Напоминание

Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие пространственных представлений школьников младшего возраста.


Автор: Таразанова Мария Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГАОУ Губернаторский Светленский лицей
Населённый пункт: г. Томск п.Светлый
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие пространственных представлений школьников младшего возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКИЙ СВЕТЛЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ
Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие

пространственных представлений школьников младшего

возраста.
ВЫПОЛНИЛА: учитель начальных классов Таразанова Мария Юрьевна п. Светлый 2017.

Введение.

Актуальность проблемы.
И вот наступил тот долгожданный момент, которого ждали родители. Их ребенок пошел в школу. И все вроде хорошо, и семья благополучная, и родители активно участвуют в воспитательном процессе ребенка, и все их устраивает. Но почему-то порой ребенку с хорошей памятью не удается запомнить последовательность событий, возникают трудности при определении времени, почему-то ребенок заезжает за поля, пишет буквы и цифры зеркально, никак не может списать слова, пропускает буквы, слога и много другое, главное никак не может понять условие задачи? Одной из причин возникновения трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, над, под и т.д. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем, пространстве, закладывает у него основы анализа, синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет важнейшее свойство человеческой психики. Пространственные представления у детей развиваются в различных видах деятельности – на занятиях по математике, изодеятельности и т.д.Так же пространственные представления развиваются во время режимных моментах – в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Что такое пространственное представление и для чего оно нужно?
Пространственное представление – это представление о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности. Чтобы ребенок учился успешно в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам. При изучения математики пространственные представления нужны для: 1) Понимания разрядного строения числа (с 15 и 51 различаются только местом входящих в их состав цифр) 2) Понимания отношений сравнения ( больше- меньше, ближе- дальше, раньше – позже) 3) Правильного , незеркального написания пространственно-сходных цифр ( 6 и 9) 4) Вектора направления счетных операций ( сложения и вычитания). 5) Представление о геометрических фигурах и их положения в пространстве 6) Понимания условия задачи - часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед отдельной формулировкой отдельных входящих в ее состав условий ( например, на столько-то больше, во столько- то меньше). В данном случае ребенок может знать все правила, алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости, расстояний, части от целого и т.д. 7) Работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом ( разрядом) В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место: 1) Графически-пространственный образ буквы, который является основой владения навыками письма и чтения ( например, правильное написание и узнавание прописных букв «Б» и «Д». 2) Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и
временную последовательность звуковых комплексов ( правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове) У детей с несформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях – они заезжают за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом, не соблюдают правила переноса и т.д.
Этапы развития пространственных представлений.
Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается ещё в самом раннем детстве и формируется постепенно. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве ( видимом и воображаемом). Базовый и наиболее ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Сначала у ребенка начинает формироваться представление о собственно теле и расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц. Ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как поймет свое тело. Поэтому на начальном этапе коррекционной работы с детьми с несформированностью пространственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела. Между 3 и 4 годами начинает складываться представление о правом и левом, т.е, продолжает созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различия ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к 6 годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. На следующем этапе – ориентировка в схематичном пространстве, пространстве листа. Поэтому целью коррекционной программы является коррекция пространственных представлений у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1) Развитие зрительного восприятия школьника 2) Развитие пространственных представлений 3) Развитие познавательных процессов
Одной из основных причин нарушения развития пространственных представлений часто является нарушение тесного межполушарного взаимодействия головного мозга. Поэтому в своей работе кроме основных упражнений по развитию пространственных представлений я использую кинезиологические упражнения. Использование кинезиологических упражнений оказывает благоприятное воздействие на нервную систему ребенка, стимулируют интеллектуальную деятельность учащегося. Непосредственно сами кинезиологические упражнения состоит из основных блоков – это дыхательные упражнения, упражнения-растяжки, глазодвигательные и пальчиковые, су-джок терапия.
Занятие №1.
1. «Часики» Содержание – учащиеся глазами водят влево-вправо. Продолжительность около 30 секунд. 2. «Вдох-выдох». Дыхательное упражнение, направленное на снятие мышечного напряжения. Учащиеся делают глубокий вдох - медленный выдох ( 3 раза). 3. Ухо-нос. Кинезиологиечкое упражнение, направленное на межполушарное взаимодействие. Дети по команде взрослого левой рукой дотрагиваются до носа, правой до левого уха. Потом наоборот. Выполняют 5 раз. 4. Катание карандаша вдоль плоскости стола. Сначала правой ладонью, потом левой, далее одновременно двумя руками. 5. «Вперед-назад». Су-джок терапия. Шарик находится между ладоней ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Дети выполняют массажные движения, катая шарик вперед-назад.
Занятие №2.
1. «Восьмерка» - глазодвигательное упражнение. Дети глазами рисуют воображаемую восьмерку. Выполняют 3 раза. 2. «Свеча» - дыхательное упражнение. Дети представляют, что перед ними горит свеча. Их задача задуть свечу сначала медленным выдохом, потом быстрым. Выполняют 3 раза. 3. «Я хороший» - кинезиологическое упражнение. Дети левой рукой гладят голову, правой подбородок, затем правой рукой гладят голову, левой – подбородок. Чередуют 5 раз.
4. « Волчок» - пальчиковая гимнастика. Учащиеся вращают карандаш левой рукой на столе большим и указательным пальцем, затем – правой рукой. Выполняют по 5 раз каждой рукой. 5. «Колобок» - су-джок-терапия. Шарик находится между ладоней ребенка. Ладони прижаты друг к другу. Учащиеся выполняют круговые движения, катая шарик по кругу по ладоням. Сначала в одну сторону, потом в другую.
Занятие №3.
1. «Имя»- глазодвигательное упражнение. Дети глазами в воздухе рисуют свое имя, фамилия. Выполняют 3 раза. 2. «Ныряльщик»- дыхательное упражнение. Учащиеся делают глубокий вдох, задерживают дыхание, закрывают нос, приседают, считают до 5 и делают выдох. Выполняют 3 раза. 3. « Парад» - кинезиологическое упражнение. Дети маршируют на раз, два, три, четыре. В первом цикле шагов учащиеся выполняют хлопок руками на счет раз, во втором – на счет два и т.д. 4. «Прятки с карандашом»- пальчиковая гимнастика. Учащиеся сжимают поочередно карандаш в кулачке. Выполняют 5 раз. 5. «Винтик» - су- джок- терапия. Учащиеся держат шарик подушечками пальцев, делают вращательные упражнения вперед, как будто закручивают винтик. Выполняют поочередно левой, правой рукой 5 раз.
Занятие №4.
1. «Фигуры»- глазодвигательное упражнение. Учащиеся глазами показывают различные геометрические фигуры- круг- овал-квадрат-треугольник и т.д. 2. «Воздушный шарик» - дыхательное упражнение. Учащиеся мысленно представляют, что они шарик, который надули (учащиеся делают глубокий вдох), но вскоре шарик стал сдуваться ( учащиеся медленно выдыхают). 3. «Мельница» - кинезиологическое упражнение. Левая рука и правая нога вращаются вперед, затем назад. Одновременно учащиеся вращают глазами. Выполняют 1 минуту. 4. «Подъемный кран» - пальчиковая гимнастика. Учащиеся поднимают карандаш со стола одним пальцем. Задействованы все 10 пальцев. 5. «Усиление» - су-джок-терапия. Учащиеся держат шарик подушечками пальцев, с усилием надавливают на мяч. ( 5 раз)
Занятие № 5
1. «Свет» - глазодвигательное упражнение. Дети зажмуривают глаза, словно от яркого света, расслабляют. Чередование – 5 раз.
2. «Прерывное дыхание» - дыхательное упражнение. Участники выполняют поверхностное дыхание. 3. «Маршировка» - кинезиологическое упражнение. Шаг на месте. Шаг левой ногой - взмах левой рукой, шаг правой ногой - взмах правой рукой. 30 секунд. 4. «Вертолет» - пальчиковая гимнастика. Участники вращают карандаш между большим пальцем. 30 секунд. 5. «Колечко» Учащиеся вынимают из шарика колечко и поочередно надевают его на все пальцы.
Занятие №6.
1. «Сведение к носу»- глазодвигательное упражнение. Дети смотрят на отдаленную точку, затем медленно сводят глаза к носу. Выполняют 3 раза. 2. «Ветерок» - дыхательное упражнение. Учащиеся дуют на карандаш, должны под воздействия воздуха сдвинуть его с места. 3. «Постучалки» - кинезиологическое упражнение. Дети одновременно правой и левой рукой выстукивают заданный ритм. 4. «Скольжение» - пальчиковая гимнастика. Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в стол. Выполняют 3 раза. 5. «Бросок». Учащиеся подбрасывают шарик вверх и ловят двумя руками. Выполняют 5 раз.
Занятие №7.
1. «Жмурки» - глазодвигательное упражнение. Учащиеся представляют, будто им в глаза попал песок. Выполняют 3 раза. 2. «Вдох-выдох» дыхательное упражнение. Учащиеся вдох делают носом, выдох – ртом. 3. «Прыжки» - кинезиологическое упражнение. Учащиеся поднимают правую руку вверх и выполняют прыжок на левой ноге, затем чередуют руку и ногу. Выполняют 5 раз. 4. «Ладошки» - пальчиковая гимнастика. Дети тупым концом карандаша обрисовывают свои ладони. 5. « «Перекаты». Дети перекатывают шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Занятие № 8.
1. «Далеко-близко» - глазодвигательное упражнение. Участники смотрят сначала на дальний предмет, потом на самый ближний. 2. «Ветерок». Учащиеся имитируют ветер. Сначала слабый, потом сильнее, еще сильнее. Чередование 3 раза. 3. Массаж ушных раковин. Выполняют 3 раза.
4. «Качалочка». Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве. 5. «Замок». Зажать шарик между ладонями, пальцы сцеплены в замок, локти направлены в стороны. Надавить ладонями на шарик. Выполнить 4-6 раз.


В раздел образования