Напоминание

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА


Автор: Тетерина Екатерина Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ЦЕРКОВЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Раздел: среднее образование





Назад




Тетерина Е.Ю., заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №10» ГО Ревда ЦЕРКОВЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА На сегодняшний день проблема взаимоотношения современной российской школы и религиозного образования в ней тема больших споров и сомнений. Бытует мнение – религиозного образования, в частности, православия слишком много в современной школе. Однако опыт работы в средней общеобразовательной школе даёт основания утверждать, что православия и Церкви в современной школе почти нет. Как правило, педагогическое сообщество обыкновенной школы в своей профессиональной жизни лишено опыта взаимодействия с конфессиональными учреждениями. Поверхностные разговоры о внедрении Церкви в школу часто являются основанием для негативного отношению к этому родителей и, как ни странно – самих педагогов. Обратимся к прошлому. Именно православная церковь, а в западных странах соответственно – католическая, в восточных - мусульманство, были родоначальниками всей системы образования в цивилизованном мире. Именно на церковном образовании зарождалась Школа. Кто были первыми учителями? Это служители Церкви. Кто был первым учителем Великого Петра I? Цитирую: «…у
чителем

Петра

стал

ничем

не

примечательный подьячий Никита Моисеевич Зотов, человек простой, но сведущий в

грамоте. Петр любил слушать рассказы и разглядывать книжки с картинками – у него

была коллекция «потешных тетрадей» с изображениями преимущественно на военную

тему…
».
«…Первым

учителем

Ломоносова

был

крестьянин

той

же

Куростровской

волости Иван Шубной, затем помощь в обучении оказал и дьячок местной Дмитровской

церкви Сабельников. Учение шло легко, и мальчик "через два года учинился, к удивлению

всех, лучшим чтецом в приходской своей церкви". Сначала его любимым чтением были

"жития святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя

природную память: когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал

сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно…"
Именно им – подъячим, дъяконам и др. принадлежит начало воспитания в детях, будущих граждан своего государства – нравственности, духовности, патриотизма и много другого, чего нам сейчас так не хватает, дефицит чего мы сейчас пытаемся восполнить. Сегодня не самоцель, привлечь в школу Церковь. Главное – единство образования: или Церковь и Школа будут по-прежнему находиться в состоянии конфликта, или же мы окажемся очевидцами активного сотрудничества, конфессионального и педагогического сообществ во имя нравственного возрождения России. Необходимость "присутствия" религии в школе обосновывается следующими аргументами. Современные государства и политические режимы шатки, неустойчивы, их доктрины носят временный и противоречивый характер, тогда как задачи формирования личности должны определяться вечными, неизменными принципами и это может обеспечить только церковь - такой же вечный институт. Нравственное воспитание как важнейшее направление деятельности школы непременно должно строиться на основе религиозной этики. Опираясь на религию, можно формировать у ребенка такие вечные добродетели, как честность, великодушие, терпимость, способность к самопожертвованию. Этими постулатами руководствуются сотни тысяч конфессиональных школ в разных странах Запада. Опыт МАОУ «СОШ №10» по реализации курсов ОРКСЭ, «Основы православной культуры» позволяет сделать выводы о положительном влиянии содержания указанных курсов на воспитание обучающихся. Родители положительно отзываются о реализации
курсов, о содержании занятий. Точно могу сказать о том, что никакого навязывания религиозного образования в школе нет и быть не может. Опыт проведения окружной Православной конференции показывает наличие большого отклика со стороны детей, их родителей, педагогов в подготовке исследовательских работ, тематикой которых являются вопросы религии, в том числе и Православия. С 2014 года наша школа является базовой кафедрой ГОУ УППУ по вопросам реализации программ и проектов духовно-нравственного воспитания. В прошлом учебном году на базе школы была проведена секция городской педагогической конференции, посвященная проблемам духовно-нравственного воспитания, диалог между участниками конференции свидетельствовал о наличии потребности в обмене опытом между школами по вопросам привлечения родителей к воспитательной работе в школе, по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, именно с позиции духовно-нравственного образования. Всем известно - государственные органы власти, суд, система образования освобождаются от диктата религиозных объединений (католических, лютеранских, кальвинистских, англиканских) и начинают воспринимать каждую из них как равноправную перед законом религиозную общину. В этом случае «светская Школа» оказывается не та, которая существует в мире, где как будто бы нет никаких религий или где сама религиозность воспринимается как нечто постыдное, свойственное примитивным обществам и людям. Напротив, светская школа оказывается способной воспринимать религиозные общины в качестве равноправных партнеров, которые могут участвовать в образовательном процессе при условии уважения ключевых ценностей светского характера государственной Школы. К этим ценностям можно отнести критичность мышления, уважение к свободе внутреннего мира ребенка, терпимость к иному мнению. Озвученные ценности нам кажутся важными и необходимыми для школьного образования.


В раздел образования