Напоминание

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста


Автор: Хазиева Лилия Наилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Рыбно - Слободский детский сад "Бэлэкэч"
Населённый пункт: п.г.т. Рыбная Слобода
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ко нспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в разные климатические зоны» (север, пустыня, море). Знакомство со свойствами воды (твердая, жидкая, пар)»
Цель:
Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями. Закрепление знаний о роли воды в жизни растений, животных, людей. Знакомство со свойствами воды. Воспитание бережного отношения к воде, умению и желанию очищать воду от загрязнения.
Предварительная работа:
Проведение опытов, беседы, рассматривание иллюстраций, игры с игрушками животными разных климатически зон.
Материал:
макеты климатических зон, лаборатория (воронки, стаканы, марля, халаты), глобус, песок, вода, лед, стрелки, следы.
Словарная работа:
Млекопитающие, фильтры, колосняк, оазис.
Ход занятия:
1 часть. Дети входят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы хотели бы присоединиться ко мне? Дети: Да. Воспитатель: Мы отправимся в увлекательное путешествие по разным климатическим зонам. Сначала на Северный полюс, а затем чудесным образом окажемся в жаркой пустыне. После пустыни мы попадем на Балтийское море, а так как море находится рядом с нашим городом, мы вернемся в наш детский сад. Хотите? Дети: Да. Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие отгадайте загадку. Загадка о глобусе: На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать, где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это - глобус. Воспитатель: Да, действительно, это глобус. Глобус - это маленький макет земного шара, на котором живет много разных народов, находится большое количество больших и маленьких городов, большое количество разных животных, птиц, насекомых, горы, реки, моря и океаны. Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какие цвета вы видите на глобусе? Дети: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет. Воспитатель: Что же означают все эти цвета? Дети: Зеленый цвет - означает деревья, кустарники, лес; коричневый - горы; желтый - песок, пустыни; синий - моря, океаны, реки, озера; белый - лед, снег. Воспитатель: Ребята, моря, океаны, реки, озера, снег, лед -как можно назвать все одним словом?
Дети: Все это вода. Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели глобус, вспомнили, что означают разные цвета на нем, а сейчас, при помощи глобуса мы отправимся в разные климатические зоны. Сначала мы попадем на Северный полюс. Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2,3 - я глобус покручу, вас на Север приглашу! (Воткнуть флажок белого цвета на Северном полюсе, Обратить внимание детей на белые следы, которые помогут нам дойти до Севера). Воспитатель: Дети, посмотрите, чего очень много на Северном полюсе? Дети: Очень много снега, льда. Воспитатель: А почему? Дети: Потому что солнце находится очень низко и лучи только скользят по поверхности земли, совсем не нагревая ее, и вода замерзает. Потому что там низкие температуры, холод. Воспитатель: Правильно, Северный полюс - это настоящее царство льда и снега. Воспитатель: Опыт: Давайте потрогаем лед, какой он? Дети: Лед холодный, твердый, колется, в руке тает. Воспитатель: Молодцы. Лед - это твердое состояние воды. Воспитатель: А вы знаете, что даже в таких суровых условиях на Севере есть жизнь? Воспитатель: Женя приготовил загадку об одном из животных, которые там живут: Он на Севере живет, очень любит рыбу. Плавает, ныряет, волнами играет. А на сушу выйти лень, Потому что он - тюлень. Воспитатель: Лена тоже приготовила вам загадку: Он огромен, неуклюж. Весь покрыт он жиром. Есть усы, клыки и хвост. На кого же он похож? Ну, конечно, это - морж. Воспитатель: Что можно сказать о морже, тюлене? Дети: Эти животные очень толстые, жирные. Воспитатель: А почему они такие?
Дети: Потому что жир помогает им спасаться от холода. Воспитатель: А вы знаете, какой самый большой зверь живет на Севере? Дети: Самый большой - белый медведь. Воспитатель: Как вы думаете, почему у него мех белый? Дети: Он сливается со снегом, чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает. Воспитатель: Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя? Дети: Они питаются молоком. Воспитатель: Правильно. Все эти животные называются млекопитающие. Потому что, прежде чем вырасти и лакомиться рыбкой, они пьют молоко у своих мам. Воспитатель: Кроме них живет еще кто-то из животных на Севере? Дети: Птицы: чайки, гагары. Воспитатель: Правильно. Кроме этих птиц, там еще живет птица кайра. А места, где собираются и живут множество птиц, называются птичьим базаром. Воспитатель: Ну что же, мы побывали на Северном полюсе. Пора продолжить путешествие. Но прежде давайте захватим немного льда, ведь наш путь лежит в пустыню, вдруг понадобится кому- то вода. Воспитатель: 1,2,3 вокруг себя повернись и в пустыне окажись! (покрутить глобус, воткнуть желтый флажок, обратить внимание на желтые следы, которые помогут нам попасть в пустыню). Воспитатель: Ребята, что мы видим в пустыне? Дети: В пустыне мало растений, деревьев, кустарников, цветов и ягод. Воспитатель: А почему, как вы думаете? Дети: В пустыне очень жарко, нет воды, мало дождя. Воспитатель: Правильно. Бывает, что все лето может не выпасть не одной капли дождя. Поэтому, человек, побывавший в пустыне начинает ценить воду. Давайте посмотрим, кто сумел выжить в таком жарком климате? Воспитатель: Настя подготовила загадку об одном из животных пустыни: По пустыни жаркой, знойной Караванами идут, На своих горбах огромных Грузы для людей везут. Они едят одни колючки,
А воду редко пьют. Кто же это, догадались? Ну, конечно же - верблюд. Воспитатель: Да верблюд в пустыне, настоящий помощник людей. Его называют «кораблем пустыни». Воспитатель: А кто еще сумел выжить в пустыне? Дети: Ушастый еж, ящерица, змейки, сайгак, антилопа, кенгуровая крыса, растут кактусы, верблюжья колючка. Воспитатель: Как же эти животные смокли приспособиться к жизни в пустыне? Дети: Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее. Воспитатель: Ну а растения, они же не вырастут без воды? Дети: У кактуса и верблюжьей колючки очень длинные корни, до 20 метров, и они глубоко под землей достают воду. Воспитатель: Ребята, очень ценным растением в пустыне является - колосняк. Корни его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы. Воспитатель: Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светло-коричневого цвета? Дети: У них цвет песка, т.е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту. Воспитатель: Давайте потрогаем песок. Воспитатель: Какой он? Дети: Сухой, рассыпчатый, т.к. в пустыне мало воды и дождя. Воспитатель: Теперь вы видите, какое значение имеет вода? Нет ее и все высыхает, погибает. Давайте оставим кусочки льда, он растает и кто-то из наших животных ее попьет. Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие. Наш путь лежит к Балтийскому морю. Воспитатель: 1, 2, 3 - повернись, на Балтийском море окажись! (дети закрывают глаза, глобус вертится, флажок синий на Балтийском море, обратить внимание на синий следы). Релаксация: звучит шум моря. Воспитатель: Дети, что вы слышите? Дети: Мы слышим шум моря, крик чаек. Воспитатель: Вот наконец-то мы с вами на берегу Балтийского моря. Воспитатель: С древних времен на берегу Балтийского моря добывали красивый, солнечный камень. Как он называется?
Дети: Это янтарь. Воспитатель: Что же это за камень? Дети: Это окаменевшая смола, дети рассматривают его. Воспитатель: Из янтаря делают различные украшения. Воспитатель: А еще люди здесь занимались рыболовством. Вы знаете, какая рыба водится в Балтийском море? Дети: В Балтийском море водится салака, скумбрия, камбала, килька, судак, морской окунь. Воспитатель: Люди, птицы, животные любят рыбу, она очень полезная. А что же рыба ест в морях и океанах, чем питается? Дети: Моллюсками, планктоном, водорослями. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду и узнаем, какова она на вкус в Балтийском море. Дети: Вода соленая. Воспитатель: Вы, наверное, устали от нашего длинного путешествия. Давайте немного отдохнем на берегу Балтийского моря. Физминутка К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. 1, 2, 3, 4, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз, это - брасс, Одной, другой - это кроль. Вышли на берег крутой, Все как один плывем как дельфины. И отправились домой. Воспитатель: Дети, где находится наш город? Дети: На берегу Балтийского моря. Воспитатель: А как называется наш город? Дети: Калининград.
Воспитатель: Пора возвращаться в наш город, в наш детский сад. Воспитатель: 1, 2, 3 - повернись, в детский сад возвратись! (по зеленым следам). Воспитатель: Сегодня вы увидели, что без воды не могут жить животные, рыбы вообще живут только в воде, растения без воды не вырастут. А нужна ли вода людям? Для чего? Дети: Пить, стирать, умываться, купаться. Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить воду для чая, который мы выпьем после длинного путешествия. А вы внимательно посмотрите, что случиться с водой, если она вскипит. (включить чайник, обратить внимание на то, что вода испаряется). Воспитатель: Итак, вы увидели, что вода бывает твердой, парообразной. А если я возьму и перелью из стакана в стакан воду, что можно сказать о воде? Дети: Она льется, она жидкая. Практическая работа. Воспитатель: Ребята, к сожалению, люди не берегут воду ни в море, ни в реках, ни в озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будите этого делать, а наоборот придумаете разные фильтры для очистки воды. Воспитатель: Дома вы пьете воду из крана? Дети: Нет. Воспитатель: А что для этого делают ваши родители? Дети: Ставят на кран фильтры. Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию. Оденьте, пожалуйста, халаты. Как вы думаете, как можно использовать пустой стакан, воронку, марлю, для того, что бы очистить загрязненную воду в ваших стаканах? (ответы детей) Посмотрите, как при помощи стакана, воронки, марли можно очистить воду. (дети показывают, как сделать фильтр). 2 часть. Экспериментальная деятельность. Воспитатель: Сейчас мы с вами научимся очищать загрязненную воду, а потом из очищенной воды заварим чай. Проведение опыта. Рассмотреть результаты проделанного опыта. Воспитатель: Алена подготовила стихотворение о воде. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В дом туманом вползает. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Растворяя сахар в чае, Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода Паша спутница всегда. Итог: Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали. Что же вы запомнили? Что вам понравилось во время путешествия? Понравилось ли вам быть лаборантами и проводить опыт? Каков результат опыта? Какими свойствами обладает вода? Воспитатель: Спасибо всем, вы хорошо отвечали, помогли мне провести это увлекательное путешествие.


В раздел образования