Напоминание

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС


Автор: Тугбаева Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Чем-Куюковская ООШ
Населённый пункт: Удмуртия, Алнашский район
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чем-Куюковская основная общеобразовательная школа Алнашского района УР Согласовано ШМО: 25.08.2016 г Утверждаю Директор школы Принято на педагогическом совете: _________В.Е.Никонова протокол № 8 от 29.08.2016 г. Приказ №__ 01-01 от _______2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

за курс основного общего образования


Составитель: Тугбаева Н.И.

учитель русского языка и литературы I категории ФГОС 2016-2017 учебный
Согласовано ШМО: 25.08.2016 г Утверждаю Директор школы Принято на педагогическом совете: _________В.Е.Никонова протокол № 8 от 29.08.2016 г. Приказ №__ 01-01 от _______2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

в 8 классе


Составитель: Тугбаева Н.И. учитель русского языка и литературы МБОУ Чем-Куюковская основная общеобразовательная школа
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Предметные результаты

Русский язык

Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;  владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;  владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;  адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;  участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;  создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;  анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;  использовать знание алфавита при поиске информации;  различать значимые и незначимые единицы языка;  проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;  классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;  членить слова на слоги и правильно их переносить;  определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;  опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;  проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;  проводить лексический анализ слова;  опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);  опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;  проводить морфологический анализ слова;  применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;  находить грамматическую основу предложения;  распознавать главные и второстепенные члены предложения;  опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;  проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;  соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;  опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;  опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;  использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;  опознавать различные выразительные средства языка;  писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;  характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;  использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание учебного курса

Русский язык
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. И зу ч е н и е р у с с ко го я з ы к а н а п р а в л е н о н а р а з в и т и е и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главными задачами реализации Программы являются:  формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;  усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;  овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;  овладение основными видами речевой деятельно сти, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.  В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия  для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;  для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;  для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;  для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;  для знакомства обучающихся с методами научного познания;  для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;  для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности
разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально- смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. О в л а д е н и е р а з л и ч н ы м и в и д а м и ч т е н и я ( и з у ч а ю щ и м , ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура реч и и ее о сновные аспекты: н о р м ат и в н ы й , коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильно сти, коммуникативных каче ств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, про сторечие, п р о ф е с с и о н а л ь н ы е разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноме стно сть, подвижно сть при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и
неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложно сочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Преподавание учебного предмета «Русский язык» осуществляется по учебнику «Русский язык. 5класс. Учеб. Для образователь. организаций. В 2- х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.: М. Просвещение, 2015г., по программе образовательных учреждений «Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова)/ Авт.-сост. Г.М.Вялкова. – М.:Планета, 2013. Количество часов, отводимых на изучение русского языка: 5 класс – 170 часов, 6 класс – 204 часа.
Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс
№ Раздел, тема Кол-во часов для раздела, для темы Домашнее задание
Язык и общение.

6
1 Введение. Наука о русском языке, ее основные разделы. 1 Упр.2 стр.5 2 Язык и человек. 1 Подобрать пословицы и поговорки о языке, учении 3 Общение устное и письменное. 1 Читать волшебную сказ- ку (на выбор), готовить устный пересказ понра- вившегося эпизода
4 Чтение как речевой вид деятельности. 1 Упр.10 стр.8 5 Слушание как вид речевой деятельности. 1 Слушать информационное сообщение СМИ и готовить его пересказ У.12. 6 Р/р. Стили речи 1 Найти в школьных учебниках научный текст,упр.14.
Вспоминаем, повторяем, изучаем

21
7 Звуки и буквы. Произношение и правописание. 1 У.24 стр.15 8 Орфограмма. 1 Упр.28 стр.17 9 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 1 Выписывать из орфо- графического словаря 10 слов с безударной гласной в корне 10 Правописание проверяемых согласных в корне слова 1 Готовить словарный дик- тант на правописание гласных и согласных в корне 11 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 1 Изучить памятку «Как готовиться к диктанту по учебнику» (с. 295), готовиться к диктанту на основе памятки по тексту упр. 49 12 Буквы И,У,А после шипящих. 1 Упр. 53 стр.27 13 Разделительные Ъ и Ь. 1 Упр.58 стр29 14 Раздельное написание предлогов с другими словами. 1 Упр. 62, составлять пред- ложения на основе рисунка, подчеркнуть предлоги 15 Р/Р Текст. 1 Выписывать фрагмент текста из любого литературного
произведения (до 20 строк), доказать, что это текст 16 Р/р Контрольное изложение по тексту Г. Скребицкого «Случай на охоте» (упр.70) 1 Написать изложение по плану 17 Части речи 1 Упр. 72, написать сочинение- миниатюру по воображению, используя на- речия 18 Глагол. 1 Упр. 77, озаглавить стихотворение, записывать 5 глаголов в неоп- ределенной форме 19 -Тся и –ться в глаголах. 1 Подбирать пословицы, в каждой части которых были бы глаголы на -тся и -ться 20 Р\р Тема текста. 1 По одной из предложенных тем создать текст, обосновывают свой выбор 21 Личные окончания глаголов. 1 Упр. 87 стр.43 22 Имя существительное. 1 Упр. 97 стр.46 23 Имя прилагательное. 1 Упр. 105 стр. 49 24 Р/р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом (упр. 109) 1 Докончить сочинение 25 Местоимение. 1 Упр. 111, подчеркивать местоимения 3 лица с предлогами как члены предложения 26 Р/Р Основная мысль текста. 1 Среди предложенных тем выбрать понравившуюся и написать сочинение
27 Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» 1 Подготовить развернутое со- общение на основе кон- трольных вопросов (с. 46) о частях речи
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29
28 Синтаксис как раздел грамматики. 1 Упр. 116 29 Пунктуация – раздел науки о языке. 1 Упр. 120 30 Словосочетание. 1 Упр. 127 31 Разбор словосочетания. 1 Упр. 130, выписать 5 словосочетаний сущ.+сущ 32 Предложение. 1 Упр. 136 33 Р.Р. Обучающее сжатое изложение по тексту В.Катаева «Старый пень» (упр.144) 1 34 Р.Р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту В.Катаева «Старый пень» 1 Подготовить устное выступление на тему: «Гордость - это хорошо или плохо?», используя сказку упр. 137 35 Виды предложений по цели высказывания. 1 Упр. 147 (наизусть) 36 Виды предложений по эмоциональной окраске. 1 Упр. 151 37 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. 1 Из «Сказки о мертвой царевне и семи богаты- рях» А.С. Пушкина выпи- сать фрагмент (20 строк), выделяют грамматическую 38 Сказуемое. 1 Упр. 165 39 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Упр. 170, опре- делить его основную мысль, выписать главные члены предложения 40 Нераспространенные и распространенные предложения 1 Упр.178 41 Второстепенные члены предложения. Дополнение 1 Записывают 3 загадки, где есть
дополнения 42 Определение. 1 Упр.187 43 Обстоятельство. 1 Используя обстоятельства, составить устный рассказ, как и где вы отдыхаете на каникулах? 44 Предложения с однородными членами 1 Упр. 194, дополнить предложения однородными членами. 45 Знаки препинания в предложения с однородными членами 1 Упр. 204, подчеркивать однородные члены 46 Предложения с обращениями. 1 Составить предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посо- ветуйте другу не есть мороженое, попросите това- рища дать вам книгу и др.) 47 Р/р. Письмо. 1 Написать письмо другу 48 Синтаксический разбор простого предложения 1 Упр. 217, сделать синтаксический разбор по плану 49 Пунктуационный разбор простого предложения 1 Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» выписывать про- стые предложения, ос- ложненные однородными членами и обращениями
50 Простые и сложные предложения. 1 По данным схемам со- ставляют предложения на тему «Наши школьные дела» 51 Синтаксический разбор сложного предложения 1 Упр. 234, составить 2-3 сложных предложения со словосочетаниям и 52 Прямая речь. 1 Выписать 4-5 предложений с прямой речью из рассказа И.С. Тургенева «Муму» 53 Диалог. 1 Упр. 249, записать телефонный разговор со сверстником, употребить речевые формулы вежливости 54 Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 Подготовиться к контрольному диктанту 55 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 56 Р/р. Сжатое изложение (упр.261) 1 Повторить алфавит
Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Орфография. Культура речи.

16
57 Фонетика. 1 Написать схему в «Справочниках», стр.122 58 Гласные звуки. 1 Упр. 259, составить словосочетания прил.+сущ., 59 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. 1 Упр. 270, выучить 2 скороговорки 60 Согласные твердые и мягкие. 1 Из упр. 270 выписать слова
(по одному), в которых все звуки твердые / все звуки мягкие 61 Р/р. Повествование. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка» (упр. 283) 1 62 Р.р. Написание обучающего изложения по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка» 1 63 Согласные звонкие и глухие. 1 Упр. 281, выписать слова (по 2 слова), в которых только звонкие соглас- ные / только глухие. 64 Графика. Алфавит. 1 Составить список класса по алфавиту 65 Р/р. Описание предмета. 1 Написать сочинение - опи- сание предмета в художественном стиле, оза- главливают его 66 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 1 Упр. 303, составить на основе словосочетаний (упр. 302) текст, озаглавить его; упр. 306 67 Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. 1 Упр.314 68 Орфоэпия. 1 Упр.318 (устно) 69 Фонетический разбор слова. 1 Упр.320 докончить 70 Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия» 1 Подготовиться к к/д 71 Контрольный диктант по т е ме « Фо н е т и ка . О р фо э п и я . Гр а ф и к а . Орфоэпия». 1 72 Р/Р. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» 1 Докончить сочинение
Лексика. Культура речи.

9
73 Слово и его лексическое значение. 1 Упр. 331, разгадывают
кроссворд, по толковому словарю определяют значение слов 74 Однозначные и многозначные слова. 1 Мини-сочинение «В каких слу- чаях лексическое значение слова лучше всего передавать с помощью рисунка?» 75 Прямое и переносное значение слов. 1 Из художественных произведений выписывают предложения (3 - 4), в которых есть слова в переносном значении 76 Омонимы. 1 Упр.357 77 Синонимы. 1 Упр.366 78 Р.р. Обучающее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) 1 Докончить сочинение 79 Антонимы. 1 Упр.372, подготовиться к к/р 80 Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» 1 Упр.375 (устно) 81 Р.р. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375) 1 Повторить о морфемике.
Морфемика. Орфография. Культура речи.

21
82 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов 1 Упр. 378 83 Окончание. Основа слова 1 Упр. 389 84 Корень слова 1 Упр. 396, 85 Р.р. Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» (упр. 397) 1 Докончить сочинение 86 Суффикс 1 Упр. 414 87 Приставка 1 Упр. 419 88 Р.р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» (упр. 420) 1 Упр. 403 89 Чередование звуков. 1 Упр. 405
90 Беглые гласные 1 Упр.429 91 Варианты морфем. Морфемный разбор слова 1 Упр.432 92 Правописание гласных и согласных в приставках 1 Записывать фрагмент из «Сказки о мертвой ца- ревне...» А.С. Пушкина ( 4 - 6 строк), подчеркивают слова с чередующейся согласной 93 Буквы З и С на конце приставок 1 Упр.445 94 Буквы А – О в корне –лаг-, -лож- 1 Упр.450 95 Буквы А – О в корне –раст-, -рос- 1 Упр. 456 96 Р.р. Обучающее сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470) 1 Упр. 436 97 Р.р. Написание обучающего сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470) 1 Упр. 470 98 Буквы Ё – О после шипящих в корне 1 Упр. 460, составить диктант из отдельных слов, словосочетаний на правила, изученные в разделе «Морфемика» 99 Буквы Ы – И после Ц 1 С помощью этимологиче- ского словаря доказать родство слов цирк, циркуль, составить с ними предложения 100 Повторение изученного по т е м е «Морфемика. Орфография» 1 Стр.41 ответить на контрольные вопросы 101 К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е «Морфемика. Орфография» 1 102 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 П о в т о р и т ь о частях речи
Морфология. Орфография. Культура речи.

19
103 Имя существительное как часть речи. 1 Упр. 480 104 Р/р Доказательства в рассуждении. 1 Упр.483 105 Р/р Доказательства в рассуждении. 1 Написать
сочинение на одну из тем 106 Имена существительные одушевленные и неодушевленные 1 Упр. 487 107 Имена существительные собственные и нарицательные 1 Упр. 495 108 Морфологический разбор имен существи- тельных 1 Упр. 499, подчеркнуть одушевленные сущ. 109 Р.р. Обучающее сжатое изложение по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513) 1 Отредактирован ие текста. 110 Р.р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513) 1 111 Род имен существительных 1 Упр. 505 существительны х 112 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 1 Записать 2-3 загадки сименами сущ-ыми, которые имеют форму только множественного числа, 113 Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа 1 Упр. 516 114 Три склонения имен существительных 1 Из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» записать небольшой отрывок (5 - 6 предложений), в котором встречались бы имена существительные трех склонений, подчеркнуть их 115 Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 1 Упр. 529, списать, обозначать падеж суще- ствительных,
116 Р.р. Обучающее подробное изложение с изменением лица по тексту В. Астафьева «Березки в приморском парке» (упр. 547) 1 Докончить изложение 117 Существительные на -ия, -ие, -ий 1 Выписать из рассказа И.С. Тургенева «Муму» описание каморки Гераси- ма, подчеркнуть существи- тельные как члены пред- ложения, определить их падеж и склонение 118 Множественное число имен суще- ствительных 1 Упр. 555, под- черкнуть существи- тельные во множественном числе, определить их падеж 119 Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных 1 Упр. 559 120 Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» 1 Упр. 561, обозначать падеж существительны х 121 Контрольная работа по теме «Имя суще- ствительное» 1 122 Имя прилагательное как часть речи. 1 Упр. 577, выписать сначала имена прилагательные, затем - сущест- вительные на основе рас- суждения (упр. 469) 123 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 1 Упр.584 124 Р.р. Описание животного. Обучающее подробное изложение по тексту А.И. Куприна «Ю-ю» (пр. 585) 1 Докончить изложение 125 Прилагательные полные и краткие 1 Упр.592
126 Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных 1 Упр.597 127 Р.р. Обучающее сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 598) 1 Доработать в черновиках 128 Р.р. Написание обучающего сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение» 1 129 Мо р фоло гич е с к ий р а зб о р и м е н и прилагательного 1 Упр.599 докончить 130 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 1 Стр. 96 ответить на контр.вопросы 131 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» 1 132 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Подготовить материал к сочинению 133 Р.Р. Обучающее сочинение по теме «Моё любимое животное» 1 Докончить сочинение 134 Глагол как часть речи. 1 Из «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина выписать глаголы, которые обозначают стремительное движение. 135 Не с глаголами 1 Упр. 621, 136 Р/р. Рассказ 1 Доказывать тезис: «Глагол - с а м а я ж и в а я ч а с т ь р е ч и . Назначение глагол а - выражать само действие». (А. Югов) 137 Неопределенная форма глагола 1 У п р . 6 2 7 , списать, ставя глаголы, данные в с к о б к а х , в неопределенную форму. 138 Правописание -тся и -ться в глаголах 1 Упр. 637, выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова 139 Виды глагола 1 Упр. 642, образовать от данных глаголов глаголы другого вида по образцу 140 Видовые пары 1 Из рассказа И.С. Тургенева «Муму» выписать глаголы- синонимы к слову «гово- рить», определяют их вид 141 Буквы е-и в корнях с чередованием 1 Упр. 647, вставить пропущенные
буквы, выделять корень в глаголах 142 Буквы е-и в корнях с чередованием 1 Упр. 649. 143 Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе) 1 Докончить рассказ 144 Время глагола 1 В ы п и с а т ь и з фрагмента рас- с к а з а К . Паустовского «Заячьи лапы» 6- 8 предложений, подчеркнуть глаголы, определить их вид, время 145 Прошедшее время глагола 1 Упр. 656, образовать фор- мы глаголов прошедшего времени, составить словосочетания, указать вид глагола 146 Настоящее время глагола 1 Составить небольшой текст ( 6 - 8 предложений), употребляя глаголы настоящего времени, обозначающие последо- вательность действий 147 Будущее время глагола 1 Выписывают из толкового словаря учебника по 5 глаголов совершенного и несовершенного вида 148 Спряжение глаголов 1 Упр. 668, составить рассказ на основе рисунка, подчеркивать глаголы, обозначать их спряжение 149 Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием. 1 Упр. 673, устно составить диалог-расспрос по рисунку «Нарушитель», используя глаголы со значением высказывания 150 Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688) 1 Дописать изложение
151 Р.р. Написание контрольного сжатого изложения по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688) 1 Записывать 2 загадки, отметить глаголы 152 Морфологический разбор глагола. 1 Упр. 687, выучить стих-ие 153 Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа 1 Подготовить устное моноло- гическое высказывание о правописании глагола 154 Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа 1 Упр. 697, составить по рисункам спортивный репортаж, используя данное начало 155 Употребление времен 1 Составить текст диктанта на правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова 156 Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» 1 Упр.703, составить сло- восочетания с глаголами, раскрывая и х значение 157 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» 1 158 Р/Р. Рассказ на основе изображенного (по рисунку «Не взяли на рыбалку») 1 Докончить рассказ
Повторение и систематизация изученного

11
159 Разделы науки о языке 1 Упр. 706, подготовить по плану устное сообщение «Изучайте русский язык» 160 Р.р. Обучающее сочинение на одну из данных тем (упр. 717) 1 Написать сочинение в черновиках 161 Р.р. Написание обучающего сочинения на одну из данных тем 1 Переписать сочинение 162 Орфограммы в приставках и корнях слов 1 Упр.718 выучить стих-ие наизусть, подготовиться к письму по памяти 163 Орфограммы в приставках и корнях слов 1 Упр. 720, под- черкивать орфограммы в п р и с т а в ка х и корнях слов 164 Орфограммы в окончаниях слов 1 Упр. 724, обозначать орфограммы в окончаниях изученных
частей речи 165 Употребление букв Ъ и Ь 1 Письменно объяснить смысл пословицы «Ученье - свет, а неученье - тьма» 166 Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью 1 Упр. 730 167 Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью 1 168 Повторение и обобщение за год. 1 Подготовиться к итоговой контрольной работе 169 Итоговая контрольная работа. 1 170 Работа над ошибками. Повторение и обобщение за год. 1


В раздел образования