Автор: Беднякова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ТРдетский сад №2 Населённый пункт: г.Торопец Тверская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа кружка "Колобок" Раздел: дошкольное образование
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Возрастные особенности детей третьего года жизни.
3.Срок реализации.
4.Сведения о квалификации педагога.
5.Содержание образовательного процесса.
6.Цель программы.
7.Задачи программы.
8.Особенности организации образовательного процесса.
9.Принципы построения образовательного процесса.
10.Обоснования программы.
11.Расписание работы кружка.
12.Календарно – тематическое планирование.
13.Содержание психолого – педагогической работы.
14.Планируемые результаты.
Пояснительная записка.
Программа разработана воспитателем г.Торопца Бедняковой Еленой Ивановной в
соответствии с федеральными государственными требованиями, с учетом особенностей
психологического развития и возможностей детей.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных
документов:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных организаций» от 15.05.2014;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23 – 16
«О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
образовательных формах обучения».
Лепка является одним из осязаемых видов художественного творчества, в котором из
пластических материалов создаются объемные и плоские образы, целые композиции.
Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что – то
красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка,
полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение
лепкой. Формирование творчества основывается на развитии психических процессов:
восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной
умелости, которые развиваются в процессе лепки. Занятия по лепке развиают мелкую
моторику, координацию движений, фантазию, интеллект, творчество, знакомятся с
цветами и учатся их различать.
Возрастные особенности детей третьего года жизни.
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений.
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий, стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Проявляет интерес к изобразительной
деятельности. Владеет активной речью включенной в общение со взрослыми и
сверстниками; умеет играть рядом со сверстниками не мешая им; проявляет интерес к
сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. Эмоционально откликается на
игру, предложенную взрослым и принимает игровую задачу.
Срок реализации: октябрь – май
Сведения о квалификации педагога.
Беднякова Елена Ивановна – первая квалификационная категория, образование средне –
специальное.
Содержание образовательного процесса.
Показать детям разнообразие пластических материалов: глина, пластилин, соленое тесто,
бумажная масса; познакомить с их свойствами: пластичность, вес, вязкость, цельность
массы.
Лепка предметов из различных пластических материалов и их роспись.
Цель программы.
Всестороннее развитие детей младшего возраста через одного из ведущего способа
эстетического воспитания – лепка.
Задачи программы.
- учить детей видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее
характерные признаки;
- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук; соизмерять
нажим ладоней на комок пластического материала;
- создавать простейшие формы(шар, цилиндр) и видоизменять их, создавая при этом
выразительные образы;
- учит лепить пальцами, соединять детали, примазывая их друг к другу; защипывать крй
формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала;
- создавать оригинальные образы из 2- 3 деталей, передавая пропорции и взаимное
размещение частей.
Особенности организации образовательного процесса.
- чтение русских народных сказок, потешек, стихотворений;
- организация дидактических игр, эксперементирование;
- рассматривание предметов, картинок;
- организация пальчиковых игр;
- беседы (родители, дети);
- оформление выставок индивидуальных и коллективных работ;
- фото – выставки.
Принципы построения образовательного процесса.
- принцип гармоничного развития(вхождения в современный мир через взаимодействия
дошкольника с изобразительным искусством, лепкой, музыкой, детской литературой,
родным языком, игрой, музыкой, трудом);
- принцип целостности содержания образования;
- принцип смыслового отношения к миру;
- принцип систематичности (единые линии развития и содержания);
- принцип обучения деятельности;
- креативный принцип;
- принцип практической применимости и педагогического подхода;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста;
-принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса.
Обоснование программы.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики; выстроена по принципу развивающего образования, целью
которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач.
Общий объем определяется в соответствии с возрастом воспитанников, основными
направлениями развития, спецификой нашего дошкольного учреждения.
Расписание
Вторник – четверг: 15.45 – 16 00
Календарно – тематическое планирование.
Октябрь
1 – 2 «Пластилин»
Цель: познакомить со свойствами пластилина: мягкий, эластичный, развивать моторику
рук.
3 – 4 «Ежик на полянке»
Цель: учить детей раскатывать шарик из пластилина и надавливать пальчиком на каждый
шарик, прикрепляя его к плоскости.
5 -6 «Мухомор»
Цель: продолжать учить раскатывать пластилин круговыми движениями рук, развивать
силу нажима пальцев рук.
7 – 8 «На полянке ель растет»
Цель: продолжать учить раскатывать пластилиновый шарик и слегка размазать его сверху
вниз (шишки), развивать чувство ритма.
Ноябрь
1 – 2 «Ягодки на тарелочке» - пластилин
Цель: учить детей лепить шар разными способами (круговыми движениями ладоней и
пальцев; вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого
предмета и пяти мелких.
3 - 4 «Репка на грядке»
Цель: учить лепить репку способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней,
слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной
форме; развивать чувство формы.
5 – 6 « Соленое тесто»
Цель: познакомить детей со свойствами соленого теста: мягкое, эластичное; вызвать
интерес к работе с соленым тестом.
7 -8 «Мышка – норушка» - соленое тесто
Цель: учить лепить мышку на основе конусообразной формы; развивать чувство формы и
мелкую моторику; воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях
пластическими средствами.
Декабрь
1- 2 «Я пеку, пеку, пеку…»
Цель: учить лепить угощение для кукол из соленого теста; показать разнообразие форм
мучных изделий; активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления
поделок (раскатывания шара, сплющивания в диск, прищипывание, защипывание,
вдавливание, нанесение отпечатков); развивать чувство формы, пропорций,
согласованность работы обеих рук.
3 – 4 «Бублики – баранки»
Цель: формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и
замыкать в кольцо; развивать восприятие формы и величины; глазомер и мелкую моторику
5 - 6 «Лесной магазин»
Цель: учить детей лепить животных конструктивным способом из соленого теста;
развивать чувство формы, мелкую моторику.
7 - 8 «Новогодние игрушки»
Цель: учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста;
активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок; развивать
чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность работы обеих рук; вызвать желание
украсить елочку игрушками – самоделками.
Январь
1 – 2 «Баю – бай, засыпай»
Цель: учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек» из
пластилина, активизировать приемы декорирования лепных поделок, показать
возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках; воспитывать
чувство формы, композиции, мелкую моторику.
3 – 4 «Робин – Бобин Барабек»
Цель: вызвать интерес к созданию шуточной коллективной композиции по мотивам
литературного произведения; активизировать освоенные способы лепки и приемы
оформления поделок (раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание,
прищипывание, вдавливание, нанесение отпечатков) из пластилина.
Февраль
1 – 2 «Веселая неваляшка»
Цель: учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного
размера; показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки;
формировать умение планировать свою работу; развивать чувство формы и пропорций.
3 – 4 «Мостик»
Цель: вызвать интерес к моделированию мостика из 3 – 4»бревнышек» и созданию
композиции (ручеек, мостик, цветы); учить выравнивать пластилиновые детали (столбики
– бревнышки) по длине, лишнее отрезать стекой; развивать чувство формы и величины.
5 -6 «Глина»
Цель: познакомить детей со свойствами глины: мягкая, эластичная; воспитывать интерес к
работе с глиной; развивать моторику рук.
7 – 8 «Снесла курочка яичко»
Цель: учить детей лепить из глины предметы овальной формы; использовать воду для
сглаживания поверхности; воспитывать аккуратность в работе.
Март
1 -2 «Ути – ути, уточки!»
Цель: познакомить детей со скульптурным способом лепки; учить оттягивать из целого
куска глины голову птицы; свободно применять знакомые способы лепки; развивать
чувство формы и пропорций.
3 -4 «Птички в гнездышке»
Цель: учить детей лепить гнездышко скульптурным способом из глины: раскатывать в
шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать; лепит 2 -3 птенчиков по размеру
гнездышка.
5 – 6 «Подарок маме»
Цель: продолжать учить лепить предметы из глины (конфетки, выпечка, колечки,
цветы…), используя уже знакомые способы лепки; воспитывать любовь и уважение к
маме.
7 -8 «Сосульки – воображульки»
Цель: учить лепить предметы в форме конуса; вызвать интерес к моделированию сосулек
разной длины и толщины; побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для
усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать;
показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2- 3 цвета; воспитывать
интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в лепке.
Апрель
1 – 2 «Пельмени»
Цель: продолжать развивать различные приемы лепки ( раскатывание теста круговыми
движениями рук, сплющивание, прищипывание; воспитывать интерес в работе с соленым
тестом, доброжелательность.
3 – 4 «Цветы на клумбе»
Цель: развивать силу нажима, раскатывать глину круговыми движениями рук; развивать
чувство ритма, цвета; воспитывать аккуратность в работе.
6 – 7 «Орешки для белочки»
Цель: формировать умение лепить из пластилина овальную форму, работать стекой;
воспитывать желание помочь зверушкам.
7 -8 «Как у нашего кота»
Цель: активизировать знакомые способы лепки из пластилина, вызвать интерес к
созданию образа по мотивам народной потешки.
Май
1 – 4 «Печенье для куклы»
Цель: закрепить способы лепки (раскатывание круговыми и прямыми движениями рук,
сплющивание, скручивание, прищипывание, сглаживание); развивать координацию обеих
рук; использовать в работе с глиной стеки.
5 – 8 «Леплю, что хочу»
Цель: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, используя различный
пластический материал; закрепить различные способы лепки.
Содержание психолого – педагогической работы
- знакомство детей с разнообразием пластических материалов через выполнение работы
по образцу;
- познакомить со свойствами пластических материалов и возможностей своего
воздействия на материал.
Форма образовательной деятельности
- совместная деятельность педагога с детьми
- совместная деятельность педагога с родителями.
Форма организации детей
- подгрупповая
Интеграция образовательных областей
- художественно – эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- развитие речи;
- социально – коммуникативное развитие.
Ожидаемый результат
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- приобретения опыта двигательной активности, направленной на развитие мелкой
моторики;
- обогащение активного словаря и развитие связной речи;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, развитие
воображения и творческой активности;
- развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.