Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Зайцева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18 Населённый пункт: Хабаровский край, район имени Лазо, р.п.Мухен Наименование материала: статья Тема: Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Художественный труд как средство развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста
Современный
социальный
заказ
системе
дошкольного
образования
заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных творчески
и
нестандартно
подходить
к
решению
проблемы.
На
процесс
развития
творчества
детей
большое
влияние
оказывает
деятельность.
Проблеме
развития
творчества
детей
в
художественно-творческой
деятельности
посвящены исследования А.В. Антоновой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, С.П.
Ломова,
Н.П.
Сакулиной,
Н.М.
Сокольниковой,
Е.А.
Флериной,
Р.М.
Чумичевой, Т.Я. Шпикаловой и др.
Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, Н.Н. Поддьяков, В.Т. Кудрявцев и
др.
утверждают,
именно
творческая
деятельность
ребенка,
приводящая
к
созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения
социокультурного опыта. Развитие творческой способности происходит в
условиях
той
или
иной
деятельности
при
овладении
общественно
выработанными ее средствами уже в дошкольном возрасте.
А.В. Запорожец подчеркивает, что с позиции теории амплификации
(обогащения) развития детей, особое значение в формировании творчества
имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и
художественный труд.
Художественный
труд
–
это
трудовая
деятельность,
нацеленная
на
удовлетворение
потребностей
ребенка,
связанных
с
эстетикой
,
при
определенной
организации
обучения,
по
мнению
Л.С.
Выготского,
И.А.
Лыковой и др., может носить подлинно творческий характер, т.к. в ней
создаются условия для развития творческого мышления и воображения.
Художественный ручной труд детей дошкольного возраста – это способ
ребенка
приобщиться
к
декоративно-прикладному
искусство
–
разделу
изобразительного
искусства,
который
охватывает
различные
отрасли
творческой
деятельности,
направленной
на
создание
художественных
изделий
с
утилитарными
и
художественными
функциями.
В
отличие
от
произведений изящного
искусства,
предназначенных
для
эстетического
наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные предметы
декоративно-прикладного
творчества
имеют
практическое
употребление
в
повседневной жизни, т.к. служат для оформления быта и интерьера.
Поэтому
художественный
труд,
как
вид
детской
деятельности,
в
которой происходит всестороннее развитие личности ребенка, в силу самой
его
созидательно-преобразующей
природы,
может
быть
использован
в
образовательном процессе, по мнению Л.С. Выготского, B.В. Давыдова, О.М.
Дьяченко и др., - для развития воображения, по мнению Д.Б. Богоявленской, -
для развития интеллектуальной активности, по мнению Е.А. Флериной, Н.Н.
Поддьякова – для экспериментирования с материалом и интеллектуального
развития, по мнению А.В.Запорожца – для возникновения ярких и «умных»
эмоций. Как считают исследователи, художественный труд в связи с тем, что
он соответствует интересам и потребностям дошкольника, при определенной
организации обучения может носить подлинно творческий характер.
В
процессе
деятельности,
как
выявлено
Н.Н.
Поддьяковым,
Л.А.
Парамоновой,
у
детей
формируются
обобщенные
способы
построения
деятельности. Следовательно, ребенок, усвоив обобщенный способ в одной
деятельности,
например,
в
конструировании
или
в
изобразительной
деятельности, сможет творчески применить в процессе ручного труда при
изготовлении поделок.
Необходимыми условиями овладения ребенком дошкольного возраста
обобщенным способом в конструировании и ручном труде, по мнению Н.Н.
Поддьякова, Л.А. Парамоновой являются:
предъявление ребенку проблемных задач, имеющих как одно, так
и множество решений («открытых») в определенной последовательности;
самостоятельное
экспериментирование
ребенка
с
новыми
материалами
должно
предшествовать
предъявлению
ему
определенной
задачи,
решение
которой
с
необходимостью
предполагает
использование
опыта этого экспериментирования;
распредмечивание
способа:
вынесение
способа
действия
из
контекста практической деятельности конкретного характера, отработка его и
последующее использование в процесс изготовления новых предметов;
совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с
другом;
обеспечение
взаимосвязи
специально
организованных
занятий
с
самостоятельной деятельностью детей; предоставление детям разнообразных
материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению;
взаимосвязь конструирования и ручного труда с другими видами
деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение их в широкий
спектр событий детской жизни.
Художественный труд в дошкольном возрасте может быть подлинно
творческой,
развивающейся
и
развивающей
деятельностью,
если
в
ее
процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению
новых целостностей и наделению их индивидуальными смыслами, которая
является важнейшим показателем творческости как качества личности.
А.Р.
Лурия,
Н.Н.
Поддьяков,
В.Г.
Нечаева,
З.В.
Лиштван,
A.Н.
Давидчук, В.В. Холмовская и др. предложили разные формы организации
обучения,
которые
могут
быть
применены,
по
нашему
мнению
и
при
обучении
детей
художественному
ручному
труду:
по
образцу,
модели,
условиям,
теме,
замыслу,
однако
требуется
разработка
развивающей
творчество системы обучения детей ручному труду (программы обучения и
методики развития творчества в процессе этого вида детской деятельности).
Таким
образом,
художественный
ручной
труд,
по
мнению
исследователей – это:
- универсальный способ приобщения к человеческой культуре;
-
универсальная
интегрированная
деятельность,
преобразующая,
творческая,
социально
мотивированная
деятельность,
направленная
на
создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и
эстетические свойства (единство пользы и красоты);
-
свободная
деятельность,
связанная
с
экспериментированием
и
самореализацией,
саморазвитием,
самопознанием
на
уровне
подлинного
творчества, в котором создается что-то новое;
- продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок
осваивает
инструменты,
исследует
свойства
различных
материалов
и
преобразует
их
культурными
способами
в
целях
получения
конкретного
результата.
В основе формирования детского художественного ручного труда лежит
развитие продуктивного творческого мышления и творческого воображения,
интеллектуальной
активности,
становление
экспериментирования
с
различными
материалами,
овладение
детьми
обобщенными
способами
создания образов и их практического воплощения.
1.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.
Богоявленска. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2.
Запорожец, А.В. Психология действия / А.В. Запорожец. – М., 2000.
– 316 с.
3.
Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова.
– М.: Педагогика, 2005. – 126 с.
4.
Комарова, Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном
творчестве / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С.56-
58.
5.
Котова
Е.В. Развитие
творческих
способностей
дошкольников:
методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ
Сфера, 2010. – 128 с.
6.
Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова. –
М.: Знание, 1998. – 127 с.
7.
Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду:
программа и методические рекомендации / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-
Синтез, 2005. – 120 с.
8.
Парамонова,
Л.
А.
Материалы
курса
«Конструирование
как
средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста»: лекции 1-4 / Л.А. Парамонова. – М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2008. – 80 с.
9.
Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском
саду. Программа и конспекты занятий / Н.Н. Поддъяков. – М.: ТЦ Сфера,
2009. – 407 с.