Напоминание

Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.


Автор: Амзаракова Снежана Романовна
Должность: учитель сбо
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Аскиз Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга

педагогического роста учителя.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-

токарь,

прекрасный

мастер-врач,

так

должен

и

может

быть

прекрасным

мастером

педагог… А.С. Макаренко

Учитель

является

главным

действующим

лицом

любых

школьных

преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые

педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в

работе

по

повышению

профессионального

мастерства

педагогов



формирование

исследовательской культуры.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования

нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными

методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики,

способами

самостоятельного

конструирования

педагогического

процесса

в

условиях

конкретной

практической

деятельности,

умением

прогнозировать

свой

конечный

результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно- государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”. Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости. Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.
Что

такое

портфолио

учителя
? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это
описание в фактах
педагогических
качеств и

достижений
учителя, педагога, включающее в себя
спектр

документов
, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности. Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России. В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе.
Цель портфолио
– проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Задачи портфолио:
 Формирование профессиональных характеристик педагога.  Развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций.  Повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности.  Содействие профессиональному росту педагогов. В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
(Слайд 5) 
портфолио развития
— собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени; 
отчетный

портфолио
— свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом; 
демонстрационный

портфолио
— это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
Функции портфолио
(Слайд 6)
накопительная

модельная
 достижения учителя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);  набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)  отражает динамику развития учителя;  показывает результаты самообразования;  демонстрирует стиль преподавания;  позволяет проводить рефлексию;  помогает спланировать деятельность Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Практическая значимость
(Слайд7)
Для учителя

Для администрации
 п о в ы ш е н и е п р о ф е с с и о н а л ь н о г о мастерства (качество);  реальное представление о результатах деятельности и резервах;  основание для аттестации;  основа для участия в конкурсных и грантовых программах;  предъявление результатов социуму через систематизацию наработок  лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;  расширение методического диапазона ОУ;  основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;  мониторинг эффективности работы учителя;  объективность системы оценивания успешности учителя;  и н т е г р а ц и я к о л и ч е с т в е н н о й и качественной оценок
Структура (содержание) портфолио
(Слайд 9) Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Рекомендуемые разделы портфолио:
Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областяхи позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.
Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”.

Раздел 3. “Результаты педагогической деятельности”.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период. Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой
аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Раздел 4. “Научно-методическая деятельность”.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога; использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:  материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;  выбор образовательных технологий;  обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;  использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;  работа в методических объединениях;  участие в профессиональных и творческих конкурсах;  участие в методических и предметных неделях;  организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;  проведение научных исследований, разработка авторских программ;  подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;  публикации
Раздел 5. “Внеурочная деятельность по предмету”.
 список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;  список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;  сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);  программы кружков, факультативов, элективных курсов
Раздел 6. “Учебно-материальная база”.
В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:  список словарей и другой справочной литературы по предмету;  список наглядных пособий;  наличие технических средств;  наличие компьютера и компьютерных средств;  аудио - и видеопособия;  наличие дидактического материала;  измерители качества обученности учащихся.
Раздел 7. “Работа в качестве классного руководителя”.
Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с портфолио ученика. Работа с родителями:  анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;  сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;  информация о правонарушениях;  сведения о работе с родителями;  разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 8. “Отзывы”
В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п. Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.


В раздел образования