"Роль классного руководителя в воспитании детей с нарушениями в развитии"
Автор: Банникова Светлана Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: Чумаковская школа-интернат Населённый пункт: С.Чумаково Наименование материала: статья Тема: "Роль классного руководителя в воспитании детей с нарушениями в развитии" Раздел: среднее профессиональное
Банникова Светлана Анатольевна
Учитель I квалификационной категории
Статья
«Роль классного руководителя в воспитании детей с нарушениями в развитии»
Многие ученики, переступившие порог нашей школы, познали неуспешность в
учении. Данную проблему педагогический состав рассматривает как основную для
обеспечения успешной деятельности учащихся, как основное средство коррекции
личности и формирования положительной мотивации к учению. Особое внимание
уделяется
в
школе
серьёзной
работе
по
восстановлению
доверия
ребёнка
к
окружающим взрослым, так как длительная неуспешность в обучении реализуется
в
стойком
негативном
поведении,
в
неприятии
требований
школы.
Создание
ситуации
успеха,
поощрение,
сопереживание
-
ведущие
моменты
в
учении,
средство
формирования
интереса
к
познавательной
деятельности.
Классный
коллектив
не
может
существовать
без
человека,
управляющим
и
направляющим
его
становление
и
развитие,
другими
словами
–
воспитанием.
Таким человеком и является классный руководитель. Давайте, для себя определим,
ч е м
ж е
э т о т
ч е л о в е к ,
к о н к р е т н о ,
з а н и м а е т с я .
Классный руководитель – педагог, занимающийся, организацией, координацией и
проведением внеурочной воспитательной работы. Работа классного руководителя –
целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе
программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей
деятельности,
позитивных
и
негативных
тенденций
общественной
жизни,
на
основе личностно – ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих
перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классном коллективе.
Педагог принимает во внимание и уровень воспитанности учащихся, социальные и
материальные
условия
их
жизни,
специфику
семейных
обстоятельств.
Деятельность
классного
руководителя
направлена
на
работу
с
обучающимися
своего класса. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы
классный руководитель создает благоприятные условия для успешной адаптации и
вхождения
ребенка
с
интеллектуальным
недоразвитием
в
социум,
развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
т в о р ч е с к о й
и н д и в и д у а л ь н о с т и .
Классный руководитель гуманизирует отношения между детьми в коллективе,
способствует формированию нравственных, смысловых и духовных ориентиров,
организует
социально-ценные
отношения
и
переживания
воспитанников
в
классном коллективе; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные
психолого-педагогические
условия
для
развития
личности
учащегося. Работа классного руководителя направлена на развитие и становление
личности
школьников
с
интеллектуальной
недостаточностью,
также
на
становление «лица» классного сообщества в школе. Помимо этого кл. руководитель
заботится о месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному
общению.
Рассмотрим
основные
цели
деятельности
классного
руководителя:
1.
Организация
воспитывающей
и
развивающей
деятельности
в
классном
коллективе.
2 .
О р г а н и з а ц и я
и
р а з в и т и е
к о л л е к т и в а
к л а с с а .
3. Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления его
в н у т р е н н и х
с и л ,
с к л о н н о с т е й ,
и н т е р е с о в
и
с п о с о б н о с т е й .
Основные
цели
деятельности
классного
руководителя
могут
достигаться
посредством решения следующих задач:
1. Социальные
2. Диагностическо- этические
3. Нравственные
4. Задачи индивидуально – практического характера
Социальные задачи
1) Защита ребенка.
2) Помощь ребенку.
3) Включение его в систему социальных связей.
4) Взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях
создания оптимальных условий для развития личности и её социализации.
Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным
педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных кризисов учащихся с
интеллектуальной недостаточностью. При непосредственном участии социального
педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность
школьников, мероприятия, классные часы, направленные на решение социальных
проблем и сложностей, возникающих у учеников коррекционной школы VIII вида.
С совместными усилиями кл. руководителя и соц. педагога организуется
информирование учащихся о действующих детских и молодежных организациях,
которые способствуют включение детей и подростков с интеллектуальными
отклонениями в новые социальные отношения, социализации личности.
Диагностическо- этические задачи
Классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления,
личные качества и индивидуальные характеристики. Ему также необходимо тесно
сотрудничать с медицинскими работниками школы (с психиатром и педиатром) для
того чтобы знать психофизические особенности школьников, их возможности и
г р а м о т н о
в ы с т р а и в а т ь
к о р р е к ц и о н н у ю
р а б о т у .
Совместно
с
психологом
классный
руководитель
изучает
индивидуальные
особенности
учащихся,
процесс
их
адаптации
и
интеграции
в
микро
и
макросоциум.
При поддержке психолога классный руководитель анализирует
развитие коллектива класса, определяя способности и возможности учеников с
интеллектуальным
отставанием,
координирует
выбор
форм
и
методов
индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности.
Нравственные задачи
1) Ориентация ребенка на критерии добра и зла.
2) Постановка детей в ситуацию нравственного выбора.
3) Конкретизация нравственных критериев.
Практическая работа классного руководителя при реализации нравственных задач
основана на развитии у школьников с интеллектуальным недоразвитием
нравственных и этических норм жизни, формировании правил поведения, также
формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения
к правам друг друга, формирование качеств от которых зависит культура
поведения, культура труда и общения.
Классный руководитель развивает у учеников коррекционной школы взгляды,
представления о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге и
справедливости. В ходе воспитывающей работы классный руководитель ставит
ребенка в ситуацию нравственного выбора с целью проведения совместного
анализа, разбора той или иной ситуации для формирования или закрепления
нравственных норм.
Задачи индивидуально – практического характера
1) Планирование своей работы.
2) Контроль и коррекция деятельности.
3) Педагогика рефлексии.
Учитывая психофизиологические особенности школьников с интеллектуальной
недостаточностью, и их индивидуальные возможности классный руководитель
выбирает наиболее продуктивные формы и методы коррекционной работы
направленные на развитие личности. Основываясь на этом, классный руководитель
планирует воспитательную работу, в процессе которой как самостоятельно
подводит итоги, так и пытается привлечь, обратить внимание детей на собственное
состояние, выявить трудности и найди пути их преодоления.
Максимально успешно в работе классного руководителя помогают рефлексивные
воспитательные технологии.
Таким образом: каждый классный руководитель должен обладать
определенными знаниями, которые должны быть систематизированы.
Знания кл. руководителя должны представлять определенную систему, состоящую
из 3 компонентов.
1) Знания особенностей развития личности и детского коллектива.
2) Психолого-педагогические знания.
3) Общие знания - это знания из разных областей жизнедеятельности человека.
Каждый из нас в той или иной степени обладает всеми этими знаниями, и
применяет их на практике. Но, современная реальность требует от классного
руководителя именно системного применения этих знаний на практике.
Необходимо четко понимать плюсы и минусы своего класса и знать, какую
методику и каким образом применить для своевременной коррекции
воспитательного процесса. Наблюдение – этот метод, который известен каждому из
нас, конечно, хороший метод, но далеко не всегда применение только его бывает
достаточно для того, чтобы понять детский коллектив, с которым мы работаем, для
того чтобы понять личность каждого ребенка, являющегося составляющей этого
коллектива. Итак, задача классного руководителя – уловить, понять, что
происходит и вовремя среагировать, чтобы помочь детям разобраться в
происходящем, подсказать, что делать. Классный час и есть то время, когда можно
решать проблемы, поговорить о том, что волнует ребят. Для строительства
классного коллектива нужны такие «кирпичики» как:
-совместные решения об организации жизни класса;
-коллективный анализ деятельности;
-признания того, что отношения в классе зависят от каждого.
Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра
деятельности,
чтобы
каждый
ребенок
нашел
себе
дело
по
душе
и
внес
свой
собственный
вклад
в
коллективное
жизнетворчество.
Целенаправленная
и
постоянная работа педагога по педагогическому обеспечению процесса развития
классного
коллектива
позволяет
достичь
определенных
результатов
в
воспитательной деятельности. Хотелось бы отметить, что не так важна форма
плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это
значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в
ежедневном
непосредственном
общении.
Любить
–
значит
заниматься
ими,
проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть –
означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите
видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.