Автор: Чечёткина Ольга Ильинична Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1569 "СОЗВЕЗДИЕ" корпус 8 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: "Жизнь диких животных в лесу (медведь и лиса") Раздел: дошкольное образование
Программное содержание:
Уточнить, что такое живая и неживая природа.
Уметь определять на слух голоса птиц, животных, шум водопада.
Отгадывание загадок.
Закрепить знание детей о жизни диких животных (лисы и медведя) в лесу. Уметь
определять, кто в каком доме живет. Д/и «Угадай, чей дом».
Игра «Угадай, что лишнее».
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому.
ход работы:
ребята, когда вы выходите из дома на улицу, что вы видите? (деревья, снег, солнце,
птиц и т.д.) Что это такое? Природа. Давайте вспомним какая бывает природа? Живая
и неживая). Что относится к живой природе (дети перечисляют). К живой природе
относится всё, что растет, дышит, кому нужны солнце и еда, вода. Что относится к
неживой природе?(солнце, камни, снег, ветер и т.д.) Ребята, а вы хотите отправиться
путешествовать? Куда мы с вами сейчас попадем ы сами попробуйте догадаться. Дети
из группы переходят в зал. Ребята, закройте глаза. Включаю аудиозапись «голоса
птиц». Постарайтесь пофантазировать, где мы с вами оказались сейчас. Да, правильно,
мы оказались в лесу. Кто живет в лесу? Ответы детей. Как мы называем таких зверей?
(хищники, дикие животные). Включаю кассету со звуком водопада? Ребята, а это что
такое шумит. Как вы думаете? Ответы детей (вода, речка, ручей). Да, это ручей. Зачем
нужен ручей в лесу? Чтобы звери, птицы могли пить.
Теперь послушайте загадку и попробуйте отгадать:
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
правильно, это медведь. А вот и он. Показываю картину с изображением медведя.
Скажите, какое это животное? Дикое. Почему медведя называют косолапым? Он ставит
лапы пальцами внутрь, а пятками наружу. Покажите как ходит медведь.
Кто хочет рассказать о медведе? Если дети затрудняются задавать вопросы. Скажите,
какой медведь? (большой, лохматый, косолапый). Можно сказать, что медведь
неуклюжий? (Нет, он хорошо лазает по деревьям и бегает). Чем питается медведь?
Ягодами, мед любит, муравьями, рыбой - это он летом питается этим кормом. Что же
медведь ест зимой? Зимой он не ест, а спит в берлоге. Но тогда он может умереть? Нет,
за лето он накапливает жир, много ест и этот жир помогает ему выжить. Берлога это
дом медведя. А нужна ли она летом?
(Нет. Медведь летом не спит). А когда рождаются детеныши? Зимой, они спят, а весной
мама их выводит на свежий воздух, потому что они подрастут уже. Как называются
детеныши у медведей - медвежата, а как называют папу медведя - медведь, а маму -
медведица. Мишка - медведь - герой многих русских народных сказок, песенок. Как
люди ласково и уважительно обращаются к нему? (медведюшка - батюшка). Какие
сказки вы знаете, где встречается медведь? (дети перечисляют).
Я
загадаю вам еще одну загадку, а вы отгадайте:
Хитрая плутовка Рыжая
головка,
Хвост пушистый - краса.
А зовут её...............(лиса).
А вот и она. Подвожу к игрушке и тут же показываю картину. Ребята, скажите, Почему
говорят: «Лиса - всему лесу краса? (Потому что у неё красивая шубка - рыжая,
пушистая). Меняет ли лиса окраску? (нет). С наступлением зимних холодов, шубка
лисья становится пышней и теплей. А что особенно украшает лису? Хвост. Для чего он
нужен? (В сильные морозы лиса может улечься прямо на снег, укрыв нос и лапы своим
пушистым, теплым хвостом. И мороз ей ни почем. Почему кончик хвоста белого цвета?
(Белый кончик служит для лисят ориентиром, чтобы они не потерялись). Лиса очень
бережет свой хвост.
Когда рождаются детеныши? (весной). Как называют детенышей лисы? Как называют
папу лисят - лис, а мама - лиса. Спит ли лиса зимой как медведь? (нет). Есть ли у лисы
дом? Есть, но она сама его не делает. Она выгоняет из норки какого-нибудь зверька
(например, барсука, и занимает его нору). Если она не спит, зачем ей нужен дом? Она
прячется в норку в плохую погоду. Когда лиса выходит на охоту? Ночью, а днем она
спит. Лиса - хитрый зверь. Покажите, какая лиса хитра как она ходит, крадется за своей
добычей? (дети изображают лису). Чем питается лиса? Лягушками, жучками, разоряет
птичьи гнезда, охотиться за зайцами, мышам может поймать уточку у воды. Зимой чем
питается лиса? Мышами-полевками, охотится за зайцами, может и в деревню за
курочкой прийти.
Лиса тоже, как и медведь, героиня многих русских народных сказок. Умная и хитрая
она кого угодно проведет. Как лису называют в сказках? (Лиса-Патрикеевн Кумушка-
Лиса, Лисичка-сестричка). Она всегда ловко обманывает зверей, птиц, людей. В каких
сказках встречается нам лиса? (дети перечисляют). Песня. Молодцы, все хорошо
отвечали, а сейчас поиграем.
Я буду говорить вам слова, а вы должны сказать, какое слово лишнее и почему.
Лиса, медведь, заяц, дятел.
Сорока, белка, синица, ворона.
Волк, ёж, конь, лиса.
Заяц, собака, кот, свинья.
Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок, медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску).
Ребята, из леса к нам пришли звери. Они расстроены, потому что не могут найти свои
дома. Потерялись они. Давайте поможем зверям.
На столе разложены картинки диких животных. На мольбертах, дома этих животных:
берлога, нора, дупло и т.д. Дети берут картинки и приклеивают рядом с нужным
домиком. После того, как дети всё сделают, воспитатель вместе с детьми проверяет,
всем ли зверям правильно нашли дома.
Теперь все лесные жители довольны, у каждого есть свой дом, все рады. Звери говорят
вам спасибо и предлагают поиграть в подвижную игру «У медведя во бору».