Напоминание

Ценностные ориентации современных подростков и старших школьников


Автор: Беглярова Эльвира Александровна
Должность: магистрант 2 года обучения исторического факультета
Учебное заведение: ФГБОУ ВО " АГПУ"
Населённый пункт: г. Армавир,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Ценностные ориентации современных подростков и старших школьников
Раздел: высшее образование





Назад





ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время общество находится на той ступени развития, когда происходит постоянное изменение ценностей, и вследствие этого существуют противоречия, связанные с переосмыслением и пересмотром ценностных характеристик. Поэтому изучение ценностных ориентаций является необходимым условием при воспитании и развитии подростков и старших школьников. Определяя понятие ценностных ориентаций в социальной психологии существует такое определение, от французского orientation – установка, как понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для человека предметов или явлений социальной действительности. При этом система ценностных ориентаций выражает идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит. Ценностные ориентации выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка. Выделяя наиболее существенные характеристики, определяющие понятие ценностных ориентаций личности, необходимо отметить следующее: 1. Идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в них; 2. Способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации являются неотъемлемой частью развития личности. На рубежах развития, в переходные периоды, возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе отмирают и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста. Именно на стыке двух возрастов ценностные ориентации ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя к их качественной перестройке. Практически, ценностные ориентации, как личностно образующая система складывается к подростковому возрасту, что обусловлено определенным уровнем развития самосознания детей, которые только к 10-11 годам осознают свое «Я» в системе общества. И хотя подростки к формированию ценностных ориентаций закладываются еще в дошкольном возрасте, само формирование происходит именно в подростковый период, когда определяется позиция ребенка в сфере социальных отношений. Актуальность рассмотрения данной тематикиопределена тем, что формирование ценностей у подростков является необходимым условием функционирования общества. Социальные события современности показывают, что ценностные ориентации подростков и старших школьников необходимо рассматривать, как целостное явление, которое возможно определить только при всестороннем рассмотрении. Именно осмысление ценностей подрастающего поколения позволяет показать перспективные направления воспитательной работы. В ходе социализации, человек приобретает, преломляет через свой собственный индивидуальный психологический облик те ценности, нормы, правила поведения, которые приняты в данном обществе. Социализация, выступая как активный процесс повторения ребенком в рамках сотрудничества со взрослыми и в ходе самостоятельной деятельности, опыт, приобретенный ребенком, перерабатываясь, возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных достижений. В процессе усвоения, ребенок начинает применять их в своем собственном поведении, деятельности, отношении к окружающей действительности. В ходе социализации у ребенка формируются и развиваются ценности, убеждения, мировоззрения, идеалы, которые в дальнейшем являются руководящей основой его осознанного отношения к действительности, к окружающим людям, самому себе, проявляются в его поступках и поведении. Но процесс формирования и развития личности идет не стихийно, а определяется законами, закономерностями, движущими силами развития, когда в процессе ведущей деятельности у ребенка формируются новообразования, присущие определенному возрастному этапу. В старшем школьном возрасте начинает устанавливаться определенная сфера интересов, которая постепенно приобретает широкую устойчивость. Сфера интересов является психологической основой ценностных ориентаций старшего школьника. Как составляющая структуры личности ценностные ориентации определяют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывая на направленность ее поведения. Ценностные ориентации формируют отношение человека к общественной действительности, определяют мотивацию его поведения, выражают воздействие на все стороны его жизнедеятельности.
Ценностные ориентации человека формируют его отношение к окружающей действительности, определяют его поведение, оказывают влияния на различные стороны его жизнедеятельности. Именно сформированные ценности указывают на зрелость личности, способность жить в социуме. Сформировавшиеся ценностные ориентации указывают на то, что подросток внутренне готов к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов. Ценности представляют собой идеалы, определенные идеи, цели, к которым человек стремится. При этом важно отметить, что существуют общепринятые ценности: любовь, уважение, деньги и др., а также внутригрупповые ценности, к которым можно отнести политические, религиозные и индивидуальные. Р.С. Немов определяет ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Старший школьный возраст – это наиболее зыбкий период в жизни человека. Именно в этот момент у подростка ломаются прежние ценности, появляются новые и перестраиваются старые, происходит перемена отношения к миру и обществу в целом, а также меняется отношение к самому себе. Подросток вступает в тот период, когда происходит процессы самосознания и самоопределения, которые определят в будущем жизненную позицию сегодняшнего старшеклассника. Таким образом, ценностные ориентации являются основополагающим элементом структуры личности. Именно формирование ценностных ориентаций личности является объектом сосредоточенного внимания и всестороннего исследования. Наибольшее внимание следует уделять ценностным ориентациям в старшем школьном возрасте, так как именно этот период формирует ценности, как особую систему, которая в будущем формулирует и раскрывает жизненную позицию личности, ее социальное назначение. Ценностные ориентации оказывают влияние на поступки подростка, выступают связующим звеном между мотивациями и поступками школьника. Ценностные ориентации – внутренний компонент самосознания личности, который оказывает влияние на мотивы, интересы, установки, потребности личности. Важно понимать, что для старших школьников и подростков на сегодняшний день является значимым, каковы их жизненные ценности, а также, что следует сделать, чтобы направить эти ориентиры в необходимое русло. При рассмотрении данной темы необходимо: 1. Раскрыть сущность понятия «ценностные ориентации» в отечественной психологии. 2. Рассмотреть специфику формирования ценностных ориентаций у старших школьников и подростков. 3. Разработать систему психолого-педагогических рекомендаций по формированию ценностных ориентаций у подростков и старших школьников. Практическая значимость заключается в проведении исследования ценностных ориентаций. Полученные экспериментальные данные могут найти применение в методической, практической работе психологов, педагогов-психологов, педагогов и других работников образовательных учреждений. Теоретическая база формировалась на трудах отечественных философов и социологов, психологов, таких как С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов В.А. Ядов и др.; труды психологов и педагогов по проблемам развития ценностной сферы личности и личностно- ориентированного образования Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Исследование вопроса о формировании ценностных ориентаций у подростков и старших школьников представляет интерес, потому что на этой возрастной категории более заметно как индивид усваивает информацию из социума, а также как в дальнейшем он ее использует. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование системы ценностных ориентаций личности является важным вопросом для различных исследователей, которые рассматривают ее с различных сторон. Подростковый возраст – это тот период, когда формирование ценностей вызывает наибольший интерес, так как именно на этом этапе обеспечивается и определяется социальная позиция личности.


В раздел образования