Напоминание

Коллективный способ обучения – здоровьесберегающая технология.


Автор: Баишева Елизавета Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тюнгюлюнская СОШ им. А.С. Шахурдина" Мегино-Кангаласский улус Республика Саха(Я)
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Мегино-Кангаласский улус. с.Тюнгюлю
Наименование материала: статья
Тема: Коллективный способ обучения – здоровьесберегающая технология.
Раздел: начальное образование





Назад







Баишева Елизавета Николаевна-

Отличник образования РС (Я),

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ «Тюнгюлюнская средняя

общеобразовательная школа имени А.С.Шахурдина»

Коллективный способ обучения – здоровьесберегающая технология.
Проблемы обеспечения здоровья учащихся выходят на первый план организации учебного процесса в школе. Перед каждым педагогическим коллективом стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. С 1996-97 учебного года, Тюнгюлюнская начальная школа нашла выход по обеспечению здоровьесбережения и учащихся, и учителей. Это – внедрение новой технологии КСО ДЕМСОС . Теоретико-методологической основой являются:
1.
Дидактическая система Виталия Кузьмича Дьяченко, академика МАО, профессора Красноярского краевого ИПКРО, автора и разработчика технологии КСО – ДЕМСОС. По данной технологии предлагаются уникальные методики организации учебного процесса на принципах естественного общения учащихся в парах сменного состава. Диалоговые методики КСО – ДЕМСОС позволяют организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого ребенка, способствуют не только качественному обучению, но и формированию ключевых компетенций в процессе учебной деятельности. Достоинством данной технологии является: - Активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения.
-
Возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности.
-
Сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимоконтроль и взаимообучение является главным резервом не только эффективности обучения, но и главным средством нравственного воспитания.
-
Демократический (психосберегающий) стиль общения: учитель-ученик, учащихся между собой, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
-
Индивидуальный, либо в малой группе способ работы дает возможность утвердить свое личное неповторимое «я»
2.
Здравоохранительная технология Владимира Филипповича Базарного, доктора медицинских наук, профессора, руководителя лаборатории НИИ медицинских проблем Севера СОАН России, руководителя Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования.
В течение 20 с лишним лет он и его ученики всесторонне исследовали влияние факторов школьной жизни на соматическое и психическое развитие и здоровье учащихся. Установлено, что вся концептуальная основа школьной жизни сориентирована против природы ребенка, предложены и защищены 44 патентами технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания. Здравоохранительная технология Базарного заключается в том, чтобы: - Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз, для чего он рекомендует использовать специальную мебель – конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым, сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник – основа энергетики человеческого организма. - В процессе урока использовать схему зрительных траекторий, расположенной на потолке, «переключение» ближнего зрения на дальнее, различные офтальмотренажеры, специальное «экологическое» панно и другие методики, расширяющие зрительные горизонты. - Использовать специальные художественные образы, каллиграфические прописи, развивающие психомоторную систему глаз-рука. - Проводить короткую физкультминутку. При реализации данной технологии наблюдается повышение психологической комфортности процесса обучения, раскрепощение детей, включение скрытых резервов человеческого организма. Дети практически не болеют, укрепляют и улучшают здоровье.
3.
Научно-методические разработки ученых-педагогов России, республики по проблемам адаптации современных педагогических технологий и сохранения здоровья детей. Итак, каким образом система ДЕМСОС позволяет заботиться о здоровье ребенка? В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый способ не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке математики проводить стоя. Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности 10 - 15 минут, потом меняются местами с товарищем по парте. Учителю необходимо строить урок с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы. Зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему работать без напряжения вблизи. Возникает близорукость. Выход из создавшегося положения
в следующем: расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приемов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф. Базарным. а) Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим "зрительных горизонтов"). При этом каждый ученик во время классных занятий находится на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать печатные буквы равные по высоте 1 см. Для этого используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года учитель проверяет вышеуказанным способом зрение учащихся и, исходя из полученных данных, рассаживает их в классе. б) Другой вариант расширения зрительно-пространственной активности - использование разного рода зрительно-двигательных траекторий. Да, действительно, школьные нагрузки порой становятся непосильными. Как быть? Беречь от перегрузок. Беречь - значит твердо знать, как организовать режим дня, как чередовать отдых и труд. Стоит понять, что многие школьные трудности связаны с состоянием здоровья ребенка. Помимо всего этого, немаловажную роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей и возможностей. Этого можно добиться лишь тогда, когда ведутся коллективные учебные занятия, где варьируются все 4 формы обучения и реализуются принципы КСО. Из этого следует коренной перелом структуры традиционных 45-минутных уроков. Проработав по системе КСО, педагоги школы убедились в несомненной роли технологии на состояние здоровья учащихся. Сотрудничество всех учителей школы помогает решить проблемы в ходе работы. В этом плане в нашей школе установлен конструктивный учительский диалог. Преподаватели физкультуры, медработник всегда готовы оказать коллегам методическую помощь и подсказать, как лучше устраивать на уроках физкульт-паузы или проводить специальные мероприятия. Подвижные игры на переменах, изготовление «конторок», проведение спортивных соревнований по группам физического развития, создание предметно - развивающей среды в класс -кабинетах – неполный перечень работ, внедряемых в учебно-воспитательный процесс. В связи с тем, что по результатам медицинских осмотров, проведенных с участием педиатров сельской и улусной больниц, здоровье некоторых детей признано ослабленным, эти учащиеся включены в специализированную группу здоровья. Лечебно-физкультурный комплекс для них предусматривает отдельную методику с более пониженными физическими требованиями. Специальные занятия проводятся в школе для детей с нарушением осанки. Некоторые спецзанятия проводятся с участием родителей, для которых практикуется и проведение отдельных лекций. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей,
так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в учебно-воспитательном процессе. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний. Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. Родители с большим удовольствием изготавливают дидактические материалы для развития мелкой моторики руки, схемы для развития зрительных траекторий. Также обеспечили кабинеты «конторками», подставками для ног, создали предметно-развивающее пространство в кабинетах. Для создания благоприятных условий в развитии ребенка в кабинетах приобретены индивидуальные «офисы(конторки)». На этих «офисах» учеником создается свой «маленький мир», где он может спокойно заниматься на занятиях и во внеурочное время. Обучаясь по технологии КСО, дети научились свободно общаться, высказывать свое мнение, стали более самостоятельными, рассудительными, ответственными, уверенными. Положительно относятся к учению, помогают друг к другу. Каждый участвует в самоуправлении. Развиваются навыки самоконтроля, организаторские способности, а также дети стали более общительными. Повысилась успеваемость, качество выполнения контрольных работ. Результатами работы педагогического коллектива школы за период работы по технологии считаем: - учебный труд у учащихся становится интеллектуальной потребностью; - улучшается здоровье учащихся, что подтверждается результатами наблюдений за период обучения по технологии; - детям занятия стали в радость, у учителей - удовлетворенность педагогической деятельностью, у родителей – положительная динамика обученности своих детей; Здоровьесберегающие технологии , а именно технология КСО ДЕМСОС — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся.Такая система организации по сохранению и развитию здоровья в нашей школе позволила достичь положительного результата в воспитательно- образовательном процессе в решении данной проблемы.


В раздел образования