Автор: Островская Ольга Валериевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 150 Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: Тема: "Дифференциация парных согласных д – т". Раздел: дошкольное образование
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной
группе
Тема: «Дифференциация парных согласных д – т ».
Цели:
1.
Закрепить знания детей о звуках [т], [д].
2.
Учить различать эти звуки в словах и предложениях.
3.
Развивать навыки звукового анализа.
4.
Закреплять звуко-буквенные связи.
5.
Развивать слуховое внимание.
6.
Формировать усидчивость.
Оборудование: предметные картинки (петух, радуга, дым, стол), сигнальные карточки,
картинки с изображением колокольчика, перечеркнутого колокольчика.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
- Покажите правую руку, сожмите ее в кулак, покажите два пальца. Назовите первый
звук в слове «два». Покажите три пальца. Назовите первый звук в слове «три».
II. Подведение к теме
- Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Верно. Тема нашего занятия –
различение звуков [т] и [д] в словах и предложениях.
III. Работа по теме.
Задание 1. Характеристика звуков.
Вопросы логопеда:
- Звуки [т], [д] – согласные или гласные? Как вы определили, что это согласные звуки?
Это мягкие или твердые звуки? Приложите руку к горлышку. Дрожит ли горлышко
при произнесении звука [д]? С голосом или без голоса произносится этот звук? Какой
это звук? На доске выставляется картинка с изображением колокольчика. Участвует
ли голос в произнесении звука [т]? Какой это звук? На доске выставляется картинка с
изображением перечеркнутого колокольчика.
Задание 2. Выделение звуков из слов.
-
Будьте
внимательны!
Сейчас
я
буду
произносить
слова.
Если
слово
будет
произнесено неправильно, то поднимите красную карточку и назовите правильно.
Речевой материал: таракан, дыква, тырка, домино, дапки, тым, ведро, лопада, ракеда,
бесета.
Задание 3. Дифференциация звуков в словах.
- Я загадаю вам загадки. Если в отгадке вы услышите звук [т], покажите три пальца,
звук [д] – два пальца. ( Когда дети отгадывают загадку, на доску выставляется картинка
с отгадкой).
Загадки:
- Что за будильник:
Живой, с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком? (петух)
- Мост воздушный без перил
Дождик с солнцем сотворил.
И никто, хоть рядом был,
По нему не походил. (радуга)
- Чем морознее, тем выше
Поднимается над крышей. (дым)
- Держат крышу четыре ноги,
А на крыше – чай, пироги…(стол)
Задание 4. Соотнесение звука и буквы.
- Какими буквами мы обозначает звуки [т], [д]?
Напишите подушечкой указательного пальца правой руки на ладони левой руки букву
д,
т. Сейчас я буду называть слова, если услышите в них звуки [д] – [т], напишите
соответствующие буквы на левой ладони.
Речевой материал: дуга, кино, туман, пловец, потушил, добрый, приду, Таня.
Физкультминутка.
-
Давайте
немного
отдохнем.
Ноги
на
ширине
плеч,
руки
опущены.
Слушайте
внимательно и повторяйте.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим,
Повороты вправо – влево
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Распрямили плечи, спинки.
А теперь конец разминки!
Задание 5. Сравнение слов по смыслу.
- Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова если заменить один звук. Я
буду называть слово со звуком [т] или [д], а вы будете менять его на противоположный
и объяснять смысл слов.
Речевой материал: дочка – точка, трава – дрова, душ – тушь, кадушка – катушка,
удочка – уточка.
Задание 6. Графический диктант.
- Я буду диктовать слова. Если услышите звуки [т], [д] – пишите буквы т, д.
(Дается образец для тренировки).
Речевой материал: дом, туча, вата, вода, газета, дует; торт, стыдно.
IV. Подведение итогов.
Вопросы логопеда:
- Напомните мне, чем мы сегодня занимались? Какие звуки сравнивали? Чем они
похожи? Чем различаются? Зачем их надо различать?