Напоминание

Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


Автор: Зайцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18
Населённый пункт: Хабаровский край, район имени Лазо, р.п.Мухен
Наименование материала: статья
Тема: Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Художественный труд как средство развития творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста
Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных творчески и нестандартно подходить к решению проблемы. На процесс развития творчества детей большое влияние оказывает деятельность. Проблеме развития творчества детей в художественно-творческой деятельности посвящены исследования А.В. Антоновой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, Т.Я. Шпикаловой и др. Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, Н.Н. Поддьяков, В.Т. Кудрявцев и др. утверждают, именно творческая деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социокультурного опыта. Развитие творческой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами уже в дошкольном возрасте. А.В. Запорожец подчеркивает, что с позиции теории амплификации (обогащения) развития детей, особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и художественный труд. Художественный труд – это трудовая деятельность, нацеленная на удовлетворение потребностей ребенка, связанных с эстетикой , при определенной организации обучения, по мнению Л.С. Выготского, И.А. Лыковой и др., может носить подлинно творческий характер, т.к. в ней создаются условия для развития творческого мышления и воображения. Художественный ручной труд детей дошкольного возраста – это способ ребенка приобщиться к декоративно-прикладному искусство – разделу изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. В отличие от
произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные предметы декоративно-прикладного творчества имеют практическое употребление в повседневной жизни, т.к. служат для оформления быта и интерьера. Поэтому художественный труд, как вид детской деятельности, в которой происходит всестороннее развитие личности ребенка, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, может быть использован в образовательном процессе, по мнению Л.С. Выготского, B.В. Давыдова, О.М. Дьяченко и др., - для развития воображения, по мнению Д.Б. Богоявленской, - для развития интеллектуальной активности, по мнению Е.А. Флериной, Н.Н. Поддьякова – для экспериментирования с материалом и интеллектуального развития, по мнению А.В.Запорожца – для возникновения ярких и «умных» эмоций. Как считают исследователи, художественный труд в связи с тем, что он соответствует интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В процессе деятельности, как выявлено Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Парамоновой, у детей формируются обобщенные способы построения деятельности. Следовательно, ребенок, усвоив обобщенный способ в одной деятельности, например, в конструировании или в изобразительной деятельности, сможет творчески применить в процессе ручного труда при изготовлении поделок. Необходимыми условиями овладения ребенком дошкольного возраста обобщенным способом в конструировании и ручном труде, по мнению Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой являются:  предъявление ребенку проблемных задач, имеющих как одно, так и множество решений («открытых») в определенной последовательности;  самостоятельное экспериментирование ребенка с новыми материалами должно предшествовать предъявлению ему определенной задачи, решение которой с необходимостью предполагает использование опыта этого экспериментирования;
 распредмечивание способа: вынесение способа действия из контекста практической деятельности конкретного характера, отработка его и последующее использование в процесс изготовления новых предметов;  совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом; обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей; предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению;  взаимосвязь конструирования и ручного труда с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение их в широкий спектр событий детской жизни. Художественный труд в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых целостностей и наделению их индивидуальными смыслами, которая является важнейшим показателем творческости как качества личности. А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, A.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и др. предложили разные формы организации обучения, которые могут быть применены, по нашему мнению и при обучении детей художественному ручному труду: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу, однако требуется разработка развивающей творчество системы обучения детей ручному труду (программы обучения и методики развития творчества в процессе этого вида детской деятельности). Таким образом, художественный ручной труд, по мнению исследователей – это: - универсальный способ приобщения к человеческой культуре; - универсальная интегрированная деятельность, преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты);
- свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое; - продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата. В основе формирования детского художественного ручного труда лежит развитие продуктивного творческого мышления и творческого воображения, интеллектуальной активности, становление экспериментирования с различными материалами, овладение детьми обобщенными способами создания образов и их практического воплощения.
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленска. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 2. Запорожец, А.В. Психология действия / А.В. Запорожец. – М., 2000. – 316 с. 3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2005. – 126 с. 4. Комарова, Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С.56- 58. 5. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 6. Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова. – М.: Знание, 1998. – 127 с. 7. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 120 с. 8. Парамонова, Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 1-4 / Л.А. Парамонова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с. 9. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Н.Н. Поддъяков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 407 с.


В раздел образования