Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.
Автор: Амзаракова Снежана Романовна Должность: учитель сбо Учебное заведение: ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат" Населённый пункт: с.Аскиз Республика Хакасия Наименование материала: Статья Тема: Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя. Раздел: среднее профессиональное
Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга
педагогического роста учителя.
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-
токарь,
прекрасный
мастер-врач,
так
должен
и
может
быть
прекрасным
мастером
педагог… А.С. Макаренко
Учитель
является
главным
действующим
лицом
любых
школьных
преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые
педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в
работе
по
повышению
профессионального
мастерства
педагогов
—
формирование
исследовательской культуры.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования
нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными
методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики,
способами
самостоятельного
конструирования
педагогического
процесса
в
условиях
конкретной
практической
деятельности,
умением
прогнозировать
свой
конечный
результат.
Проблема
становления
и
развития
профессионализма
является
общественно-
государственной
проблемой,
решению
которой
отводится
приоритетное
направление.
Не
случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и
навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность —
умение
самостоятельно
добывать,
анализировать
и
эффективно
использовать
информацию,
умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от
его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям
труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.
Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.
Создать
профессиональное
портфолио
–
это
одно
из
важнейших
действий,
которое
необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха.
Наряду
с
резюме,
рекомендательными
письмами
и
сертификатами,
портфолио
участвует
в
процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.
Что
такое
портфолио
учителя ? Обобщив
информацию
различных
современных
словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и
достижений учителя,
педагога,
включающее
в
себя спектр
документов ,
формирующий
представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения
архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов
в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке,
позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений
фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х
годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и
Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио,
который
позволит
перейти
от
административной
системы
учёта
результативности
педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во
внеурочной работе.
Цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты,
обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Задачи портфолио:
Формирование профессиональных характеристик педагога.
Развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций.
Повышение
результативности
и
эффективности
профессиональной
педагогической
и
управленческой деятельности.
Содействие профессиональному росту педагогов.
В
соответствии
с
одной
из
принятых
классификаций
выделяют
несколько
видов
профессионального портфолио учителя:
(Слайд 5)
портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью
оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного
времени;
отчетный
портфолио —
свидетельствует
о
достижении
учителем
определенного
результата при завершении работы над каким-либо проектом;
демонстрационный
портфолио —
это
коллекция
лучших
работ
учителя.
Данный
портфолио
используется
для
интервью
при
приеме
на
работу
или
для
участия
в
профессиональном конкурсе.
Функции портфолио (Слайд 6)
накопительная
модельная
достижения учителя
(грамоты, дипломы, удостоверения,
сертификаты и т.п.);
набор рабочих материалов
(конспекты открытых уроков, опорные
конспекты, тесты, практические и
лабораторные работы и т.п.)
отражает динамику развития учителя;
показывает результаты самообразования;
демонстрирует стиль преподавания;
позволяет проводить рефлексию;
помогает спланировать деятельность
Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в
разнообразных
видах
деятельности:
учебной,
воспитательной,
творческой,
методической,
исследовательской.
Практическая значимость (Слайд7)
Для учителя
Для администрации
п о в ы ш е н и е
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
мастерства (качество);
реальное
представление
о
результатах
деятельности и резервах;
основание для аттестации;
основа
для
участия
в
конкурсных
и
грантовых программах;
предъявление результатов социуму через
систематизацию наработок
лицензирование, аттестация, аккредитация
ОУ;
расширение методического диапазона ОУ;
основание для назначения стимулирующих
выплат и денежного вознаграждения;
мониторинг
эффективности
работы
учителя;
объективность
системы
оценивания
успешности учителя;
и н т е г р а ц и я
к о л и ч е с т в е н н о й
и
качественной оценок
Структура (содержание) портфолио (Слайд 9)
Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого
большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках
которой оно создается.
Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и
систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел
способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Рекомендуемые разделы портфолио:
Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областяхи
позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.
Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”.
Раздел 3. “Результаты педагогической деятельности”.
Материалы
данного
раздела
должны
давать
представление
о
динамике
результатов
педагогической деятельности учителя за определенный период.
Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися
образовательных
программ
и
сформированность
у
них
ключевых
компетенций
по
преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в
виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в
школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой
аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в
вузы по предметной направленности.
Раздел 4. “Научно-методическая деятельность”.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме
педагога;
использование
им
современных
образовательных
технологий
в
учебной
и
воспитательной
работе:
материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
выбор образовательных технологий;
обоснование
и
применение
средств
педагогической
диагностики
для
оценки
образовательных результатов;
использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательном
процессе;
работа в методических объединениях;
участие в профессиональных и творческих конкурсах;
участие в методических и предметных неделях;
организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
проведение научных исследований, разработка авторских программ;
подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
публикации
Раздел 5. “Внеурочная деятельность по предмету”.
список
творческих
работ,
рефератов,
учебно-исследовательских
работ,
проектов,
выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и
др.;
сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных
мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
программы кружков, факультативов, элективных курсов
Раздел 6. “Учебно-материальная база”.
В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий;
наличие технических средств;
наличие компьютера и компьютерных средств;
аудио - и видеопособия;
наличие дидактического материала;
измерители качества обученности учащихся.
Раздел 7. “Работа в качестве классного руководителя”.
Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением
рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива.
Систему работы с портфолио ученика.
Работа с родителями:
анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
информация о правонарушениях;
сведения о работе с родителями;
разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 8. “Отзывы”
В
этом
разделе
размещаются
отзывы
руководителей
разных
уровней,
коллег,
родителей,
учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов,
резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.
Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня
используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно
повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.