Театрализованная деятельность в логопедической группе
Автор: Шмырева Елена Александровна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности с онр Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка" Населённый пункт: Городской округ город Кулебаки, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Театрализованная деятельность в логопедической группе Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность в логопедической группе.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в
Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и
способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее
интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей,
развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме,
коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем
развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с
речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения,
способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические
черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические
особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие
специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность,
замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу,
вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают
невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей
спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного
учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного
и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и
погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми.
Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная
деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и
понятно изъясняться.
Для ребенка с речевой патологией, который не может овладеть речевыми
операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной
областью действительности и речевая деятельность которого формируется в условиях
специального систематического обучения, театрализация логопедического процесса
просто необходима. Именно в театрализации можно избежать монотонности,
будничности. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость,
модулирует положительное психоэмоциональное состояние.
Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять
одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей
мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы
проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию
атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Именно поэтому существует необходимость, активно использовать элементы
театрализованной деятельности в логопедических группах.
Целью таких занятий является создание оптимальных условий для развития
личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей в театральную
деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков.
Исходя из цели, определяются следующие задачи:
формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям,
театральной деятельности;
совершенствование способности воплощать в игре определенные переживания,
побуждение интереса к созданию новых образов;
развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми,
опираясь на правила речевого общения.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой
деятельности:
развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия,
речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики
руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики,
пантомимы, жестов, эмоционального восприятия;
совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической
формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо
сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на
темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и
каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий
потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной
деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения
способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый
ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо
использовать разнообразные приемы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую
карточку, на которой схематично изображен персонаж);
проигрывание ролей в парах.
Театрализованная деятельность делится на следующие основные группы
( Шмидт Т.В. Театрально-коррекционная деятельность в ДОУ):
1. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ.
В режиссерских играх артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок,
организуя деятельность, как сценарист и режиссер управляет артистами. Озвучивая героев
и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности
(интонация, лексическая и синтетическая выразительность).
Виды режиссерских игр: настольный театр, фланелеграф, теневой театр; кукольный театр
(игрушек; пальчиковый; картинок; бибабо; объемных, марионеток, плоскостных).
2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ.
В играх-драматизациях ребенок использует роль в качестве артиста, самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной выразительности и невербальных
(мимика, жест, поза) средств выразительности.
Виды игр-драматизаций: игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, игры-
импровизации, постановки образов на основе текста, произведений. с разыгрыванием
спектаклей животных, сюжета (или по одному или людей, нескольких несколькими
литературных сюжетов) без персонажей, предварительной подготовки.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ (этюды, упражнения, речевые игры)
Специальные игры развивают воображение, мимику и пантомимику, направлены на
формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры можно
использовать в соответствии с тематическим планом работы, при проведении
физкультминуток и организационных моментов.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная и
фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
В работе с детьми проводится этюдный тренаж – это работа актера над собой, дети
обучаются основам актерского мастерства. Этюды и упражнения наиболее полно
охватывают личность ребенка и отвечают специфике развития его психических процессов:
цельность и одномоментность восприятия, воображения, внимания, памяти, образного и
логического мышления и т.д., помогают двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики,
способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и
упражнения по развитию просодической стороны речи, ее интонационной
выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и
другой речевой материал.
Речевые игры и упражнения делятся на 3 вида: дыхательные, дикционные и
творческие артикуляционные, интонационные (со словом).
Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние
часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам
деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т.д.), а также
запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и
познавательному развитию. Театрализованная деятельность должна стать частью занятия
или режимного момента.
Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь воспитанников
интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами,
радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли
применить в повседневной жизни.