Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие пространственных представлений школьников младшего возраста.
Автор: Таразанова Мария Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ОГАОУ Губернаторский Светленский лицей Населённый пункт: г. Томск п.Светлый Наименование материала: Методическая разработка Тема: Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие пространственных представлений школьников младшего возраста. Раздел: начальное образование
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГУБЕРНАТОРСКИЙ СВЕТЛЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ
Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие
пространственных представлений школьников младшего
возраста.
ВЫПОЛНИЛА:
учитель начальных классов
Таразанова Мария Юрьевна
п. Светлый 2017.
Введение.
Актуальность проблемы.
И вот наступил тот долгожданный момент, которого ждали родители. Их ребенок
пошел в школу. И все вроде хорошо, и семья благополучная, и родители активно
участвуют в воспитательном процессе ребенка, и все их устраивает. Но почему-то
порой ребенку с хорошей памятью не удается запомнить последовательность событий,
возникают трудности при определении времени, почему-то ребенок заезжает за поля,
пишет буквы и цифры зеркально, никак не может списать слова, пропускает буквы,
слога и много другое, главное никак не может понять условие задачи?
Одной из причин возникновения трудностей может являться недостаточная
сформированность у ребенка пространственных представлений.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в
пространстве. При помощи взрослых он усваивает простейшие представления об этом:
слева, справа, вверху, внизу, над, под и т.д. Умение ребенка представить,
спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем, пространстве, закладывает у
него основы анализа, синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве
имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая
различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет
важнейшее свойство человеческой психики.
Пространственные представления у детей развиваются в различных видах
деятельности – на занятиях по математике, изодеятельности и т.д.Так же
пространственные представления развиваются во время режимных моментах – в
утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и
подвижных играх. От уровня сформированности пространственных представлений во
многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими
видами учебной деятельности.
Что такое пространственное представление и для чего оно нужно?
Пространственное представление – это представление о пространственных и
пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме,
относительном расположении объектов.
Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших
условий его успешности.
Чтобы ребенок учился успешно в школе, он должен свободно ориентироваться в
пространстве и владеть основными пространственными понятиями.
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму,
рисованию, чтению и другим дисциплинам.
При изучения математики пространственные представления нужны для:
1)
Понимания разрядного строения числа (с 15 и 51 различаются только
местом входящих в их состав цифр)
2)
Понимания отношений сравнения ( больше- меньше, ближе- дальше,
раньше – позже)
3)
Правильного , незеркального написания пространственно-сходных
цифр ( 6 и 9)
4)
Вектора направления счетных операций ( сложения и вычитания).
5)
Представление о геометрических фигурах и их положения в
пространстве
6)
Понимания условия задачи - часто при понимании общего смысла
задачи ребенок становится в тупик перед отдельной формулировкой отдельных
входящих в ее состав условий ( например, на столько-то больше, во столько- то
меньше). В данном случае ребенок может знать все правила, алгоритмы
решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости,
расстояний, части от целого и т.д.
7)
Работы с многозначными числами, где значение каждой цифры
определяется ее местом ( разрядом)
В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности
пространственных представлений также занимает очень важное место:
1)
Графически-пространственный образ буквы, который является
основой владения навыками письма и чтения ( например, правильное написание
и узнавание прописных букв «Б» и «Д».
2)
Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно
трансформировать пространственную последовательность графических знаков и
временную последовательность звуковых комплексов ( правильное
воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове)
У детей с несформированностью пространственных представлений обычно
беспорядок в тетрадях – они заезжают за поля, могут написать слитно два разных
слова, особенно часто существительное с предлогом, не соблюдают правила переноса
и т.д.
Этапы развития пространственных представлений.
Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается
ещё в самом раннем детстве и формируется постепенно. Формирование
пространственных представлений связано с использованием разных систем
ориентации в пространстве ( видимом и воображаемом). Базовый и наиболее ранней
системой ориентации в пространстве является схема тела. Сначала у ребенка начинает
формироваться представление о собственно теле и расположении внешних объектов по
отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и
расслабления мышц. Ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом,
только после того, как поймет свое тело.
Поэтому на начальном этапе коррекционной работы с детьми с
несформированностью пространственных представлений важно использовать
упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела.
Между 3 и 4 годами начинает складываться представление о правом и левом, т.е,
продолжает созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различия
ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к 6 годам. Нечетко
сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся
причиной расстройств письменной речи.
На следующем этапе – ориентировка в схематичном пространстве, пространстве
листа.
Поэтому целью коррекционной программы является коррекция
пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1)
Развитие зрительного восприятия школьника
2)
Развитие пространственных представлений
3)
Развитие познавательных процессов
Одной из основных причин нарушения развития пространственных
представлений часто является нарушение тесного межполушарного взаимодействия
головного мозга. Поэтому в своей работе кроме основных упражнений по развитию
пространственных представлений я использую кинезиологические упражнения.
Использование кинезиологических упражнений оказывает благоприятное воздействие
на нервную систему ребенка, стимулируют интеллектуальную деятельность
учащегося.
Непосредственно сами кинезиологические упражнения состоит из основных
блоков – это дыхательные упражнения, упражнения-растяжки, глазодвигательные и
пальчиковые, су-джок терапия.
Занятие №1.
1.
«Часики»
Содержание – учащиеся глазами водят влево-вправо. Продолжительность около
30 секунд.
2.
«Вдох-выдох». Дыхательное упражнение, направленное на снятие мышечного
напряжения. Учащиеся делают глубокий вдох - медленный выдох ( 3 раза).
3.
Ухо-нос. Кинезиологиечкое упражнение, направленное на межполушарное
взаимодействие. Дети по команде взрослого левой рукой дотрагиваются до носа,
правой до левого уха. Потом наоборот. Выполняют 5 раз.
4.
Катание карандаша вдоль плоскости стола. Сначала правой ладонью, потом левой,
далее одновременно двумя руками.
5.
«Вперед-назад». Су-джок терапия. Шарик находится между ладоней ребенка,
пальцы прижаты друг к другу. Дети выполняют массажные движения, катая шарик
вперед-назад.
Занятие №2.
1.
«Восьмерка»
-
глазодвигательное
упражнение.
Дети
глазами
рисуют
воображаемую восьмерку. Выполняют 3 раза.
2.
«Свеча» - дыхательное упражнение. Дети представляют, что перед ними горит
свеча. Их задача задуть свечу сначала медленным выдохом, потом быстрым.
Выполняют 3 раза.
3.
«Я хороший» - кинезиологическое упражнение. Дети левой рукой гладят голову,
правой подбородок, затем правой рукой гладят голову, левой – подбородок.
Чередуют 5 раз.
4.
« Волчок» - пальчиковая гимнастика. Учащиеся вращают карандаш левой рукой
на столе большим и указательным пальцем, затем – правой рукой. Выполняют по
5 раз каждой рукой.
5.
«Колобок» - су-джок-терапия. Шарик находится между ладоней ребенка. Ладони
прижаты друг к другу. Учащиеся выполняют круговые движения, катая шарик по
кругу по ладоням. Сначала в одну сторону, потом в другую.
Занятие №3.
1.
«Имя»- глазодвигательное упражнение.
Дети глазами в воздухе рисуют свое имя, фамилия. Выполняют 3 раза.
2.
«Ныряльщик»-
дыхательное
упражнение.
Учащиеся
делают
глубокий
вдох,
задерживают дыхание, закрывают нос, приседают, считают до 5 и делают выдох.
Выполняют 3 раза.
3.
« Парад» - кинезиологическое упражнение.
Дети маршируют на раз, два, три, четыре. В первом цикле шагов учащиеся выполняют
хлопок руками на счет раз, во втором – на счет два и т.д.
4.
«Прятки
с
карандашом»-
пальчиковая
гимнастика.
Учащиеся
сжимают
поочередно карандаш в кулачке. Выполняют 5 раз.
5.
«Винтик» - су- джок- терапия. Учащиеся держат шарик подушечками пальцев,
делают
вращательные
упражнения
вперед,
как
будто
закручивают
винтик.
Выполняют поочередно левой, правой рукой 5 раз.
Занятие №4.
1.
«Фигуры»- глазодвигательное упражнение. Учащиеся глазами показывают
различные геометрические фигуры- круг- овал-квадрат-треугольник и т.д.
2.
«Воздушный шарик» - дыхательное упражнение.
Учащиеся
мысленно
представляют,
что
они
шарик,
который
надули
(учащиеся делают глубокий вдох), но вскоре шарик стал сдуваться ( учащиеся
медленно выдыхают).
3.
«Мельница»
-
кинезиологическое
упражнение.
Левая
рука
и
правая
нога
вращаются вперед, затем назад. Одновременно учащиеся вращают глазами.
Выполняют 1 минуту.
4.
«Подъемный
кран»
-
пальчиковая
гимнастика.
Учащиеся
поднимают
карандаш со стола одним пальцем. Задействованы все 10 пальцев.
5.
«Усиление»
-
су-джок-терапия.
Учащиеся
держат
шарик
подушечками
пальцев, с усилием надавливают на мяч. ( 5 раз)
Занятие № 5
1.
«Свет» - глазодвигательное упражнение. Дети зажмуривают глаза, словно от
яркого света, расслабляют. Чередование – 5 раз.
2.
«Прерывное
дыхание»
-
дыхательное
упражнение.
Участники
выполняют
поверхностное дыхание.
3.
«Маршировка» - кинезиологическое упражнение. Шаг на месте. Шаг левой
ногой - взмах левой рукой, шаг правой ногой - взмах правой рукой. 30 секунд.
4.
«Вертолет» - пальчиковая гимнастика. Участники вращают карандаш между
большим пальцем. 30 секунд.
5.
«Колечко» Учащиеся вынимают из шарика колечко и поочередно надевают его
на все пальцы.
Занятие №6.
1.
«Сведение к носу»- глазодвигательное упражнение. Дети смотрят на отдаленную
точку, затем медленно сводят глаза к носу. Выполняют 3 раза.
2.
«Ветерок» - дыхательное упражнение. Учащиеся дуют на карандаш, должны под
воздействия воздуха сдвинуть его с места.
3.
«Постучалки» - кинезиологическое упражнение. Дети одновременно правой и
левой рукой выстукивают заданный ритм.
4.
«Скольжение» - пальчиковая гимнастика. Продвижение вверх и вниз по длине
карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в
стол. Выполняют 3 раза.
5.
«Бросок».
Учащиеся
подбрасывают
шарик
вверх
и
ловят
двумя
руками.
Выполняют 5 раз.
Занятие №7.
1.
«Жмурки» - глазодвигательное упражнение. Учащиеся представляют, будто им в
глаза попал песок. Выполняют 3 раза.
2.
«Вдох-выдох» дыхательное упражнение. Учащиеся вдох делают носом, выдох –
ртом.
3.
«Прыжки» - кинезиологическое упражнение. Учащиеся поднимают правую руку
вверх
и
выполняют
прыжок
на
левой
ноге,
затем
чередуют
руку
и
ногу.
Выполняют 5 раз.
4.
«Ладошки»
-
пальчиковая
гимнастика.
Дети
тупым
концом
карандаша
обрисовывают свои ладони.
5.
« «Перекаты». Дети перекатывают шарик из одной ладони в другую, постепенно
увеличивая темп.
Занятие № 8.
1.
«Далеко-близко» - глазодвигательное упражнение. Участники смотрят сначала
на дальний предмет, потом на самый ближний.
2.
«Ветерок». Учащиеся имитируют ветер. Сначала слабый, потом сильнее, еще
сильнее. Чередование 3 раза.
3.
Массаж ушных раковин. Выполняют 3 раза.
4.
«Качалочка». Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.
5.
«Замок».
Зажать
шарик
между
ладонями,
пальцы
сцеплены
в
замок,
локти
направлены в стороны. Надавить ладонями на шарик. Выполнить 4-6 раз.