Напоминание

Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в физическом воспитании школьников


Автор: Резникова Галина Германовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Гимназия иностранных языков"
Населённый пункт: город Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в физическом воспитании школьников
Раздел: начальное образование





Назад





«Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в физическом

воспитании школьников»
Резникова Галина Германовна г. Ухта, Республика Коми, МОУ «Гимназия иностранных языков» На современном этапе развития общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Образовательная программа по физической культуре, ориентированная на личностные показатели школьников, позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе. Задачи личностно- ориентированного воспитания по физической культуре: - формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); - формирование умений (оздоровительная деятельность); - формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); - формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); -формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность). Основой содержания личностно-риентированного воспитания по физической культуре учащихся являются двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре, однако развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим. Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Помимо деления учащихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп: · совершенно здоровые, но «тучные» дети, не желающие трудиться; · дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни; · плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются; · хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Дифференцированный подход в обучении осуществляется на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию своего развития.
Одним из вариантов реализации данного подхода является индивидуально- ориентированная система обучения. Она 1. ориентирует обучающихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д. 2. ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом. 3. ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности 4. ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей также и учителя. В ней широко применяются исследовательские, проектные, соревновательные и игровые технологии, проведение урока в режиме технологии группового самостоятельного обучения. При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети подбираются по силам и им даются разные по сложности упражнения, используются карточки с заданиями и со схемами упражнений. Модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся разбиваются на разноуровневые группы (количество групп зависит от числа обучающихся класса). Каждая группа работает под руководством ученика-лидера. Цель – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений, интеллектуальных и физических способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Удовлетворение от общения, от взаимодействия создаёт условия для достижения целей образования учащихся, в то время когда мотивация деятельности каждого члена группы и личные цели индивида могут быть различными. Примером применение данного подхода в обучении в гимназии может служить прохождение учебного материала по гимнастике. При изучении раздела «Акробатика» каждый ученик должен научиться выполнять акробатические упражнения, предусмотренные программой (базовый уровень), а также получить возможность выполнять эти упражнения эстетически красиво или в усложненном варианте (повышенный уровень). Так в 4 классе ученики должны изучить и совершенствовать технику выполнения: стойки на лопатках, седа углом, кувырков вперед и назад, боком, переката назад через плечо, «моста», равновесия на одной. В начале раздела, школьники делятся на группы, и после изучения основных элементов, перед ними ставится задача о том, что в конце курса – пройдут лично-командные соревнования по акробатике. Таким образом, перед учащимися ставится проблема составления личной акробатической программы. При подготовке к зачету каждый член группы выполняет упражнения, члены всей группы анализируют качество выполнения упражнений каждым, а также каждый ученик анализирует сам себя. На основании сделанных выводов, исправляются ошибки (если такие имеются), все члены группы составляют для себя комплексы с учетом пожеланий группы. Разрешается выполнить дополнительное упражнение повышенной сложности (н/п, шпагат, мост из положения стоя и т.д.)
«Лично-командные соревнования по акробатике, как форма «зачёта» для

учащихся 4 класса»

Цель:
- использование личного двигательного опыта учащихся для контроля качества обучения акробатическим упражнениям.
Задачи: -
совершенствование двигательных навыков
- обучение самооценке и оценке достигнутых успехов одноклассников в соответствии с индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью в разделе «Акробатика» - воспитание дружбы, взаимопомощи, В данном «зачёте» предлагается вариант адаптации системы оценивания, принятой в спорте, к школьной системе физического воспитания. В основе подхода лежит систематизация ошибок двигательного действия и градация ошибок, снижающих оценку. Ошибки распределены на четыре группы: 1. Мелкие ошибки — ошибки, не влияющие на основное звено двигательного действия (н/п, незначительное отклонение от вертикали, носки не оттянуты при выполнении стойки на лопатках) 2. Средние ошибки — ошибки, влияющие на основное звено двигательного действия (н/п, незначительное отклонение от вертикали, незначительное сгибание ног при выполнении стойки на лопатках, нет группировки при выполнении кувырка) 3. Грубые ошибки — ошибки основного звена двигательного действия (н/п, сильное сгибание ног и рук в положении «мост») 4. Невыполнение — основное звено в технике двигательного действия отсутствует или получается другой технический элемент (н/п, потеря устойчивости (менее 2 сек) при выполнении равновесия на одной) На уроках закрепления и совершенствования акробатических упражнений, работая в группах, учащимся предлагается составить комбинацию из 5 изученных элементов, т. о. каждый выбирает для себя посильные для хорошего исполнения упражнения, учитывается мнение группы. Стоимость каждого элемента оценивается в 5 баллов, всей комбинации — в 25 баллов, т.к. обучающиеся 4 класса знакомы только с целыми числами. За ошибки предлагаются следующие сбавки: 1. Мелкие ошибки — 1 балла (за одну ошибку) 2. Средние ошибки — 2 баллов 3. Грубые ошибки — 3 баллов 4. Невыполнение — 5 баллов За красоту, слаженность, усложнение элемента допускается начисление призовых баллов от 1 до 5. Результаты каждого участника соревнований заносятся в протокол, в котором участник также выставляет себе оценку за выступление. Затем высчитывается среднее арифмитическое значение для каждого участника и сумма оценок команды в целом. В соревнованиях ежегодно принимают участие школьники 4 класса, которые разделены на 4 команды по 5-6 человек (освобождённых выступают только в роли судей.) Одновременно на акробатических дорожках выполняют комбинацию 4 участника, остальные – судьи, оценивающие выступление. Каждый участник помимо своего оценивает выступления ещё 5-6 одноклассников. Победителями соревнований становятся те учащиеся, которые набрали наибольшее количество баллов (отдельно среди девочек и среди мальчиков). Подобным образом определяется команда победительница. «Зачёт» получают обучающиеся, набравшие 15 баллов и более. Таким образом, наряду с остальными педагогическими «инструментами» технология группового обучения позволяет успешнее формировать в обучающихся базовые качества личности (организаторские способности, способность решать проблемы, инициативность, креативность, желание учиться всю жизнь, заботу о себе и окружающих) и тем самым развивать в детях коммуникативность – ту самую компетенцию, которая объявлена ведущей в образовательных стандартах.


В раздел образования