Использование религиозной тематики на уроках истории с целью формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся
Автор: Бадюкевич Валерий Васильевич Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №36 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: статья Тема: Использование религиозной тематики на уроках истории с целью формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся Раздел: среднее образование
Бадюкевич Валерий Васильевич, учитель истории и обществознания МБОУ
СОШ№36 г. Мурманска.
Использование религиозной тематики на уроках истории с целью формирования
духовно-нравственного воспитания обучающихся.
«Дух школы, её цель должны быть обдуманы и созданы нами сообразно истории нашего
народа, степени его развития, его характера, его религии»
К.У.Ушинский.
Сегодня перед системой образования стоит задача воспитания ценностных ориентаций
и представлений учащихся, так как их роль в формировании личности огромна. Это
проявляется, прежде всего, в духовно-нравственном развитии. Именно духовность и
нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Задача истории как
школьного предмета сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных
качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработавших духовные
ценности.
Именно уроки истории представляют собой одну из возможностей формирования и
развития духовно-нравственных ценностей школьников. Особенно те уроки истории,
которые содержат религиозную тематику. Общеизвестно, что религия – это важнейший
компонент духовной культуры, а основной функцией религии является нравственная
функция, как способ влияния на жизнь людей через пропаганду нравственных норм. Этот
аспект очень важно использовать в школе, тем более, что содержащийся в учебниках
истории материал позволяет использовать данную функцию.
Религиозная тематика уже содержится в курсе истории Древнего мира в 5 классе, при
изучении темы «Древние евреи. Библия». Здесь важно обратить внимание на заповеди,
которые Бог вручил Моисею, на их универсальную значимость. Свою задачу вижу в том,
чтобы научить детей пониманию их нравственной сути. Знакомство с библейскими
сюжетами, их анализ, обсуждение на уроках способствуют укреплению нравственных
принципов в сознании учащихся. Библия – это кладезь нравственных норм и ценностей,
она является мощным регулятором поведения людей в обществе. Вместе с тем,
библейские примеры вызывают живой интерес ребят. В своей практике я стараюсь
обращаться к Библии как к книге, в которой объединяется нравственный опыт поколений и
зафиксированы основные принципы сосуществования в обществе. Познакомившись с
некоторыми положениями Библии, обучающиеся должны уметь объяснять, почему Библия
наиболее читаемая книга с древности до наших дней.
Один из параграфов учебника Вигасина, Годера посвящён зарождению христианской
религии - «Первые христиане и их учение». Данный параграф представляет особую
ценность для формирования духовно-нравственных понятий, так как в нём
рассматривается Нагорная проповедь Иисуса Христа. Очень важно, чтобы ученики
комментировали и оценивали комплекс моральных норм христиан, чтобы они смогли
объяснить, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.
Присутствует религиозная тематика и на уроках истории Средних веков в 6 классе.
Здесь очень важно акцентировать внимание обучающихся на распространении
христианской религии в Европе, на её позитивное влияние на нравы варваров.
Религиозная тематика на страницах учебника Агибаловой, Донского «История Средних
веков» даёт возможность развивать у обучающихся веротерпимость. Например, при
изучении темы «Арабо-исламская культура» предлагаю учащимся сравнить основные
положения христианства и ислама. Тем самым, подвожу обучающихся к пониманию того,
что есть общечеловеческие духовные ценности, нашедшие отражение во многих религиях
мира, учу веротерпимости.
В 6 классе начинается изучение истории России, и здесь очень важно учитывать
религиозный фактор, сыгравший огромную роль в формировании древнерусской
государственности. Без учёта традиций православной веры воспитание обучающихся
лишается своих корней. Понимая, что лучше усваивается и запоминается то, что было
прочувствованно, стараюсь использовать активные методы при изучении всех вопросов,
связанных с христианством, подвожу обучающихся к самостоятельным выводам, не
настаивая на утверждениях.
Использую источники, иллюстрации и другие средства. Так, при изучении темы
«Принятие христианства на Руси» подвожу учеников к пониманию того, что для
язычников были обычным делом кровная месть, вольное поведение. Обучающиеся
приходят к выводу о том, что принятие христианства способствовало утверждению в
сознании славян христианской системы ценностей: милосердия, любви к ближнему,
смирения, всепрощения.
Очень важно при изучении темы принятия христианства на Руси обратить внимание
учащихся на те изменения в поведении князя Владимира, которые произошли с ним после
принятия христианской веры. На этапе закрепления изученного материала задаю
учащимся вопрос для обсуждения о причине изменения в поведении Владимира после
принятия христианства. Учащиеся называют основные принципы христианской системы
ценностей, под влиянием которых произошли эти изменения.
Религиозная тематика присутствует и при изучении темы «Культура Древней Руси».
Предлагаю учащимся работу с ПОПС – формулой о роли религии в культурной жизни
Руси. Ученики приходят к выводу о том, что христианская религия способствовала
созданию неповторимой древнерусской культуры.
При рассмотрении вопроса о письменности и литературе предлагаю учащимся
составить синквейн на тему «Житие». Ученики выясняют, кого называют святым, почему.
В результате обращения к житиям святых усваиваются такие духовные ценности как
любовь к ближнему, верность, самопожертвование. Подвожу обучающихся к пониманию
того, что эти люди не стремились к славе, богатству, а несли добро, свет, любовь, слово
Божие.
Мною приведены лишь некоторые примеры использования религиозной тематики для
формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Убеждён, что любой
урок истории может быть использован для духовного воспитания, но именно уроки с
религиозной тематикой являются важнейшим способом духовного развития обучающихся.