Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Чтение с листа: ВО.01.УП. 01. для обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства "Фортепиано"


Автор: Синяшина Гульшан Ахмадалиевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Лянторская детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Лянтор
Наименование материала: рабочая программа "Чтение с листа"
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Чтение с листа: ВО.01.УП. 01. для обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Лянторская детская школа искусств № 1»

(МБОУ ДО «ЛДШИ № 1»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Чтение с листа: ВО.01.УП. 01.

для обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную

общеразвивающую программу в области музыкального искусства

«Фортепиано»
Срок реализации программы I год (для детей, поступивших в I класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет) 2015-2016 уч.год
«Рассмотрено» Методическим советом МБОУ ДОД «ЛДШИ№1» «____»______________2015 г. (дата рассмотрения) «Утверждаю» Директор МБОУ ДОД «ЛДШИ №1» ________________А.А. Ильиных «____»______________2015 г. (дата утверждения) Разработчик – Синяшина Гульшан Ахмадалиевна Рецензент - ____ Э.В. Зикринская Доцент кафедры «Инструментальное исполнительство» ХМФ РАМ им. Гнесиных, лауреат международного конкурса ФИО, должность, учреждение

СОДЕРЖАНИЕ
Структура учебного предмета стр. 4 Пояснительная записка стр. 5 Учебно-тематический план стр. 7 Требования к уровню подготовки обучающихся стр. 8 Формы и методы контроля стр. 8 Контроль успеваемости стр. 8 Методическое обеспечение учебного процесса стр. 8 Рекомендуемая литература стр. 9 Фонды оценочных средств к промежуточной аттестации стр. 11

Структура программы учебного предмета

«Чтение с листа»

I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II.

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы

I Пояснительная записка
Настоящая программа имеет художественно - эстетическую направленность и направлена на формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано. Обучение по данной программе способствует творче скому, интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создаёт условия для самореализации развития мотивации к познанию и творчеству. Программа учебного предмета «Чтение с листа» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано», составлена в соответствии с : - ч.21 ст.83 Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации»; - «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г. Общеразвивающая программа "Чтение с листа" реализуется в ДШИ с целью привлечения к фортепианному искусству наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ. Срок освоения программы "Чтение с листа" для детей поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет составляет 1 год. Объём учебного времени на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»: Максимальная учебная нагрузка - 1 класса – 2 час в неделю; Аудиторная учебная нагрузка занятия для учащихся: 1 класса – 1 час Самостоятельная работа учащихся: 1 класса – 1 час в неделю; Режим аудиторских занятий: для учащихся 1 классов 1 раз в неделю по 40 минут; Форма проведения учебных занятий - индивидуальная.
Цель:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей.
Задачи:

Образовательные:
 Обучить чтению нотной грамоты;  Обучить основам музыкальной грамоты.
Развивающие:
 Развить основные музыкальные способности;  Развить мышление, воображение, восприятие;  Коррекция психофизического и умственного развития детей.
Воспитательные:
 Воспитать интерес к инструменту фортепиано;  Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;  Профилактика асоциального поведения детей и подростков. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и
чтение с листа»
Обоснованием структуры программы
являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г. отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения


Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Хорошо читает тот, кто умеет правильно воссоздать звуковую форму не только знакомого, но и любого незнакомого слова. В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов); • практический (работа на инструменте, упражнения); • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету "Чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров. Необходимо наличие библиотеки и фонотеки.
I.

Содержание учебного предмета

Учебно – тематический план



п/п

Наименование

раздела, темы

Вид учебного

занятия

Общий объём времени (в часах)

Максималь

ная учебная

нагрузка

Самостояте

льная работа

Аудиторные

занятия

I
Теоретический Урок-беседа
10

5

5

материал Урок- консультация
II
Работа над произведениями Комбинированны й урок Урок- консультация Урок практика
24

12

12

III
Чтение с листа Урок- консультация Урок – практика Контрольный урок
30

15

15

Итого:

64

32

32

Теоретический материал (5 часов)

1.
Знакомство с инструментом – 1 ч.
2.
Вовлечение ребёнка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных способностей. – 1 ч.
3.
Игры для организации пианистических движений – 1 ч.
4.
Ознакомление учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано.- 1 ч.
5.
Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения – 2 ч. 
Работа над произведениями: (12 ч.)
1. Беседы о композиторах и произведениях, история появления инструмента – 4 ч. 2. Освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения. – 5ч. 3. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. – 3ч. 
Чтение с листа (15 ч.)

1.
Освоение нотной грамоты – 5 ч.
2.
Простейшие упражнения в чтении с листа – 10 ч.
II.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы "Чтение с листа" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания музыкальной терминологии начального этапа обучения; - умения грамотно исполнять музыкальные произведения начального этапа обучения; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения; - первичных навыков в области теоретического разбора музыкальных произведений начального этапа обучения;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты; - первичные знания в области музыкальных построений (мотив, фраза, предложение, период); - первичные навыки восприятия элементов музыкального языка;
- первичные навыки записи музыкального текста.
Результаты освоения программы "Чтение с листа"
должны отражать: - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству; - навыки по воспитанию слухового контроля; - наличие творческой инициативы; - наличие музыкальной памяти;
III.Формы и методы контроля, система оценок
Освоением обучающими программы "Чтение с листа" в I классе, разработанной на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г. завершаются
контрольным уроком
который проводится в конце мая.
Критерии оценок:

Система оценок –
по пятибалльной системе
Балл

Техника чтения

Соответствие стиля

Целостность исполнения

5
Умение свободно ориентироваться на клавиатуре; не глядя на руки, быстро выбрать наиболее удобную аппликатуру, ровный ритм. Понимание стиля произведения Навык свободного чтения с листа различных стилей, артистичность, сценическая выдержка
4
Ритмические отклонения Неточное воспроизведения стиля и формы Понимание музыкальной мысли и характера произведения
3
Неровная замедленная техника Непонимание смысла исполняемого произведения Отсутствие отношения к исполняемому произведению
2
Учащийся не владеет ритмическими навыками Полное отсутствие стилистических особенностей -
Контроль успеваемости учащихся:

Текущий –
уроки
Промежуточный –
четвертные оценки, технический зачёт, итоговые оценки
Итоговый контроль –
контрольный урок
Результатом
освоения программы «Чтение с листа» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков: Знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров ( произведения малой формы, этюды) Знание художественно – исполнительских возможностей фортепиано. Знание профессиональной терминологии Наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм. Навыки по воспитанию слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения

IV. Методическое обеспечение учебного процесса


Для реализации данного курса необходимо иметь:  Наглядные пособия  два фортепиано;  компьютер  нотно-методическая литература.
V.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Русские народные попевки; 1. "Ходит зайка по саду" 2. "Гуси, гуси" 3. Василёк 4. Петушок 5. Не летай, соловей
Примерный перечень произведений для контрольного урока:
1. Украинская народная песня «Птичка» 2. Украинская народная песня «Казачок» 3. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй гостья зима» 4. А. Руббах «Воробей» 5. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон» 6. Л.Шитте «Этюд» C dur 7. К. Черни «Этюд» C dur 8. М. Иорданский «Песенка про Чибис» 9. И. Кригер «Менуэт» 10. А. Николаев «Этюд» C dur 11. М. Барток "Пьеса" 12. А. Руббах «Воробей» 13. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон» 14. Л. Шитте «Этюд» C dur 15. К. Черни «Этюд» C dur 16. М. Иорданский «Песенка про Чибис» 17. И. Кригер «Менуэт» 18. А. Николаев «Этюд» C dur
Список рекомендуемой методической литературы.

1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.
2.
Брянская, Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. – Москва : Классика XXI, 2005.
3.
Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе фортепиано. – М., 2008.
4.
Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей"
5.
Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
6.
Игры для организации пианистических движений. И. Э. Сафарова
-
Екатеринбург 1994 г.


7.
Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка, 1980.
8.
Милич Б. Маленькому пианисту. 1 и 2 выпуск. – Киев: Музична Украина, 1987

9.
Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. – М.: Музыка, 1983.
10.
Музицирование для детей и взрослых. Выпуски 1, 2, 3, 4./ Под редакцией В.Барахтина. – Новосибирск: Окарина, 2008 Приложение 1
Фонды оценочных средств к промежуточной аттестации

I.

Паспорт комплекта оценочных средств к промежуточной аттестации
Фонды оценочных средств разработаны с учётом: - Рекомендации по организаций образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г. - рабочей программы учебного предмета «Чтение с листа» в области музыкального искусства «Фортепиано»
- положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства, утверждённые приказом МБОУ ДО «ЛДШИ №1» - Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам предпрофессиональной программы и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков. С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий.
II. ВО 01 Инструментальное исполнительство.

Учебный предмет «Чтение с листа»

1.1 Академический концерт –
исполнение произведения с листа на выбор преподавателя
Класс

1 полугодие

Требования
Предмет оценивания Методы оценивания 1 класс Декабрь Освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения, первоначальные приёмы игры non legato, legato, stakkato Оценка по 5-ти бальной системе Требования: 1 пьеса
Примерные программы:
1. А. Николаев «Школа игры на фортепиано» №№ 5-15 2. К. Черни «Лёгкие упражнения для начинающих» №№ 1-4
3. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» №№ 1-4
1.2 Контрольный урок –
Демонстрация навыков чтения с листа
Класс

2 полугодие

Требования
Предмет оценивания Методы оценивания 1 класс Апрель Освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения, Оценка по 5-ти бальной системе Требования: - 1 пьеса на выбор зав. отделением
Примерные программы:
1. Украинская народная песня «Птичка» 2. Украинская народная песня «Казачок» 3. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй гостья зима» 4. А. Руббах «Воробей» 5. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон» 6. Л.Шитте «Этюд» C dur 7. К. Черни «Этюд» C dur 8. М. Иорданский «Песенка про Чибис» 9. И. Кригер «Менуэт» 10. А. Николаев «Этюд» C dur 11. М. Барток "Пьеса" 12. А. Руббах «Воробей» 13. А. Гедике ор. 46 № 1 «Ригодон» 14. Л. Шитте «Этюд» C dur 15. К. Черни «Этюд» C dur 16. М. Иорданский «Песенка про Чибис» 17. И. Кригер «Менуэт» 18. А. Николаев «Этюд» C dur


В раздел образования