Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в физическом воспитании школьников
Автор: Резникова Галина Германовна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ "Гимназия иностранных языков" Населённый пункт: город Ухта Наименование материала: методическая разработка Тема: Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в физическом воспитании школьников Раздел: начальное образование
«Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в физическом
воспитании школьников»
Резникова Галина Германовна
г. Ухта, Республика Коми, МОУ «Гимназия иностранных языков»
На современном этапе развития общества требуется воспитание нового человека, в
котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое
совершенство.
Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье,
гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя
физическая подготовленность. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей
физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела,
достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.
Образовательная программа по физической культуре, ориентированная на личностные
показатели школьников, позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в
области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и
в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.
Задачи личностно- ориентированного воспитания по физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);
- формирование умений (оздоровительная деятельность);
- формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);
- формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);
-формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Основой содержания личностно-риентированного воспитания по физической культуре
учащихся
являются двигательные умения и навыки, на базе которых строится система
воспитания по физической культуре, однако развитию человека способствует не само по себе
овладение
двигательными
умениями
и
навыками,
а
присвоение
умения
самостоятельно
осваивать двигательные умения и навыки. В результате приобретения учащимися этого
новообразования обучение будет являться развивающим.
Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для учащихся,
как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.
Помимо деления учащихся на основную, подготовительную и специальную группы,
почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп:
· совершенно здоровые, но «тучные» дети, не желающие трудиться;
· дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
· плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
· хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на
уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения
программного материала, и оценки достижений.
Дифференцированный
подход
в
обучении
осуществляется
на
индивидуальном
уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей,
определяет личную траекторию своего развития.
Одним
из
вариантов
реализации
данного
подхода
является
индивидуально-
ориентированная система обучения. Она
1.
ориентирует обучающихся на развитие своей индивидуальности, способности
быть
личностью
посредством
активности,
направленности,
включенности
в
пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.
2.
ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной
работы со всем классом.
3.
ориентирована
на
интеграцию
индивидуальной
работы
с
формами
коллективной учебной деятельности
4.
ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей также и
учителя.
В ней широко
применяются исследовательские, проектные,
соревновательные и
игровые технологии, проведение урока в режиме технологии группового самостоятельного
обучения.
При
проведении
упражнений
в
игровой
или
в
соревновательной
форме
слабые
ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков. В
эстафетах
более
подготовленные
школьники
начинают
и
заканчивают
эстафеты
и
при
необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети подбираются
по силам и им даются разные по сложности упражнения, используются карточки с заданиями
и со схемами упражнений.
Модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся разбиваются
на разноуровневые группы (количество групп зависит от числа обучающихся класса). Каждая
группа работает под руководством ученика-лидера.
Цель – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их
коммуникативных
умений,
интеллектуальных
и
физических
способностей
посредством
взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Удовлетворение от общения, от взаимодействия создаёт условия для достижения
целей образования учащихся, в то время когда мотивация деятельности каждого члена
группы и личные цели индивида могут быть различными.
Примером применение данного подхода в обучении в гимназии может служить
прохождение учебного материала по гимнастике.
При изучении раздела «Акробатика» каждый ученик должен научиться выполнять
акробатические
упражнения,
предусмотренные
программой
(базовый
уровень),
а
также
получить возможность выполнять эти упражнения эстетически красиво или в усложненном
варианте
(повышенный
уровень).
Так
в
4
классе
ученики
должны
изучить
и
совершенствовать технику выполнения: стойки на лопатках, седа углом, кувырков вперед и
назад, боком, переката назад через плечо, «моста», равновесия на одной.
В начале раздела, школьники делятся на группы, и после изучения основных
элементов, перед ними ставится задача о том, что в конце курса – пройдут лично-командные
соревнования
по
акробатике.
Таким
образом,
перед
учащимися
ставится
проблема
составления личной акробатической программы. При подготовке к зачету каждый член
группы
выполняет
упражнения,
члены
всей
группы
анализируют
качество
выполнения
упражнений
каждым,
а
также
каждый
ученик
анализирует
сам
себя.
На
основании
сделанных
выводов,
исправляются
ошибки
(если
такие
имеются),
все
члены
группы
составляют для себя комплексы с учетом пожеланий группы.
Разрешается выполнить
дополнительное упражнение повышенной сложности (н/п, шпагат, мост из положения стоя и
т.д.)
«Лично-командные соревнования по акробатике, как форма «зачёта» для
учащихся 4 класса»
Цель: - использование личного двигательного опыта учащихся для контроля качества
обучения акробатическим упражнениям.
Задачи: - совершенствование двигательных навыков
- обучение самооценке и оценке достигнутых успехов одноклассников
в соответствии с индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью
в разделе «Акробатика»
- воспитание дружбы, взаимопомощи,
В данном «зачёте» предлагается вариант адаптации системы оценивания, принятой в
спорте,
к
школьной
системе
физического
воспитания.
В
основе
подхода
лежит
систематизация ошибок двигательного действия и градация ошибок, снижающих оценку.
Ошибки распределены на четыре группы:
1.
Мелкие ошибки — ошибки, не влияющие на основное звено двигательного
действия
(н/п,
незначительное
отклонение
от
вертикали,
носки
не
оттянуты
при
выполнении стойки на лопатках)
2.
Средние ошибки — ошибки, влияющие на основное звено
двигательного
действия (н/п, незначительное отклонение от вертикали, незначительное сгибание ног
при выполнении стойки на лопатках, нет группировки при выполнении кувырка)
3.
Грубые
ошибки
—
ошибки
основного
звена
двигательного
действия
(н/п,
сильное сгибание ног и рук в положении «мост»)
4.
Невыполнение
—
основное
звено
в
технике
двигательного
действия
отсутствует или получается другой технический элемент (н/п, потеря устойчивости
(менее 2 сек) при выполнении равновесия на одной)
На уроках закрепления и совершенствования акробатических упражнений, работая в
группах, учащимся предлагается
составить комбинацию из 5 изученных элементов, т. о.
каждый выбирает для себя посильные для хорошего исполнения упражнения, учитывается
мнение группы.
Стоимость каждого элемента оценивается в 5 баллов, всей комбинации — в 25 баллов,
т.к. обучающиеся 4 класса знакомы только с целыми числами. За ошибки
предлагаются
следующие сбавки:
1.
Мелкие ошибки — 1 балла (за одну ошибку)
2.
Средние ошибки — 2 баллов
3.
Грубые ошибки — 3 баллов
4.
Невыполнение — 5 баллов
За красоту, слаженность, усложнение элемента допускается начисление призовых
баллов от 1 до 5.
Результаты
каждого
участника
соревнований
заносятся
в
протокол,
в
котором
участник
также
выставляет
себе
оценку
за
выступление.
Затем
высчитывается
среднее
арифмитическое значение для каждого участника и сумма оценок команды в целом.
В
соревнованиях
ежегодно
принимают
участие
школьники
4
класса,
которые
разделены на 4 команды по 5-6 человек (освобождённых выступают только в роли судей.)
Одновременно на акробатических дорожках выполняют комбинацию 4 участника, остальные
–
судьи,
оценивающие
выступление.
Каждый
участник
помимо
своего
оценивает
выступления ещё 5-6 одноклассников.
Победителями соревнований становятся те учащиеся, которые набрали наибольшее
количество
баллов
(отдельно
среди
девочек
и
среди
мальчиков).
Подобным
образом
определяется команда победительница.
«Зачёт» получают обучающиеся, набравшие 15 баллов и более.
Таким образом, наряду с остальными педагогическими «инструментами» технология
группового обучения позволяет успешнее формировать в обучающихся базовые качества
личности (организаторские способности, способность решать проблемы, инициативность,
креативность, желание учиться всю жизнь, заботу о себе и окружающих) и тем самым
развивать в детях коммуникативность – ту самую компетенцию, которая объявлена ведущей в
образовательных стандартах.