Напоминание

М.М.Зощенко "Золотые слова"


Автор: Павлик Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: город Ивантеевка Московская область
Наименование материала: конспект
Тема: М.М.Зощенко "Золотые слова"
Раздел: начальное образование





Назад





Класс:
3 класс
Тема:
М.М.Зощенко «Золотые слова»
Цель:
развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи:

Обучающие:
познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие:
способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные:
создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Предметные УУД:
ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте.
МетапредметныеУУД:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов. Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа. Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая.
Личностные:
осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование к уроку:
словарь, презентация, выставка книг.
Ход урока:

I. Оргмомент.

Учитель:
Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Он пойдет сегодня впрок. Постарайтесь все понять, Что-то новое узнать.
II. Проверка домашнего задания.

-
Над каким произведением, мы работали на прошлом уроке? (А.Платонов «Еще мама») Один ученик пересказывает рассказ. Четыре ученика сдают на проверку тетрадь с домашним заданием.

III. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель
:
Сегодня мы познакомимся с творчеством М.М.Зощенко.
Слайд1.
/ портрет писателя./ Учитель: С его биографией нас познакомит Гриша. (подготовленный ученик рассказывает о писателе)
Слайды 2-5.
Ученик:Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Учитель: М.Зощенко был писателем – сатириком. Давайте посмотрим в толковом словаре, значение слова – сатира и сатирик. Вызванные ученики находят и зачитывают определение в словаре .
Сати́

ра
(лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.
Сатирик
— писатель, осмеивающий современные пороки и слабости. Учитель:В чем отличие произведений М.М.Зощенко? (учащиеся высказывают ответы) Учитель:Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Учитель:Посмотрите на выставку книг. Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Учитель: С какими произведениями мы уже знакомы? Какие произведения М.Зощенко вы слышали или читали самостоятельно?
IV. Сообщение темы, цели урока.
Учитель:Попробуйте определить тему урока. Учащиеся: (учащиеся высказывают предположения)Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
V. Работа над новой темой.

1. М.М.Зощенко «Золотые слова» - прослушивание аудиозаписи.
Учитель:Поделитесь Вашими впечатлениями от услышанного рассказа.
Учитель
:
Рассказ называется «Золотые слова», слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? Учитель:Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные). Назовите пример таких слов. Учитель:Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
VI. Физминутка
Музыкальная физминутка. Учитель: Сейчас будем читать текст, нам встретятся слова, значение которых мы прочитаем на слайде.
2.Словарная работа.

Слайд 6.
Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
3.Чтение текста.
Читают хорошо читающие учащиеся. Прием
«Чтение с остановками»
. Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка.
(1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) Учитель:От чего имени ведётся рассказ? Учитель:Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста) Учитель:Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Учитель:Как наказал отец Миньку и Лёлю? Учитель:Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
4.Лексическая работа. Работа в парах.
Учитель:Поработайте в парах и постарайтесь объяснить, как вы понимаете устойчивые словосочетания. У каждого ряда свое задание. 1 ряд «Тараторила без конца» . 2 ряд «Сидела как на иголках» . 3 ряд «Желала загладить происшествие
» .
После обсуждения названные ученики дают ответы: 1 ряд «Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки. 2 ряд «Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. 3 ряд «Желала загладить происшествие» - исправить положение
Продолжение чтения

2 остановка.
(2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Учитель:Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Учитель:Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. Учитель:Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?
Чтение до конца.
Учитель:Почему папа назвал поведение детей глупым? Учитель:Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? (зачитать) Учитель:В чем заключается основная мысль рассказа? ( Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:С каким новым рассказом М.Зощенко мы познакомились сегодня. Прочитав рассказом, какой вывод вы сделали для себя? Учитель: Закончите урок одним из предложений -Урок привлек меня тем … - Я задумался о … - Хотелось бы поблагодарить …
VIII. Домашнее задание.
Выразительное чтение по ролям.


В раздел образования