Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС
Автор: Тугбаева Надежда Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Чем-Куюковская ООШ Населённый пункт: Удмуртия, Алнашский район Наименование материала: рабочая программа Тема: Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чем-Куюковская основная общеобразовательная школа
Алнашского района УР
Согласовано ШМО: 25.08.2016 г Утверждаю
Директор школы
Принято на педагогическом совете: _________В.Е.Никонова
протокол № 8 от 29.08.2016 г. Приказ №__ 01-01 от _______2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
за курс основного общего образования
Составитель: Тугбаева Н.И.
учитель русского языка и
литературы I категории
ФГОС
2016-2017 учебный
Согласовано ШМО: 25.08.2016 г Утверждаю
Директор школы
Принято на педагогическом совете: _________В.Е.Никонова
протокол № 8 от 29.08.2016 г. Приказ №__ 01-01 от _______2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
в 8 классе
Составитель: Тугбаева Н.И.
учитель русского языка и
литературы
МБОУ Чем-Куюковская основная общеобразовательная школа
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Русский язык
Выпускник научится:
владеть
навыками
работы
с
учебной
книгой,
словарями
и
другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть
различными
видами
аудирования
(с
полным
пониманием,
с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
извлечением
информации)
и
информационной
переработки
текстов
различных
функциональных
разновидностей
языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых
типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение)
и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении,
создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от
целей,
сферы
и
ситуации
общения
с
соблюдением
норм
современного
русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать
и
редактировать
письменные
тексты
разных
стилей
и
жанров
с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной
и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении
формы
слова,
употреблять
в
речи
слова
и
их
формы
в
соответствии
с
акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать
основные
единицы
синтаксиса
(словосочетание,
предложение,
текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать
предложения
простые
и
сложные,
предложения
осложненной
структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать
конспект,
отзыв,
тезисы,
рефераты,
статьи,
рецензии,
доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные
гнезда;
использовать
этимологические
данные
для
объяснения
правописания
и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Содержание учебного курса
Русский язык
Русский
язык
–
национальный
язык
русского
народа
и
государственный
язык
Российской
Федерации,
являющийся
также
средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык»
на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие
обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии
языкового
и
культурного
пространства
России,
о
русском
языке
как
духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский
язык
является
основой
развития
мышления
и
средством
обучения
в
школе,
поэтому
его
изучение
неразрывно
связано
со
всем
процессом обучения на уровне основного общего образования.
И зу ч е н и е
р у с с ко го
я з ы к а
н а п р а в л е н о
н а
р а з в и т и е
и
совершенствование
коммуникативной
компетенции
(включая
языковой,
речевой
и
социолингвистический
ее
компоненты),
лингвистической
(языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная
компетенция
–
владение
всеми
видами
речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих
опыту,
интересам,
психологическим
особенностям
обучающихся основной школы.
Лингвистическая
(языковедческая)
компетенция
–
способность
получать
и
использовать
знания
о
языке
как
знаковой
системе
и
общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании;
общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных
нормах
русского
литературного
языка;
способность
обогащать
свой
словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений
и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция
–
осознание
языка
как
формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной
специфики
русского
языка,
владение
нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение
русским
языком,
умение
общаться,
добиваться
успеха
в
процессе
коммуникации
являются
теми
характеристиками
личности,
которые во многом определяют достижения обучающихся практически во
всех
областях
жизни,
способствуют
их
социальной
адаптации
к
изменяющимся условиям современного мира.
В
процессе
изучения
русского
языка
создаются
предпосылки
для
восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова,
закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков..
Целью реализации основной образовательной программы основного
общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы)
является усвоение содержания
предмета «Русский язык» и достижение
обучающимися
результатов
изучения
в
соответствии
с
требованиями,
установленными
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как
хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе,
их
углубление
и
систематизация;
освоение
базовых
лингвистических
понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение
функциональной
грамотностью
и
принципами
нормативного использования языковых средств;
овладение
основными
видами
речевой
деятельно сти,
использование возможностей языка как средства коммуникации и средства
познания.
В
процессе
изучения
предмета
«Русский
язык»
создаются
условия
для
развития
личности,
ее
духовно-нравственного
и
эмоционального совершенствования;
для
развития
способностей,
удовлетворения
познавательных
интересов,
самореализации
обучающихся,
в
том
числе лиц, проявивших
выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ
их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для
включения
обучающихся
в
процессы
преобразования
социальной
среды,
формирования
у
них
лидерских
качеств,
опыта
социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для
формирования
у
обучающихся
опыта
самостоятельной
образовательной,
общественной,
проектно-исследовательской
и
художественной деятельности;
для
овладения
обучающимися
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации
в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная).
Формы
речи
(монолог,
диалог,
полилог).
Основные
особенности
разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического,
официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной
речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,
рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление,
обсуждение, статья,
интервью,
очерк);
официально-делового
стиля
(расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст
как
продукт
речевой
деятельности.
Формально-смысловое
единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема,
идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-
смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты
смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия
общения,
собеседники).
Речевой
акт
и
его
разновидности
(сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого
этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
О в л а д е н и е
р а з л и ч н ы м и
в и д а м и
ч т е н и я
( и з у ч а ю щ и м ,
ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и
другими
информационными
источниками,
включая
СМИ
и
ресурсы
Интернета.
Создание
устных
высказываний
разной
коммуникативной
направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение
содержания
прослушанного
или
прочитанного
текста
(подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура
реч и
и
ее
о сновные
аспекты:
н о р м ат и в н ы й ,
коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая
норма,
ее
функции.
Основные
виды
норм
русского
литературного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные).
Вариативность
нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным
богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание
правильно сти,
коммуникативных
каче ств
и
эффективности речи.
Речевой
этикет.
Овладение
лингво-культурными
нормами
речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль
языка
в
жизни
человека
и
общества.
Русский
язык
–
национальный
язык
русского
народа,
государственный
язык
Российской
Федерации
и
язык
межнационального
общения.
Русский
язык
в
современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в
кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы
функционирования
современного
русского
языка
(литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах,
территориальные
диалекты,
про сторечие,
п р о ф е с с и о н а л ь н ы е
разновидности, жаргон).
Взаимосвязь
языка
и
культуры.
Отражение
в
языке
культуры
и
истории
народа.
Взаимообогащение
языков
народов
России.
Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным
компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной
литературе
и
исторических
текстах;
объяснение
их
значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки,
афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые
особенности
художественного
текста.
Основные
изобразительно-
выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки
речи.
Система
гласных
звуков.
Система
согласных
звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Слог.
Ударение,
его
разноме стно сть,
подвижно сть
при
формо-
и
словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический
анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение
на
письме
твердости
и
мягкости
согласных.
Способы
обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения
слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение
согласных
звуков;
ударение
в
отдельных
грамматических
формах)
и
интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки
зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Основа
слова
и
окончание.
Виды
морфем:
корень,
приставка,
суффикс,
окончание.
Нулевая
морфема.
Словообразующие
и
формообразующие
морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая
и
производная
основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения
слова.
Лексическая
сочетаемость.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска
слова.
Стилистические
пласты
лексики
(книжный,
нейтральный,
сниженный).
Стилистическая
помета
в
словаре.
Исконно
русские
и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как
средства
выразительности
речи.
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного языка (нормы употребления слова в
соответствии
с
его
точным
лексическим
значением,
различение
в
речи
омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической
сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная
классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические
свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные
точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные
морфологические
нормы
русского
литературного
языка
(нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных,
имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и
др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы
синтаксиса
русского
языка.
Словосочетание
как
синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы
предложений
по
цели
высказывания
и
эмоциональной
окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены,
способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные
–
нераспространенные,
предложения
осложненной
и
неосложненной
структуры,
полные
и
неполные).
Типы
односоставных
предложений.
Однородные
члены
предложения,
обособленные
члены
предложения;
обращение;
вводные
и
вставные
конструкции.
Сложные
предложения.
Типы
сложных
предложений.
Средства
выражения
синтаксических
отношений
между
частями
сложного
предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные
синтаксические
нормы
современного
русского
литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе
простого
предложения,
нормы
построения
сложно сочиненного
предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного
определительного
в
сложноподчиненном
предложении;
построение
сложноподчиненного
предложения
с
придаточным
изъяснительным,
присоединенным
к
главной
части
союзом
«чтобы»,
союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного
предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
(цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография.
Понятие
орфограммы.
Правописание
гласных
и
согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы.
Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные
знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и
сложном
предложениях,
при
прямой
речи
и
цитировании,
в
диалоге.
Сочетание
знаков
препинания.
Соблюдение
основных
пунктуационных
норм.
Орфографический
анализ
слова
и
пунктуационный
анализ
предложения.
Преподавание учебного предмета «Русский язык» осуществляется по
учебнику «Русский язык. 5класс. Учеб. Для образователь. организаций. В 2-
х
ч.
/
Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова
и
др.:
М.
Просвещение, 2015г., по программе образовательных учреждений «Рабочая
программа по русскому языку. 5 класс (по программе Т.А.Ладыженской,
М.Т.Баранова)/
Авт.-сост.
Г.М.Вялкова.
–
М.:Планета,
2013.
Количество
часов, отводимых на изучение русского языка: 5 класс – 170 часов, 6 класс –
204 часа.
Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс
№
Раздел, тема
Кол-во
часов
для
раздела,
для
темы
Домашнее
задание
Язык и общение.
6
1
Введение. Наука о русском языке, ее
основные разделы.
1
Упр.2 стр.5
2
Язык и человек.
1
Подобрать
пословицы и
поговорки о
языке, учении
3
Общение устное и письменное.
1
Читать
волшебную сказ-
ку (на выбор),
готовить устный
пересказ понра-
вившегося
эпизода
4
Чтение как речевой вид деятельности.
1
Упр.10 стр.8
5
Слушание как вид речевой деятельности.
1
Слушать
информационное
сообщение СМИ
и готовить его
пересказ
У.12.
6
Р/р. Стили речи
1
Найти в
школьных
учебниках
научный
текст,упр.14.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
21
7
Звуки и буквы. Произношение и
правописание.
1
У.24 стр.15
8
Орфограмма.
1
Упр.28 стр.17
9
Правописание проверяемых безударных
гласных в корне слова
1
Выписывать из
орфо-
графического
словаря 10 слов
с безударной
гласной в корне
10
Правописание проверяемых согласных в
корне слова
1
Готовить
словарный дик-
тант на
правописание
гласных и
согласных в
корне
11
Правописание непроизносимых
согласных в корне слова
1
Изучить памятку
«Как готовиться к
диктанту по
учебнику» (с.
295), готовиться к
диктанту на
основе памятки
по тексту упр. 49
12
Буквы И,У,А после шипящих.
1
Упр. 53 стр.27
13
Разделительные Ъ и Ь.
1
Упр.58 стр29
14
Раздельное написание предлогов с
другими словами.
1
Упр. 62,
составлять пред-
ложения на
основе рисунка,
подчеркнуть
предлоги
15
Р/Р Текст.
1
Выписывать
фрагмент текста
из любого
литературного
произведения (до
20 строк),
доказать, что это
текст
16
Р/р Контрольное изложение по тексту Г.
Скребицкого «Случай на охоте» (упр.70)
1
Написать
изложение по
плану
17
Части речи
1
Упр. 72,
написать
сочинение-
миниатюру по
воображению,
используя на-
речия
18
Глагол.
1
Упр. 77,
озаглавить
стихотворение,
записывать 5
глаголов в неоп-
ределенной
форме
19
-Тся и –ться в глаголах.
1
Подбирать
пословицы, в
каждой части
которых были
бы глаголы на
-тся и -ться
20
Р\р Тема текста.
1
По одной из
предложенных
тем создать
текст,
обосновывают
свой выбор
21
Личные окончания глаголов.
1
Упр. 87 стр.43
22
Имя существительное.
1
Упр. 97 стр.46
23
Имя прилагательное.
1
Упр. 105 стр. 49
24
Р/р. Контрольное сочинение по картине
А.А. Пластова «Летом (упр. 109)
1
Докончить
сочинение
25
Местоимение.
1
Упр. 111,
подчеркивать
местоимения 3
лица с
предлогами как
члены
предложения
26
Р/Р Основная мысль текста.
1
Среди
предложенных
тем выбрать
понравившуюся
и написать
сочинение
27
Контрольная работа по теме «Повторение
изученного в 1-4 классах»
1
Подготовить
развернутое со-
общение на
основе кон-
трольных
вопросов (с. 46)
о частях речи
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
29
28
Синтаксис как раздел грамматики.
1
Упр. 116
29
Пунктуация – раздел науки о языке.
1
Упр. 120
30
Словосочетание.
1
Упр. 127
31
Разбор словосочетания.
1
Упр. 130,
выписать 5
словосочетаний
сущ.+сущ
32
Предложение.
1
Упр. 136
33
Р.Р. Обучающее сжатое изложение по
тексту В.Катаева «Старый пень»
(упр.144)
1
34
Р.Р. Написание обучающего сжатого
изложения по тексту В.Катаева «Старый
пень»
1
Подготовить
устное
выступление на
тему: «Гордость
- это хорошо или
плохо?»,
используя сказку
упр. 137
35
Виды предложений по цели
высказывания.
1
Упр. 147
(наизусть)
36
Виды предложений по эмоциональной
окраске.
1
Упр. 151
37
Члены предложения. Главные члены
предложения. Подлежащее.
1
Из «Сказки о
мертвой царевне
и семи богаты-
рях» А.С.
Пушкина выпи-
сать фрагмент (20
строк),
выделяют
грамматическую
38
Сказуемое.
1
Упр. 165
39
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
Упр. 170, опре-
делить его
основную мысль,
выписать
главные члены
предложения
40
Нераспространенные и
распространенные предложения
1
Упр.178
41
Второстепенные члены предложения.
Дополнение
1
Записывают 3
загадки, где есть
дополнения
42
Определение.
1
Упр.187
43
Обстоятельство.
1
Используя
обстоятельства,
составить устный
рассказ, как и где
вы отдыхаете на
каникулах?
44
Предложения с однородными членами
1
Упр. 194,
дополнить
предложения
однородными
членами.
45
Знаки препинания в предложения с
однородными членами
1
Упр. 204,
подчеркивать
однородные
члены
46
Предложения с обращениями.
1
Составить
предложения с
обращением,
используя
речевую
ситуацию (посо-
ветуйте другу не
есть мороженое,
попросите това-
рища дать вам
книгу и др.)
47
Р/р. Письмо.
1
Написать письмо
другу
48
Синтаксический разбор простого
предложения
1
Упр. 217, сделать
синтаксический
разбор по плану
49
Пунктуационный разбор простого
предложения
1
Из
стихотворения
М.Ю.
Лермонтова
«Бородино»
выписывать про-
стые
предложения, ос-
ложненные
однородными
членами и
обращениями
50
Простые и сложные предложения.
1
По данным
схемам со-
ставляют
предложения на
тему «Наши
школьные дела»
51
Синтаксический разбор сложного
предложения
1
Упр. 234,
составить 2-3
сложных
предложения со
словосочетаниям
и
52
Прямая речь.
1
Выписать 4-5
предложений с
прямой речью из
рассказа И.С.
Тургенева
«Муму»
53
Диалог.
1
Упр. 249,
записать
телефонный
разговор со
сверстником,
употребить
речевые
формулы
вежливости
54
Повторение по теме «Синтаксис и
пунктуация»
1
Подготовиться к
контрольному
диктанту
55
Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Синтаксис и
пунктуация»
1
56
Р/р. Сжатое изложение (упр.261)
1
Повторить
алфавит
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфография. Культура речи.
16
57
Фонетика.
1
Написать схему
в
«Справочниках»,
стр.122
58
Гласные звуки.
1
Упр. 259,
составить
словосочетания
прил.+сущ.,
59
Согласные звуки. Изменение звуков в
потоке речи.
1
Упр. 270,
выучить 2
скороговорки
60
Согласные твердые и мягкие.
1
Из упр. 270
выписать слова
(по одному), в
которых все
звуки твердые /
все звуки мягкие
61
Р/р. Повествование. Обучающее
подробное изложение по тексту К.Г.
Паустовского «Шкатулка» (упр. 283)
1
62
Р.р. Написание обучающего изложения по
тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка»
1
63
Согласные звонкие и глухие.
1
Упр. 281,
выписать слова
(по 2 слова), в
которых только
звонкие соглас-
ные / только
глухие.
64
Графика. Алфавит.
1
Составить
список класса по
алфавиту
65
Р/р. Описание предмета.
1
Написать
сочинение - опи-
сание предмета в
художественном
стиле, оза-
главливают его
66
Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака.
1
Упр. 303,
составить на
основе
словосочетаний
(упр. 302) текст,
озаглавить его;
упр. 306
67
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
1
Упр.314
68
Орфоэпия.
1
Упр.318 (устно)
69
Фонетический разбор слова.
1
Упр.320
докончить
70
Повторение изученного по теме
«Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфоэпия»
1
Подготовиться к
к/д
71
Контрольный
диктант
по
т е ме
« Фо н е т и ка .
О р фо э п и я .
Гр а ф и к а .
Орфоэпия».
1
72
Р/Р. Сочинение по картине
Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
1
Докончить
сочинение
Лексика. Культура речи.
9
73
Слово и его лексическое значение.
1
Упр. 331,
разгадывают
кроссворд, по
толковому
словарю
определяют
значение слов
74
Однозначные и многозначные слова.
1
Мини-сочинение
«В каких слу-
чаях лексическое
значение слова
лучше всего
передавать с
помощью
рисунка?»
75
Прямое и переносное значение слов.
1
Из
художественных
произведений
выписывают
предложения (3 -
4), в которых
есть слова в
переносном
значении
76
Омонимы.
1
Упр.357
77
Синонимы.
1
Упр.366
78
Р.р. Обучающее сочинение по картине И.
Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368)
1
Докончить
сочинение
79
Антонимы.
1
Упр.372,
подготовиться к
к/р
80
Контрольная
работа
по
теме
«Лексика.
Культура речи»
1
Упр.375 (устно)
81
Р.р. Обучающее подробное изложение по
тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»
(упр. 375)
1
Повторить о
морфемике.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
21
82
Морфема – наименьшая значимая часть
слова. Изменение и образование слов
1
Упр. 378
83
Окончание. Основа слова
1
Упр. 389
84
Корень слова
1
Упр. 396,
85
Р.р. Рассуждение. Обучающее сочинение-
рассуждение «Дни недели рассказывают
о себе» (упр. 397)
1
Докончить
сочинение
86
Суффикс
1
Упр. 414
87
Приставка
1
Упр. 419
88
Р.р. Обучающее выборочное изложение с
изменением лица по тексту В. Пескова
«Последний лист орешника» (упр. 420)
1
Упр. 403
89
Чередование звуков.
1
Упр. 405
90
Беглые гласные
1
Упр.429
91
Варианты
морфем.
Морфемный
разбор
слова
1
Упр.432
92
Правописание
гласных
и
согласных
в
приставках
1
Записывать
фрагмент из
«Сказки о
мертвой ца-
ревне...» А.С.
Пушкина ( 4 - 6
строк),
подчеркивают
слова с
чередующейся
согласной
93
Буквы З и С на конце приставок
1
Упр.445
94
Буквы А – О в корне –лаг-, -лож-
1
Упр.450
95
Буквы А – О в корне
–раст-, -рос-
1
Упр. 456
96
Р.р.
Обучающее
сочинение
по
картине
П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
(упр. 470)
1
Упр. 436
97
Р.р. Написание обучающего сочинения по
картине
П.П.Кончаловского
«Сирень
в
корзине» (упр. 470)
1
Упр. 470
98
Буквы Ё – О после шипящих в корне
1
Упр. 460,
составить
диктант из
отдельных слов,
словосочетаний
на правила,
изученные в
разделе
«Морфемика»
99
Буквы Ы – И после Ц
1
С помощью
этимологиче-
ского словаря
доказать
родство слов
цирк, циркуль,
составить с
ними
предложения
100
Повторение
изученного
по
т е м е
«Морфемика. Орфография»
1
Стр.41 ответить
на контрольные
вопросы
101
К о н т р о л ь н а я
р а б о т а
п о
т е м е
«Морфемика. Орфография»
1
102
Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками
1
П о в т о р и т ь
о
частях речи
Морфология. Орфография. Культура речи.
19
103
Имя существительное как часть речи.
1
Упр. 480
104
Р/р Доказательства в рассуждении.
1
Упр.483
105
Р/р Доказательства в рассуждении.
1
Написать
сочинение на
одну из тем
106
Имена существительные одушевленные и
неодушевленные
1
Упр. 487
107
Имена существительные собственные и
нарицательные
1
Упр. 495
108
Морфологический разбор имен существи-
тельных
1
Упр. 499,
подчеркнуть
одушевленные
сущ.
109
Р.р. Обучающее сжатое изложение по
тексту Е.А. Пермяка «Перо и
чернильница» (упр.513)
1
Отредактирован
ие текста.
110
Р.р. Написание обучающего сжатого
изложения по тексту Е.А. Пермяка «Перо
и чернильница» (упр.513)
1
111
Род имен существительных
1
Упр. 505
существительны
х
112
Имена существительные, которые имеют
форму только множественного числа
1
Записать 2-3
загадки сименами
сущ-ыми,
которые имеют
форму только
множественного
числа,
113
Имена существительные, которые имеют
только форму единственного числа
1
Упр. 516
114
Три склонения имен существительных
1
Из рассказа А.П.
Чехова
«Хирургия»
записать
небольшой
отрывок (5 - 6
предложений), в
котором
встречались бы
имена
существительные
трех склонений,
подчеркнуть их
115
Падеж имен существительных.
Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных в
единственном числе
1
Упр. 529,
списать,
обозначать
падеж суще-
ствительных,
116
Р.р. Обучающее подробное изложение с
изменением лица по тексту В. Астафьева
«Березки в приморском парке» (упр. 547)
1
Докончить
изложение
117
Существительные на -ия, -ие, -ий
1
Выписать из
рассказа И.С.
Тургенева
«Муму»
описание
каморки Гераси-
ма, подчеркнуть
существи-
тельные как
члены пред-
ложения,
определить их
падеж и
склонение
118
Множественное число имен суще-
ствительных
1
Упр. 555, под-
черкнуть
существи-
тельные во
множественном
числе,
определить их
падеж
119
Правописание о-ё после шипящих и ц в
окончаниях существительных
1
Упр. 559
120
Систематизация и обобщение изученного
по теме «Имя существительное»
1
Упр. 561,
обозначать падеж
существительны
х
121
Контрольная работа по теме «Имя суще-
ствительное»
1
122
Имя прилагательное как часть речи.
1
Упр. 577,
выписать
сначала имена
прилагательные,
затем - сущест-
вительные на
основе рас-
суждения (упр.
469)
123
Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных
1
Упр.584
124
Р.р.
Описание
животного.
Обучающее
подробное
изложение
по
тексту
А.И.
Куприна «Ю-ю» (пр. 585)
1
Докончить
изложение
125
Прилагательные полные и краткие
1
Упр.592
126
Синтаксическая роль полных и кратких
прилагательных
1
Упр.597
127
Р.р.
Обучающее
сочинение
по
картине
А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 598)
1
Доработать в
черновиках
128
Р.р. Написание обучающего сочинения по
картине А.Н. Комарова «Наводнение»
1
129
Мо р фоло гич е с к ий
р а зб о р
и м е н и
прилагательного
1
Упр.599
докончить
130
Повторение
изученного
по
теме
«Имя
прилагательное»
1
Стр. 96 ответить
на
контр.вопросы
131
Контрольная
работа
по
теме
«Имя
прилагательное»
1
132
Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками
1
Подготовить
материал к
сочинению
133
Р.Р. Обучающее сочинение по теме «Моё
любимое животное»
1
Докончить
сочинение
134
Глагол как часть речи.
1
Из «Сказки о
мертвой
царевне...» А.С.
Пушкина
выписать
глаголы, которые
обозначают
стремительное
движение.
135
Не с глаголами
1
Упр. 621,
136
Р/р. Рассказ
1
Доказывать
тезис: «Глагол
-
с а м а я
ж и в а я
ч а с т ь
р е ч и .
Назначение
глагол а
-
выражать
само
действие».
(А.
Югов)
137
Неопределенная форма глагола
1
У п р .
6 2 7 ,
списать,
ставя
глаголы, данные в
с к о б к а х ,
в
неопределенную
форму.
138
Правописание -тся и -ться в глаголах
1
Упр. 637,
выучить
наизусть
стихотворение
Н. Рыленкова
139
Виды глагола
1
Упр. 642,
образовать от
данных глаголов
глаголы другого
вида по образцу
140
Видовые
пары
1
Из рассказа И.С.
Тургенева
«Муму»
выписать
глаголы-
синонимы к
слову «гово-
рить»,
определяют их
вид
141
Буквы е-и в корнях с чередованием
1
Упр. 647,
вставить
пропущенные
буквы, выделять
корень в
глаголах
142
Буквы е-и в корнях с чередованием
1
Упр. 649.
143
Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе)
1
Докончить
рассказ
144
Время
глагола
1
В ы п и с а т ь
и з
фрагмента
рас-
с к а з а
К .
Паустовского
«Заячьи лапы» 6-
8
предложений,
подчеркнуть
глаголы,
определить
их
вид, время
145
Прошедшее
время
глагола
1
Упр. 656,
образовать фор-
мы глаголов
прошедшего
времени,
составить
словосочетания,
указать вид
глагола
146
Настоящее
время
глагола
1
Составить
небольшой
текст ( 6 - 8
предложений),
употребляя
глаголы
настоящего
времени,
обозначающие
последо-
вательность
действий
147
Будущее
время
глагола
1
Выписывают из
толкового
словаря
учебника по 5
глаголов
совершенного и
несовершенного
вида
148
Спряжение
глаголов
1
Упр. 668,
составить
рассказ на
основе рисунка,
подчеркивать
глаголы,
обозначать их
спряжение
149
Как определить спряжение глаголов с
безударным личным окончанием.
1
Упр. 673, устно
составить
диалог-расспрос
по рисунку
«Нарушитель»,
используя
глаголы со
значением
высказывания
150
Р.р.
Контрольное
сжатое
изложение
по
тексту
А.
Савчука
«Шоколадный
торт»
(упр. 688)
1
Дописать
изложение
151
Р.р.
Написание
контрольного
сжатого
изложения
по
тексту
А.
Савчука
«Шоколадный торт» (упр. 688)
1
Записывать 2
загадки,
отметить
глаголы
152
Морфологический разбор глагола.
1
Упр. 687,
выучить стих-ие
153
Правописание Ь в глаголах во 2-м лице
единственного числа
1
Подготовить
устное моноло-
гическое
высказывание о
правописании
глагола
154
Правописание Ь в глаголах во 2-м лице
единственного числа
1
Упр. 697,
составить по
рисункам
спортивный
репортаж,
используя
данное начало
155
Употребление времен
1
Составить текст
диктанта на
правописание
слов с
непроверяемыми
гласными и
согласными в
корне слова
156
Систематизация и обобщение изученного
по теме «Глагол»
1
Упр.703,
составить
сло-
восочетания
с
глаголами,
раскрывая
и х
значение
157
Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Глагол»
1
158
Р/Р. Рассказ на основе изображенного (по
рисунку «Не взяли на рыбалку»)
1
Докончить
рассказ
Повторение и систематизация изученного
11
159
Разделы науки о языке
1
Упр. 706,
подготовить по
плану устное
сообщение
«Изучайте
русский язык»
160
Р.р.
Обучающее
сочинение
на
одну
из
данных тем (упр. 717)
1
Написать
сочинение в
черновиках
161
Р.р. Написание обучающего сочинения на
одну из данных тем
1
Переписать
сочинение
162
Орфограммы в приставках и корнях слов
1
Упр.718
выучить стих-ие
наизусть,
подготовиться к
письму по
памяти
163
Орфограммы в приставках и корнях слов
1
Упр.
720,
под-
черкивать
орфограммы
в
п р и с т а в ка х
и
корнях слов
164
Орфограммы в окончаниях слов
1
Упр. 724,
обозначать
орфограммы в
окончаниях
изученных
частей речи
165
Употребление букв Ъ и Ь
1
Письменно
объяснить
смысл
пословицы
«Ученье - свет, а
неученье - тьма»
166
Знаки препинания в простом и сложном
предложении и предложениях с прямой
речью
1
Упр. 730
167
Знаки препинания в простом и сложном
предложении и предложениях с прямой
речью
1
168
Повторение и обобщение за год.
1
Подготовиться к
итоговой
контрольной
работе
169
Итоговая контрольная работа.
1
170
Работа
над
ошибками.
Повторение
и
обобщение за год.
1