Напоминание

"Волшебный мир вязания"


Автор: Колташева Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества"г. Касли
Населённый пункт: Челябинская обл., г. Касли
Наименование материала: Конспект занятия, введение в программу
Тема: "Волшебный мир вязания"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

Образования детей «Центр детского творчества» г. Касли

Каслинского муниципального района
Методическая разработка открытого занятия
«Введение в программу»
Кружок «Рукодельница» Педагог дополнительного образования Высшая квалификационная категория Колташева Наталья Васильевна г. Касли, 2015год

Введение в программу
Тема:
«Волшебный мир вязания»

Цель занятия
: Создать условия для формирования у детей интереса к вязанию
Задачи:

1.
Познакомить детей друг с другом и помочь им почувствовать себя комфортно в новом коллективе; 2. Сформировать представление об удивительном мире рукоделия, вязание крючком. 3. Научить простым приемам вязания 4. Настроить детей на успешность в данном виде деятельности, стремление продолжать знания. 5. Показать достижения учащихся кружка
Форма проведения
: Занятие- с элементами сказки
Тип занятия
: Вводное
Оборудование
: ИКТ, коллекция вязаных изделий, литература по вязанию крючки, пряжа, ножницы, клей
Ход занятия:
Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Наталья Васильевна. Хотите побывать в сказочной мастерской? Где есть подмастерья и мудрые мастера, где трудиться не трудно, не нудно, а весело и чудно? …..(ответы) Такая мастерская на свете есть, и в ней мы сегодня побываем. Называется она «Рукодельница». Нашей мастерской уже больше 20 лет. В ней занимаются юные подмастерья-это девочки и мальчики разного возраста. У нас в кружке «Рукодельница» занимаются вязанием крючком и спицами.
Пожалуйста, проходите, садитесь за парты. Многие работы наших детей принимали участие в международных и всероссийских конкурсах, занимали призовые 1 и 2 места. У нас не только учатся, мы умеем хорошо отдыхать, участвуя вне занятий в различных мероприятиях, праздниках. « 2 слайд» Отправляясь на экскурсию по нашему кружку, возьмите с собой хорошее настроение, светлую улыбку и любовь друг к другу, жажду знаний и уверенность в том, что творчество- это сила!
(входит принц)
Здравствуйте, мои друзья! Я принц из сказочной удивительной страны творческих фантазий. Как хорошо, что я вас встретил! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что злая ведьма Безделица заколдовала нашу принцессу и сказала, что злые чары будут действовать, пока я не открою 3 чуда.
Педагог
: Поможем, ребята? Выручим принца и принцессу? Говори дорогой принц, какие чудеса спасут принцессу?
Принц:

1 чудо
: «Волшебный инструмент и материал» Давайте подумаем, какой инструмент нужен для вязания? Я из семейства спиц Я брат своих сестриц Скажу ради приличия Имею знак отличия На голове моей крючок Чтоб петлям я расти помог ( вязальный крючок) Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В средние века к вязанию относились очень серьезно, были организованы специальные школы по вязанию, не каждый мальчик мог учиться в такой школе- к занятиям допускались только самые способные. 6 лет дети овладевали этим искусством, а затем их ждали сложные экзаменационные испытания. Лучшие выпускники имели право на усовершенствование своих знаний за рубежом.
Посмотрите на слайд, вы видите, что пастух в свободную минуту успевает позаниматься рукоделием. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. Вы видите, что женщины всегда и везде брали с собой вязание, и занимались им в поле, на покос, детей учили с раннего возраста вязать. А волшебным инструментом в те далекие времена вместо крючка была обычная палочка. Позже для удобства конец палочки подтачивали, и палочка стала называться крючком. Сначала крючки были деревянными, костяными, а в 18 веке изготовляли уже стальные, медные, крючки. У каждого современного крючка есть головка, а ее размер написан на приплюснутом месте (например 1,5; 2.0…) на ваших столах лежат крючки, можете посмотреть. Крючок нужно правильно выбирать по размеру (например если крючок будет на много больше толщины нити, то вязание может быть рыхлым, и наоборот, если крючок выбрать тоненький, а пряжу толстую, то вязание будет очень плотное, как кольчуга) поэтому размер крючка и толщина нити должны быть приблизительно одинаковыми. Но одним крючком ничего не свяжешь, что же еще нужно для вязания? Ими вяжут, ими шьют Но сначала их прядут И в клубочки их мотают На катушки собирают (нитки) Правильно, нужна
пряжа.
А вы, знаете, какие виды пряжи используют современные вязальщицы? ( ответы). 1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца) 2. На корову я похожа, и рога есть у меня в поле травку ем гуляя и даю всем молока (коза) 3. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам ( Верблюд) 4. Комочек пуха, длинное ухо
прыгает ловко, грызет морковку ( Кролик) 5. На сене лежит, сама не ест и другим не дает ( Собака) Ребята, а как вы думаете, почему все загадки про животных? Потому что из шерсти этих животных делают нитки для вязания, т. е натуральные волокна животного происхождения. Шерстяная пряжа имеет многие уникальные качества, она сохраняет тепло, хорошо тянется. Но есть и недостатки- это сваливание, на изделиях из шерсти образуются катышки и она не такая прочная, как хлопок. Среди вязальщиц особенно популярны натуральная пряжа – это мохер и верблюжья. На ваших столах лежат конвертики с разной пряжей, вы можете потрогать своими руками шерстяные нитки и хлопчатобумажные. Теперь вы знаете, что нужно для вязания
Принц:
Как много интересного мы узнали. Вот какой волшебный инструмент и пряжа нужны для вязания! ( показывает)
Педагог
: Теперь давайте разгадаем 2 чудо
2 чудо: «Мир вязаных изделий»
Издавна, стараясь украсить свой дом, люди стремились использовать самые простые материалы, неприхотливые узоры, и достигали при этом высокого мастерства. В наши дни это искусство продолжает развиваться. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Давайте с вами встанем и подойдем к нашей выставке Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.
Посмотрите пожалуйста, сколько вязаных вещей, игрушек, кукол в разной технике находится в нашей мастерской, все это работы наших учеников. Это и есть настоящий МИР вязаных изделий. Неправда ли? Вам нравится?
3 чудо: «Мы творим сами»
Это чудо можно совершить с помощью умелых детских рук и частичек тепла детских сердец, поэтому я прошу вашей помощи. Отгадайте загадки - Один говорит, двое смотрят, двое слушают? (язык, глаза, уши) - У двоих матерей, по пяти сыновей, все в одно имя? ( руки и пальцы) - А как вы думаете, почему я задала вам такие загадки? - Глаза вам нужны, чтобы внимательно смотреть - Уши, чтобы слушать и запоминать, язык, чтобы отвечать на вопросы. - А руки, чтобы аккуратно выполнять задание. Что же мы сегодня будем делать? Прежде скажите, а кто из вас умеет вязать крючком? Сегодня мы будем делать аппликацию- овечку, с вывязанными из воздушных петель - кудряшками Я предлагаю одеть в теплую шубку нашу овечку Долли. Ведь не зря овца дает нам волшебную шерсть, из которой прядут теплые, мягкие ниточки для вязания теплых вещей. (слайд- овечка) За лесом у речки гуляют овечки А шерсть у овечки в забавных колечках Нужно связать кудряшки для этой овечки. Для начала работы научимся делать первую петельку. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.
Мы первую петельку делаем так: (
рассказываю)
, нужно сделать10- 12 воздушных петелек, отрезаем ниточку приблизительно5 см., и крючком вытягиваем ее. Сворачиваем цепочку в кружочек и приклеиваем на шаблон. На ваших столах лежит все необходимое для работы, но
ТБ
Помни каждый ученик Знай любая кроха: Безопасность- хорошо, А халатность- плохо! Кто знает, как нужно работать с ножницами? (ответ) Нужно обязательно помнить, что Работать с ножницами можно, Но, только очень осторожно Не сабля- ими не маши! Спокоен будь и не спеши Попросят если, не зевай,- Вперед колечками подай Лежать они должны на месте С концами, согнутыми вместе. Также аккуратно нужно работать с крючком Крючки, их надо сосчитать Когда садишься за работу Потом внимательно собрать Хотя бывает не охота.
Веселая физкультминутка

Вы немного поработали, ваши пальчики устали, давайте дадим им отдохнуть. Поиграем в игру, которая называется
Пальчиковая игра «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами л. р., начиная с указательного по ладони пр. р.) Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Поменять руки.) Но где же снежинки? (Сжать кулаки.) В ладошке вода! (Разжать кулаки.) Куда же исчезли снежинки? (Сжать кулаки.) Куда? (Разжать.) Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Потряхивание расслабленными кистями рук.) Как видно, ладошки мои горячи. (Потереть ладошкой об ладошку.)
Педагог:
Посмотрите, какая получилась красивая и теплая шубка. Теперь наша овечка не замерзнет. Всем известно, что вязанье- это кропотливый труд, Вот поэтому ленивых в мастерицы не берут. Посмотрите ребята «Чудеса, да и только!» Колдовские чары исчезают! Значит получилось разгадать все чудеса. (принцесса оживает, рассказывает стих)
Простой крючок из стали И нитки- раз и два! Нужны, чтоб возникали Ажуры- кружева Подвластны все узоры Крючку или игле: Так делали уборы и раньше на земле Приданое невеста и шила и плела Работали с ней вместе крючочек да игла Ну а потом с терпеньем учила дочек Мать Хранить свое уменье чтоб дальше передать. Не губи ты жизнь бездельем Занимайся Рукодельем! Шей, вяжи- не унывай Или гладью вышивай!
Педагог
: Большое спасибо принцесса. Мы очень рады, что помогли тебе освободиться от злых чар злой ведьмы. А вам, ребята, понравилось разгадывать чудеса? А что больше всего понравилось? (
ответы детей
)
Полезные советы:
Если вам понравилось и вы придете в наш кружок «Рукодельница» я дам вам несколько советов: Все необходимые материалы: пряжу, крючки, спицы можно купить в магазинах: «Ниточки», в «Перекрестке», в «Фее», «Универмаге» Если вы решите заниматься вязанием я рекомендую эти замечательные книги для детей. И в конце нашего занятия давайте поиграем в игру.
Рефлексия:

Игра «Мое настроение»
Выберите пожалуйста ту картинку, которая похожа на ваше настроение , полученное за наше знакомство. ( фейерверк, веселый клоун, плачущий человек, осенний дождик, красочное лето…)
Надеюсь, что мы еще увидимся в дальнейшем, приходите заниматься в наш кружок «Рукодельница» Я хочу сказать вам большое спасибо за плодотворную работу, рада была с вами познакомиться, вы все такие замечательные ребята. И в память о нашей встрече я хочу подарить каждому воздушный шарик с пожеланиями от меня.


В раздел образования