Автор: Сныткина Светлана Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Школа №86 Населённый пункт: г.Самара, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Математический брейн-ринг Раздел: начальное образование
Математический брейн-ринг 4 класс
.
Цель:
сплочение классного коллектива, развитие речи, кругозора учащихся;
развитие навыков устного счёта, внимания, абстрактного мышления, развитие
логики;
повышение интереса к математике.
увлечь детей математикой с помощью интересных заданий;
познакомить детей с нестандартными задачами;
выявить способных, умеющих логически мыслить, внимательных учащихся.
Развитие познавательного интереса, коммуникативных способностей и умений
действовать самостоятельно и в команде.
Девиз: «Ум да разум – надоумят сразу».
для участников - эмблемы у каждой команды, ручки
для ведущего - плакаты:
"Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит"
(М.В.Ломоносов).
"Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению"
(М.И.Калинин).
"Математика - это язык, на котором говорят все точные науки".
( Н.И.Лобачевский).
"Математика - царица всех наук"
карточки с заданиями.
Оборудование: парты, стоящие парами, по 6 стульев, листочки, ручки, наглядные
таблицы, звонок, песочные часы, сигнальные карточки, спички, весы, монеты, ножницы,
прямоугольники.
Ход мероприятия.
- Дорогие ребята! Сегодня мы проведем брейн-ринг, в котором выявим самую
внимательную, умную, смекалистую команду.
В нашей игре принимают участие 3 команды – команды 4А,4Б, 4Г классов.
Послушайте правила проведения игры:
1. На обсуждение задачи дается 1 минута.
2. Начинать обсуждение можно только после сигнала.
3. После сигнала об окончании минуты все обсуждения прекращаются.
4. Отвечает только один игрок, выбранный капитаном.
5. Если команда ответила на вопрос задачи (выбрала ответ) раньше срока, капитан
поднимает сигнальную карточку.
- А оценивать вашу работу будет компетентное жюри. Разрешите вам представить членов
жюри.
- В нашей игре будут принимать участие не только команды, но и болельщики. Для них
тоже приготовлены задания. И они могут заработать для своих команд баллы.
- И еще хотелось бы вам напомнить о правилах поведения, просим вас соблюдать тишину.
Отвечать только по поднятой руке. Не выкрикивать. За плохое поведение болельщиков, у
команд будут отниматься очки.
Желаем всем удачи!
I тур «Устный»
- Вашему вниманию будут представлены устные задачи. Чья команда первой поднимет
сигнальную карточку и покажет свою готовность, та и будет отвечать. За каждый
правильный ответ команда получает фишку. В конце тура подсчитает количество фишек.
1. Мальчики соревновались в беге на 100 м. Коля пробежал дистанцию за 16 с. Боря- за 15
с. Вова за 18 с. Чья скорость была больше? (Боря)
2. Найди 1/7 от 700? (700:7=100)
3. Как с помощью гирь 8 кг, 5 кг, 3 кг за один раз отвесить 6 кг крупы?
(На левой чашке весов гири в 8 кг и 3 кг, на правой чашке весов – курица в 6 кг и гиря в 3
кг. 8+3 = 6+5)
4 . Периметр квадрата 36 см. Какова его площадь?( 36:4=9 см – сторона квадрата.
Площадь: 9*9=81 кв.см)
5. Площадь огорода квадратной формы 100 кв. м. Чему равна сторона? 10м
6. Купили 5 ручек по 20 рублей и 7 тетрадей по 40 рублей. Сколько стоит вся покупка?
(20*5+40*7=100+280=380 (руб.)
7. Длительность перемены равна 15 мин, что составляет 5/39 продолжительности полёта
Ю.Гагарина. Сколько времени длился первый в мире космический полёт? 15:5*12=108
мин
8. Гусь тяжелее утки на 2 кг, но легче щенка на 3 кг. На сколько утка легче щенка? (на 5 кг)
9. Уменьшаемое 750, вычитаемое 70. Чему равна разность? 750-70=680
10. Частное 800, делитель 3. Чему равно делимое?( 2400)
11. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут
Алексей Владимирович.
Как зовут этого гражданина?
Ответ: Владимир Николаевич.
12. У крышки стола отрезали один угол.
Сколько углов стало у крышки стола?
(Пять углов)
- Подведем итоги. Посчитайте и озвучьте количество заработанных фишек. Назовем
победителя в этом туре.
Между раундами звучит музыка
II тур «Смекалка»
- Мы переходим к следующему туру. В нем задания не простые – задания на смекалку.
Каждой команде раздадим карточки с заданиями. На подготовку 5 минут. По истечении
времени мы прочитаем задания, а члены команды должны ответить на них устно. (Читать
задания попеременно- то для одной команды, то для другой, то для третьей.)
- Пока команды готовятся, конкурс для болельщиков.
Конкурс для болельщиков
1. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4
маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на
березах не растут)
2. Одно яйцо варится 5 минут, а сколько варятся 6 яиц? (5 минут)
3. На одной руке 5 пальцев, на двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50
пальцев)
4. На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
5. Сколько концов у одной палочки? А у двух с половиной? (6 концов)
6. Горели 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2)
7. Назовите все арифметические действия. (Сложение, вычитание, деление, умножение)
8. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
9. Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1
старуха)
10. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Какое расстояние проехал
кучер? (5 км)
- Подводим итоги. Начисляем баллы командам за конкурс болельщиков.
Болельщикам спасибо за помощь командам.
Задания для 1 команды 4 а класса.
1. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят
три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)
2. В клетке находятся 3 кролика. 3 девочки попросили дать им по 1 кролику. Просьбу
девочек исполнили – каждой дали по 1 кролику. И все же 1 кролик остался в клетке. Как
такое могло случиться? (1 кролика дали с клеткой)
3. Двое пошли – 8 грибов нашли. Четверо пойдут – сколько найдут? (Неизвестно. Может
больше, может меньше, может ничего не найдут. Дело случая.)
Задания для 2 команды 4 б класса.
4. Один ученик написал о себе так: «Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько
же на другой, да на обеих ногах 10» Как это так? (Нет запятой после слова двадцать.)
5. Мальчик нёс в корзине грибы. Он споткнулся и рассыпал 43 гриба, а в корзине осталось
32 гриба. Сколько всего грибов нашёл мальчик? (43+32=75 грибов)
6. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 м друг от друга.
Сколько учеников в классе, если длина линейки 20 м? (21 ученик)
Задания для 3 команды 4 г класса.
7. Псу Шарику, кошке Мурке и попугаю Кеше вместе 8 лет. Сколько лет им будет вместе
через 2 года? (14 лет)
8. Тройка лошадей пробежала вместе 60 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (60
км)
9. Известно, что масса монеты в 1 коп -1г, а в 2коп-2г.
Что дороже 1 кг однокопеечных монет или 1 кг двухкопеечных монет?
(Стоимость одинаковая)
- Подведем итоги. Подсчитаем количество баллов. Слово жюри.
III тур «Спички»
- Переходим к следующему туру. Практическое задание. Каждой команде раздадут
карточки. Вам нужно будет переложить спички так, как указано в задании. Если команда
готова, покажите свою готовность: поднимите вверх сигнальную карточку. Итак,
начинаем.
- Пока команды работают, мы предлагаем болельщикам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Задание для 1 команды 4 а класс.
Переложите 2 спички так, чтобы получилось 3 треугольника.
Задание для 2 команды 4 б класс.
Переложи 2 спички так, чтобы избушка повернулась в другую сторону.
Уберите 4 спички, чтобы осталось 5 квадратов.
Задание для 3 команды 4 г класс.
- Подведем итоги. Слово жюри.
VI тур «Думай, размышляй»
- Следующий тур. Командам нужно сосредоточиться. Каждой команде раздадут карточки с
задачами. Вам нужно решить задачи, записать решение и ответ. Сдать свои работы жюри.
Приступаем.
Задания для команд:
1. Грузовая машина вышла из посёлка в 7 ч и прибыла в город в 13 ч. За это время она
прошла 240 км, двигаясь с одинаковой скоростью. С какой скоростью шла машина? 40
км/ч
13-7=6 час
240:6=40км/ч
2. Реши задачу с помощью уравнения: В пакете было 350г сахара. Когда в него добавили
ещё сахару, то в нём стало 900г. Сколько г добавили? 350+Х=900
Х=900-350
Х=550
3. На частной ферме 100 коров. Каждая корова в среднем даёт 15 л молока в сутки.
Сколько кг масла можно изготовить из этого молока, если из 100кг молока получается 3 кг
масла? 45 кг масла
15*100=1500л 1500:100 *3 = 45 кг
- А пока команды выполняют задание, конкурс для болельщиков.
Задание болельщикам
На слайде:
Прочитать старую русскую пословицу.
В И Л Н П О Д О Н И О Е Н Е Н
32 24 84 9 65 63 56 63 9 24 63 30 9 30 9
7*9= 180-148= 82-17= 36:4 = 8*4=
7*8= 100-37 = 180:6 = 49+14=
6*4 = 120-36 = 3*8=
72:8= 6*5 = 4+5=
(Один в поле не воин)
- Подводим итоги. Слово жюри.
V тур «Геометрический»
- В этом туре вам нужно вспомнить все знания по геометрии. Для каждой команды
раздадут карточки. На них будут задания. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните.
Когда будете готовы, поднимите вверх сигнальную карточку. Начинаем.
Задания для команд.
1. Как разрезать циферблат часов на 6 частей, чтобы в каждой части сумма чисел была
одинаковая?
2. Прямоугольник разделите тремя прямыми отрезками на 7 частей.
3. Сколько отрезков на чертеже? Перечислите их. (10 отрезков: AE, AD, AC, AB, BE, BD,
BC, CE, CD, DE)
4. Улитка от т.А ползла 2 см на север, 3 см на восток, 2 см на юг 3 см на запад. Куда она
приползла? (В ту же точку)
В то время, когда наши команды выполняют задания, вновь конкурс для болельщиков.
Загадки. Не выкрикиваем. Поднимаем руку.
Задание болельщикам (Загадки)
-Я буду загадывать загадки. Первый отгадавший получает фишку - очко для своей
команды.
1.Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (квадрат)
2.Ты на меня, ты на него,
На всех на нас он смотрит.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны, и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Всё в нашем городе - друзья,
Дружнее не сыскать
Мы фигур семья,
Нас каждый должен знать. (треугольник)
3.Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры)
4.Число я - меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве Я прикажешь рядом встать,
Я - все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (7, семья.)
5.Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках.
Лишь 0 ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка. (Плюс – полюс)
- Вот и подошла к концу наша игра. Нам хотелось бы поблагодарить уважаемые жюри за
компетентность, команды за плодотворную работу, болельщиков за помощь командам.
Всем спасибо. А сейчас слово жюри.
-Подведение итогов, награждение