Напоминание

Программа "Смысловое чтение"


Автор: Сулимова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Фёдоровская СОШ №1
Населённый пункт: пгт Фёдоровский
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение"
Тема: Программа "Смысловое чтение"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано

Утверждаю:
заместитель дирекора Директор школы ________/Е.В.Прусакова _________/А.В.Пайль Протокол № 1 Приказ № 559 от 27.08.2016 г от 31.08.2016 г
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Смысловое чтение»

Направление
: общеинтеллектуальное
Вид деятельности
: научно-познавательный
Возраст: 7-10 лет

Составитель:
Сулимова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов г.п. Федоровский, 2016 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общеинтеллектуальное», разработана на основе программы «Школа развития речи». Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей, обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать, и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения одна из актуальных задач школьного образования. Освоение стратегий смыслового чтения поможет обучающимся лучше социализироваться в обществе, а педагогу грамотно выстраивать модель современного урока. Программа "Смысловое чтение" позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.
Цель программы:
формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.
Задачи программы:
Обучающие: -расширение и углубление программного материала; -совершенствование навыков анализа различных фактов языка; -пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Воспитательные: -воспитание любви и уважения к великому русскому языку; -воспитание чувства патриотизма; -повышение общей языковой культуры учащихся; -выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие: -развитие интереса к языку как учебному предмету; - общего языкового развития младших школьников; -развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности. 2

Основная

отличительная

особенность

программы
состоит в том, что читательская грамотность рассматривается, как способность человека понимать (смысловое чтение) и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности и участвовать в социальной жизни. Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность: -использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; -использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения. Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Одним из видов коммуникативной деятельности человека является речь и использование средств языка для общения с другими членами коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Особенности возрастной группы учащихся
. Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Уровень результатов работы по программе «Смысловое чтение».
I уровень результатов - приобретение школьниками различных социальных знаний об устройстве общества, о допустимых и недопустимых формах поведения в общественных местах, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данные результаты достигаются через чтение и понимание различных произведений. II уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, таким как: семья, человек, природа, мир, Отечество, культура. Данные результаты достигаются через пересказ прочитанного текста и высказывания своего отношения к нему. III уровень результатов - получение учениками опыта самостоятельного общественного действия, через различные инсценировки прочитанных произведений, возможность оказаться на месте главных героев, попытаться почувствовать всё, что чувствуют они.
Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса
 Срок реализации программы – 4 года  Возраст обучающихся – 7-10 лет  Количество обучающихся в группе – от 15 до 25 человек
Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане:
1 класс 33 часа в год, 2-4 классы 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса «Смысловое чтение».
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов: Личностные УДД: - формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Регулятивные УДД: - возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги. 3
Познавательные УДД: - осознавать названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УДД: - корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Формы организации занятий
Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании развития речи. Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, выполнению заданий, направленных на развитие речи детей, совершенствованию навыка лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития школьников, воспитанию у них познавательного интереса к родному языку, решению проблемы интеллектуального развития младших школьников, распознавать стили речи.
Формы контроля результативности обучения
Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим образом: - самооценка и взаимооценка обучающихся на основе беседы; тренингов; дискуссий; - оценивания с помощью сигнальных знаков; наклеек. - выполнение практических работ, заданий; - КВН, викторины, конкурсы, ребусы, шарады; - театры, инсценировки прочитанных произведений. -игра (деловая, ролевая, познавательная) -сочинения; изменение концовки; -решение ситуационных задач.

4

Учебно - тематический план.

1 класс.

Содержание системного

блока

Всего часов

УУД

Введение (2ч.)
Введение. Мир вокруг нас. 1
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; б ) в о с п и т а н и е у в а ж и т е л ь н о г о отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г ) ф о р м и р о в а н и е д у хо в н ы х и эстетических потребностей; д ) в о с п и т а н и е г о т о в н о с т и к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и д у хо в н о - н р а в с т в е н н ом развитии человека.
Метапредметные результаты:
обеспечиваются познавательными и ко м м у н и к а т и в н ы м и у ч е б н ы м и действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, мет апредметными р е з ул ьт ат а м и изучения курса «Смысловое чтение» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -отличать верно, выполненное задание от неверного. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих д е й с т в и й с л у ж и т с о б л ю д е н и е Из истории книг. 1
Занимательное чтение (15ч.)
Как добывают воск? 1 Надёжная защита. 1 Одежда для яблок. 1 Самый крупный в мире цветок. 1 Сказка о русалочке. 1 Рисовые картины. 1 Сложный договор. 1 Вежливый кузнец. 1 Футбольный мяч. 1 Древесная лягушка. 1 Танцы на пруду. 1 Река в океане. 1 Сцена в театре. 1 Деньги и гроши. 1 Бумажные осы. 1
Читаем сами (5ч.)
Что такое водные дороги? 1 Строительство паутины. 1 Самая маленькая машина. 1 Жизнь в живом капкане. 1 Разные памятники. 1
Осмысленное чтение(11ч.)
Незаметный автомобильчик. 1 «Планета Вода». 1 Дым от костра. 1 Польза змеиного яда. 1 Удав в кинотеатре. 1 Ожоги от медуз. 1 Маленький автобус. 1 Первые автомобили. 1 Прятки у жуков. 1 Огоньки в лесу. 1 Ви ктори н а «П о т р о п и н к а м прочитанного». 1 5
т е х н о л о г и и о ц е н и в а н и я образовательных достижений.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -делать предварительный от б о р и с т о ч н и к о в и н ф о р м а ц и и : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД:
-уметь донести свою позицию до собеседника; -уметь оформить свою мысль в устной и письменной; -слушать и понимать высказывания собеседников. -выразительно читать и пересказывать содержание текста. -согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
2 класс.

Содержание

тематического блока

Всего часов

УУД

Языковые средства (16 часов)

Личностные результаты:
а ) ф о р м и р о в а н и е у р е б ё н к а ценностных ориентиров в области языкознания; б ) в о с п и т а н и е у в а ж и т е л ь н о г о отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г ) ф о рм и р о ва н и е д у хо в н ы х и эстетических потребностей; д ) в о с п и т а н и е г о т о в н о с т и к отстаиванию своего мнения; ж ) о т р а б о т к а н а в ы к о в Значение слов для человека. 1 Странички дневника нашего детства 1 Наши самые близкие люди. 1 Весёлые строки. 1 Эти забавные устойчивые обороты. 1 Что такое счастье? 1 Мир детства в сказках. 2 Русские пословицы. 1 Загадки, потешки, прибаутки. 1 Аркадий Гайдар и герои его книг. 1 Думают ли звери? 1 6
самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Метапредметные результаты:
обеспечиваются познавательными и ком м у н и кат и в н ы м и у ч е б н ы м и действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Смыслово е чтение» я в л я е т с я формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. -совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор и с т о ч н и к о в и н ф о р м а ц и и : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, и с п ол ь зуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. - п е р е р а б а т ы в а т ь п о л у ч е н н у ю информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
-уметь донести свою позицию до собеседника; -уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Мы хозяева нашей земли. 1 Мы хозяева нашей земли. 1 Друзья моего детства. 1 Наши соседи по планете. 1
Я люблю читать (14 часов)
Рассказы о животных. 1 Рассказы о животных Е.И. Чарушина. 1 Опорные слова. 1 Все наоборот. 1 Веселые игры со словами. 1 Веселые игры без слов. 2 Редактирование текста. 1 С. Михалков «А что у вас?» 2 Хохотальная путаница. 1 Хохотальная путаница. 1 Странные сказки о вещах. 1 Странные сказки о вещах. 1
Культура общения (4 часа)
Мой любимый выходной день. 1 Повторение пройденного. 1 Летние каникулы. Смысл текста. 1 Викторина по прочитанным текстам. 1 7
- у м е т ь с л у ш а т ь и п о н и м а т ь высказывания собеседников. -выразительно читать и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в г руп п е (ли де ра , и с п о л н и т е л я , критика).


3 класс

Содержание

тематического блока

Всего часов

УУД

Значение речи для нас (16 часов)
Вводное занятие. Какой ты читатель? 1
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценно стных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж ) о т р а б о т к а н а в ы к о в самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а)сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека. «Проба пера». 1 Фразеологизмы в жизни людей. 1 Трудно ли учиться в школе? 1 Олицетворение в произведениях. 1 О чудесах дружбы. 1 Считалки и дразнилки. 1 Откуда приходят слова? 1 Школьные рыцари. 1 Как тебя зовут? 2 Наши фамилии. Значение фамилий. 1 Учитель-волшебник. 1 Устаревшие слова. 1 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». 1 Чтение любимых произведений. 1
Читаем, размышляем (11 часов)
Поиграем в школу. 1 Современные детские журналы. 1 Современные детские журналы. 1 Цепная связь предложений в тексте. 2 Комиксы. 1 Сочинение по картине В.Е. Маковского 2 8
«Свидание».
Метапредметные результаты:
обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными д е й с т в и я м и , а т а к ж е межпредметными связями с литературой. Кроме э то го , метапредметными результатами изучения курса «Смысловое чтение» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на уроке; - у ч и т ь с я р а б о т а т ь п о предложенному учителем плану; - у ч и т ь с я отл и ч ат ь в е р н о , в ы п о л н е н н о е з а д а н и е о т неверного; -учиться совместно с учителем и другими учениками дават ь эмоциональную оценку деятель- ности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в с в о е й системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор и с т о ч н и ко в и н ф о р м а ц и и : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - д о б ы в ат ь н о в ы е з н а н и я : находить ответы на вопросы, и с п о л ь з уя у ч е б н и к , с в о й жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД:
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне од н о го п р е д л ож е н и я и л и небольшого текста); - с л у ш а т ь и п о н и м а т ь высказывания собеседников; - в ы р а з и т е л ь н о ч и т а т ь и пере сказывать с од е р ж а н и е текста; -согласованно работать в группе; -давать общее понятие о куль- туре речи. «В сказку дверь мы приоткроем» 1 «В сказку дверь мы приоткроем» 1 «Вчера и сегодня» 1
«Преданья старины глубокой…» (7 часов)
Откуда мы родом? 2 Культура общения. 1 Мы – славяне. 1 Словари и их виды. 2 КВН «Вспомним тексты». 1 9

4 класс

Содержание

тематического блока

Всего

часов

УУД

«Страницы нашей истории» (12 ч)
Повторение за курс 3 класса. 1
Личностные результаты:
а ) ф о р м и р о в а н и е у р е б ё н к а ценностных ориентиров в области языкознания; б ) в о с п и т а н и е у в а ж и т е л ь н о г о отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г ) ф о рм и р о в а н и е д у хо в н ы х и эстетических потребностей; д ) в о с п и т а н и е гото в н о с т и к отстаиванию своего мнения; ж ) о т р а б о т к а н а в ы к о в самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а ) с ф о р м и р о в а н н о с т ь первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Метапредметные результаты:
обеспечиваются познавательными и коммуникативными уч е б н ы м и д е й с т в и я м и , а т а к ж е м е ж п р е д м е т н ы м и с в я з я м и с л и т е р а т у р о й . К р о м е э т о г о , метапредметными результатами изучения курса «Смысловое чтение» явл яе т с я формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться работать по предложенному учителем плану; -отличать верно, выполненное задание от неверного; -совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит с о бл юд е н и е Великие русские князья. 1 Великие русские князья. 1 Героические страницы нашей истории. 1 Героические страницы нашей истории. 1 Творческая работа по картине Васнецова «Три богатыря» 1 «Из истории нашей Родины» 1 «Из истории нашей Родины» 1 «Каким ты был, мой родственник, в годы Великой Отечественной войны» 2 Викторина «Дети войны» 1 Моя родословная 1
«Обыкновенное чудо» (12 ч)
Сказки для добрых сердец. 2 О чудесах дружбы. 1 Какие черты характера мы ценим в людях? 2 Мир, - в котором я живу. 1 Кто тебя окружает? 1 Кроссворды и таблицы-карточки. 1 Детская фантастика. 2 Наши самые близкие люди. 1 Рассказы о животных. 1 «
Русские писатели» (10 часов)
Любимые сказки А.С. Пушкина 2 Сказки, рассказы В.И. Даль 1 К.Д. Ушинский «Ветер и солнце». 1 К.Д. Ушинский «Проказы матушки зимы». 1 К.И. Чуковский чтение сказок. 2 Б.С. Житков рассказы 2 Обобщающий урок. Читательская конференция. 1 10
т е х н о л о г и и о ц е н и в а н и я образовательных достижений.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор и с т о ч н и к о в и н ф о р м а ц и и : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. П е р е р а б ат ы в ат ь п о л у ч е н н у ю информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
-уметь донести свою позицию до собеседника; -уметь свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или н е б ольш о го текста); -слушать и понимать высказывания собеседников; - в ы р а з и т е л ь н о ч и т а т ь и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, и с п ол н и т е л я , критика).




Содержание программы.
11

1 класс.

Первый раздел «Введение» 2 часа.
Название тем: «Введение. Мир вокруг нас. Из истории книг». Теоретические занятия. Знакомство с курсом, формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания. Воспитание уважительного отношения к творчеству людей. Формирование духовных и эстетических потребностей.
Второй раздел «Занимательное чтение» 15 часов.
Теоретические занятия. Учащиеся здесь познакомятся с различными познавательными произведениями, историями и рассказами. Название тем: «Как добывают воск? Надёжная защита. Одежда для яблок. Самый крупный в мире цветок. Сказка о русалочке. Рисовые картины. Сложный договор. Вежливый кузнец. Футбольный мяч. Древесная лягушка. Танцы на пруду. Река в океане. Сцена в театре. Деньги и гроши. Бумажные осы». В ходе изучения данного раздела ученики узнают, что такое слово и его лексическое значение. Познакомятся с толковым словарём. Научатся различать однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу и т.д.
Третий раздел «Читаем сами» 5 часов.
Теоретические занятия. Знакомство с новыми приключениями и героями, а также новыми понятиями и определениями. Название тем: «Водные дороги, строительство паутины, самая маленькая машина, жизнь в живом капкане, разные памятники». Каждое занятие развивает умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Учащиеся научатся редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Особое внимание уделяется в данном разделе пересказу текста, выделению основного смысла текста, умению отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы по картинкам и схемам.
Четвёртый раздел «Осмысленное чтение» 11 часов.
Практические занятия. Темы раздела: «Незаметный автомобильчик. Планета вода. Дым от костра. Польза змеиного яда. Удав в кинотеатре. Ожоги от медуз. Маленький автобус. Первые автомобили. Прятки у жуков. Огоньки в лесу. Щедрый горшочек». Работа над чтением со смыслом. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой, выделение основной мысли в тексте. Составление плана по сюжетным картинкам. Творческое дополнение готового текста. Знакомство с волшебными словами, а также словами – выражения просьбы, благодарности, извинения. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Содержание курса.

2 класс

Первый раздел

(16 часов)
представлен под названием «Языковые средства». Темы раздела: «Значение слов для человека. Странички дневника нашего детства. Наши самые близкие люди. Весёлые строки. Эти забавные устойчивые обороты. Что такое счастье? Мир детства в сказках. Русские пословицы. Загадки, потешки, прибаутки. Аркадий Гайдар и его книги. Думают ли звери? Мы хозяева нашей земли». На первых практических занятиях ученики совершенствуют знания и умения, определённые программой 1 класса. Это развитие устной и письменной речи, умение регулировать громкость и высоту голоса. Совершенствование знаний скороговорок, пословиц, потешок, прибауток, перевёртышей. Развитие умения учащихся совместно делить текст для составления плана и выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, где это необходимо.
Второй раздел

(14 часов)
«Я люблю читать». Темы раздела: «Рассказы о животных. Опорные слова. Всё наоборот. Весёлые игры со словами и без слов. Редактирование текста. Хохотальная путаница. Странные сказки о вещах». Изобразительные средства языка в данном разделе: сравнение и олицетворение. Много времени уделяется для пересказа различных текстов, прочитанных учащимися самостоятельно. Учащимся предлагается инсценировать прочитанные произведения. 12
Т
ретий

раздел «Культура общения» (4 часа)
. Ученики самостоятельно пишут сочинение о то, как они хотят провести летние каникулы. Много внимания уделяется беседам о выходных днях школьников. Завершает раздел повторением изученного и викториной по прочитанным текстам.


Содержание курса.

3 класс

Первый раздел

(16 часов)
представлен под названием «Значение речи для нас». Практические занятия. Название тем: «Какой ты читатель? Проба пера. Фразеологизмы в жизни людей. Трудно ли учится в школе? Олицетворение в произведениях. О чудесах дружбы. Считалки и дразнилки. Откуда приходят слова? Школьные рыцари. Как тебя зовут? Наши фамилии. Учитель-волшебник. Устаревшие слова». К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
Второй раздел

(11 часов)
« Читаем, размышляем». Практические занятия. Название тем: «Поиграем в школу. Современные детские журналы. Цепная связь предложений в тексте. Комиксы. В сказку дверь мы приоткроем. Вчера и сегодня». Работа над развитием пересказа и осмысления учащимися текста. Составление плана, выразительное чтение, работа в парах и группах. Знакомство с комиксами и детскими журналами.
Третий

раздел (7 часов)
«Преданья старины глубокой..». Практические занятия. Темы раздела: «Откуда мы родом? Культура общения. Мы - славяне. Словари и их виды. Повторение». Данный раздел знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартным мышлением и творческим воображением детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии. Воспитывает в учащихся культуру общения и развивает навыки осмысленного чтения.
Содержание курса.

4 класс

В первый раздел
«Страницы нашей истории»
(12 часов)
. Практические занятия. Название тем: «Великие русские князья. Героические страницы нашей истории. Из истории нашей Родины. Каким ты был, мой родственник, в годы ВОВ. Викторина дети войны. Моя родословная». В этот раздел включеныпроизведения, поэтизирующие мир детства: повести о великих русских князьях, правителях Руси, а так же героях и богатырях. Плавный переход от истории Руси к Великой Отечественной войне помогает учащимся легко освоить новый учебный материал, познакомит с историей и причиной войны.
Второй раздел
«Обыкновенное чудо»
(12 часов)
. Практические занятия. Название тем: «Сказки для добрых соседей. О чудесах дружбы. Какие черты характера мы ценим в людях? Мир-в котором я живу. Кто тебя окружает? Кроссворды и таблицы-карточки. Детская фантастика. Наши самые близкие люди. Рассказы о животных». В этом разделе ученикам предстоит познакомиться с окружающим их миром, узнать много нового о чудесах дружбы, а также какими чертами характера обладают одноклассники. Завершает раздел детская фантастика, благодаря которой у детей будет хорошо развито воображение, память, мышление. Т
ретий раздел
«Русские писатели»
(10 часов)
. Теоретические занятия. Названия тем: «Любимые сказки А.С. Пушкина. Сказки, рассказы В.И. Даль. К.Д. Ушинский . Ветер и солнце. Проказы матушки зимы. К.И. Чуковский чтение сказок. Б.С. Житков рассказы. Читательская конференция». В этом разделе отрабатывается навык самостоятельной и групповой формы работы. Проводится работа по предложенному учителем плану. Особое внимание уделяется пересказу и осмысленному чтению.
Ожидаемые результаты
13
К окончанию курса «Смысловое чтение» обучающиеся должны
знать:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - пересказывать текст близко к тексту; — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; - редактировать предложения;
Обучающиеся должны уметь:
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы); -решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); - выразительно читать небольшой текст по образцу; - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; - сочинять на основе данного сюжета, картинок используя средства выразительности. - распознавать типы текстов; -пересказывать прочитанный текст; -верно, определять смысл и тему текста; -составлять план по прочитанному тексту; - устанавливать связь предложений в тексте;
Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

изучения

курса

«Смысловое

чтение».
Личностные результаты: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: - сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 14
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: -уметь донести свою позицию до собеседника; -оформить свою мысль в устной и письменной форме; - слушать и понимать высказывания собеседников. - выразительно читать и пересказывать содержание текста. -учиться согласованно работать в группе: а) планировать работу в группе; б) распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В качестве учебно-методических пособий к программе используется: 15

для учителя
1) Галактионова Т.Г., Е.И. Казакова и др. «Учим успешному чтению». Пособие для учителей Общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2011 г. 2) Соболева О.В. «Беседы о чтении». (К проблеме понимания текста). Журнал «Начальная школа» 2008 г. 3) Соколова Т.Н. «Смысловое чтение»: Методическое пособие.1-4 класс. – М.: Рост книга, 2012 г.
для детей
: Рабочие тетради-тренажёры для 1 класса «Смысловое чтение» под редакцией Беденко М.В. 2015 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. Волгоград. 2011 г. 2) Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006 г. 3)Соколова Т.Н. «Смысловое чтение»: Методическое пособие.1-4 класс. – М.: Рост книга, 2012 г. 4)Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по литературному чтению" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 2008 г. 5)Различные интернет ресурсы. 16


В раздел образования