Автор: Амелина Яна Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Стариковская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области" Населённый пункт: село Стариково Наименование материала: методическая разработка Тема: рабочая программа по обществознанию в 5-9 классах Раздел: среднее образование
Рабочая
программа
учебного
курса
«обществознание»
на
уровень
основного
общего
образования
составлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
/Стандарты
второго
поколения
/
М.:
«Просвещение»,
2011);
примерной
программы по учебным предметам: обществознание 5 - 9 классы (Примерная
программа по учебным предметам. Обществознание
5-9 классы/ Стандарты
второго
поколения/
М.:
Просвещение,
2010)
и
авторских
программ:
Обществознание.
Рабочие
программы.
Предметная
линия
учебников
под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы – М. Просвещение, 2014.
1.
П ла нируе мы е
ре зульт ат ы
о с во е ния
уч е б ного
п р е д м е т а
«Обществознание»
Предполагается, что в результате изучения обществознания в основной
школе выпускник получит возможность научиться:
формировать
положительное
отношение
к
необходимости
соблюдать
здоровый образ жизни;
корректировать
собственное
поведение
в
соответствии
с
требованиями
безопасности жизнедеятельности;
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике социальных параметров личности;
описывать
реальные
связи
и
зависимости
между
воспитанием
и
социализацией личности.
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике семейных конфликтов
наблюдать
и
характеризовать
явления
и
события,
происходящие
в
различных сферах общественной жизни;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
явлений
и
характеризовать основные направления общественного развития.
характеризовать
и
конкретизировать
фактами
социальной
жизни
изменения, происходящие в современном обществе;
показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире.
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать
несложные
ситуации
нарушения
прав
человека,
конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать
им моральную и правовую оценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
вклад в их становление и развитие.
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно
содействовать
защите
правопорядка
в
обществе
правовыми
способами и средствами;
использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю.
оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики
наблюдать
и
интерпретировать
явления
и
события,
происходящие
в
социальной жизни, с опорой на экономические знания;
характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
решать
познавательные
задачи
в
рамках
изученного
материала,
отражающие
типичные
ситуации
в
экономической
сфере
деятельности
человека;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать
понятия
«равенство»
и
«социальная
справедливость»
с
позиций историзма;
ориентироваться
в
потоке
информации,
относящейся
к
вопросам
социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
адекватно
понимать
информацию,
относящуюся
к
социальной
сфере
общества, получаемую из различных источников.
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы
описывать
процессы
создания,
сохранения,
трансляции
и
усвоения
достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
осуществлять рефлексию своих ценностей
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной
общественной жизни;
выражать
и
обосновывать
собственную
позицию
по
актуальным
проблемам молодёжи.
2.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Социальная сущность личности
I.Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ
жизни. Безопасность жизни.
Деятельность
и
поведение.
Мотивы
деятельности.
Виды
деятельности.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы.
Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные
социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового
возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение
личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане
России: какие права человек получает от рождения.
II.Ближайшее социальное окружение
Семья
и
семейные
отношения.
Роли
в
семье.
Семейные
ценности
и
традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути
из разрешения.
Современное общество .
III. Общество – большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии
общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные
различия
в
обществе:
причины
их
возникновения
и
проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества: сознание, сохранение,
распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём.
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные
проблемы
современности.
Экологическая
ситуация
в
современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI века.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное
устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит
сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов
России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные
нормы
и
правила
общественной
жизни.
Общественные
традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль,
её
основные
принципы.
Добро
и
зло.
Законы
и
правила
нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства
и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты
права.
Конституция
Российской
Федерации
–
Основной
закон
государства.
Конституция
Российской
Федерации
о
правах
и
свободах
человека
и
гражданина.
Личные
(гражданские)
права,
социально-экономические
и
культурные
права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные
обязанности
российского
гражданина.
Обязанность
платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечества – долги обязанность.
VI. Основы российского законодательства.
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные
правоотношения.
Права
и
обязанности
родителей
и
детей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые
правоотношения.
Права,
обязанности
и
ответственность
работника
и
работодателя.
Особенности
положения
несовершеннолетних
в
трудовых правоотношениях
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
П р е с т у п л е н и е
и
н а к а з а н и е .
П р а в о в а я
о т в е т с т в е н н о с т ь
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
VII. Мир экономики
Экономика
и
её
роль
в
жизни
общества.
Экономические
ресурсы
и
потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и
их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное
регулирование
экономики:
возможность
и
границы.
Виды
рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в
начале XXI
века.
Причины
безработицы.
Роль
государства
в
обеспечении
занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные
участники
экономики
–
производители
и
потребители.
Роль
человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная
успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX.Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество
как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей
и групп в обществе.
Изменения
социальной
структуры
обще ства
с
переходом
в
постиндустриальное
общество.
Влияние
экономики
на
социальный
состав
общества.
Историзм
понятий
«социальная
справедливость»
и
равенство.
Средний класс и его место в современном обществе.
Основные
социальные
группы
современного
российского
общества.
Социальная политика Российского государства.
Политика. Культура
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы
государства. Функции государства.
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство
России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое
государство.
Верховенство
права.
Разделение
властей.
Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти.
Органы
исполнительной
власти.
Правоохранительные
органы.
Судебная
система.
Межгосударственные
отношения.
Международные
политические
организации.
Войны
и
вооружённые
конфликты.
Национальная
безопасность.
Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация
и
способы
её
распространения.
Средства
массовой
информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур
как черта современного мира.
Роль
религии
в
культурном
развитии.
Религиозные
нормы.
Мировые
религии. Веротерпимость.
Культура
Российской
Федерации.
Образование
и
наука.
Искусство.
Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно
ли
предвидеть
будущее?
Как
приспособиться
к
быстрым
переменам?
Непрерывное
образование.
Образование
и
карьера.
Мир
современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее
создаётся молодыми.
3.
Тематическое планирование предмета «Обществознание»
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов, тем
Характеристика
основных
в и д ов
деятельности учащихся
(на уровне учебных действий).
5 класс 34 часа
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
•
использовать знания о биологическом и
социальном в человеке для характеристики его
природы.
Характеризовать
основные
этапы
социализации, факторы становления личности;
•
характеризовать
основные
слагаемые
здорового
образа
жизни;
осознанно
выбирать
верные
критерии
для
оценки
безопасных
условий
жизни;
на
примерах
показывать
опасность
пагубных
привычек,
угрожающих
здоровью;
•
сравнивать
и
сопоставлять
на
основе
характеристики основных возрастных периодов
жизни
человека,
возможности
и
ограничения
каждого возрастного периода;
•
выделять
в
модельных
и
реальных
ситуациях
сущностные
характеристики
и
основные виды деятельности людей, объяснять
роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный
статус
и
социальные
роли;
объяснять
и
конкретизировать
примерами
смысл
понятия
«гражданство»;
•
описывать
гендер
как
социальный
пол;
1
Введение 1 ч.
2
Человек 5 ч.
3
Семья 5 ч.
4
Школа 6 ч.
5
Труд 6 ч.
6
Родина 10 ч.
Заключительный
урок 1ч.
6 класс 34 часа
1
Введение 1 ч.
2
Ч е л о в е к
в
социальном
измерении12 ч.
3
Человек
среди
людей 10 ч.
4
Нравственные
основы жизни 8 ч.
Заключительный
урок 1 ч.
7 класс 34 часа
1
Введение 1 ч.
2
Регулирование
поведения
людей
в
обществе 11 ч.
приводить примеры гендерных ролей, а также
различий в поведении мальчиков и девочек;
•
давать
на
основе
полученных
знаний
нравственные оценки собственным поступкам и
о т н о ш е н и ю
к
п р о б л е м а м
л ю д е й
с
ограниченными
возможностями,
своему
отношению
к
людям
старшего
и
младшего
возраста, а также к сверстникам;
•
демонст рировать
п о н и ма н и е
особенностей
и
практическое
владение
способами
коммуникативной,
практической
деятельности,
используемыми
в
процессе
познания человека и общества.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
• формировать положительное отношение к
необходимости
соблюдать
здоровый
образ
жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии
с
требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
•
использовать
элементы
причинно-
следственного
анализа
при
характеристике
социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости
между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
•
характеризовать
семью
и
семейные
отношения;
оценивать
социальное
значение
семейных традиций и обычаев;
•
характеризовать
основные
роли
членов
семьи, включая свою роль;
•
выполнять
несложные
практические
задания
по
анализу
ситуаций,
связанных
с
различными
способами
разрешения
семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к
различным
способам
разрешения
семейных
конфликтов;
•
исследовать
несложные
практические
ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей;
находить и извлекать социальную информацию
о
государственной
семейной
политике
из
адаптированных источников различного типа и
знаковой системы.
3
Ч е л о в е к
в
экономических
отношениях 13 ч.
4
Ч е л о в е к
и
природа 5 ч.
Заключительный
урок 1 ч.
8 класс 34 часа
Введение 1 ч.
1
Л и ч н о с т ь
и
общество 6 ч.
2
Сфера
духовной
культуры 8 ч.
3
Социальная
сфера 5 ч.
4
Экономика 13 ч.
Заключительный
урок 1 ч.
9 класс 34 часа
Введение 1 ч.
1
Политика 11 ч.
2
Право 18 ч.
3
Повторение 3 ч.
Заключительный
урок 1 ч.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
использовать
элементы
причинно-
следственного
анализа
при
характеристике
семейных конфликтов.
О б щ е с т в о
—
б о л ь ш о й
« д о м »
человечества
Выпускник научится:
•
распознавать
на
основе
приведённых
данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития
общества,
его
движение
от
одних
форм
общественной
жизни
к
другим;
оценивать
социальные явления с позиций общественного
прогресса;
•
различать
экономические,
социальные,
политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
•
применять
знания
курса
и
социальный
опыт
для
выражения
и
а р г у м е н т а ц и и
с о б с т в е н н ы х
с у ж д е н и й ,
к а с а ю щ и х с я
многообразия социальных групп и социальных
различий в обществе;
•
выполнять несложные познавательные и
практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности
человека
в
разных
сферах
общества.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
наблюдать и характеризовать явления и
события,
происходящие
в
различных
сферах
общественной жизни;
•
объяснять
взаимодействие
социальных
общностей и групп;
•
выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
явлений
и
характеризовать
основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
•
характеризовать
глобальные
проблемы
современности;
•
раскрывать
духовные
ценности
и
достижения народов нашей страны;
•
называть
и
иллюстрировать
примерами
основы
конституционного
строя
Российской
Федерации, основные права и свободы граждан,
гарантированные
Конституцией
Российской
Федерации;
•
находить
и
извлекать
информацию
о
положении
России
среди
других
государств
мира из адаптированных источников различного
типа.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
характеризовать
и
конкретизировать
фактами
социальной
жизни
изменения,
происходящие в современном обществе;
•
показывать
влияние
происходящих
в
обществе
изменений
на
положение
России
в
мире.
Регулирование
поведения
людей
в
обществе
Выпускник научится:
•
использовать
накопленные
знания
об
основных
социальных
нормах
и
правилах
регулирования
общественных
отношений,
у с в о е н н ы е
с п о с о б ы
п о з н а в а т е л ь н о й ,
коммуникативной и практической деятельности
для
успешного
взаимодействия
с
социальной
средой
и
выполнения
типичных
социальных
ролей
нравственного
человека
и
достойного
гражданина;
•
на
основе
полученных
знаний
о
социальных нормах выбирать в предлагаемых
модельных
ситуациях
и
осуществлять
на
практике
модель
правомерного
социального
поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
•
критически
осмысливать
информацию
правового и морально-нравственного характера,
полученную
из
разнообразных
источников,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
применять
полученную
информацию
для
определения
собственной
позиции
по
отношению
к
социальным
нормам,
для
соотнесения
собственного
поведения
и
поступков
других
людей
с
нравственными
ц е н н о с т я м и
и
н о р м а м и
п о в е д е н и я ,
установленными законом;
•
использовать
знания
и
умения
для
формирования
спо собно сти
к
личному
самоопределению
в
системе
морали
и
важнейших
отраслей
права,
самореализации,
самоконтролю.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
использовать
элементы
причинно-
следственного анализа для понимания влияния
моральных
устоев
на
развитие
общества
и
человека;
•
моделировать
несложные
ситуации
нарушения
прав
человека,
конституционных
прав
и
обязанностей
граждан
Российской
Федерации и давать им моральную и правовую
оценку;
•
оценивать
сущность
и
значение
правопорядка и законности, собственный вклад
в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых
нормах
выбирать
в
предлагаемых
модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного
социального
п о в е д е н и я ,
о снованного
на
уважении
к
закону
и
правопорядку;
•
характеризовать
и
иллюстрировать
примерами
установленные
законом
права
собственности; права и обязанности супругов,
родителей
и
детей;
права,
обязанности
и
ответственность
работника
и
работодателя;
предусмотренные
гражданским
п р а вом
Российской Федерации механизмы защиты прав
собственности
и
разрешения
гражданско-
правовых споров;
•
анализировать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
г р а ж д а н с к и м и ,
семейными,
трудовыми
правоотношениями;
в
предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки
правонарушения,
п р о с т у п к а ,
преступления;
•
объяснять
на
конкретных
примерах
о с о б е н н о с т и
п р а в о в о го
п о л оже н и я
и
ю р и д и ч е с к о й
о т в е т с т в е н н о с т и
несовершеннолетних;
•
находить,
извлекать
и
осмысливать
информацию правового характера, полученную
из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять
полученную
информацию
для
соотнесения
собственного
поведения
и
поступков
других
людей с нормами поведения, установленными
законом.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
оценивать
сущность
и
значение
правопорядка
и
законности,
собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
•
осознанно
содействовать
защите
правопорядка в обществе правовыми способами
и средствами;
•
использовать
знания
и
умения
для
формирования
спо собно сти
к
личному
с а м о о п р е д е л е н и ю ,
с а м о р е а л и з а ц и и ,
самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
•
понимать
и
правильно
использовать
основные экономические термины;
•
распознавать
на
основе
привёденных
данных
основные
экономические
системы,
экономические явления и процессы, сравнивать
их;
•
объяснять
механизм
рыночного
регулирования
экономики
и
характеризовать
роль государства в регулировании экономики;
•
характеризовать
функции
денег
в
экономике;
• анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и
процессы;
•
получать
социальную
информацию
об
э к о н о м и ч е с к о й
ж и з н и
о б щ е с т в а
и з
адаптированных источников различного типа;
•
формулировать
и
аргументировать
собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся
на
обществоведческие
знания
и
личный
социальный опыт.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
оценивать
тенденции
экономических
изменений в нашем обществе;
•
анализировать с опорой на полученные
з н а н и я
н е с л о ж н у ю
э к о н о м и ч е с к у ю
информацию, получаемую из неадаптированных
источников;
•
выполнять
несложные
практические
задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
•
распознавать
на
основе
приведённых
данных
основные
экономические
системы
и
экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя
и
потребителя
как
основных
участников
экономической деятельности;
•
применять
полученные
знания
для
характеристики экономики семьи;
•
получать
социальную
информацию
об
э к о н о м и ч е с к о й
ж и з н и
о б щ е с т в а
и з
адаптированных источников различного типа;
•
формулировать
и
аргументировать
собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся
на
обществоведческие
знания
и
социальный
опыт.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и
события, происходящие в социальной жизни, с
опорой на экономические знания;
•
ха р а кт е р изо ват ь
т е н д е н ц и и
экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания
сложившиеся
практики
и
модели
поведения
потребителя;
•
решать познавательные задачи в рамках
изученного
материала,
отражающие
типичные
ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
•
выполнять
несложные
практические
задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
•
описывать
социальную
структуру
в
обществах
разного
типа,
характеризовать
основные
социальные
группы
современного
общества;
на
основе
приведённых
данных
распознавать основные социальные общности и
группы;
•
характеризовать
основные
социальные
группы российского общества, распознавать их
сущностные признаки;
•
характеризовать
ведущие
направления
социальной политики российского государства;
•
давать оценку с позиций общественного
прогресса тенденциям социальных изменений в
нашем
обществе,
аргументировать
свою
позицию;
•
характеризовать
собственные
основные
социальные роли;
•
объяснять
на
примере
своей
семьи
основные функции этого социального института
в обществе;
•
и з в л е к а т ь
и з
п е д а г о г и ч е с к и
адаптированного
текста,
составленного
на
основе
научных
публикаций
по
вопросам
социологии,
необходимую
информацию,
преобразовывать её и использовать для решения
задач;
•
использовать
социальную
информацию,
представленную совокупностью статистических
данных,
отражающих
социальный
состав
и
социальную динамику общества;
•
проводить
несложные
социологические
исследования.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
использовать
понятия
«равенство»
и
«социальная
справедливость»
с
позиций
историзма;
•
ориентироваться
в
потоке
информации,
относящейся к вопросам социальной структуры
и
социальных
отношений
в
современном
обществе;
•
адекватно
понимать
информацию,
относящуюся
к
социальной
сфере
общества,
получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
•
характеризовать
государственное
устройство
Российской
Федерации,
описывать
полномочия и компетенцию различных органов
государственной власти и управления;
•
правильно
определять
инстанцию
(государственный
орган),
в
который
следует
обратиться для разрешения той или типичной
социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических
режимов,
обо сновывать
п р е и м у щ е с т ва
демократического политического устройства;
•
описывать
основные
признаки
любого
государства, конкретизировать их на примерах
прошлого и современности;
•
характеризовать
базовые
черты
избирательной
системы
в
нашем
обществе,
основные проявления роли избирателя;
•
различать
факты
и
мнения
в
потоке
политической информации.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
осознавать
значение
гражданской
активности
и
патриотической
позиции
в
укреплении нашего государства;
•
соотно сить
различные
о ц е н к и
политических
событий
и
процессов
и
делать
обоснованные выводы.
Культурно-информационная
с реда
общественной жизни
Выпускник научится:
•
характеризовать
развитие
отдельных
областей и форм культуры;
•
распознавать
и
различать
явления
духовной культуры;
•
описывать различные средства массовой
информации;
•
находить
и
извлекать
социальную
информацию
о
достижениях
и
проблемах
развития
культуры
из
ад аптированных
источников различного типа.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
описывать
проце ссы
с о зд а н и я ,
сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
•
характеризовать
основные
направления
р а з в и т и я
о т е ч е с т в е н н о й
к ул ьт у р ы
в
современных условиях;
•
осуществлять
рефлексию
своих
ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
•
характеризовать
явление
ускорения
социального развития;
•
объяснять
необходимость
непрерывного
образования в современных условиях;
•
описывать
многообразие
профессий
в
современном мире;
•
характеризовать
роль
молодёжи
в
развитии современного общества;
•
извлекать
социальную
информацию
из
доступных источников;
•
применять
полученные
знания
для
решения отдельных социальных проблем.
В ы п у с к н и к
п олу ч и т
в о зм ож н о с т ь
научиться:
•
критически
воспринимать
сообщения
и
рекламу
в
СМИ
и
Интернете
о
т а к их
направлениях
массовой
культуры,
как
шоу-
бизнес и мода;
•
оценивать
роль
спорта
и
спортивных
до стижений
в
контексте
с о в р е м е н н о й
общественной жизни;
•
выражать
и
обосновывать
собственную
позицию по актуальным проблемам молодёжи.