Напоминание

Театрализованная деятельность в логопедической группе


Автор: Шмырева Елена Александровна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности с онр
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: Городской округ город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность в логопедической группе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Театрализованная деятельность в логопедической группе.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками. Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми. Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться. Для ребенка с речевой патологией, который не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности и речевая деятельность которого формируется в условиях специального систематического обучения, театрализация логопедического процесса просто необходима. Именно в театрализации можно избежать монотонности, будничности. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. Именно поэтому существует необходимость, активно использовать элементы театрализованной деятельности в логопедических группах.
Целью
таких занятий является создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей в театральную деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков.
Исходя из цели, определяются следующие задачи:
 формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям, театральной деятельности;
 совершенствование способности воплощать в игре определенные переживания, побуждение интереса к созданию новых образов;  развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой

деятельности:
 развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;  развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;  развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия;  совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
 введение в тему, создание эмоционального настроения;  театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;  эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:  выбор детьми роли по желанию;  назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;  распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);  проигрывание ролей в парах.
Театрализованная деятельность делится на следующие основные группы

(
Шмидт Т.В. Театрально-коррекционная деятельность в ДОУ):
1. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ.
В режиссерских играх артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность, как сценарист и режиссер управляет артистами. Озвучивая героев
и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности (интонация, лексическая и синтетическая выразительность). Виды режиссерских игр: настольный театр, фланелеграф, теневой театр; кукольный театр (игрушек; пальчиковый; картинок; бибабо; объемных, марионеток, плоскостных).
2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ.
В играх-драматизациях ребенок использует роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной выразительности и невербальных (мимика, жест, поза) средств выразительности. Виды игр-драматизаций: игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, игры- импровизации, постановки образов на основе текста, произведений. с разыгрыванием спектаклей животных, сюжета (или по одному или людей, нескольких несколькими литературных сюжетов) без персонажей, предварительной подготовки.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ
(этюды, упражнения, речевые игры) Специальные игры развивают воображение, мимику и пантомимику, направлены на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры можно использовать в соответствии с тематическим планом работы, при проведении физкультминуток и организационных моментов. Характерными особенностями театрализованных игр является литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В работе с детьми проводится этюдный тренаж – это работа актера над собой, дети обучаются основам актерского мастерства. Этюды и упражнения наиболее полно охватывают личность ребенка и отвечают специфике развития его психических процессов: цельность и одномоментность восприятия, воображения, внимания, памяти, образного и логического мышления и т.д., помогают двигаться на сцене, общаться с партнерами. Помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения по развитию просодической стороны речи, ее интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.
Речевые игры и упражнения делятся на 3 вида:
дыхательные, дикционные и творческие артикуляционные, интонационные (со словом). Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т.д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и познавательному развитию. Театрализованная деятельность должна стать частью занятия или режимного момента. Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.


В раздел образования