные
разговоры
о
внедрении Церкви в школу часто являются основанием для негативного отношению к этому
родителей и, как ни странно – самих педагогов.
Обратимся
к
прошлому.
Именно
православная
церковь,
а
в
западных
странах
соответственно – католическая, в восточных - мусульманство, были родоначальниками всей
системы
образования
в
цивилизованном
мире.
Именно
на
церковном
образовании
зарождалась Школа. Кто были первыми учителями? Это служители Церкви. Кто был первым
учителем
Великого
Петра I?
Цитирую:
«…у чителем
Петра
стал
ничем
не
примечательный подьячий Никита Моисеевич Зотов, человек простой, но сведущий в
грамоте. Петр любил слушать рассказы и разглядывать книжки с картинками – у него
была коллекция «потешных тетрадей» с изображениями преимущественно на военную
тему… ».
«…Первым
учителем
Ломоносова
был
крестьянин
той
же
Куростровской
волости Иван Шубной, затем помощь в обучении оказал и дьячок местной Дмитровской
церкви Сабельников. Учение шло легко, и мальчик "через два года учинился, к удивлению
всех, лучшим чтецом в приходской своей церкви". Сначала его любимым чтением были
"жития святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя
природную память: когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал
сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно…"
Именно им – подъячим, дъяконам и др. принадлежит начало воспитания в детях,
будущих граждан своего государства – нравственности, духовности, патриотизма и много
другого, чего нам сейчас так не хватает, дефицит чего мы сейчас пытаемся восполнить.
Сегодня не самоцель, привлечь в школу Церковь. Главное – единство образования:
или Церковь и Школа будут по-прежнему находиться в состоянии конфликта, или же мы
окажемся
очевидцами
активного
сотрудничества,
конфессионального
и
педагогического
сообществ во имя нравственного возрождения России.
Необходимость
"присутствия"
религии
в
школе
обосновывается
следующими
аргументами. Современные государства и политические режимы шатки, неустойчивы, их
доктрины носят временный и противоречивый характер, тогда как задачи формирования
личности должны определяться вечными, неизменными принципами и это может обеспечить
только
церковь
-
такой
же
вечный
институт.
Нравственное
воспитание
как
важнейшее
направление деятельности школы непременно должно строиться на основе религиозной
этики. Опираясь на религию, можно формировать у ребенка такие вечные добродетели, как
честность,
великодушие,
терпимость,
способность
к
самопожертвованию.
Этими
постулатами руководствуются сотни тысяч конфессиональных школ в разных странах Запада.
Опыт МАОУ «СОШ №10» по реализации курсов ОРКСЭ, «Основы православной
культуры»
позволяет
сделать
выводы
о
положительном
влиянии
содержания
указанных
курсов
на
воспитание
обучающихся.
Родители
положительно
отзываются
о
реализации
курсов,
о
содержании
занятий.
Точно
могу
сказать
о
том,
что
никакого
навязывания
религиозного образования в школе нет и быть не может.
Опыт
проведения
окружной
Православной
конференции
показывает
наличие
большого отклика со стороны детей, их родителей, педагогов в подготовке исследовательских
работ, тематикой которых являются вопросы религии, в том числе и Православия.
С 2014 года наша школа является
базовой кафедрой ГОУ УППУ по вопросам
реализации программ и проектов духовно-нравственного воспитания. В прошлом учебном
году
на
базе
школы
была
проведена
секция
городской
педагогической
конференции,
посвященная
проблемам
духовно-нравственного
воспитания,
диалог
между
участниками
конференции свидетельствовал о наличии потребности в обмене опытом между школами по
вопросам привлечения родителей к воспитательной работе в школе, по работе с детьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации, именно с позиции духовно-нравственного
образования.
Всем
известно
-
государственные
органы
власти,
суд,
система
образования
освобождаются
от
диктата
религиозных
объединений
(католических,
лютеранских,
кальвинистских, англиканских) и начинают воспринимать каждую из них как равноправную
перед законом религиозную общину. В этом случае «светская Школа» оказывается не та,
которая существует в мире, где как будто бы нет никаких религий или где сама религиозность
воспринимается как нечто постыдное, свойственное примитивным обществам и людям.
Напротив, светская школа оказывается способной воспринимать религиозные общины в
качестве равноправных партнеров, которые могут участвовать в образовательном процессе
при условии уважения ключевых ценностей светского характера государственной Школы. К
этим ценностям можно отнести критичность мышления, уважение к свободе внутреннего
мира ребенка, терпимость к иному мнению. Озвученные ценности нам кажутся важными и
необходимыми для школьного образования.